Социальные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:56, курсовая работа

Описание

Термин социальные технологии - один из новейших в социологической науке. Социологическая мысль, начиная с 60-х годов, проявляет интерес к этой проблематике, активно включается в ее разработку.
Развитие научно-технического прогресса, в частности внедрение «безлюдных» технологий требует принципиально иного подхода к решению ряда социальных вопросов, таких как подготовка кадров, развитие профессионального образования, учет изменений в содержании и условиях труда и т.д.

Содержание

Введение................................................................................................................................3
Глава 1. Понятие и сущность термина «социальные технологии», история развития.5
1.1 Развитие социологической науки.................................................................................5
1.2 Понятие социальной технологии, признаки...............................................................8
1.3Сущность социальных технологий..............................................................................10
Глава 2. Формы, виды и этапы социальных технологий................................................12
2.1 Виды социальных технологий....................................................................................12
2.2 Этапы становления социальны технологий..............................................................13
Глава 3. Технологизация социального пространства.....................................................15
3.1 Теоретические и методологические концепции социального пространства........15
3.2 Интернет и развитие социальных технологий информационного общества в России...........................................................................................................................................19
Заключение.........................................................................................................................26
Список использованной литературы...............................................................................27

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya (1).doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

Образовательный консорциум Среднерусский Университет

Автономна некоммерческая организация

«Московский областной гуманитарный институт»

 

,

 

 

Курсовая работа

               ПО ПРЕДМЕТУ: Социальное управление

НА ТЕМУ: «Социальные технологии»

 

 

 

Студента  3 курса группы СПО 3/11

                                                                                    Орлова Н. В.

                                                                                    Специальность:

                                                                                     Государственное и муниципальное управление                        

                                                                                     Руководитель:

                                                                                     Пруданова Е. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

2012  год

Содержание

 

Введение................................................................................................................................3

Глава 1. Понятие и сущность термина «социальные технологии», история развития.5

1.1 Развитие социологической  науки.................................................................................5

1.2 Понятие социальной  технологии, признаки...............................................................8

1.3Сущность социальных  технологий..............................................................................10

Глава 2. Формы, виды и этапы  социальных технологий................................................12

2.1 Виды социальных технологий....................................................................................12

2.2 Этапы становления социальны  технологий..............................................................13

Глава 3. Технологизация социального пространства.....................................................15

3.1 Теоретические  и методологические концепции  социального пространства........15

3.2 Интернет  и развитие социальных технологий  информационного общества в России...........................................................................................................................................19

Заключение.........................................................................................................................26

Список использованной литературы...............................................................................27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин социальные технологии - один из новейших в социологической науке. Социологическая мысль, начиная с 60-х годов, проявляет интерес к этой проблематике, активно включается в ее разработку.

Развитие научно-технического прогресса, в частности внедрение «безлюдных»  технологий требует принципиально  иного подхода к решению ряда социальных вопросов, таких как подготовка кадров, развитие профессионального образования, учет изменений в содержании и условиях труда и т.д.

В сущности, социальные технологии изобретены давным-давно. Так, люди, к примеру, долгие века управляли общественными делами, передавали накапливаемые знания и  информацию от поколения к поколению. При этом всегда пользовались технологиями, которые в большинстве случаев специально не разрабатывались, были достаточно простыми, да и сами социальные связи не требовали технологизации: могли быть освоены интуитивно, эмпирически. Социальный прогресс был возможен на основе соблюдения прошлых правил, предписаний, традиций, культурных образцов, т.е. традиционных процедур и операций, которые целенаправленно, сознательно не разрабатывались и нередко относились к числу рутинных, но ими руководствовались в практической деятельности.

Социальные технологии представляют собой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование (изменение состояния) социального объекта, достижение заданного результата.

Социальными технологиями называют очень  широкий набор методов, используемых управленческими консультантами России для создания больших социальных групп, например, потребителей определенного  товара или избирателей, отдающих предпочтение определенному политику и управления поведением этих социальных групп. Существует мнение, что социальные технологии - это чисто российское "ноу-хау". Просто нигде в мире не используется данный термин, а у нас он получил развитие.

Многие предприниматели ставят сегодня перед собою задачу повышения акционерной стоимости своего бизнеса через повышение социальной ценности своих брендов. Социальный брендинг и социальная реклама, столь популярные сегодня в России - это тоже социальные технологии.

Не все, но уже многие крупные  российские компании начинают формировать  вокруг себя благоприятную внешнюю  среду с тем, чтобы быстрее  развивался их бизнес. А некоторые  компании ради того, чтобы не проиграть  в конкурентной борьбе, пытаются этому  помешать, и начинают разрушать социальную стабильность в том регионе, в котором находится их ближайший конкурент. Созидание и разрушение социальной среды вокруг политического или экономического субъекта происходит сегодня с помощью инструментов социальных технологий, вследствие чего данная тема является актуальной и заслуживает рассмотрения в рамках данной курсовой работы.

Целью данной работы является рассмотрение социальных технологий, как новый этап в развитии.

Предметом выступает  социальная технология.

Задача курсовой это рассмотреть социальные технологии, их сущность, внедрение в политику государства, рассмотреть этапы становления социальных технологий.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и сущность термина  «социальные технологии», история  развития.

1.1 Развитие социологической науки

Социология (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе. Это  общее определение имеет несколько  уточняющих объяснений: 1) наука о  социальных системах, из которых состоит  общество; 2) наука о закономерностях развития общества; 3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях; 4) наука о социальной структуре и социальных общностях; 5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Последнее определение является относительно новым и его все больше разделяют многие социологи. Исходя из этого определения социологии, ее предметом является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.

Возникновение социологии как науки. Термин «социология» в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил французский философ Огюст Конт в 1840-х. Однако, многие положения будущей науки были предвосхищены в трудах Конфуция, индийских, ассирийских и древнеегипетских мыслителей. Особое место в обосновании социальных идей принадлежит древнегреческим философам Платону, Аристотелю. Французские просветители 18 в. – Жан-Жак Руссо, Шарль Луи Монтескье, Вольтер, Дени Дидро, представители утопической мысли – Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Клод Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн развили идеи о возможностях совершенствования общества в реалиях Нового времени. Однако все социальные идеи, высказанные и сформулированные до 19 в., были предтечей социологии, ее истоками, но не самой наукой. Возникновение социологии как науки отражает качественно новый этап в истории общества, когда оно предстало в человеческом измерении – каждый человек становился субъектом исторического процесса. Этот коренной поворот в социальной практике и социальной науке связан с великими буржуазными революциями, в основном, с французской в конце 18 в. Она провозгласила свободу, равенство, братство всех людей, независимо от социального происхождения, социального положения, вероисповедания, национальной принадлежности. Именно с этого периода начинается новое осмысление роли человека, изучения сознания и поведения людей как активных участников экономических, социальных, политических и культурных изменений.

С середины 19 в. исчисляется первый этап в ее развитии – этап формирования научных основ социологии. Поиск основополагающих идей шел широким фронтом: если О.Конт говорил о возможностях познания общества при помощи «социальной физики» (он уподоблял общество природе и поэтому считал возможным познание социальной жизни при помощи естественных законов или окрытия им подобным), то социально-биологическая школа и ее основатель Г.Спенсер сравнивали общество с развитием живого организма, ратуя за использование биологических законов при их познании. В этом же веке поиск сущности социологии вела и социально-психологическая школа: Г.Тард, Г.Лебон, Ф.Теннис, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев, Е.В.Де Роберти основное внимание сосредоточили на проблемах личности, которую они рассматривали как единство биологического и социального начала в человеке, а общественную жизнь представляли как особое проявление мировой энергии. Во второй половине 19 в. большой популярностью пользовалось географическое направление в социологии, идеи которого нашли наиболее полное воплощение в трудах Э.Реклю, Ф.Ратцеля, Л.И.Мечникова, отстаивавших представления о решающем влиянии географической среды на развитие общества и личности. В этот же период окрепла и пробрела значительное влияние марксистская концепция в социологии, видными представителями которой были К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин и до определенного времени П.Б.Струве, А.А.Богданов и М.И. Туган - Барановский. В основе этой концепции – решающее влияние социально-экономических отношений на процесс взаимодействия различных классов и роли революционной борьбы в решении всех социальных конфликтов. Кроме того, в России заявило о себе социально-правовое направление, представленное Н.М.Коркуновым, Л.И. Петражицким, П.И. Новгородцевым, Б.А. Кистяковским и Б.Н.Чичериным, которые придавали большое значение власти, нормативно-этическим взаимоотношениям в обществе. Они анализировали процессы господства и подчинения, обращая особое внимание на роль государства в решении социальных проблем.

Второй этап в развитии социологии, который часто называют классическим, представлен трудами французского ученого Э.Дюркгейма, немецких исследователей М.Вебера, Г.Зиммеля. Они претендовали на иное видение социологии – не на «всезнайство» об обществе, а на изучение важнейших компонентов общественной жизни: социальных фактов (Э.Дюркгейм), политических и экономических явлений (М.Вебер), социальных закономерностей (Г.Зиммель). Именно они положили начало поиску новых подходов, в т.ч. и эмпирических, к определению объекта и предмета социологической науки, которые также развивались В.Парето, Г.Моска, У.Дильтеем, П.А.Сорокиным, З.Знанецким и другими крупнейшими представителями социологической мысли первой половины 20 века.

Современная социология продолжает порождать новые теории и концепции. По мнению французского социолога А.Турена, особенность современной социологии состоит в изменении предмета исследования и исследовательских ориентаций. Если в середине 20 в. вся проблематика сосредоточивалась вокруг понятия социальной системы, то теперь она сосредоточивается вокруг понятия действия и активного деятеля (актора). В историческом плане можно сказать, что Макс Вебер одержал победу над Эмилем Дюркгеймом. Классический подход к социологии, в рамках которого она понимается как наука о социальных системах, почти исчез. Влияние наиболее видных представителей этой традиции – Парсонса и Мертона – ослабло. Соответственно изменился и категориальный аппарат: понятия социальных институтов, социализации, интеграции не являются более центральными социологическими понятиями. Гораздо большее значение приобретают понятие кризиса, риска и близких к ним категорий – дезорганизации, насилия, хаоса. Кроме того, в рамках франкфуртской школы, основное содержание теорий которой состоит в определении роли и значения политической власти, исследуется содержание идеологий, причины радикализации поведения, условия формирования социальных движений и акций протеста. Все более популярным вариантом социологического мышления становится теория рационального выбора, которую предложил американский социолог Н.Коулмен. Понятие системы им также отрицается. Главное внимание сосредоточивается на понятиях ресурсов и мобилизации. Оригинальным вкладом в современную социологию является концепция П.Бурдье о социальном поле, о социальном капитале и социальном пространстве.

Сегодня в социологии уже в большей или меньшей  степени оформлено свыше 50 основных специальных социологических теорий. Некоторые из них получили статус фундаментальных дисциплин, другие — прикладных, третьи — теоретико-прикладных. Их положение все еще полностью не осмыслено и с точки зрения перспектив социологии, и с точки зрения общественных потребностей. Анализ места специальных социологических теорий в системе социологического знания предполагает постоянный критический обзор их развития, особенно тех, которые имеют непосредственное значение как для понимания места, роли и функций социологической науки в современных условиях, так и для повышения эффективности и качества исследований.

В социологии более, чем в любой другой общественной науке, заметно разделение на теорию и эмпирию, но это ни в коем случае не означает, что они существуют раздельно, не взаимодействуя между собой. Следование кажущейся самостоятельности теории и эмпирии в практике работы социологов ничем, кроме глубоких научных и методологических просчетов, не оборачивается.

Информация о работе Социальные технологии