Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 11:18, реферат
В современном обществе различные типы конфликтов преследуют человека практически от самого рождения и до смерти. Ещё в VII – VI вв. до н.э. китайских философов волновали проблемы конфликтных ситуаций, они видели в них борьбу противоположностей как источник развития природы и общества.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Истоки возникновения теории социальных конфликтов ……………….. 5
Понятие и структура социального конфликта …………………………… 8
Классификации социальных конфликтов ……………………………….. 10
Функции и этапы развития социального конфликта …………………… 12
Стили поведения и методы разрешения конфликтных ситуаций ……… 15
Заключение …………………………………………………………………… 17
Список использованной литературы ……………………………………….. 18
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………… 3
Заключение …………………………………………………………………… 17
Список использованной
литературы ………………………………………..
18
Введение
В современном обществе различные типы конфликтов преследуют человека практически от самого рождения и до смерти. Ещё в VII – VI вв. до н.э. китайских философов волновали проблемы конфликтных ситуаций, они видели в них борьбу противоположностей как источник развития природы и общества.
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с разного рода конфликтами. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достижимой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие полагают, что мы сами виноваты в неудаче. Либо цель была неверно сформулирована, либо средства её достижения выбраны неудачно, либо мы не смогли верно, оценить сложившуюся ситуацию или нам помешали обстоятельства. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создаётся обстановка неудовлетворённости, социально-психологического напряжения.
Расхождение во мнениях легко превращается в групповой и личностный конфликт, который, в конце концов, получает какое-то разрешение. Нужно заметить, что конфликт не всегда имеет негативную окраску. Иногда конфликтная ситуация является толчком к разрешению какой – либо проблемы, заставляет перестраиваться под вновь возникающие условия и развиваться.
С другой стороны, очень часто конфликты становятся причинами непреодолимых разногласий, ссор, обид, неудовлетворенности миром и собой (это особенно касается личностных конфликтов), а в крайних случаях приводят к войнам и насилию.
Известный философ и социолог Макс Вебер был убежден, что социальный конфликт – вездесущ, и каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом.
Из всего вышесказанного следует, что проблема социального конфликта является актуальной в социологии. Она охватывает широкий круг вопросов, среди которых определение понятия «конфликт», его природы как общественного явления, причин возникновения, возможностей разрешения, а также типологии, классификации конфликтов, выявление их роли в общественной жизни.
В рамках социологии сложилось обособленное научное направление, которое в настоящее время обозначается как «социология конфликта». Проблемам социальных конфликтов, для теоретического объяснения социокультурных изменений в современном обществе, уделяли внимание в своих работах многие классики социологии: М.Вебер, К.Маркс, Р.Дарендорф, Н.Смелзер и другие.
Вместе
с тем, изучение конфликтов носит
не только теоретический, но и сугубо
прикладной характер. Например, при
решении вполне конкретных ситуаций,
в которых наблюдается столкновение интересов
двух или большего числа сторон. Поэтому
конфликты надо изучать, как необходимо
знать, что делать с конфликтами, чтобы
они не портили нашу жизнь.
Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования.
Первые дошедшие до нас исследования относятся к VII–VI вв. до н.э. Китайские философы видели источник развития общества в борьбе противоположностей – во взаимоотношениях присущих материи положительных (ян) и отрицательных (инь) сторон, находящихся в постоянном противоборстве.
Мыслители Древней Греции создали учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей. Так, Анаксимандр утверждал, что вещи возникают из постоянного движения «апейрона» – единого материального начала, приводящего к выделению из него противоположностей. Гераклит пошёл дальше и сделал попытку представить движение и изменение вещей и явлений как необходимый, законченный процесс, порождаемый борьбой противоположностей. Следует знать, утверждал он, что борьба всеобща и что «всё происходит через борьбу и по необходимости».
Гераклиту противоречил и Геродот. Он утверждал, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру. Ведь во время войны отцы хоронят детей, во время же мира – дети отцов». [8]
Одну из первых попыток системного анализа социальных конфликтов предпринял флорентийский теоретик и государственный деятель Никколо Макиавелли. Он считал конфликт универсальным и непрерывающимся состоянием общества ввиду порочной природы человека, стремления различных групп людей к постоянному и неограниченному материальному обогащению. Тем не менее, Макиавелли видел в конфликте не только разрушительную, но и созидательную функцию. Чтобы уменьшить негативную роль конфликта, нужно уметь правильно воздействовать на него. Выполнять эту миссию, призвано государство.
Ещё задолго до официального рождения социологии как науки существовали теории рассматривающие общество в качестве организованного конфликта или борьбы между индивидами и социальными группами, между различными социальными слоями общества, между разными странами, религиями, поколениями и т.д. Так известный английский философ Томас Гоббс в своих воззрениях допускает большой элемент конфликта во всех социальных отношениях, он не сомневается в том, что «человек человеку волк», а в обществе естественным состоянием является «война всех против всех».
В Новое время были популярны идеи Жан-Жака Руссо об этапности всемирно-исторического процесса. Вначале существует «естественное состояние», когда люди свободны и равны, затем развитие цивилизации приводит к утрате состояния равенства, свободы и счастья и, наконец, заключив «общественный договор», люди вновь обретут утраченную гармонию общественных отношений. По мнению Ж.-Ж. Руссо, общественный договор возможен под жестким контролем народа, так как войны министрам нужны, и добрую волю, они не проявят.
Однако до конца XVIII в. мыслители, изучавшие конфликты, сводили их к проблеме господства и подчинённости, разрешаемой, прежде всего, благодаря регулирующей деятельности государства. Конфликт как социальное явление был проанализирован в работе Адами Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов». В основе конфликта, считал Смит, лежит деление общества на классы и экономическое соперничество, которое рассматривалось им как важная сила развития общества.
Важное значение для исследования конфликтов имело учение немецкого философа Георга Гегеля – о противоречиях и борьбе противоположностей. Одну из главных причин конфликта Гегель видел в социальной поляризации между «накоплением богатства», с одной стороны, и привязанным к труду классом – с другой. Гегель выступал против смут и беспорядков внутри страны, расшатывающих государственное единство. Он считал, что государство обязано регулировать конфликты.
Уже в прошлом веке многие мыслители исходили из того, что конфликт - это реальность, неизбежное явление в жизни общества и стимул социального развития. Этих взглядов придерживался немецкий социолог М. Вебер. С позиций исторического материализма рассматривали социальный конфликт К. Маркс и Ф. Энгельс, считавшие, что конфликты порождаются, прежде всего, социальным неравенством и проявляются в классовой борьбе.
Есть и иные объяснения социальных конфликтов. Так, немецкий мыслитель Георг Зиммель определял конфликт не только как одну из форм разногласий, но и как социализирующую силу, способную объединить противоборствующие взаимосвязанные стороны. [2. С.8-13]
В середине XX в. в социологии оформилось направление, которое всесторонне и глубоко исследует проблему социальных конфликтов. Вопрос о конфликте как норме социальных отношений был обстоятельно проанализирован в работах Льюиса Козера, Ральфа Дарендорфа и других представителей того направления в социологии, которое получило название социологии конфликта.
Основными тезисами концепции позитивно-функционального конфликта Л. Козера являются:
В основе конфликтной модели общества Р. Дарендорфа лежат следующие постулаты:
Согласно
Р. Дарендорфу, конфликт – исходная клеточка
социальной жизни, неизбежный результат
всякой системы управления, любой иерархически
организованной системы.[7.С.40-42]
В научной литературе понятие социального конфликта определяется достаточно широко. Существует множество определений этого термина. Наиболее часто под конфликтом понимают предельный случай обострения противоречий. Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Социологи определяют конфликт – как столкновение, вызванное противоречием установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации.
Социальный конфликт - это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делает невозможным реализацию ее целей и интересов.
Современные социологи под социальным конфликтом понимают: любые виды борьбы между индивидами, цель которых – достижение, либо сохранение средств производства, экономической позиции, власти или других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также завоевание, нейтрализация или устранение действительного либо мнимого противника.[4.С.52-54]
Социальный конфликт как любое явление имеет свою структуру. Основными элементами социального конфликта можно назвать:
В конфликтах мы видим следующий состав: участники, субъекты и посредники конфликтов.
Участником конфликтов может быть любой человек, любая организация, когда они участвуют в конфликте и отдают себе отчет о цели и задачах конфликта.