Социальные роли руководителя организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 10:46, реферат

Описание

Различные интересы как сильный субъективный момент вносят большую трудность в управление социальными системами. Отношения по управлению, так же, как и любые отношения между людьми, никогда не могут быть чисто рациональными, только служебными или исключительно официальными. В них неизбежно проявляются личные качества, групповые интересы, которые воздействуют на эти отношения, преломляя их через себя.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные понятия руководства
1.1. Социальные роли руководителя
1.2. Функции руководителя

Глава 2. Особенности управленческой деятельности в организациях
2.1. Понятие и виды социальных организаций
2.2. Типология организаций

Заключение

Библиография

Работа состоит из  1 файл

реферат Социальные роли руководителя организации.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

В процессе своего функционирования социальная организация  вырабатывает два ряда требований, один из них - это требование организации  к каждому входящему в ее состав индивиду, а другой - требование индивида к организации. Суть требований организации к индивидам можно свести к следующему: 

- активная  и эффективная деятельность, направленная  на успешное достижение цели, стоящей перед организацией; 

- требования  к индивидам, сформулированные  безотносительно к их личностным  особенностям, т.е. безличностные (университет, например, предъявляет свои требования к студентам, независимо от особенностей личности каждого из них); 

- требования  к индивидам как к членам  определенной социальной общности (скажем, требования к студентам  определенного вуза, определенного факультета, определенного курса и т.д.) . 

В свою очередь, для успешного своего функционирования организация должна отвечать определенному  набору требований со стороны индивида. Они таковы:

- обеспечение  устойчивости социального положения  данного индивида;

- возможности  самоутверждения индивида в обществе  как члена данной организации  (члена партии, религиозной организации,  футбольного клуба и т.п.;

- обеспечение  условий для его саморазвития  как личности. От взаимодействия  и взаимоудовлетворения этих взаимных требований зависит устойчивость данной организации, ее динамика и эффективность ее деятельности.

Из изложенных особенностей функционирования формальной организации и ее взаимодействий как целостной общности со своими членами можно вывести ее характерные черты. 

Формальная  организация:

- рациональна,  т.е. в основе ее формирования  и деятельности находится принцип  целесообразности, рациональности, сознательного  движения к определенной цели; 

- безлична, т.е. безразлична к индивидуальным  личностным особенностям своих членов, поскольку рассчитана на их взаимоотношения, устанавливаемые по составленной программе (например, отношения между солдатами офицерами в армии, между директором, инженерами, бухгалтерами, рабочими на заводе и т.п.); 

- предусматривает и регулирует только служебные отношения; 

- подчинена  в своей деятельности и в  коммуникациях, взаимодействиях  своих членов функциональным  целям; 

- обладает (в большинстве случаев) административным  персоналом, постоянно ответственным  за поддержание устойчивости организации, координацию взаимодействий ее членов и эффективность ее деятельности как социального целого . 

Мы достаточно подробно изложили основные особенности, условия успешного функционирования, характерные черты формальной организации, что дает достаточные основания для ее определения.

Социальная  организация - это такая общность людей, которая складывается в определенную систему отношений, для достижения определенных целей посредством  распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия в процессе функционирования системы управления. 

В процессе управления организацией приходится принимать  во внимание, что ее работники чаще всего распределены по функциональным областям деятельности. Понятие функциональная область относится к работе, которую выполняет подразделение или организация а целом, например, маркетинг, производство, обучение персонала или планирование финансов.

Взаимозависимость уровней управления и функциональных областей, построенная в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать намеченные цели, составляет структуру организации. В структуре организации выделяется несколько компонентов, среди которых важнейшее значение имеют специализированное разделение труда, сфера контроля и координация совместной деятельности людей, работающих в данной организации. Все это образует внутреннюю среду организации. Но последняя действует в определенной внешней среде. 

Социальные  факторы, внешние по отношению к  организации, сплетаются в сложный клубок политических, экономических, юридических, социальных и социально-культурных воздействий, постоянно присутствующих в жизни организации и существенно влияющих на формирование ее деятельности. Внешняя среда сказывается не столько на повседневной работе людей, сколько на их отношении к своей организации и на поведении самой организации в целом . В частности, положительный в глазах общественного мнения имидж вселяет в людей гордость за принадлежность к организации. В этом случае легче привлекать и удерживать работников. Когда же в общественном мнении складывается недоверчивое или даже негативное отношение к организации, в нее приходят люди без большого удовлетворения, скорее подгоняемые соображениями выгоды, отсутствием выбора и т.д.

Внутренняя среда организации - это непосредственная обстановка, в которой приходится работать людям, объединенным совместными целями, интересами и деятельностью. Всегда нужно иметь в виду, что и организация, и управление ею, и руководители, и подчиненные - это люди, объединенные в определенные группы. Когда открывается какое-либо предприятие, принимает соответствующее решение конкретный человек или конкретная группа людей, а вовсе не абстрактное руководство. Когда выпускается продукция низкого качества, виноваты не абстрактные "рабочие", а несколько конкретных людей, которые недостаточно мотивированы, стимулированы, плохо обучены или безответственно относятся к своим обязанностям. Если руководство - отдельные работники системы управления - не понимает или не признает, что каждый работник представляет собой личность с ее неповторимыми запросами, интересами, потребностями, ожиданиями, способность организации достичь намеченных целей будет поставлена под угрозу. 

2.2 Типология  организаций 

Огромное  разнообразие организаций, существующих в обществе, можно определенным образом типологизировать. Одним из широко распространенных типов организаций являются добровольные ассоциации, например, ассоциация предпринимателей, ассоциация адвокатов и др . Для добровольных ассоциаций являются характерными следующие черты: 

- она  организована для защиты и  выражения общих интересов ее  членов; 

- членство  в ней является добровольным - оно не предусматривает предъявления  определенных требований к людям  (что неукоснительно соблюдается  при призыве на военную службу) и его не присваивают от рождения (как, например, вероисповедание или гражданство); 

- она  не связана в своей деятельности  с местными или государственными  органами власти. 

Второй  тип социальных организаций составляют производственно-хозяйственные объединения, т.е. организации, специализирующиеся на производстве товаров и услуг - заводы, фабрики, сельскохозяйственные кооперативы, торговые фирмы, комбинаты бытового обслуживания и т.п. 

Третий  тип организаций образуют кредитно-финансовые организации - банки, страховые кампании и др. 

Четвертый тип организаций включает в себя научно-исследовательские и учебные  заведения, ставящие своей целью  производство и распространение  новых научных знаний, их реализацию в техникумы, обучение подрастающих поколений- исследовательские институты, техникумы, вузы, школы и т.п. 

Пятый тип организаций составляют учреждения здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры и спорта, ставящие своей целью охрану и укрепление здоровья людей, рекреацию (восстановление) сил человека, израсходованных в процессе труда. 

Шестой  тип организаций составляют учреждения культуры и досугового обслуживания населения (театры, музеи, библиотеки, филармонии, кинотеатры и т.п.). 

Седьмой тип организаций включает в себя учреждения правоохранительных органов - суды, прокуратура, милиция (полиция), органы государственной безопасности и др. 

Восьмой тип составляют административно-управленческие организации, к которым относятся  органы законодательной и исполнительной власти различных уровней (от республиканского до областных и районных), органы местного самоуправления . 

В процессе перехода к государственно-регулируемой рыночной системе хозяйствования возникают  несколько новых типов организаций. Наиболее распространенными из них являются арендные предприятия. Они создаются путем передачи государственного предприятия в аренду на основе договора между государственными органами и сообществом арендаторов. Организационная структура управления такими организациями строится с учетом полного хозрасчета и самоуправленческих начал в экономической деятельности, а сфера централизованного управления резко сужается.

Достаточно  широкое распространение получают совместные предприятия, которые создаются  на основе вложения капитала отечественных и зарубежных партнеров, совместно осуществляющих хозяйственную деятельность, управление организацией и распределение прибыли.

Наряду  с этими организациями в обществе, осуществляющем переход к рыночной экономике, создаются акционерные  общества. Это - специфическая форма объединения средств организаций и граждан в целях осуществления хозяйственной деятельности. Существуют открытые акционерные общества, где акции свободно продаются и покупаются, и закрытые, в которых акции распространяются только среди основателей. Управление такой организацией осуществляет правление, избранное общим собранием акционеров и осуществляющее регулирование всех видов деятельности (инвестиции, производство, распределение прибыли и т.п.) в соответствии с общими принципами и направлениями, определяемыми таким собрание.

В процессе рыночных преобразований в странах  с переходной экономикой возникают  холдинговые компании - специфические  организации, создаваемые с целью  приобретения и последующего владения контрольными пакетами ценных бумаг, главным образом выпускаемых промышленными фирмами. В данном случае из обширного веера управленческих функций приоритетное значение приобретает функция контроля, поскольку именно она обеспечивает регулирующее воздействие на все предприятия, фирмы и т.п., предоставившие ценные бумаги в распоряжение холдинговой компании.

Но люди объединяются в организации ради того, чтобы сделать свою деятельность более эффективной. Для этого  необходима координация и согласование их действий во времени и в пространстве, что невозможно осуществить без управления организацией, без административных аспектов ее деятельности. Эти административные аспекты деятельности социальной организации выдающийся немецкий социолог М. Вебер обозначил термином "бюрократия".  

Теория  бюрократии, разработанная М. Вебером считается самой эффективно действующей моделью функционирования управленческого аппарата социальной организации. Любая управленческая модель может быть применена эффективно только в том случае, если принимается во внимание тип организации, степень сложности ее структуры, особенности ее связи с окружающей социальной средой . Поэтому в социологии организаций выделяют в качестве специфического объекта управления так называемые "сложные организации". Сложные организации отличаются тем, что они, во-первых, имеют не одну цель, а определенный набор взаимосвязанных целей своей деятельности, во-вторых, они осуществляют четкое горизонтальное разделение деятельности за счет образования подразделений, каждое из которых выполняет специфические конкретные задания и добивается конкретных специфических целей. Как и целая организация, подразделения, являющиеся ее частями, представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели.

Эффективность управления, как и всей деятельности организации, в решающей степени зависит от ее взаимодействия с внешней социальной средой. Ни одна организация не может существовать и функционировать в качестве изолированного "острова в себе". Каждая организация зависит от окружающей социальной среды как в отношении привлечения кадров, так и в отношении всех остальных своих ресурсов (материальных, финансовых, духовных и др.) и, наконец, в отношении потребителей, пользователей результатов ее деятельности, будь это товары, услуги, идеи, знания, верования и т.п. Внешняя социальная среда включает в себя экономические условия, социальную структуру общества, систему образования и подготовки кадров, психологическое состояние населения, технологические системы различных видов деятельности. Поэтому в деятельности организации, особенно сложной, возрастающую значимость в современных условиях приобретает комплексный анализ всех компонентов и динамики внешней социальной среды и осуществление на этой основе процесса стратегического планирования, предназначенного для контроля факторов, внешних по отношению к данной организации, с целью определения масштабов существующих возможностей и опасностей. Только таким путем можно определить тенденции развития организации и перспективы ее деятельности в изменяющихся условиях внешней среды.

Информация о работе Социальные роли руководителя организации