Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:58, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить особенности деятельности специалиста по социальной работе по оказанию медико-социальной помощи семьям «группы риска» и провести социальный патронаж.
Задачи курсовой работы:
1. определить сущность и особенности семей «группы риска»
2. выявить основные направления медико-социальной помощи семьям «группы риска».
Введение...............................................................................................................3
Характеристика семей «группы риска»
1.1Общая характеристика семей «группы риска».................................6
1.2Особенности семей «группы риска»...................................................7
2. Медико-социальная деятельность в работе с семьями «группы риска»
Медико-социальная помощь семьям «группы риска»......................11
Социальный патронаж семьи в системе социального
обслуживания на примере МАМО пос.Смолячково
отдела опеки и попечительства.........................................................22
Заключение...........................................................................................................31
Список литературы..............................................................................................33
Медико-социальная работа, имеющая профилактическую направленность, – это предупреждение социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни; обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья; участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях; социальное администрирование; обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.
Медико-социальная работа, имеющая реабилитационную направленность, предусматривает организацию медико-социальной помощи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента; создание реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры; обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др. [12, с. 203].
Имея много общего
с медицинской помощью и
Являясь видом мультидисциплинарной деятельности и реализуясь в области взаимных интересов здравоохранения и социальной защиты населения, медико-социальная работа использует формы и методы, сложившиеся в системе здравоохранения – профилактические, реабилитационные, психотерапевтические и др.; в системе социальной защиты населения – социальное консультирование, социальные пособия, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, предоставление временного приюта и др.
Объектом медико-социальной работы являются различные контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, которые тесно взаимосвязаны и их решение затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий [12, c. 200].
Для полноценной медико-социальной помощи семьям группы риска главным принципом является раннее выявление таких семей. Раннее выявление семей группы риска и профилактическая работа с ними были названы приоритетными направлениями. До 21 века деятельность реабилитационных центров была направлена только на реабилитацию детей. Семья находилась вне поля зрения специалистов. При социальной работе с семьёй «группы риска» нет определенных технологий работы, подходящих для решения трудностей всех семей. Здесь вся ответственность за качество и эффективность поддержки ложится на плечи команды специалистов, в том числе и специалистов по социальной работе. При этом специалисты должны уметь: во-первых, грамотно диагностировать состояние семьи. Во-вторых, владеть разнообразными технологиями работы с семьёй. В-третьих, своевременно и правильно их применять. Только при выполнении этих требований, а также при творческом подходе специалиста к решению проблем детей и их родителей, результаты работы с семьёй будут влиять на неё положительно. Главная цель работы специалистов с семьёй «группы риска» должно быть сохранение семьи (то есть решение проблем и взрослых и детей) [4].
Основными задачами отделения медико-социальной помощи являются: медико-социальный патронаж в семье, выявление в них лиц, имеющих факторы социального риска и нуждающихся в медико-социальной защите и поддержке. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
– диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
– контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный);
– анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнение родителями рекомендаций [12, c. 66].
Диагностика состояния
семьи позволяет составить
Сначала осуществляется сбор первичной информации о данной семье через различные источники: поликлинику, детский сад, школу, наркологический и психиатрический диспансеры, районное отделение милиции, соседей, коллег родителей по работе и т.д. Далее сбор информации завершается обобщением полученных данных и оценкой уровня риска семьи для проживания и воспитания в ней ребенка. Первую встречу специалиста по социальной работе с проблемной семьей рекомендуют организовать за пределами места проживания семьи. Лучше назначить родителям и ребенку встречу в учреждении: в школьном кабинете или в помещении органов опеки и попечения. Такая официальная обстановка способствует созданию деловой атмосферы предстоящего разговора. В собственном доме родители чувствуют себя более уверенно. Кроме того, здесь существует ряд отвлекающих факторов: дети, работающий телевизор, приготовление еды и т.п. Наконец, родители могут вообще не впустить специалиста по социальной работе в свой дом. Необходимо предусмотреть участие в этой встрече с семьей не только специалиста по социальной работе, но и психолога или классного руководителя. Их совместные действия позволяют вести беседу в строго избранном направлении, лучше владеть ситуацией.
Известно, что родители из семей «группы риска» склонны в подобных случаях к эпатажу, непрогнозируемым реакциям, уклонению от обсуждаемой темы. Наибольшую трудность по установлению контакта и дальнейшему взаимодействию, по словам О.А Селивановой, специалисты по социальной работе испытывают с детьми агрессивными, лживыми, неуравновешенными, имеющими нервно-психические расстройства, наркотическую зависимость, проявляющими неадекватное поведение. Поэтому, приглашая таких родителей на собеседование, следует составить план предстоящего разговора и тщательно подготовиться к нему.
В начале беседы следует представиться, назвать официальное учреждение, в котором работают специалист по социальной работе и другие участники разговора. Затем специалист по социальной работе формулирует цель предстоящей беседы. Форма общения с семьей избирается в соответствии с позицией родителей, которая может быть агрессивной, безразличной, виноватой, готовой к сотрудничеству, отвергающей помощь и т.п. Для достижения доверительной атмосферы, снятия психологического напряжения рекомендуется использовать такой прием как беседа за чаем с печеньем и конфетами. Продолжительность встречи не должна превышать одного часа с небольшим перерывом через 30 минут. Перерыв используется работниками для совещания в соседней комнате с целью определения правильности выбранной тактики, и при необходимости, корректировки направления дальнейшей беседы. В ходе этой встречи необходимо добиться от родителей признания, что в семье действительно есть проблемы, которые создают угрозу физическому и психическому здоровью ребенка, мешают его полноценному развитию и воспитанию. В результате первой встречи с семьей «группы риска» специалист по социальной работе должен получить ответы на следующие вопросы:
1) позволяет ли атмосфера
внутри семьи оставить в ней
ребенка на время
2) какие именно характеристики семьи внушают надежду на возможность ее качественных изменений в лучшую сторону?
3) какие жизненно необходимые
качества отсутствуют в данной
семье, и требуется их
Если ответ на первый вопрос будет отрицательным и существует неуверенность в безопасности пребывания ребенка с родителями, то специалист по социальной работе вправе поставить вопрос о его немедленной передаче в учреждение защиты детства. Однако при этом следует помнить, что родительская семья – наиболее благоприятная среда пребывания ребенка и идти на столь крайние меры следует лишь в случае реальной угрозы его здоровью и жизни. Обобщенная информация с выводами выносится на обсуждение комиссии при отделе опеки и попечения, которая принимает решение о дальнейших действиях в отношении семьи. На заседании комиссии при желании может присутствовать обсуждаемая семья. Ее стремление принять участие в заседании рассматривается как положительный фактор и свидетельствует о заинтересованности в судьбе ребенка и о желании родителей сохранить его в семье. Независимо от решения вопроса о пребывании ребенка в семье или вне ее начинается работа по определению регенеративных, восстановительных, потенций семьи для выполнения родительских функций. Разрабатывается план работы с семьей по ее реабилитации и повышению воспитательных способностей родителей. Далее следует посещение специалистом по социальной работе семьи в месте ее проживания. Трудность на этом этапе часто возникает по причине нежелания семьи идти на контакт со специалистом по социальной работе как представителем власти. Родители используют при этом свое право на неприкосновенность жилища и отказываются впустить в дом постороннего. В такой ситуации иногда приходится использовать силовые методы и повторить визит совместно с участковым милиционером или инспектором по делам несовершеннолетних. Однако этот путь сокращает до минимума возможности доверительного контакта специалиста по социальной работе с семьей в его дальнейшей работе с ней. Поэтому рекомендуется использовать этот прием лишь в крайнем случае, когда ребенку угрожает реальная опасность. Кардинальная задача специалиста по социальной работе: демонстрируя миролюбие и терпимость, убедить взрослых членов семьи в том, что его визит продиктован добрыми намерениями; его задача − не инспектирование и применение силы, а помощь и поддержка. Поэтому не следует вторгаться в дела семьи в большей степени, чем это необходимо для защиты интересов ребенка. Результатом успешной работы специалиста по социальной работе в этом направлении станет готовность семьи идти на контакт с представителем власти и следовать предлагаемым рекомендациям. Визит в семью позволяет специалисту по социальной работе провести углубленное обследование условий проживания семьи и ребенка: санитарно-гигиеническая обстановка, организация питания, обеспеченность сезонной одеждой и обувью, наличие у ребенка собственной постели, своего угла или комнаты и т.п. Одновременно возникает возможность наблюдать в естественной среде характер взаимоотношений как между супругами и другими взрослыми, так и между родителями и детьми. Необходимо зафиксировать реакцию родителей на приводимые социальным педагогом факты невыполнения ими своих родительских обязанностей: будут ли они принимать обвинения, защищаться, перекладывать ответственность друг на друга, поддерживать супруга и т.п. При проживании в семье других взрослых следует определить отношение к ним каждого из супругов, а также отношение ребенка к этим членам семьи (нейтральное, доброжелательное, уважительное, неприязненное боязливое и т.п.). Исследуя характер отношений родителей с ребенком, важно обратить внимание на особенности его поведения в их присутствии (боязнь отвечать на вопросы, стремление уклониться от прямого физического контакта с родителями, несовпадение в его ответах при беседе наедине со специалистом по социальной работе и при родителях и т.п.). Углубленное ознакомление с семьей «группы риска» позволяет специалисту по социальной работе сделать ряд выводов, необходимых для составления плана дальнейших действий по восстановлению воспитательной функции семьи. Специалисты рекомендуют подключать членов семьи к разработке плана действий или, по крайней мере, согласовывать предполагаемые меры с каждым взрослым ее членом. Семья должна быть поставлена в известность относительно всех методов, которыми будет; проводиться работа, включая возможность видеозаписи и применение других визуальных, психологических, медицинских и иных технологий. Применение такого рода диагностических и терапевтических методик без информирования семьи может быть расценено как нарушение прав человека [12, с. 66–75, 230–233].
Учитывая свойственную таким семьям внутреннюю дезорганизованность, зарубежные специалисты применяют практику подписания совместного соглашения между органами опеки как представителями власти и семьей. В соглашении констатируются внутренние проблемы, свойственные семье и мешающие ей осуществлять воспитание ребенка; определяются причины ухудшения условий пребывания ребенка в семье; обозначаются цели и задачи предстоящей работы специалиста по социальной работе с семьей. Содержательная часть соглашения включает практические действия сторон по улучшению жизненных параметров семьи и достижению социальных нормативов, требуемых ребенку. Четко расписываются права и обязанности сторон − участников соглашения. Устанавливаются сроки выполнения сторонами каждого пункта договора и срок действия соглашения в целом. Отдельным пунктом оговариваются оценки результатов осуществляемых мер по созданию необходимых условий жизнедеятельности ребенка в семье.
Схематично структура соглашения выглядит следующим образом:
– причины заключения соглашения, социальные проблемы семьи;
– цель совместных действий сторон;
– срок действия соглашения;
– обязанности сторон;
– права сторон;
– процедуры совместных действий;
– оценка эффективности проведенной работы [11, с. 16–22].
Необходимо учитывать,
в какой семье будет
Практика свидетельствует
о том, что специалист по социальной
работе, стремящийся оказать
При проведении медико-социального патронажа в многодетной и неполной семье необходимо выявить материальные и жилищно-бытовые трудности данной семьи и учитывать трудности, которые испытывает мать в связи с необходимостью посещения детской поликлиники. Социальная незащищенность таких семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отмечается низкий уровень санитарной культуры многодетной и неполной семьи: 53,8% семей относятся к группе риска. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии.
При обслуживании таких семей необходимо более обстоятельно контролировать выполнение рекомендаций разного вида патронажей: приобретение предметов ухода за новорожденным, организация уголка новорожденного (выбор места кроватки с учетом освещенности, расположения дверей), режима питания, бодрствования ребенка и др.
В семье, проживающей в плохих материально-бытовых условиях, если нет возможности их улучшить, необходимо проводить работу по активизации усилий семьи в проведении санитарно – гигиенических мероприятий с обязательным постоянным контролем над выполнением данных рекомендаций по созданию надлежащих условий на дому для развития здорового ребенка. Дети из таких семей должны первоочередно устраиваться в детские учреждения, обеспечиваться бесплатным питанием и лечением при заболевании детей первого года жизни. Медико-социальная помощь таким семьям состоит в организации медицинской помощи больным детям, в выдаче путёвок в санатории, в информировании о льготах и других выплатах, в проведении профилактических занятий, в социально-правовом консультировании, в санитарно-гигиеническом просвещении, в проведении мероприятий на формирование ЗОЖ.
При проведении медико-социального патронажа в семье, где мать или оба родителя являются учащимися или несовершеннолетними необходимо учитывать трудности по воспитанию ребенка (отсутствие жизненного опыта, навыков по уходу за ребенком, материальных средств, плохих или неустроенных материально-бытовых условий), трудности, связанные с учебой, нервные перенапряжения, особенно во время сессии. Молодая семья – одна из самых незащищенных групп населения. Медико-социальная помощь таким семьям состоит в проведении профилактических мероприятий по планированию и жизнедеятельности семьи, формированию ЗОЖ.
Специалист по социальной работе должен наладить контакт с родителями молодой семьи для оказания последним моральной и материальной поддержки до и после рождения ребенка, связаться с администрацией учебного заведения для возможного выделения для такой семьи отдельной комнаты в общежитии, места в детском дошкольном учреждении, стипендии; организовать свободный график посещения занятий. Дети первого года жизни из таких семей должны получать бесплатное питание. Несовершеннолетние матери должны получать психологическую поддержку и квалифицированную психолого-медицинскую помощь, находиться под постоянным контролем медицинских и социальных работников, так как такие семьи нуждаются в повышенном внимании, моральной и материальной поддержке [2, с. 126–127].
При работе в семьях алкоголиков специалист по социальной работе должен постоянно разъяснять пагубное влияние алкоголя на здоровье членов семьи, особенно детей. Злоупотребление алкоголем приводит к семейным конфликтам, увеличивает число разводов, разрушает семью. Почти всегда в семье отмечается общий дискомфорт, резко снижается трудовая деятельность, производительность труда, ухудшается материальное положение. Постоянная напряженная обстановка в семье значительно отражается на успеваемости детей, приводит к развитию у них неврозов, заболеваемости, травматизму. Заболеваемость в семьях, злоупотребляющих алкоголем, в 3,5 раза выше, чем в благополучных [2, c. 128].
Информация о работе Социальный патронаж семей "группы риска"