Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:56, курсовая работа
Термин социальные технологии - один из новейших в социологической науке. Социологическая мысль, начиная с 60-х годов, проявляет интерес к этой проблематике, активно включается в ее разработку.
Развитие научно-технического прогресса, в частности внедрение «безлюдных» технологий требует принципиально иного подхода к решению ряда социальных вопросов, таких как подготовка кадров, развитие профессионального образования, учет изменений в содержании и условиях труда и т.д.
Введение................................................................................................................................3
Глава 1. Понятие и сущность термина «социальные технологии», история развития.5
1.1 Развитие социологической науки.................................................................................5
1.2 Понятие социальной технологии, признаки...............................................................8
1.3Сущность социальных технологий..............................................................................10
Глава 2. Формы, виды и этапы социальных технологий................................................12
2.1 Виды социальных технологий....................................................................................12
2.2 Этапы становления социальны технологий..............................................................13
Глава 3. Технологизация социального пространства.....................................................15
3.1 Теоретические и методологические концепции социального пространства........15
3.2 Интернет и развитие социальных технологий информационного общества в России...........................................................................................................................................19
Заключение.........................................................................................................................26
Список использованной литературы...............................................................................27
В-третьих, наряду с обобщающими (системными) и основными специальными социологическими теориями существуют частные вспомогательные концепции, объектом изучения которых выступают конкретные, отдельные явления и процессы, являющиеся производными от более «объемных» процессов и социальных феноменов. Такими объектами исследования являются в рамках социологии образования – высшее или дошкольное образование, в рамках социологии молодежи – молодежные движения, группы по интересам и т.д. Таким образом, современная структура социологического знания состоит из четырех элементов – теоретической социологии, состоящей из теоретико-методологического знания и эмпирической социологии, включающей в себя три уровня специальных социологических теорий, подразделяющихся на обобщающие (системные), основные и частные (конкретные).
Основным характерным признаком социологии в современную эпоху становится антропоцентристский подход, ибо современная эпоха выявила непреходящую и все возрастающую ценность человека и его деятельности, жизни людей во всей ее многообразии. В рамках этого подхода человек предстает перед нами и как ресурс общественного развития и как носитель социального капитала, который является огромным резервом и импульсом общественного развития. Современные подходы, определяющие предмет социологии, заметно смещаются в направлении человековедения, к признанию того, что анализ проблем жизни людей во всем ее многообразии все больше и больше становится объектом внимания социологии. Человек в обществе и общество для человека – вот суть современной социологии
Современная социология во все большей мере склоняется к трактовке самой себя как социологии жизни, так как она оперирует показателями отношений и взаимодействий людей к реальным проблемам, ситуациям, ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут.2
1.2 Понятие социальной технологии, признаки
Социальные технологии в широком смысле слова – это особая область научного знания, которая ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности.
В узком смысле
слова понятие «социальные
Во-первых, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата. В этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность. Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную прагматику, выстраивающую в один ряд:
1) цель,
2) средство,
3) результат.
Координация и субординация цели, средств, результатов предполагают вариативность и учет множества факторов, моделирование и проектирование, систему критериев и оценок, содержательные версии и сценарии, методы диагностики и т.д.
Во-вторых, социальные технологии – это теория, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это могут быть социальные отношения, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация.
Характер воздействия,
его технологичность
Второй уровень технологического воздействия предопределяется тем, что данный социальный объект находится в неразрывной связи с другими социальными объектами, более того – является частью социальной системы, органически интегрирован в социальное целое. И любое изменение этого социального объекта с неизбежностью влечет за собой цепочку изменений других объектов. В подобном социальном сценарии социальная технология должна учитывать все возможные изменения.
В соответствии с вышесказанным есть смысл различать базовые и частные социальные технологии.
Базовые – технологии стратегического (долгосрочного) проектирования социального объекта. Смысл базовых технологий состоит в:
1) гармонизации
индивидуального, личностного
2) выдвижении таких целей социальных технологий, которые гуманистичны по своей природе;
3) развитии
творческих способностей и
Частные – разновидность форм тактико-оперативного (краткосрочного) воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование, практически-предметное урегулирование отношений и операций, оптимизация социального взаимодействия на разных уровнях.
Таким образом, социальные технологии олицетворяют собой разные ипостаси социальной самоорганизации.3
1.3 Сущность социальных технологий
Сегодня можно сформулировать две основные точки зрения на сущность социальных технологий.
Первая точка
зрения (Дж. Томас) состоит в том,
что социальные технологии имеют
смысл, только если вводят социальные
инновации в различные направле
1) анализ социальной реальности, социального объекта;
2) разработку
социальной технологии
3) распространение (внедрение) социальной технологии;
4) исследование
развития объекта
5) оценка полученных
результатов в ходе
Необходимость применения социальных технологий обусловлена тем, что практическому действию всегда предшествует какая-либо модель, макет, проект этого действия, т.е. возможный вариант его реализации. Социальная технология рационализирует последовательность возможных практических действий, упорядочивает их. Суть социальной технологии – не в том, что делать, а в том, в какой последовательности. Наконец, согласно данной точке зрения, суть социальных технологий состоит также в том, что необходимо проектировать и прогнозировать не только сами практические действия, но и их возможные последствия. Таким образом, согласно данной точке зрения социальные технологии необходимы как инструмент для внедрения социальных инноваций в различные направления социальной практики.
Вторая точка зрения (Н.С. Данакин) состоит в том, что существование социальных технологий связано с самой социальной действительностью (реальностью). Дело в том, что социальные технологии обусловливают протекание социальных процессов, ведь если рассматривать социальные технологии как последовательность операций, то они и есть социальный процесс. Однако отождествление этих понятий было бы неправильным. Суть социальной технологии, согласно данной точке зрения в том, чтобы, учитывая все объективные и субъективные условия, спроектировать оптимальное развитие социального процесса. Для этого процесс анализируется с точки зрения его вида, типа, характерных особенностей, внутреннего механизма, сопутствующих условий, интенсивности, направленности. Таким образом, посредством социальных технологий формируется исчерпывающий «реестр» социальных процессов.
При анализе социальных процессов их носители – субъекты, а в связи с этим – субъективные и объективные предпосылки. Установлению подлежат и организационные формы социальных процессов. Решение указанных вопросов напрямую ставит проблему необходимости проектирования, так как любая социальная технология, имеющая своей целью проектирование и внедрение, ориентирована на технологизацию соответствующего процесса. При этом смысл технологизации социальных процессов состоит в следующем:
1) формирование процесса,
2) придание ему целевой направленности;
3) его оптимизация;
4) обеспечение его устойчивости;
5) создание механизма саморегуляции;
6) обеспечение
благоприятных сопутствующих
Глава 2. Формы, виды и этапы социальных технологий
2.1 Виды социальных технологий
По видам
специальных социологических
По сферам общественной жизни:
экономические; политические; социальные; духовно-нравственные; экологические; социокультурные; управленческие.
По уровням социологического знания:
макросоциологические; мезосоциологические; микросоциологические.
По уровням управления:
глобальные; континентальные; национальные; региональные; местные; трудовых ассоциаций.
По назначению:
учебные; информационные; правоохранительные; ресурсосберегающие.
Личностные:
самореализации; самообразования; самовоспитания; самоадаптации; самовыражения и др.
По характеру действия:
стратегические; тактические; оперативные.
По времени действия:
долгосрочные; среднесрочные; краткосрочные.
По степени социального развития объекта:
низкая степень – технологии 1-го уровня;
средняя степень технологии 2-го уровня;
высокая степень технологии 3-го уровня.
По уровню эффективности: высокоэффективные; среднеэффективные; низкоэффективные.
По методам: прогнозирование; социодиагностика; моделирование; проектирование; планирование; социальный контроль.
По направленности: разрушительные; созидательные; традиционные; инновационные; квазитехнологии.
Социальные технологии, являясь связующим звеном между социологической теорией и методологией, с одной стороны, и социальной практикой – с другой, обеспечивают научно обоснованный выбор оптимальных способов воздействия субъектов управления на объект с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности людей. Если социальные технологии строятся на недостаточно выверенной базе данных социальных наук и социальной статистики и трудно проверяемых прогнозах, то в таких случаях правомерно говорить о квазитехнологиях.
Различие между
подлинной технологией и
Инновационные,
традиционные, социальные технологии,
квазитехнологии и
2.2 Этапы
становления социальных
Появление социальных технологий в виде «прототехнологий» – как технологий управления в пределах различных конкретных форм аграрных цивилизаций; это появление можно связать с появлением слоёв общества. Данный процесс был связан с возникновением общественного разделения труда и появлением в связи с этим прибавочного продукта, наличие которого и позволило возникнуть тем, чьей функцией было исключительно управлять. Поскольку всякое развитие нуждается в управлении, то возникновение «классов» управляющих, при всех огромных социальных издержках этого процесса, имело огромное значение в деле развития цивилизаций.
Всякий «правящий класс» имеет объективную задачу – управлять, управлять развитием системного целого – общества (и его отдельных структур и элементов). Разумеется, при этом его представители никогда не забывают о своих частных интересах, но это – вторично, без выполнения объективной задачи управлять никакие «эксплуататоры» немыслимы.
В этот длительный период практически отрабатываются технологии управления:
без СМИ,
без внедрения одной главной идеи (это начинается лишь с эпохой христианства),
без наличия массовых коммуникаций – и так далее, со всеми особенностями и ограничениями «аграрной эпохи» («первой волны», «доиндустриального общества»).
К «социальным технологиям» этого периода можно условно отнести: администрирование, законодательство, судебную систему, мораль и так далее.
«Технологичность» этого времени – на уровне ремесла: технологии управления усваиваются по преимуществу детьми правящих классов, вне специальной, письменно зафиксированной рефлексии, от старших к младшим, по принципу прямого научения (или подражания).
II. Переходный этап: 16 – 19 вв.
Этот период характеризуется:
изобретением массовой школы,
возникновением дисциплинированной рабочей силы Нового времени,
возникновением науки и техники и достижением ими высокого уровня зрелости, результатом чего явилось появление нового типа мышления, связанного с идеей управления всего и вся, и, соответственно, управляемости, появлением идеи социальных институтов, которыми можно и нужно управлять, приходом к власти разнородного «третьего сословия».