Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 11:18, реферат
В современном обществе различные типы конфликтов преследуют человека практически от самого рождения и до смерти. Ещё в VII – VI вв. до н.э. китайских философов волновали проблемы конфликтных ситуаций, они видели в них борьбу противоположностей как источник развития природы и общества.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Истоки возникновения теории социальных конфликтов ……………….. 5
Понятие и структура социального конфликта …………………………… 8
Классификации социальных конфликтов ……………………………….. 10
Функции и этапы развития социального конфликта …………………… 12
Стили поведения и методы разрешения конфликтных ситуаций ……… 15
Заключение …………………………………………………………………… 17
Список использованной литературы ……………………………………….. 18
Посредники конфликтов. Ими, как правило, являются государство, религиозные деятели, общественные организации, группы депутатов и др.
Важно подчеркнуть, что конфликт - это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, взглядов, мнений оппонентов, как субъектов взаимодействия. Это – высшая стадия развития противоречий и способ их разрешения.
Конфликты исключительно многообразны по способам своего возникновения и развёртывания, по движущим силам, по мотивам, по той жизненной энергии, которая вовлекает в динамику конфликтов и оказывается для него, своего рода, питательным материалом.
Конфликт
– есть одновременное развёртывание
действий и контрдействия. Это исключительно
сложное совместное действие, по меньшей
мере, двух сторон, объединённых противоречиями.
В литературе разные авторы классифицируют социальные конфликты по разным основаниям, например, с позиции причин возникновения, основных форм жизнедеятельности (конфликты в трудовой, религиозной, политической, экономической сферах жизни), по группам участников, по степени их вовлеченности в конфликт, по продолжительности и так далее.
Рассмотрим некоторые из основных классификаций.
В зарубежной социологии социальные конфликты классифицируются по направлению воздействия на вертикальные и горизонтальные.
Основанием классификации по вертикальным уровням служат субъекты конфликта (взаимодействующие стороны). Выделяются четыре уровня:
Основанием же классификации по горизонтальным уровням являются цели конфликтующих сторон, которых они пытались достичь в процессе взаимодействия, но не смогли, в результате чего возник предмет конфликта.
По горизонтальным уровням можно выделить три типа конфликтов:
В отечественной литературе наиболее часто встречается классификация конфликтов в зависимости от субъектов и зон разногласий. В ней выделяют следующие виды конфликтов:
Личностный конфликт – включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания.
Межличностный конфликт – разногласия между двумя или более людьми одной или нескольких групп. Они противостоят друг другу, но к ним могут подключаться отдельные личности, не образующие группы.
Межгрупповой конфликт – конфликт между социальными группами и социальными общностями людей с противоположными интересами. Это самый распространенный конфликт.
Конфликт принадлежности – когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность. Например, конфликтующие образуют группу внутри какой-то большой группы или индивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.
Конфликт с внешней средой – индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических норм и предписаний. Они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.
По формам конфликты можно разделить на:
По длительности конфликты делятся на:
По степени выраженности:
По содержанию проблемы, вызвавшей конфликтную ситуацию на:
Исследование конфликтов общественной жизни неизбежно приводит к необходимости выяснения функций конфликта, которые могут быть позитивными и негативными.
Однако, как и любое общественное явление, социальный конфликт имеет отрицательные последствия.
Но какие бы не существовали точки зрения относительно функции социальных конфликтов, можно утверждать, что они являются необходимым элементом развития общества, без них не может быть движения вперёд.[8]
Конфликт вырастает из конфликтной ситуации, которая составляет базу конфликта. Конфликтной ситуацией называют такую ситуацию, в которой проявилась и осознана сторонами несовместимость действий одной стороны с нормами и ожиданиями другой.
Конфликтная ситуация включает прежде всего объект конфликта. Объект конфликта – то, из-за чего возник конфликт между оппонентами, на что претендует каждый из его участников.
В конфликтную ситуацию входят и участники конфликта (оппоненты). Участники конфликта обладают разной «силой», имеют разный ранг в зависимости от того, кого они представляют (например, человек говорит только от своего имени или выражает мнение большинства людей).
В
структуре конфликта также
Рис.1. Структура конфликтной ситуации.
Во внутренней позиции участников конфликта можно выделить цели, интересы и мотивы; она непосредственно влияет на течение конфликтной ситуации, находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе конфликтного взаимодействия.
Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях.
Оппоненты и объект конфликта, со всеми их отношениями и характеристиками, составляют конфликтную ситуацию, которая всегда предшествует собственно конфликту и может существовать задолго до его возникновения, никак не проявляясь.
Чтобы из конфликтной ситуации вырос конфликт, должен возникнуть инцидент, то есть социальное действие, направленное на изменения поведения соперников.
Динамика конфликта складывается из трех основных стадий:
Рис.2. Этапы развития конфликта.
Первая стадия - накопление обострения противоречий из-за резкого расхождения интересов, ценностей, установок; неудовлетворенность, угрозы.
Вторая стадия - острые разногласия, разрушение прежней структуры, нормальных связей; атака одной из сторон своего противника через открытое противоборство.
Третья стадия - тенденция к нормализации конфликта и ликвидации его как такового. Однако настроение участников некоторое время ещё подогревается воспоминаниями о причиненных друг другу неприятностях. Отсюда - необходимость профилактических мер для снятия стресса.
Конфликт считается завершенным, если устранена его причина – конфликтная ситуация. Устранения конфликтной ситуации может принимать различные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причин конфликта.
Возможно
также разрешение социального конфликта
путём изменения требований одной из сторон:
соперник идёт на уступки и изменяет цели
своего поведения в конфликте.[2.С.120-121]
При возникновении конфликтной ситуации или начале развёртывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах.