Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:58, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить особенности деятельности специалиста по социальной работе по оказанию медико-социальной помощи семьям «группы риска» и провести социальный патронаж.
Задачи курсовой работы:
1. определить сущность и особенности семей «группы риска»
2. выявить основные направления медико-социальной помощи семьям «группы риска».
Введение...............................................................................................................3
Характеристика семей «группы риска»
1.1Общая характеристика семей «группы риска».................................6
1.2Особенности семей «группы риска»...................................................7
2. Медико-социальная деятельность в работе с семьями «группы риска»
Медико-социальная помощь семьям «группы риска»......................11
Социальный патронаж семьи в системе социального
обслуживания на примере МАМО пос.Смолячково
отдела опеки и попечительства.........................................................22
Заключение...........................................................................................................31
Список литературы..............................................................................................33
Мартыненко А.В. выделил особенность социальной работы с данной группой – целенаправленная профилактика как неадекватного поведения больного члена семьи, так и развития декомпенсации психического и соматического статуса у членов его семьи и его ближайшего окружения, информирование соответствующих служб о наличии социальных проблем, организация наркологической и другой помощи с целью оптимизации личностного и социального статуса [12, c. 205].
Специалистом по социальной работе составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окружением – это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия и психокоррекция, возможно, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его семьи [12, c. 233].
К мероприятиям, направленным на социальное оздоровление, относятся коммуникативный тренинг, социально-психологический тренинг, техника самоконтроля, семейная психотерапия, оценка социального статуса семьи в целом и отдельных ее членов, выявление потенциальных проблем, приобщение к социально благополучному кругу общения и др.
Особенности медико-социальной работы с этой группой клиентов – выявление окружающего больного неблагополучного контингента и его оздоровление, личностно-ориентированная психотерапия, психическая саморегуляция, содействие в проведении наркологического лечения и реабилитации в условиях, оптимизирующих социальный статус (терапевтические сообщества, группы взаимопомощи), комплексная оценка социального статуса и предупреждение потенциальных проблем, содействие в решении материальных проблем больного за счет реализации его собственного потенциала (в частности, профессиональное обучение и трудоустройство [12, с. 205].
При работе с семьёй, в которой есть ребёнок-инвалид специалист по социальной работе должен взять на учет и составить характеристику семьи, имеющей ребенка с ОВ, с учетом всех ее членов [2, c. 158].
Социальная работа с инвалидами включает в себя медико-социальную реабилитацию. Главным результатом медико-социальной реабилитации как направления социальной работы является достижение такого состояния ребенка-инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым детям [8].
Совместно с медицинскими учреждениями он должен составить план лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий с учетом динамического состояния больного, оказать помощь в организации стационара на дому, санаторно-курортном лечении, приобретении корректирующих медицинских аппаратов, тренажеров и т.д. Он должен также содействовать оздоровлению, диспансеризации, семейному отдыху всех членов семьи. Специалист по социальной работе должен оказывать консультативную помощь семье юридического, психолого-педагогического характера, представлять собой своеобразную службу доверия и т.д.
Специалист по социальной работе должен помочь ребенку вести образ жизни, соответствующий возрасту, помочь ему максимально приспособиться к окружающей среде и обществу, привить навыки самообслуживания, помочь в приобретении знаний, профессионального опыта для участия в общественно полезном труде.
Такие семьи нуждаются в консультации и коррекции внутрисемейных отношений специалистом по социальной работе [2, c. 158–159].
Таким образом, раннее выявление
семей «группы риска» и своевременная
медико-социальная помощь им является
самым эффективным методом
Предлагаемая методика разработана специалистами МАМО, опираясь на президентскую программу «Дети России», федеральную целевую программу «Развитие социального обслуживания семьи и детей» и на собственный опыт работы с неблагополучными семьями, в соответствии с ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
В своей работе Центр использует методику «Социального патронажа семьи в системе социального обслуживания». Соединив теорию с практикой работы с неблагополучными семьями, нами были получены положительные результаты в работе. Сделан вывод, что социальная и психологическая службы работая вместе, способны существенно изменить ситуацию в семье в лучшую сторону.
В своем первоначальном значении патронат трактуется как покровительство, защита слабого сильным.
В современных условиях социальный патронат – это защитная покровительствующая система, которая устанавливается социальной службой в отношении лиц и семей, для оказания на них социально-психологического влияния и предоставления различных видов социальной помощи и поддержания семей, для дальнейшей их адаптации и социализации в общество, а также контроль за тем, как эти процессы протекают.
Поэтому социальный патронат рассчитан на семьи, которые испытывают кризис и неблагополучие долгое время и не могут не только самостоятельно решить свои проблемы и справиться с психологическими нагрузками, но и зачастую даже выразить или просто осознать их в силу следующих причин:
- социальная изоляция, замкнутость, ослабление (или полное отсутствие) связей с социумом;
- отсутствие ресурсов (материальных, духовных, социальных, профессиональных и др.) для личного и социального роста, подъема;
- стремительное
вхождение или реальная угроза
попадания в маргинальную
Цель патроната состоит в том, чтобы организовать и реализовать сотрудничество с семьей для поиска внешних и внутренних ресурсов для необходимых преобразований в семье.
Для эффективной работы с неблагополучной семьей необходимо организовать межведомственное взаимодействие со специалистами других учреждений и организаций. (ДОУ, ОУ)
Работа с семьей строится поэтапно и по шагам. Предлагаем рассмотреть их по порядку.
1 этап
Социальный патронаж.
Основные шаги этого этапа:
1. Сбор информации о семье от других субъектов (например, дети посещают ДОУ или ОУ наблюдаются в поликлинике).
2. Работа над мотивацией по принятию семьей помощи.
3. Установка договорных отношений с семьей.
Первый шаг является очень важным при работе с неблагополучной семьей. Специалисту по социальной работе приходится осуществлять интервенцию.
Цель интервенции войти в семью, расположить к себе, чтобы найти предпосылки для продуктивной работы.
У многих возникает вопрос, как правильно осуществлять интервенцию? Как пересечь «границы» семьи?
Идти в
семью нужно с добрыми
Магия взаимодействия с семьей происходит по крупице. Первый визит дает возможность специалисту по социальной работе определить находится ли семья в кризисе, а также насколько семья активна или пассивна в решении своих проблем. Важным моментом является, полный сбор информации о проблемах семьи со слов самой семьи. Это помогает нащупать мотивацию, на что семья откликнется в первую очередь. Обычно в этих семьях имеется комплекс проблем:
- трудоустройство;
- долги за жилье;
- психологические проблемы;
- материальные проблемы;
- проблема зависимости от алкоголя;
- заболевание детей.
Нащупав мотивацию, можно перейти к предложению о сотрудничестве, когда члены семьи дают согласие на совместную работу. Но это идеал, а в жизни часто бывает так, что первые два шага могут растянуться на более длительное время. В семье, где мотивация слабая или семья деградировала, применяются кардинальные меры (это подготовка семьи на комиссию, вплоть до постановки вопроса о лишении родительских прав, если стоит угроза жизни ребенка).
Специалисту по социальной работе приходится брать на себя выполнение различных ролей, в зависимости от ситуации и целей, которые стоят перед ним – это собеседник, помощник, учитель, организатор, руководитель, посредник, защитник, советник и так далее. Казалось бы, самое простое решение отказаться работать с лицами, не имеющими достаточной мотивации. В таких случаях можно воспользоваться терапией реальности, то есть отказаться на время от своих установок, при невозможности изменить обстоятельства. Это означает, что такой семье поначалу необходимо помочь хоть чем-то. Даже небольшая, но реальная помощь может оказаться очень эффективной.
Следует учитывать такой феномен, как эффект первой встречи. В этом случае мотивация может появиться и оформиться именно благодаря доверию к данному человеку, которое начинает проецироваться на службу и помощь в целом. Есть семьи нежелающие помощи от службы, это следует трактовать столь же серьезно, как и любую другую установку. Необходимо отнестись к ней с пониманием, но одновременно показать клиенту, что социальный работник не заинтересован работать на благо семьи против ее воли, обстоятельно и серьезно объяснить суть и возможности социальной и психологической работы. Если семья видит, что ей не стремятся помочь любой ценой, то начинает постепенно менять свое мнение, и тогда находятся предпосылки для возникновения продуктивного контакта. Каких-либо специальных методов для проведения работы по мотивации клиентов из группы риска не существует. Все, что приходится делать специалистам по социальной работе – это подбадривать и поддерживать. Но результаты в работе в основном достигаются, когда специалисты упорно и долго работают именно над мотивацией клиентов.
2 этап
Диагностика или анализ проблем.
Основные шаги этого этапа:
1. Классификация проблем каждой семьи.
2. Работа Патронатного совета.
По актам обследования проводится классификация проблем семьи с учетом фактора, к какой группе риска относится семья с целью выработки необходимой реабилитационной программы.
- Первую группу
образуют семьи с социально-
* многодетные,
* неполные,
* с приемными, опекаемыми детьми,
* с недееспособными родителями (детьми),
* с низким социально-экономическим укладом жизни (малообеспеченные, безработные, бедные, неимущие).
- Ко второй
группе относятся семьи с социа
- Третью группу составляют семьи с социально-педагогическими проблемами (например, где взрослые не справляются с выполнением родительских функций, из которых дети самовольно уходят или даже убегают).
- Четвертую
группу образуют семьи с
Раз в неделю собирается Патронатный совет, на котором присутствуют специалист по социальной работе, юрист, психолог. Это объединение разных специалистов называется командой. Команда действует, как творческая группа. Патронатный совет обсуждает и оценивает действия, реализуемые специалистами по социальной работе в отношении проблемной семьи, затем выбирает дальнейшее направление работы, и составляет план реабилитационных мероприятий по оказанию социально-психологической помощи конкретной семье. При необходимости приглашаются соц. педагог школы или детского сада, врач детской поликлиники и др. специалисты с целью расширения ресурсного пространства при оказании помощи семье, а также более полной диагностики семейной системы и выработки единого подхода в работе.
3 этап
Осуществление
запланированных
Главной задачей этого этапа является, не только взять на социальный патронат семью, а научить семью самостоятельно обращаться к специалистам.
Основные шаги этого этапа:
Работа специалистов
по составленному плану
Контрольные выходы в семью (соц. психологический, соц. педагогический, соц. правовой патронаж с целью контроля за происходящими изменениями).
Индивидуальные беседы с каждым из членов семьи по любой проблеме как в Центре так и на дому.
Ходатайства, содействие в решении различных проблем семьи, а также другие виды социальной помощи (материальная, помощь в трудоустройстве, помощь в оформлении опеки).
Защита прав и интересов семьи перед официальными и властными структурами.
Сотрудничество со специалистами других ведомств по вопросам помощи семье (отдел по делам семьи, отдел опеки и попечительства, отдел социальной защиты, отдел по делам молодежи, комиссия по делам несовершеннолетних при Администрации района, служба занятости, служба заказчика, медицинские учреждения, школы района, детские сады, училища, специальные учреждения, правоохранительные органы).
Формы работы с неблагополучной семьей.
1. «Семейная гостиная» - встреча за круглым столом со специалистами Центра и обсуждение схожих проблем семей. Гостиная предполагает камерность, а чаепитие располагает к непринужденному, откровенному разговору. Обязательно присутствуют социальные работники, ведущие семью и узкие специалисты.
2. «Родительские
университеты» - беседы и лекции
по вопросам детско-
3. Тренинги для родителей: «Воспитание на основе здравого смысла», «Как поссориться, чтобы не поругаться».
4. Группа творческой
реабилитации детей и
5. Группы «Возрождение»
и «Подснежник» (анонимные группы
взаимопомощи зависимым от
6. Семейный
клуб «Очаг» - активный семейный
досуг в выходной день
Заключение.
Работа с семьей проводится на постоянной основе, в режиме периодичности, предполагает постановку промежуточных целей (программа минимум) по достижению определенных результатов, позволяющих двигаться дальше (программа максимум).
Информация о работе Социальный патронаж семей "группы риска"