Социальные роли руководителя организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 10:46, реферат

Описание

Различные интересы как сильный субъективный момент вносят большую трудность в управление социальными системами. Отношения по управлению, так же, как и любые отношения между людьми, никогда не могут быть чисто рациональными, только служебными или исключительно официальными. В них неизбежно проявляются личные качества, групповые интересы, которые воздействуют на эти отношения, преломляя их через себя.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные понятия руководства
1.1. Социальные роли руководителя
1.2. Функции руководителя

Глава 2. Особенности управленческой деятельности в организациях
2.1. Понятие и виды социальных организаций
2.2. Типология организаций

Заключение

Библиография

Работа состоит из  1 файл

реферат Социальные роли руководителя организации.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

Качества  личности, позволяющие успешно реализовать  названные роли, создают устойчивые предпосылки для результативного  выполнения еще одной стратегически  важной социальной роли — роли преобразователя  условий жизнедеятельности людей. 

Условия жизни людей — это предмет  управленческого труда, а прогрессирующее  развитие, улучшение этих условий  рассматривается обществом как  результат, продукт управленческого  труда, как критерий оценки качества этого труда. 

В нашей стране существует острый дефицит профессионализма в управлении. Среди практикующих руководителей мало людей с профессиональным управленческим образованием. Это объясняется отчасти ментальными особенностями нашего населения, а также существующей у нас реальной практикой менеджмента . 
 

1.2 Функции  руководителя 

Социальные  роли руководителя детализируются и  проявляются в его функциях. В  литературе существуют достаточно разнообразные  классификации функций руководителя. Основными функциями руководителя являются:

- оценка  ситуации, разработка, обоснование  (т.е. выяснение, насколько реальны,  понятны и контролируемы цели) и постановка целей; 

- определение  и подготовка мероприятий по  достижению целей; 

- координация  деятельности сотрудников в соответствии  с общими целями; 

- контроль  за персоналом и соответствием  результатов его деятельности  поставленным задачам; 

- организация  деятельности сотрудников, т.  е. использование существующих  и создание новых организационных  структур для руководства персоналом  и его деятельностью; 

- информирование  сотрудников; 

- интерактивное,  контактное взаимодействие (коммуникация) - деловое общение с целью получения  информации, консультирования, оказания  помощи и т.п.; 

- формирование  системы стимулирования сотрудников  и их мотивация; 

- делегирование  задач, компетенции и ответственности;

- предотвращение  и разрешение конфликтов; 

- распространение  специфических для организации  ценностей и норм; 

- забота  о подчиненных и обеспечение  их лояльности; 

- формирование  сплоченного коллектива и поддержание его дееспособности; 

- ослабление  чувства неуверенности в действиях  персонала и обеспечение организационной  стабильности . 

Как видно  из приведенного перечня функций  руководителя, они значительно различаются  по своей сложности и объему деятельности, а частично пересекаются. Некоторые авторы объединяют названные и некоторые другие функции в две основных функции:  

1) достижение  групповой цели;

2) сплочение  группы и забота о ее сохранении.  

Рассмотрим  эти функции несколько подробнее. 

1) Достижение групповой цели. Сюда входят все функции, связанные с определением групповых целей и задач, а также мобилизацией сотрудников на их реализацию:

- постановка  целей и определение ролей  отдельных членов команды; 

- выявление  проблем, возникающих при реализации заданий; 

- координация  действий группы; 

- планирование  и организационная подготовка  групповых собраний, включая определение  их состава; 

- формирование  «нормальных» групповых коммуникаций (например, беседы со специалистами,  получение разносторонней информации о состоянии дел у каждого члена группы и т.п.); 

- выявление  и прояснение неясных вопросов; 

- контроль  за соблюдением временных планов  и обобщение промежуточных результатов; 

- проверка  правильности восприятия и интерпретации  информации, получаемой членами группы;

- методическая  помощь сотрудникам и содействие  развитию у них инициативы  и творческого подхода при  решении задач; 

- обеспечение  сотрудников будущей работой  с учетом их возможностей и  желаний; 

- развитие  взаимопомощи при выполнении трудных заданий и в непредвиденных ситуациях; 

- регулярное  подведение индивидуальных трудовых  итогов; 

- забота  о повышении квалификации и  овладении смежными профессиями; 

- развитие  внешних связей группы и подготовка  соответствующей информации; 

- приобретение финансовых и всех других необходимых для работы ресурсов. 

2) Сплочение  группы и забота о ее сохранении. В содержание этой общей функции  входит решение задач, связанных  с обеспечением оптимальности  и постоянства состава членов  команды, с налаживанием внутригрупповых отношений, в том числе отношений членов группы с руководителем. К числу таких задач относятся: 

- обнаружение  и устранение эмоциональной напряженности  в групповых отношениях; 

- оповещение  о групповых нормах, правилах  игры (например, о честности и искренности во взаимоотношениях) и своевременное напоминание о них; 

- защита  и ободрение «тихих» членов  команды, торможение стремления  чрезмерно активных сотрудников  к доминированию и притеснению  более скромных; 

- разрешение  конфликтов; 

- защита отдельных сотрудников от тех, кто ущемляет их личное достоинство; 

- развитие  здорового коллективизма, взаимного  доверия и солидарности, доброжелательности  и стремления к поиску компромиссов; 

- всяческая  поддержка групповых собраний;

- внимательное  и терпимое отношение к сотрудникам при решении вопросов, возникающих при совместной работе в команде (правильного понимания общих целей, возможностей, проблем и т.д.); 

- мотивация  сотрудников; 

- инициирование  конструктивной критики. 

Функции руководителя выступают мерой оценки его индивидуальных качеств, которые призваны способствовать успешному осуществлению им всех своих социальных ролей и направлений деятельности . 

Глава 2.  Особенности  управленческой деятельности в организациях 

2.1 Понятие  и виды социальных организаций 

В подавляющем  большинстве случаев управление имеет дело с различными организациями. Оно, во-первых, осуществляется в самих  организациях - производственных, кредитно-финансовых, торговых, научных, образовательных  и т.п. Оно, во-вторых, может оказывать свое воздействие на множество более или менее однородных организаций, например, организации строительства или торговли, и тогда мы имеем перед собой феномен отраслевого управления. Оно может включать в свою орбиту и множество организаций, существенно отличающихся друг от друга своими целями, содержанием и способами деятельности, сущностью решаемых задач, положением, занимаемым в обществе и т.п. В таком случае речь идет о межотраслевом, в том числе и государственном, управлении. Однако в любом случае объектом управления чаще всего оказывается определенная социальная организация либо совокупность организаций . 

Что же представляет из себя организация? 

В социологии управления под социальной организацией подразумевается специально, для  достижения определенной цели созданная группа людей, выполняющая определенную общественную функцию. Поэтому организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнять коллективно то, чего они не могли бы достичь индивидуально, поодиночке. Следовательно, цель - это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится достичь группа людей, работающая вместе и составляющая данную организацию.

В своей  повседневной жизни люди оказываются  втянутыми в деятельность множества организаций, включая детский сад, школу, производственный коллектив, спортивную команду и т.д., причем все эти организации подразделяются на два основных типа - формальные и неформальные.

Под неформальной организацией обычно понимается система  межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т.п.). Именно такие организации чаще всего исследует социальная психология, хотя она интересуется и формальными организациями. Социология же, в отличие от социальной психологии, приоритетное внимание уделяет не таким неформальным организациям, а социальным организациям формального типа. 

Каковы  же существенные признаки формальной организации? К ним относятся  следующие ее особенности: 

1. Наличие  определенной цели (целей) действия  данной организации. 

2. Совокупность функциональных положений, занимаемых членами данной организации, воплощаемых в свойственных им социальных статусах и ролях. 

3. Конкретное  воплощение соотношения этих  статусов (позиций) через распределение  отношений власти и подчинения. 

4. Совокупность правил и норм, регулирующих отношение между людьми, занимающими определенные статусы в данной организации и выполняющими определенные роли в ней. 

5. Формализация  значительной части целей данной  организации и нормативная регуляция  поведения, отношений между членами данной организации. 

С социологической  точки зрения социальная структура  формальной организации определяется тремя основными факторами. Во-первых, она зависит от цели, для осуществления  которой создана данная организация. Во-вторых, она определяется ценностно-нормативными стандартами, которые регулируют распределение и взаимодействие социальных позиций (должностей) и присущих этим должностям ролевых предписаний. В-третьих, она обусловлена иерархической упорядоченностью и соподчиненностью названных статусов и ролей, связанных с ними уровней должностных обязанностей и ответственности, не зависящей (или мало зависящей) от личностных качеств и особенностей членов данной организации. 
 

Таким образом, формальная организация представляет собой специфическую социальную общность и объединена: 

- общими  целями; 

- общими  интересами; 

- общими ценностями; 

- общими  нормами; 

- совместной  деятельностью. 

Основной  функцией такой организации является достижение поставленной цели путем  повышения упорядоченности и  эффективности действий ее членов в  жизненно важных для индивидов или  общества в целом сферах жизнедеятельности. Одним из решающих условий успешного функционирования организации является хорошо налаженная система коммуникации между ее членами и связанное с этим упорядочение потоков информации, циркулирующей между различными звеньями данной организации, без чего невозможно эффективное управление организацией и рациональная координация деятельности людей, в нее включенных. Другим важным условием эффективного функционирования организации является создание реальных условий для служебного продвижения ее работников по иерархической лестнице должностей, так называемая "вертикальная мобильность" статусов и ролей в пределах данной организации. Третье существенное условие успешного функционирования организации составляет формирование и целенаправленное осуществление в ней системы социального контроля, представляющего собой совокупность вознаграждений и санкций, применяемых за добросовестное и эффективное выполнение должностных обязанностей либо, наоборот, за неточное, безответственное выполнение порученного дела.

Информация о работе Социальные роли руководителя организации