Социальные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:56, курсовая работа

Описание

Термин социальные технологии - один из новейших в социологической науке. Социологическая мысль, начиная с 60-х годов, проявляет интерес к этой проблематике, активно включается в ее разработку.
Развитие научно-технического прогресса, в частности внедрение «безлюдных» технологий требует принципиально иного подхода к решению ряда социальных вопросов, таких как подготовка кадров, развитие профессионального образования, учет изменений в содержании и условиях труда и т.д.

Содержание

Введение................................................................................................................................3
Глава 1. Понятие и сущность термина «социальные технологии», история развития.5
1.1 Развитие социологической науки.................................................................................5
1.2 Понятие социальной технологии, признаки...............................................................8
1.3Сущность социальных технологий..............................................................................10
Глава 2. Формы, виды и этапы социальных технологий................................................12
2.1 Виды социальных технологий....................................................................................12
2.2 Этапы становления социальны технологий..............................................................13
Глава 3. Технологизация социального пространства.....................................................15
3.1 Теоретические и методологические концепции социального пространства........15
3.2 Интернет и развитие социальных технологий информационного общества в России...........................................................................................................................................19
Заключение.........................................................................................................................26
Список использованной литературы...............................................................................27

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya (1).doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

Крайне важным было зарождение в этот период предпосылок для возникновения новых социальных технологий – использующих СМИ, массовых по охвату, базирующихся на наличии идеологических систем и пропагандистских машин.

III. Появление  пропаганды в начале ХХ века  в современном понимании этого  слова – как отрефлексированных социальных технологий для элиты общества.

IV. Примерно  с 1950-х годов – возникновение  социальных технологий (в широком  смысле) для нужд массового управления, на всех уровнях социально-экономической  иерархии (социальных технологий  в «широком» смысле этого слова). Вехами данного процесса являлись, в частности:

возникновение концепций массового общества (с  начала ХХ в., Европа, США),

появление технологий массового обучения (Италия, Россия и СССР, 1900-1950-е)),

появление индустрии  рекламы (в к. XIX-н. XX в.),

зарождение  менеджмента (1920-30-е гг., США),

появление массовой психологии и психотерапии (1950-е  гг., Европа, США),

возникновение маркетинга и связей с общественностью (1950-е гг., США),

конфликтологии (1960-е гг., Европа, США),5

 

        Глава 3. Технологизация социального пространства

3.1 Теоретические  и методологические концепции  социального пространства

Нынешнее состояние  российского общества требует качественно  нового уровня социальной инженерии, ускорения  технологизации и информатизации социального  пространства, формирования социально-технологической  культуры. Между тем достижения в  этой перспективной области весьма скромны. Специальных научных работ, посвященных социально-технологическому знанию как фактору общественного прогресса, явно недостаточно. Технологизация социального пространства в широком смысле представляет собой целостную систему концептуально и практически значимых идей, принципов, методов, средств социализации человека, группы, общности, нации, народа, гарантирующую надежный и диагностируемый результат в текущий период и при последующем ее воспроизведении. В узком смысле речь идет о научном обосновании выбора способов воздействия социальных субъектов на объект с целью формирования благоприятных условий жизнедеятельности людей.

Социальное  пространство – один из видов пространства (наравне с физическим, экономическим, политическим, образовательным, экологическим, символическим и иными); совокупность процессов, отношений и взаимозависимостей в социальной сфере, иерархически связанных между собой.

Технологизация  социального пространства – главная  функция социального менеджмента  и ее основной метод познания и  преобразования социальной действительности. В основе технологизации социального  пространства лежит прежде всего методология и теория социального управления, механизмы которого отстали от требований жизни.

Известно, что  общественный процесс можно расчленить на его составляющие (экономический, социальный, политический, духовный, экологический, демографический и др.). Очевидно, что специфике этих составляющих общественного процесса будут соответствовать разные технологии как способ решения возникающих проблем в каждой из этих областей. Следовательно, учет специфики составляющих общественного процесса и есть первый методологический принцип.

Синергетическип подход к анализу технологизации социального пространства составляет второе методологическое правило.

Синергетика открывает  новые подходы в познании природной  и социальной действительности. Развивая идею целостности мироздания, наследуя традиции анализа с использованием математического аппарата, синергетика изучает механизмы самоорганизации в открытых системах. Будучи тесно связанной с кибернетикой и системным подходом, она позволяет по-иному взглянуть на процессы перехода от хаоса к порядку, расширить наши представления о взаимосвязи материального и духовного, переосмыслить роль человека в структуре познавательной и практической деятельности. Становление синергетики создает новую теоретико-методологическую парадигму исследования природных и социальных явлений – синергетическую. Ее цель – познание сути социальных явлений, обеспечение целостности познания в открытых сложных социальных системах.

Третье методологическое правило – принцип целостности  социального пространства.

Действительно, глобальные, федеральные, региональные, технологии местного самоуправления и  саморазвития личности взаимосвязаны  и взаимообусловлены. Некачественная технологизация в одном звене  немедленно скажется на конечном результате – целостном состоянии социального пространства, создающем благоприятные условия для реализации технологий каждого уровня социальной организации.

Например, катастросра  на Чернобыльской АЭС произошла, потому что были нарушены все принципы технологизации социального пространства: неудачный выбор площадки для строительства, нарушение правил безопасности АЭС, были разрушены социальные регуляторы предотвращения катастрофы, не контролировалось качество строительства и т.п. Словом, была разорвана целостность социального пространства вокруг АЭС, что, естественно, снизило уровень безопасности техногенного объекта.

Различный уровень  социально-экономического и духовного  развития стран, территорий, народов, социальных групп, трудовых ассоциаций объективно обусловливает необходимость многообразия социальных технологий с учетом специфических характеристик той или иной части социального пространства.

Принцип разнообразия – это четвертое методологическое правило технологизации социального  пространства, построения его многоуровневой модели.

Приоритет гуманизма  в решении технологической проблемы освоения социального пространства, отношение к человеку как к  высшей ценности на Земле – еще  одно незыблемое методологическое правило  технологизации.

Соблюдение  этого принципа предполагает переход от концепции жесткого, авторитарного управления к принципиально иной системе самоорганизации общества в условиях максимально возможной открытости общества.

К принципам  разделения социального пространства относится стратификационно-классовый  подход к социальным явлениям и процессам. Он может быть положен в основу изучения разных социальных отношений, различного социального положения тех или иных социальных групп, так называемых страт, в том или ином обществе. В западной социологии метод структурирования общества по положению, которое занимают в нем различные социальные слои и группы, чаще называют стратификацией. Стратификацию определяют как структурированное неравенство, существующее между различными группами людей. Стратификационно-классовый подход используется в социологии не только при построении концептуальных схем, но и при разработке их технологического обеспечения. Изучение социальных явлений, которые указывают на расслоение в обществе, все в большей мере становится объектом социального исследования и основанием для типологизации тех методов воздействия, которые используются применительно к управлению процессами в рамках того или иного социального слоя, класса, группы.

Еще одним основанием для типологизации социальных технологий является принцип деления общества на макро- и микросреду их подсистемами – социальными институтами, социальными общностями, структурными образованиями. При этом каждая подсистема может рассматриваться как относительно самостоятельное целое.

Существенно обогащает  наше представление о типологизации социальных технологий деятельностный подход. «Чтобы деятельность получила право называться технологией, – подчеркивает болгарский ученый Н. Стефанов, – необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности». М. Марков предлагает рассматривать технологию социальной деятельности в двух аспектах: как систему знаний об организации действительности, связанную с выполнением этапов, операций, методов по формированию общественных явлений, и как технологизацию самих знаний в процессе деятельности, которая выражается в трудовых действиях людей, соответствующих требованиям конкретных, специфических социальных структур. Технология социальной деятельности предполагает создание научно обоснованной социально-технологической модели, направленной как на преобразование социального пространства, так и оптимизацию самой деятельности по его освоению, придание ей более оптимальной формы, современных средств, эффективных приемов и т.п.

В целом речь идет о целостной теоретической и методологической концепции обновления социального пространства средствами его технологизации, что обеспечивает высокую степень его научного освоения и эффективность решения социальных проблем.

Многоуровневая  модель технологизации может быть построена в зависимости от того, как, по каким принципам функционирует система социальных отношений. Возможны следующие варианты:

«матрешка»: социальные отношения имеют многоукладный  характер и воспроизводятся таким  образом, что всякая предыдущая система включается в последующую на уровне видоизмененной подсистемы;

«водоворот»: развитие напоминает турбулентный процесс –  новые формы обладают большей  степенью организованности и менее  подобны старым формам, чем те в  соответствующий момент развития;

«ступени»: смена  парадигм воспроизводства на качественно  новом уровне восприятия социальной жизни. Технологический разрыв при  этом знаменует новый этап в воспроизводстве  социальной системы;

«цепи»: формирование связей и отношений в каждой подсистеме с необходимостью достижения компромисса с каждым из действующих факторов, причем изменения характера связи одного из «звеньев» ведет к изменению ее во всей «цепи». Дальнейший процесс объективизации превращает эти связи и отношения в нормы морали и принципы поведения, т.е. стереотипы деятельности.

Очевидно, все  эти варианты, отражая сложную  мозаику социальных связей и отношений, противоречивость процесса социализации, взаимодействия и самореализации людей  в границах социального пространства, позволяют строить различные модели технологизации.

Теоретико-познавательный уровень технологизации социального  пространства, включающий анализ ситуации, прогнозирование, выработку стратегии  и тактики, составляет как бы первый, начальный его уровень.

Второй уровень относится к технологизации горизонтальных социальных связей, где осуществляется ориентировка и коммуникация индивидов в обществе, в системе учреждений и институтов, происходит выбор партнеров и конкретных путей действия и т.п. Третий – это уровень конкретных фактов.

Таким образом, складывается трехуровневая модель социального познания:

1-й уровень  – познание высшего порядка  по характеру охвата познаваемого, совокупности слагаемых и системы  обобщений, т.е. общесоциологическая  теория;

2-й уровень  – дифференциация осуществляется по социальным сферам и специфическим методам познания в той или иной отрасли;

3-й уровень  – эмпирическое познание, изучение  социальных явлений на конкретных  фактах социальной действительности  и их эмпирической статистики.6

 

3.2 Интернет и развитие социальных технологий информационного общества в России

Технологии  информационного общества в России развиваются не как результат  последовательной трансформации индустриального  общества в постиндустриальное (информационное) общество, а как ответы на вызовы современного социально-экономического развития России.

Интернет начал  развиваться в России в 1993-94 гг. как  компьютерная сеть образования, науки  и культуры. Это было ответом на проблему, возникшую в начале 1990-х  гг. в связи с развалом системы обеспечения российской науки и образования оперативной научно-технической информацией. С 1994 года начала создаваться сеть российских университетов RUNNet, а с 1995 года реализуется Государственная программа построения Национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы (сеть RBNet). В это же время начали развиваться и региональные научно-образовательные компьютерные сети. Региональная объединенная компьютерная сеть образования, науки и культуры Санкт-Петербурга (РОКСОН) создается с 1995 г. при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Министерства науки Российской Федерации. Развитие научно-образовательных телекоммуникационных компьютерных сетей в России стимулировало рост интереса в российском обществе к возможностям глобальных телекоммуникаций и тем самым инициировало развитие коммерческих провайдеров Интернета.

В настоящее  время развитие интернет-технологий активно обсуждается в прессе, ресурсы Интернета фигурируют в  рекламных объявлениях, выходят  специальные телевизионные программы, посвященные сетевым информационным технологиям. Это существенно расширяет поле влияния Интернета и в этой связи становится актуальным вопрос - в какой мере российское общество знакомо с Интернетом. Для получения ответа на этот вопрос обратимся к данным социологических исследований. Результаты опросов, осуществленных Фондом "Общественное мнение" (ФОМ) в мае 1999 г. и апреле 2000 г. позволяют получить сравнительные данные о распространении информации об Интернете в России. По результатам этих исследований видно, что доля тех, кто в той или иной степени знаком с тем, что такое Интернет, за год ощутимо увеличилась (с 53% до 67%). Тем не менее, по данным опроса ФОМ, каждый третий опрошенный пока ничего не знает о всемирной компьютерной сети.

Говоря о  распространении Интернета, необходимо проанализировать как оцениваются  населением возможности использования  интернет-технологий в жизни современного российского общества. Следует обратить внимание на особенности позиции  населения Москвы - города в котором в настоящее время наблюдается максимальная концентрация граждан использующих интернет-технологии. Все москвичи знают что такое Интернет (в отличие от всероссийской выборки, никто из них не затруднился с ответом на вопрос "Знаете ли вы, что такое Интернет?), однако 7% жителей Москвы отрицательно относятся к Интернету, что является довольно существенным показателем по сравнению с 2% негативной оценки жителями России. Таким образом, данные ФОМ иллюстрируют тот факт, что в Москве, как одной из точек концентрации российского Интернета, уже начинают проявляться некоторые негативные последствия его воздействия на население и общество.

Информация о работе Социальные технологии