Социальные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:56, курсовая работа

Описание

Термин социальные технологии - один из новейших в социологической науке. Социологическая мысль, начиная с 60-х годов, проявляет интерес к этой проблематике, активно включается в ее разработку.
Развитие научно-технического прогресса, в частности внедрение «безлюдных» технологий требует принципиально иного подхода к решению ряда социальных вопросов, таких как подготовка кадров, развитие профессионального образования, учет изменений в содержании и условиях труда и т.д.

Содержание

Введение................................................................................................................................3
Глава 1. Понятие и сущность термина «социальные технологии», история развития.5
1.1 Развитие социологической науки.................................................................................5
1.2 Понятие социальной технологии, признаки...............................................................8
1.3Сущность социальных технологий..............................................................................10
Глава 2. Формы, виды и этапы социальных технологий................................................12
2.1 Виды социальных технологий....................................................................................12
2.2 Этапы становления социальны технологий..............................................................13
Глава 3. Технологизация социального пространства.....................................................15
3.1 Теоретические и методологические концепции социального пространства........15
3.2 Интернет и развитие социальных технологий информационного общества в России...........................................................................................................................................19
Заключение.........................................................................................................................26
Список использованной литературы...............................................................................27

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya (1).doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

Вопросы социологического изучения социально-демографической  структуры пользователей Интернета, распределения аудитории по городам и регионам России начали активно обсуждаться на семинарах, конференциях и в периодической печати в 1998/99-х гг. Постепенно сформировались несколько исследовательских групп, реализующих свои программы изучения российской аудитории Интернета. Первые опросы населения были проведены исследовательскими компаниями и маркетинговыми агентствами, заинтересованными в получении прогностической информации о динамике роста (изменении структуры и т.п.) российской интернет-аудитории. Исследователи выделяют разные категории пользователей информационными ресурсами и технологиями Интернета - от регулярно работающих в нем, до тех, кто получает информацию из Интернета через друзей и сослуживцев. В частности, агентством Monitoring.ru начиная с исследования в ноябре 1999 г. аудитория Интернета была разделена на 5 видов: от "максимальной аудитории" (все посетители Интернета, включая и тех, кто имел хотя бы единичный опыт посещения Интернета) до "ядра" (те, кто регулярно посещает Интернет и проводит там не менее трех часов в неделю) и введено измерение коммуникативного окружения аудитории (двух видов - ближнего и дальнего). Оценки коммуникативного окружения аудитории, по мнению исследователей агентства Monitoring . ru, дают возможность представить масштабы влияния аудитории российского Интернета на прочее население страны через дружеские и семейные связи.

Результаты  исследований Фонда "Общественное мнение", наряду с данными о структуре  пользователей, представляют информацию о потенциале расширения аудитории  Интернета в России. На вопрос "Если Вы не пользуетесь Интернетом, то хотели бы Вы или нет, чтобы у Вас была такая возможность?" 3% респондентов ответили, что у них такая возможность имеется, а 33%, что хотели бы пользоваться Интернетом. Из этого следует, что потенциальная аудитория Интернета в России составляет около 30 млн. человек, причем необходимо отметить сопоставимость данных ФОМ с информацией, полученной агентством Monitoring.ru в феврале 2000 г. (8 млн. имеют желание и 29 млн. чел. положительно относятся к подключению к Интернету). Анализ динамики роста российской аудитории Интернета, по данным агентства Monitoring.ru показывает, что если "закон роста", наблюдающийся на протяжении последнего года, сохранится, то к концу 2000 г. максимальная аудитория вырастет в 1,4 раза и составит около 9 млн. чел., при этом недельная аудитория достигнет 4 млн. чел. Прогноз агентства Monitoring.ru показывает на конец 2002 года рост максимальной аудитории до 27 млн. чел.; а недельной аудитории - более 10 млн. чел.

В настоящее  время пользователи Интернета как особая целевая аудитория становятся объектом не только социологических, но и социально-психологических исследований. Активнее всего исследуются особенности группового взаимодействия в Интернете, закономерности формирования и характеристики функционирования виртуальных сообществ, вероятность возникновения "наркотического" типа зависимости от Интернета, стереотипы создания и восприятия социальных объектов в киберпространстве, перспективы переноса в реальную деятельность людей навыков и умений, приобретенных в виртуальной реальности. В этой связи необходимо отметить психологические исследования, которые с 1992 года ведутся на факультете психологии Московского государственного университета под руководством А.Е. Войскунского с целью выявления особенностей мотивации русскоязычных пользователей Интернета.

Следует также  отметить, что человек, входящий в  состав аудитории Интернета априорно должен соответствует двум основным признакам:

умение работать на компьютере и самостоятельно пользоваться ресурсами Интернета и

наличие возможности  доступа к компьютеру (дома, на работе в учебном заведении) и к Интернету.

Следовательно, говоря об аудитории Интернета необходимо учитывать прежде всего образовательный  и имущественный ценз отнесения  к этой специфической группе.

Данные социологических  опросов свидетельствуют о существенном интересе россиян к возможностям Интернета и достаточно высокой  доли молодежи и социально-активных слоев населения использующих интернет-технологии в своей жизнедеятельности. Это создает основу для широкого применения технологий информационного общества в общественно-политической, экономической, образовательной и культурной сферах.

Постепенное внедрение  новых социальных технологий, которые  можно отнести к технологиям  информационного общества, в настоящее время начинает уже существенным образом воздействовать на социально-экономические и политические сферы общества, причем это воздействие может инициироваться структурами и силами различной политической, социальной и религиозной направленности. Анализ ресурсов и технологий российского политического Интернета связан с интерпретацией самого понятия "политический Интернет", т.к. любые общественные процессы могут быть отнесены к политическим и соответственно все информационные ресурсы имеют политический ракурс. При анализе российского политического Интернета выделяют четыре его составляющие:

сайты властных структур;

ресурсы политических партий и движений;

пресса (сайты  газет и журналов, а также чисто  электронные издания);

сайты аналитических и исследовательских организаций.

Можно утверждать, что период со второй половины 1998 по первую половину 1999 года стал начальным  экстенсивным этапом формирования ресурсов российского политического Интернета. Основные четыре составляющие постепенно были заполнены. Стоит заметить, что подобный процесс формирования бизнес-ресурсов российского Интернета закончился годом раньше: вторая половина 1997 - первая половина 1998 г. Очевидно, что качественный рост российских политических ресурсов во многом был связан с приближающимися парламентскими и президентскими выборами. Уже в самое ближайшее время политическим структурам, предполагающим играть активную роль в политике страны в начале третьего тысячелетия, придется серьезно проанализировать возможности Интернета и сформулировать свое отношение к нему.

В 1999 г. практически  все политические движения создали  информационные сайты и на выборах  в Государственную Думу (декабрь 1999 года) Интернет активно использовался  в предвыборных технологиях. Особое внимание привлек факт публикации на сайте Г.Павловского информации оперативных опросов населения в день выборов, что для обычных СМИ является нарушением закона о выборах. В публикациях политологов обращается внимание на тот факт, что на сегодняшний день Интернет, формально не являясь СМИ, начинает использоваться как средство борьбы с конкурентами через "слив информации", которая не может быть опубликована в печатных и традиционных электронных СМИ, как средство агитации среди молодежи, как средство быстрой связи между регионами для мониторинга ситуации.

Говоря о  политических технологиях в российском Интернете необходимо учитывать  стратегии финансово-промышленных группировок и политических кланов, которые стремятся оказывать  максимальное воздействие на СМИ. Этот процесс происходит во всем мире, однако в России он носит предельно ясный и выразительный характер. Первым холдингом, включившим интернет-технологии в сферу своей активности , стал "Медиа-Мост". В начале 2000 г. была создана компания "HTB-Интернет", которая через принадлежащий холдингу спутник связи c сентября 2000 г. начала оказывать для российских пользователей услуги по высокоскоростному асимметричному доступу в Интернет по сравнительно низким ценам.

Российские  властные структуры уже достаточно активно используют интернет-технологии, в частности функционирует сайт "Официальная Россия" (http://www.gov.ru) с разделами посвященными законодательной, исполнительной и судебной властям с выходом на сайт Президента России (http://president.kremlin.ru). Большой объем информации о работе Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации регулярно размещается на официальном сайте Госдумы (http://www.duma.ru).

Важным аспектом развития информационного общества является формирование стратегии доверия  между властью и гражданами. В настоящее время в рамках обсуждения концепции развития информационного общества в России формулируются подходы и условия достижения состояния доверия. Например, А.Н. Райков, утверждая, что в устойчиво развивающемся обществе власть и общество должны быть взаимно информационно открыты и взаимопроникнуты доверием, в качестве необходимых условий достижения этого состояния формулирует следующие:

исчерпывающее информирование граждан о полезных для них правилах и нормах, открытости для граждан государственных информационных ресурсов, наличие стандартов государственных услуг;

явное ощущение гражданами возможности контроля за распределением национального богатства, бюджета, налоговых отчислений, а  также - влияния на развитие государства, участия в управлении и принятии государственных решений.

На наш взгляд на современном этапе важным вкладом  в расширение социальной базы Интернета  может стать два больших блока  программ:

Обеспечение доступа  в Интернет средних школ;

Внедрение интернет-технологий в местное самоуправление.

Актуальность  обозначенных направлений развития технологий информационного общества связана с острой необходимостью качественных изменений в системе  общего образования в условиях надвигающегося демографического спада. Существенным представляется также вовлечение молодого поколения в активный диалог и сотрудничество с местными органами власти. В этом вопросе также могут сыграть важную роль технологии информационного общества.

Социально-экономические  проблемы внедрения технологий информационного общества в России настоятельно требуют научной проработки вопросов формирования социально-сбалансированной политики внедрения технологий информационного общества на базе международного опыта и анализа реалий и перспектив социально-экономического развития России. Междисциплинарный центр Санкт-Петербургского государственного университета в сотрудничестве с академическими и вузовскими научными коллективами начал реализацию инициативной исследовательской программы "Социально-экономические проблемы внедрения технологий информационного общества в России".

Основными задачами программы являются:

Проанализировать  опыт описания социально-экономической  динамики формирования информационного  общества в развитых зарубежных странах.

Провести исследование социально-экономических и политических процессов развития базовых технологий информационного общества в России и адаптировать западный опыт построения системы индикаторов степени освоения этих технологий к российской практике.

Разработать предложения  по формированию социально-сбалансированной политики развития информационного общества в России в форме рекомендаций по организации деятельности в соответствующих сферах.

Провести информационную кампанию, обеспечивающую обсуждение и учет результатов исследований по данному проекту при формировании российских программ социально-экономического развития, основанных на внедрении технологий информационного общества.

Следует подчеркнуть, что возможные подходы к формированию социально-сбалансированной политики связаны с разработкой комплексных программ информатизации на федеральном, отраслевом и местном уровнях и выработкой общих принципов и рекомендаций по развитию технологий информационного общества. В настоящее время комплексные программы разрабатываются органами государственного управления (на федеральном и местном уровнях), однако их последовательная реализация невозможна без явной формулировки общих принципов и рекомендаций по организации деятельности, прошедших публичное обсуждение и принятых российским обществом. Основным результатом исследовательской программы будет разработка общих принципов и рекомендаций по внедрению технологий информационного общества в России, их публичное обсуждение и передача их в органы представительной и исполнительной власти, в сферу бизнеса, образования и социальной работы.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Время, в которое  мы живем – это время постоянных изменений и поиска ответов на вновь возникающие вопросы в  условиях неопределенности в окружающем нас мире.

Научные исследования свидетельствуют, что намеченные в Концепции социальных технологи Российской Федерации инновационные меры осуществляются далеко не полно, а это сдерживает выход из чрезмерно затянувшегося кризиса и переход к оживлению экономики на основе повышения конкурентоспособности отечественной продукции, укрепления ее позиций на внутреннем рынке и внешнем. Не происходит пока и крупномасштабного освоения высокотехнологичной наукоемкой продукции с использованием потенциала конверсии и технологий двойного назначения.

Задачи и  приоритеты государственной политики по внедрению социальных технологий должны найти отражение и конкретизацию в федеральных стратегических документах, создающих механизм реализации концепции социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу.

Необходимо определять задачи и механизмы такой политики на региональном и местном уровнях в стратегических документах и инновационных программах, утверждаемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации, отражающей специфику регионов и приоритеты федеральной политики.

Работа в  области развития социальных технологий государства не только в технологической, но и в социально-политической, управленческой, экономической областях только начинается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

1. Маренков Н.Л. Инноватика: Учебн. Пособие: – М.: Ком. Книга, 2005.

2. Плотинский Ю.М. Модель социальных процессов. – М.: Логос, 2001.

3. Социальная инноватика в управлении: муниципал. финанс. – производ. группы: учебн. пособие для вузов / В.Н. Иванов, С.Б. Мельников (и др.); под общ. Ред. В.Н. Иванова, С.Б. Мельникова: Академия наук социал. технологий и местн. самоуправл. – 4 изд., перераб. и доп. – М.: Муниципальный мир, 2006.

4.   Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется // СОЦИС. 1997, № 1

5.   Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник. – М., 1998

6.   Турен А. Возвращение человека действующего. Очерки социологии. М., 1998

7.   Общая социология. – Учеб. пособ. Под ред. проф. А.Г.Эфендиева. М., 2000

Информация о работе Социальные технологии