Социальный патронаж семей "группы риска"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:58, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: выявить особенности деятельности специалиста по социальной работе по оказанию медико-социальной помощи семьям «группы риска» и провести социальный патронаж.
Задачи курсовой работы:
1. определить сущность и особенности семей «группы риска»
2. выявить основные направления медико-социальной помощи семьям «группы риска».

Содержание

Введение...............................................................................................................3
Характеристика семей «группы риска»
1.1Общая характеристика семей «группы риска».................................6
1.2Особенности семей «группы риска»...................................................7
2. Медико-социальная деятельность в работе с семьями «группы риска»
Медико-социальная помощь семьям «группы риска»......................11
Социальный патронаж семьи в системе социального
обслуживания на примере МАМО пос.Смолячково
отдела опеки и попечительства.........................................................22
Заключение...........................................................................................................31
Список литературы..............................................................................................33

Работа состоит из  1 файл

патронаж.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение...............................................................................................................3

  1. Характеристика семей «группы риска»

           1.1Общая характеристика семей «группы риска».................................6

1.2Особенности семей  «группы риска»...................................................7

2. Медико-социальная деятельность  в работе с семьями «группы  риска»

    1. Медико-социальная помощь семьям «группы риска»......................11
    2. Социальный патронаж семьи в системе социального

 обслуживания на примере МАМО пос.Смолячково

 отдела опеки и попечительства.........................................................22

Заключение...........................................................................................................31

Список литературы..............................................................................................33

 

 

Введение

 

Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Именно в семье индивид  получает первый жизненный опыт, поэтому  очень важно, в какой семье  воспитывается ребенок, в благополучной  или неблагополучной.

Семейное воспитание − это одна из форм воспитания подрастающего  поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, в которой происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка. Теория семейного воспитания занимает видное место в трудах А.С. Макаренко, В.М. Целуйко, А.В. Мудрик и многих других.

В настоящее время  семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей  к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей.

Пристальный интерес  к семье объясняется и рядом  других обстоятельств: ухудшением демографической  ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и ростом числа детей  с девиантным поведением; усложнением  психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во много формируются в семье.

О необходимости оказания семье медико-социальной помощи говорится  в ряде работ (Е.И. Холостовой, А.В. Мартыненко, А.Н. Елизарова и другие), в которых подчеркивается важность учета особенностей условий семейного воспитания, направленности этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения и эффективно их использовать.

Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи, как со стороны общества, так и со стороны специалистов.

Специалисту по социальной работе приходится сталкиваться с различными типами семей. Но в работе с семьей группы риска первоочередная задача специалиста по социальной работе − это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название семья «группы риска».

Общественное мнение, средства массовой информации и многие отечественные исследователи отмечают рост количества семей группы риска.

Категория семей социального  риска нуждается в высокопрофессиональной деятельности многих специалистов: психологов, наркологов, юристов. Однако специалисту  по социальной работе отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так как именно он может оказывать медико-социальную помощь и детям, и родителям.

Актуальность темы состоит в том,что не всегда выявлены семьи риска и им не оказана медико-социальная помощь помощь.

Объект исследования в данной работе являются семьи риска.

Предмет исследования:изучение методики социального патронажа

Цель курсовой работы: выявить особенности деятельности специалиста по социальной работе по оказанию медико-социальной помощи семьям «группы риска» и провести социальный  патронаж.

Задачи курсовой работы:

1. определить сущность  и особенности семей «группы  риска»

      1. выявить основные направления медико-социальной помощи семьям «группы риска».

          Методы исследования : метод анализа литературы,опрос,сбор информации, метод сравнения.

 

 

1. Характеристика  семей «группы риска»

 

1.1 Общая характеристика  семей «группы риска»

 

В научной литературе нет чёткого определения понятия  семейное неблагополучие: каждый автор  вкладывает в него свой смысл. Поэтому наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и др. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Тем не менее, не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях.

Для того чтобы не путаться в понятиях, определяющих специфику  семьи, специалисты по социальной работе выделяют три типа семей: условно-адаптированные, это благополучные семьи, но у каждой семьи есть риск попасть в трудную жизненную ситуацию. Семьи «группы риска» − те, в которых несколько функций подвергаются деструкции. И неблагополучные семьи, работа с которыми затруднена в связи с большим количеством сложностей, с которыми столкнулись члены таких семей.

Семьей социального  риска считается семья, имеющая  трудноразрешимые проблемы, ограничивающих её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех его членов. Такие семьи справляются с задачами воспитания ребёнка с большим напряжением своих сил.

Факторы риска не обязательно  свидетельствуют об отсутствии комфортной среды для ребёнка [13, c. 4-7.] Наличие названных факторов только обуславливает необходимость постановки семьи на учёт, но если они сопровождаются межличностными конфликтами и напряжением внутрисемейных отношений, то семья «группы риска» помещается в категорию проблемных семей, а при наличии определённых причин − переходит в категорию семей, находящихся в социально-опасном положении.

 

1.2 Особенности  семей «группы риска»

 

По каким же критериям  можно определить, что семья благополучна или, точнее, условно адаптирована, к чему социальный работник должен стремиться при выстраивании работы с семьёй?

Существуют признаки здоровой семьи [4]:

– возможность выражать свои чувства

– каждый член семьи является признанным, так как является членом семьи

– у каждого члена семьи есть право выбора

– в семье существуют ритуалы и обычаи для выражения близости

– проявление открытой привязанности членов семьи друг к другу

– чувство юмора, шутки в общении

– ясные и понятные ожидания членов семьи друг от друга

– наличие общих ценностей

Авторы выделяют также  базовые функции семьи:

– экономическая (материальное обеспечение семьи);

– репродуктивная (рождение детей, планирование семьи, половая идентификация детей и т.д.);

– рекреативная (восстановление и отдых, планирование и проведение семейного досуга, отпуск и т.д.);

– функция заботы о доме (уход за домом, чистота, гигиена в помещении и т.д.);

– социализирующая (обучение детей навыкам, социальным умениям, образование и развитие детей и т.д.);

– терапевтическая (привязанность, взаимная поддержка, проявление чувств и т.д.) [14, с. 6-7].

Зубкова Т.С. также выделяет демографическую, эмоциональную, социально-статусную функции [2 с. 19].

Невыполнение семьёй хотя бы нескольких функций может  повлиять на вхождение семьи в  «группу риска».

Любая семья стремится  противодействовать и предотвратить неблагоприятные последствия. Иногда трудности оказывают мобилизирующее, интегрирующее воздействия, а иногда ослабляют, усиливают противоречие. Такая неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняется по-разному. Чаще всего рассматривают механизм решения проблем в отношении семей, умеющих делать это (опознать их, осознать, выдвинуть наиболее подходящее решение). Авторы считают, что существуют группы семей, которые легко приспосабливаются к неблагоприятным условиям – семьи «группы риска» [7].

Существует деление  семей по степени их воспитательного  воздействия на детей. Так, благоприятным  для формирования личности являются семьи, где есть оба родителя и  не менее двух детей, где умеют  целесообразно и содержательно  организовать жизнь и деятельность ее членов. Во внутрисемейных отношениях − полное взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения. В семье господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, организован культурный и рациональный досуг.

Как показывают данные психологических, социальных и педагогических исследований, каждая семья в определенные периоды своего существования проходит через ряд кризисных ситуаций, которые касаются как семьи в целом, так и отдельных её членов, − например, беременность, помещение ребенка в дошкольное учреждение, обучение детей в первом классе школы, кризис подросткового возраста, пора юности, начало самостоятельной жизни детей, свадьба, зрелый возраст, старость, смерть. Все эти периоды жизни семьи вызываю у её членов стрессы. Они провоцируют реальные кризисы и побуждают каждого члена семьи либо продолжать дальнейший рост и развитие, или остановиться из-за страха перемен.

Именно во время появления  и нахождения семьи в подобных кризисах она особенно уязвима и  может войти в «группу риска». Если на этом этапе помочь семье, то она не станет неблагополучной [13, с. 80-81].

Зубкова Т.С. выделяет такие семьи группы риска:

– дисфункциональные (неполные, многодетные, малоимущие, молодые и юные матери до 18 лет, с детьми инвалидами)

– «социопатические» (семьи алкоголиков, наркоманов, родители или дети-правонарушители, с отклонениями от нормального поведения)

К этой категории относятся семьи, социальное функционирование которых затруднено. Это, прежде всего, семьи многодетные, неполные, матери-одиночки, с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами, с детьми-сиротами, или опекаемыми, т.е. семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой. В эту группу необходимо включить также семьи, где родители уклоняются от уплаты алиментов; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи военнослужащих срочной службы и проживающих в депрессивных регионах; семьи безработных; семьи малообеспеченные, с низким прожиточным минимумом; родители-учащиеся или студенты; семьи с недееспособными родителями.

В группу с асоциальным поведением относят семьи с родителями, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью, родителями или детьми-правонарушителями [2, с. 27].

Елизаров А.Н. в своей работе определил характеристику семей группы риска.

Семьи группы риска характеризуются:

– слабой способностью членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов.

– слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, когда психолог пытается им объяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия.

– засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью.

– высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков [1, с. 114–115].

 

 

2. Медико-социальная  деятельность в работе с семьями  «группы риска»

 

2.1 Медико-социальная  помощь семьям группы риска

 

Медико-социальная помощь рассматривается как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья различных групп населения. Медико-социальная работа принципиально изменяет характер комплексной помощи в сфере охраны здоровья, предполагая системные медико-социальные воздействия на более ранних этапах развития болезни и социальной дезадаптации, являющихся потенциальными причинами тяжелых осложнений, инвалидности и летального исхода.

Цель медико-социальной работы – достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане [12, с. 200].

Медико-социальную работу можно условно разделить на профилактическую и патогенетическую (реабилитационную).

Информация о работе Социальный патронаж семей "группы риска"