Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:56, курсовая работа
Термин социальные технологии - один из новейших в социологической науке. Социологическая мысль, начиная с 60-х годов, проявляет интерес к этой проблематике, активно включается в ее разработку.
Развитие научно-технического прогресса, в частности внедрение «безлюдных» технологий требует принципиально иного подхода к решению ряда социальных вопросов, таких как подготовка кадров, развитие профессионального образования, учет изменений в содержании и условиях труда и т.д.
Введение................................................................................................................................3
Глава 1. Понятие и сущность термина «социальные технологии», история развития.5
1.1 Развитие социологической науки.................................................................................5
1.2 Понятие социальной технологии, признаки...............................................................8
1.3Сущность социальных технологий..............................................................................10
Глава 2. Формы, виды и этапы социальных технологий................................................12
2.1 Виды социальных технологий....................................................................................12
2.2 Этапы становления социальны технологий..............................................................13
Глава 3. Технологизация социального пространства.....................................................15
3.1 Теоретические и методологические концепции социального пространства........15
3.2 Интернет и развитие социальных технологий информационного общества в России...........................................................................................................................................19
Заключение.........................................................................................................................26
Список использованной литературы...............................................................................27
Вопросы социологического
изучения социально-демографической
структуры пользователей
Результаты исследований Фонда "Общественное мнение", наряду с данными о структуре пользователей, представляют информацию о потенциале расширения аудитории Интернета в России. На вопрос "Если Вы не пользуетесь Интернетом, то хотели бы Вы или нет, чтобы у Вас была такая возможность?" 3% респондентов ответили, что у них такая возможность имеется, а 33%, что хотели бы пользоваться Интернетом. Из этого следует, что потенциальная аудитория Интернета в России составляет около 30 млн. человек, причем необходимо отметить сопоставимость данных ФОМ с информацией, полученной агентством Monitoring.ru в феврале 2000 г. (8 млн. имеют желание и 29 млн. чел. положительно относятся к подключению к Интернету). Анализ динамики роста российской аудитории Интернета, по данным агентства Monitoring.ru показывает, что если "закон роста", наблюдающийся на протяжении последнего года, сохранится, то к концу 2000 г. максимальная аудитория вырастет в 1,4 раза и составит около 9 млн. чел., при этом недельная аудитория достигнет 4 млн. чел. Прогноз агентства Monitoring.ru показывает на конец 2002 года рост максимальной аудитории до 27 млн. чел.; а недельной аудитории - более 10 млн. чел.
В настоящее время пользователи Интернета как особая целевая аудитория становятся объектом не только социологических, но и социально-психологических исследований. Активнее всего исследуются особенности группового взаимодействия в Интернете, закономерности формирования и характеристики функционирования виртуальных сообществ, вероятность возникновения "наркотического" типа зависимости от Интернета, стереотипы создания и восприятия социальных объектов в киберпространстве, перспективы переноса в реальную деятельность людей навыков и умений, приобретенных в виртуальной реальности. В этой связи необходимо отметить психологические исследования, которые с 1992 года ведутся на факультете психологии Московского государственного университета под руководством А.Е. Войскунского с целью выявления особенностей мотивации русскоязычных пользователей Интернета.
Следует также отметить, что человек, входящий в состав аудитории Интернета априорно должен соответствует двум основным признакам:
умение работать на компьютере и самостоятельно пользоваться ресурсами Интернета и
наличие возможности доступа к компьютеру (дома, на работе в учебном заведении) и к Интернету.
Следовательно, говоря об аудитории Интернета необходимо учитывать прежде всего образовательный и имущественный ценз отнесения к этой специфической группе.
Данные социологических
опросов свидетельствуют о
Постепенное внедрение новых социальных технологий, которые можно отнести к технологиям информационного общества, в настоящее время начинает уже существенным образом воздействовать на социально-экономические и политические сферы общества, причем это воздействие может инициироваться структурами и силами различной политической, социальной и религиозной направленности. Анализ ресурсов и технологий российского политического Интернета связан с интерпретацией самого понятия "политический Интернет", т.к. любые общественные процессы могут быть отнесены к политическим и соответственно все информационные ресурсы имеют политический ракурс. При анализе российского политического Интернета выделяют четыре его составляющие:
сайты властных структур;
ресурсы политических партий и движений;
пресса (сайты газет и журналов, а также чисто электронные издания);
сайты аналитических и исследовательских организаций.
Можно утверждать,
что период со второй половины 1998 по
первую половину 1999 года стал начальным
экстенсивным этапом формирования ресурсов
российского политического
В 1999 г. практически все политические движения создали информационные сайты и на выборах в Государственную Думу (декабрь 1999 года) Интернет активно использовался в предвыборных технологиях. Особое внимание привлек факт публикации на сайте Г.Павловского информации оперативных опросов населения в день выборов, что для обычных СМИ является нарушением закона о выборах. В публикациях политологов обращается внимание на тот факт, что на сегодняшний день Интернет, формально не являясь СМИ, начинает использоваться как средство борьбы с конкурентами через "слив информации", которая не может быть опубликована в печатных и традиционных электронных СМИ, как средство агитации среди молодежи, как средство быстрой связи между регионами для мониторинга ситуации.
Говоря о
политических технологиях в российском
Интернете необходимо учитывать
стратегии финансово-
Российские властные структуры уже достаточно активно используют интернет-технологии, в частности функционирует сайт "Официальная Россия" (http://www.gov.ru) с разделами посвященными законодательной, исполнительной и судебной властям с выходом на сайт Президента России (http://president.kremlin.ru). Большой объем информации о работе Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации регулярно размещается на официальном сайте Госдумы (http://www.duma.ru).
Важным аспектом развития информационного общества является формирование стратегии доверия между властью и гражданами. В настоящее время в рамках обсуждения концепции развития информационного общества в России формулируются подходы и условия достижения состояния доверия. Например, А.Н. Райков, утверждая, что в устойчиво развивающемся обществе власть и общество должны быть взаимно информационно открыты и взаимопроникнуты доверием, в качестве необходимых условий достижения этого состояния формулирует следующие:
исчерпывающее информирование граждан о полезных для них правилах и нормах, открытости для граждан государственных информационных ресурсов, наличие стандартов государственных услуг;
явное ощущение гражданами возможности контроля за распределением национального богатства, бюджета, налоговых отчислений, а также - влияния на развитие государства, участия в управлении и принятии государственных решений.
На наш взгляд на современном этапе важным вкладом в расширение социальной базы Интернета может стать два больших блока программ:
Обеспечение доступа в Интернет средних школ;
Внедрение интернет-технологий в местное самоуправление.
Актуальность обозначенных направлений развития технологий информационного общества связана с острой необходимостью качественных изменений в системе общего образования в условиях надвигающегося демографического спада. Существенным представляется также вовлечение молодого поколения в активный диалог и сотрудничество с местными органами власти. В этом вопросе также могут сыграть важную роль технологии информационного общества.
Социально-экономические проблемы внедрения технологий информационного общества в России настоятельно требуют научной проработки вопросов формирования социально-сбалансированной политики внедрения технологий информационного общества на базе международного опыта и анализа реалий и перспектив социально-экономического развития России. Междисциплинарный центр Санкт-Петербургского государственного университета в сотрудничестве с академическими и вузовскими научными коллективами начал реализацию инициативной исследовательской программы "Социально-экономические проблемы внедрения технологий информационного общества в России".
Основными задачами программы являются:
Проанализировать опыт описания социально-экономической динамики формирования информационного общества в развитых зарубежных странах.
Провести исследование социально-экономических и политических процессов развития базовых технологий информационного общества в России и адаптировать западный опыт построения системы индикаторов степени освоения этих технологий к российской практике.
Разработать предложения по формированию социально-сбалансированной политики развития информационного общества в России в форме рекомендаций по организации деятельности в соответствующих сферах.
Провести информационную кампанию, обеспечивающую обсуждение и учет результатов исследований по данному проекту при формировании российских программ социально-экономического развития, основанных на внедрении технологий информационного общества.
Следует подчеркнуть,
что возможные подходы к
Заключение
Время, в которое мы живем – это время постоянных изменений и поиска ответов на вновь возникающие вопросы в условиях неопределенности в окружающем нас мире.
Научные исследования свидетельствуют, что намеченные в Концепции социальных технологи Российской Федерации инновационные меры осуществляются далеко не полно, а это сдерживает выход из чрезмерно затянувшегося кризиса и переход к оживлению экономики на основе повышения конкурентоспособности отечественной продукции, укрепления ее позиций на внутреннем рынке и внешнем. Не происходит пока и крупномасштабного освоения высокотехнологичной наукоемкой продукции с использованием потенциала конверсии и технологий двойного назначения.
Задачи и приоритеты государственной политики по внедрению социальных технологий должны найти отражение и конкретизацию в федеральных стратегических документах, создающих механизм реализации концепции социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу.
Необходимо определять задачи и механизмы такой политики на региональном и местном уровнях в стратегических документах и инновационных программах, утверждаемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации, отражающей специфику регионов и приоритеты федеральной политики.
Работа в области развития социальных технологий государства не только в технологической, но и в социально-политической, управленческой, экономической областях только начинается.
Список использованной литературы
1. Маренков Н.Л. Инноватика: Учебн. Пособие: – М.: Ком. Книга, 2005.
2. Плотинский Ю.М. Модель социальных процессов. – М.: Логос, 2001.
3. Социальная инноватика в управлении: муниципал. финанс. – производ. группы: учебн. пособие для вузов / В.Н. Иванов, С.Б. Мельников (и др.); под общ. Ред. В.Н. Иванова, С.Б. Мельникова: Академия наук социал. технологий и местн. самоуправл. – 4 изд., перераб. и доп. – М.: Муниципальный мир, 2006.
4. Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется // СОЦИС. 1997, № 1
5. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник. – М., 1998
6. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерки социологии. М., 1998
7. Общая социология. – Учеб. пособ. Под ред. проф. А.Г.Эфендиева. М., 2000