Социальные технологии в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:39, реферат

Описание

Учебный курс «Технологии социальной работы» включает в себя чрезвычайно обширный и разнородный материал, изложение которого затруднено в силу разнообразия теоретических подходов различных ученых и практиков, а также в силу того, что объем, содержание и совокупность используемых в нем понятий зачастую еще не получили всеобщего признания. Это относится даже к наименованию профессии, которую получает в результате подготовки специалист по социальной работе. Применяемые некоторыми авторами термины «соционом» или «социальный инженер» содержат в себе некоторые указания на те социально-управленческие, программно-проектные функции, которые предстоит выполнять сотруднику социальной сферы, однако эти термины не общепризнанны и не утверждены нормативными документами, содержащими требования к уровню подготовки, знаниям и умениям специалистов. В связи с этим используются в одинаковом значении термины «специалист по социальной работе» и «социальный работник». Принципы классификации социальных технологий, проанализированные далее, свидетельствуют о том, что вычленение одной из многих технологий во многом зависит от конкретных целей исследования или конкретных целей оказания помощи клиенту.

Содержание

Содержание и задача курса «Технологии социальной работы»………………….…………………………………………. 3
2. Сущность, принципы и основные понятия социальной технологии……………………………………………………………..4
2.1 Понятие социальных технологий………………………………………..4
2.2 Классификация социальных технологий………………………………..6
2.3 Конструирование социальных технологий……………………………...9
2.4 Свойства и особенности социальных технологий………………………
2.5 Специфика и классификация технологий в социальной
работе…………………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Социальные технологии в Социальной работе.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

Характерной особенностью социальных технологий является их тесная связь с конкретным историческим временем и зависимость от конкретных социально-исторических условий. Социальная технология возникает как отклик на конкретную социальную проблему и обеспечивается субъектами, живущими в конкретных исторических условиях, т.е. обладающими знаниями, определенными уровнем научно-технического прогресса в это историческое время.

Главными  особенностями социальных технологий являются:

  • Сильная связь и зависимость использования технологий от групповых и личных качеств, деловой культуры пользователей;
  • Отсутствие очевидной эффективности применения;
  • Сравнительная простота усвоение и сложность применения;
  • Быстрота распространения технологий;
  • Высокая цена для человеческих судеб;
  • Привлекательность цели технологии для населения;
  • Простота ее обоснования;
  • Гибкость внедрения процедур и операций;
  • Надежность теоретического и методического обеспечения, профессиональной грамотности и практического опыта;
  • Экономичность воспроизводства результата технологии социального, социально-психологического, организационного, экономического и других возможных результатов;
  • Отсутствие противоречий между ними, между уровнями качества их воспроизводства, а также между процедурами и операциями конкретной социальной технологии, между объектом и субъектом в процессе технологизации, отсутствие других противоречий;
  • Наличие всех признаков технологизации: разграничение операций, разделение действий, расчленение социального процесса на связанные между собой этапы, фазы, поэтапность действий;
  • Возможность координации действий на каждом этапе;
  • Однозначность выполнения операций и процедур;
  • Возможность многократного применения отработанных стандартных алгоритмов деятельности для решения типовых задач социального управления.

Технологизация  конкретного социального процесса требует соблюдения ряда условий:

  • Объект технологизации должен обладать достаточной степенью сложности – бессмысленно говорить о технологизации базовых действий или действий первого уровня, в этом случае речь обычно идет о рационализации, оптимизации затрат или выработке навыка; однако технологизируемый процесс не должен быть и слишком сложным – тогда имеет смысл говорить о системе  или комплексе технологий, который в силу свойств системы тоже будет обладать свойствами технологии;
  • Должны быть известны все элементы структуры объекта технологизации, особенности их строения и закономерности функционирования;
  • Процессы (состояния, явления, отношения) должны быть формализованы и представлены системой операций, процедур;
  • Каждая операция, процедура должна иметь систему конкретных показателей (нормативов), диагностических приемов изучения их состояния и управления ими.

2.5 Специфика и классификация  технологий в социальной  работе

При определении  технологий социальной работы необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности, в-третьих, особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов (элементов) социальной работы как определенной целостности (системы). Представляется вполне приемлемым определение социальных технологий применительно к социальной работе, которое дается в отечественной литературе. Они трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижений поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Социальные  технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте  социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками — социологией, теорией социальной работы, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.

Классификация технологий в социальной работе может  быть самой разнообразной. Это связано  с тем, что социальная работа представляет собой определенную относительно самостоятельную систему упорядоченного множества элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. При анализе технологий в социальной работе как системе необходимо учитывать классификацию систем вообще. С этой точки зрения следует иметь в виду, что социальная работа является прежде всего разновидностью социальной системы, поскольку имеет дело с людьми (в частности, с клиентами и социальными работниками) и возникающими между ними отношениями.

Социальная  работа может быть рассмотрена и  как разновидность больших систем, поскольку включает в себя три компонента: 1) социальную работу как науку; 2) социальную работу как учебную дисциплину (цикл учебных дисциплин); 3) социальную работу как вид деятельности.

Выделяя социальные технологии в социальной работе как науке, необходимо учитывать, что она представляет собой такую сферу человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний об определенной действительности — социальной работе (а при понимании социальной работы в широком смысле — социальных отношениях, социальной сфере). Одной из ее важнейших задач как науки являются анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения различных социальных и других проблем применительно к разным индивидам, слоям и группам населения.

Характеризуя  технологии социальной работы как науки, следует исходить из того, что ее неотъемлемыми компонентами являются соответствующие закономерности (например, существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности), принципы и методы (экономические, правовые, социально-педагогические и т.д.).

В этом случае социальные технологии представляют собой способы применения теоретических выводов в решении практических задач социальной работы. Важно в этой связи подчеркнуть особенность социальной работы как науки – органическое  единство знаний и умений.

Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине (цикле учебных дисциплин), сущностью социальных технологий является целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, методах и организации, т.е. эти технологии имеют в основном обучающий, информационный характер.

В этой связи важно различать общее  и особенное в технологиях образования в области социальной работы, что связано с системой обучения: получение среднего специального и высшего образования (с учетом ступеней высшего образования, неполного высшего образования, бакалавриата, специального образования, магистратуры), аспирантура и докторантура, система повышения квалификации и самообразования.

В самом  учебном процессе технологии обусловлены  стандартами, программами, планами, спецификой изучаемых учебных дисциплин (общественных, естественнонаучных, профессиональных, специальных), в том числе обязательных, выборочных, факультативных; формами обучения (очная, вечерняя, заочная, очно-заочная), видами занятий (аудиторными, самостоятельными и т.д.).

В качестве технологий используются и формы  обучения (лекция, семинар, лабораторное занятие, практикум, учебная игра, экскурсия, конференция, курсовое и дипломное проектирование, коллоквиум, различные виды учебной практики, тестовая проверка и т.д.).

Рассматривая  социальную работу как особый вид деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание людям помощи, поддержки, защиты, особенно так называемым уязвимым слоям и группам населения. Именно в социальной работе как деятельности в концентрированном виде социальные технологии предстают как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знании, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.

Такой общин подход позволяет, на наш взгляд, сделать следующий шаг на пути конкретизации технологий, применяемых в социальной работе (имеются в виду фактически все три упомянутых аспекта социальной работы, в которых технологии выступают преимущественно в форме знаний — наука, — знаний и умений — обучение, — знании, умений, опыта, практики — деятельность).

С учетом сказанного классификация технологий в социальной работе может быть осуществлена по различным основаниям.

Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны: пенсионеры, инвалиды, дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные или многодетные семьи и т.д.

Теоретические работы и практический опыт, накопленный в России и за рубежом, выявили целый ряд направлений (видов) социальной работы с перечисленными (и другими) группами населения: социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и являются основными ее направлениями, главными технологиями. Они, безусловно, очень тесно связаны между собой, но в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.

Несмотря  на общность этих технологий в работе с разными группами населения, они  имеют довольно существенные различия, обусловленные спецификой объектов социальной работы (например, реализация социального надзора над детьми с девиантным поведением и преступниками-рецидивистами, попечительство над несовершеннолетними детьми и одинокими престарелыми и т.д.).

Именно  поэтому интеграция социальной деятельности с учетом специфики объектов и особенностей видов социальной работы имеет принципиальное значение. Эти виды работ (технологий) весьма разнообразны.

Один  из многих примеров — социальное обслуживание на дому пенсионеров. К надомным услугам, гарантированным государством, относятся:

  • организация питания и доставка продуктов на дом;

помощь  в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости;

  • содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские заведения;
  • помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
  • организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.);
  • помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмена жилья, помещения в стационарные учреждения органов социальной защиты населения;
  • содействие в организации ритуальных услуг и погребении одиноких умерших,

Технологии  можно классифицировать в зависимости от понимания социальной работы в широком и узком смысле. Если во втором случае речь идет преимущественно о технологиях работы с уязвимыми слоями населения, то в первом – о технологиях социальной защиты всех слоев населения, о создании таких условий (что связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые способствовали бы снижению доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, которые помогали бы населению самостоятельно решать свои проблемы.

Иначе говоря, технологии применительно к социальной работе, понимаемой в широком смысле, должны носить опережающий, упреждающий характер. Задача таких технологий (в деятельности государства, социальных институтов) — способствовать не только лечению «социальных болезней», но и их предотвращению.

Например, для общества лучше не оказывать  помощь безработным, а делать все возможное для предотвращения безработицы, ее уменьшения, обучения людей, развития производства, создания новых рабочих мест, перепрофилирования тех или иных цехов, предприятий, учреждений и т.д. Это возможно сделать также путем создания (реализации) технологий более глобального характера, затрагивающих сам процесс функционирования и развития общества. Учитывая интегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделять собственно социальные технологии, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и другие технологии.

Социальные  технологии в социальной работе в зависимости от уровня делятся на:

  • простые (доступные неспециалистам);
  • сложные, требующие наличия квалификации у специалиста, работающего в определенной области;
  • комплексные, требующие наличия квалификации у нескольких специалистов, работающих в разных областях.

Учитывая  сложность субъектов социальной работы (в частности, это социальные службы различных уровней и направлений), можно различать социальные технологии и по этому показателю. Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям. Например, можно выделить социальные технологии — «внешние» по отношению к клиенту: государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Главное их содержание заключается в создании человеку, группам (слоям) людей таких условий, чтобы они самостоятельно решали свои проблемы (пример — создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов).

Информация о работе Социальные технологии в социальной работе