Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:36, дипломная работа

Описание

Цели и задачи исследования
Цель исследования: социокультурный анализ межпоколенных взаимодействий и их содержательной динамики в контексте институциального преобразования современного российского общества.
Достижение указанной цели исследования предполагает решение следующих задач:
- обобщить современные теоретические подходы к анализу межпоколенных взаимодействий;
- провести историко-культурологический анализ взаимоотношений поколений, показать специфику межпоколенных отношений в условиях трансформации современного российского общества;
- проанализировать влияние возрастных социальных стереотипов на межпоколенные взаимоотношения;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания
исследования межпоколенных взаимодействий 10
1.1. Теоретико-методологические традиции изучения
межпоколенных взаимодействий 10
1.2. Межпоколенная трансмиссия культуры: генезис содержания,
темпов, форм передачи знаний и опыта между старшим
поколением и молодежью. 30
Глава I I. Симбиотичность поколений в современном
динамическом обществе 48
2.1. Семья как институт социального наследования 48
2.2. Практики межпоколенных взаимодействий 68
Заключение. 89
Библиография 93
Приложения 98

Работа состоит из  1 файл

Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий.doc

— 513.50 Кб (Скачать документ)

В игре принимают участие:

Министерство социальной защиты:

Министр по вопросам детства.

Министр по делам молодежи.

Министр по вопросам пожилых людей.

Министр труда.

Министр культуры.

Министр по юридическим делам и  вопросам правопорядка.

До игры: Выбрать игроков, которые исполнят роли правительственных министров. Пригласить министров, расположиться в центре комнаты маленьким кругом. Ввести правило: каждый говорит по очереди, иначе его аргументы будут не услышанными. Остальные студенты наблюдают за ходом игры.

Ход игры:

Задать министрам вопрос: Почему они должны получить эти деньги?

Пока один отвечает, другие министры в произвольном порядке задают вопросы. Ролевая игра длится 20 минут. Затем нужно закончить игру независимо от того, появился ли реальный претендент. Обсудить то, как каждый игрок ощущал себя во время игры.

 

 

Вопросы для группы:

1)Что вы думаете относительно доводов каждого игрока?

2)Насколько реалистичны предложенные проекты?

3) Что может от этого выиграть общество?

4) Будут ли выгоды от проекта долгосрочными или кратковременными?

Обсудить.

 

Затем зачитать группе следующую информацию:

-Дети нуждаются в любви, крове,  защите, образовании.

-Пожилые люди нуждаются в  любви, почестях, независимости, участии в экономической жизни общества и социальных услугах.

-Жизнь была бы скучнее, грустнее  и более серой без драматического  искусства, музыки, поэзии, телевидения, радио, изобразительного искусства.

-Молодые люди 15-18 лет нуждаются в любви, защите, образовании, контроле и благополучном будущем.

-Обществу требуются законы и  постановления для осуществления  общего контроля и защиты.

-Для того чтоб общество стало  более справедливым и заботливым, могло оказывать многие необходимые  услуги требуются деньги

-Задача правительства заключается  в том, чтобы расходовать скудные  средства на поощрение инициативности  и создание рабочих мест, в  тоже время, защищая социально  незащищенных граждан.

 

 Упражнение № 2 (20 минут).

 

Раздать материал. «Увеличение числа пожилых людей в мире".

Дать время на обдумывание.

Обсудить следующий вопрос: Нам  удалось достичь успеха в продолжительности жизни пожилых людей. Но мы еще не знаем, как создать меры, которые позволят пожилым людям участвовать в экономической жизни общества и таким образом уменьшат их зависимость от снижения количества рабочей силы.

 

Увеличение числа пожилых  людей в мире.

 

-Число людей в возрасте 60 и  старше является наиболее быстро  растущей частью населения в мире.

-В то время как мировое население предположительно будет колебаться в течении, 75 лет за период с 1950 до 2025 года ООН прогнозирует пяти кратное увеличение числа людей старше 80 лет в семь раз относительно их числа сейчас.

-Это означает, что 1 человек из 7 будет старше 60 лет по сравнению с 1 из 12 в 1950 году.

-Старение нации является неизбежным  последствием развития, которое  привело к увеличению жизненных  стандартов более качественного  питания и более высокого уровня  здравоохранения.

-Первоначальным результатом является  уменьшение смертности от недоедания и инфекционных болезней. Следовательно, очень мало детей умирает в младенчестве, и большее число доживает до старости.

-Люди становятся старше быстрей,  чем рождаются дети 

-К 2025 году ожидается, что будет  35 детей на каждые 100 работающих взрослых

-Типичная схема развития событий.  Первоначально происходит омолаживание населения, когда большее количество детей вырастает и заводит семьи за этим идет старенье т.к. более позднее поколение воспроизводит меньше детей и становится старше.

-В наименее развитых странах,  где смертность и способность  к деторождению все еще высоки относительное число пожилых меньше, но при этом все еще увеличивается.

-В более развитых странах  старение достаточно очевидно  и число пожилых людей продолжает увеличиваться.

-Многие люди старше 60 лет в  развитом мире ведут здоровый  независимый образ жизни.

-Но большинство таких людей  окажется без работы к 65 годам  из-за обязательного ухода на пенсию.

-Существует категория молодых  пожилых оказавшихся на обочине благодаря непродуманной социальной политике.

-По прогнозу к 2020 году в  индустриальных странах будет  270 млн. экономически неактивных людей старше 55 лет. Это означает, что на каждые 100 работающих будет 38 иждивенцев пожилого возраста это в 2 раза больше чем в 1950 году.

-Увеличение пожилых людей ставит  новые вопросы по правам, способностям и уходам, затратам.

 

Урок 7.

 

Смело встречай новый  мир.

 

Данный раздел предоставляет возможность  представить будущее и рассмотреть возможные варианты решения его проблем.

 

 Цели:

1. Рассмотреть состояние мира  в 2043 г, когда сегодняшним подросткам 15-18-ти лет будет 60 лет.

2. Рассмотреть возможное личное  участие, необходимое для создания  благоприятного будущего.

 

Упражнение№1(20 минут).

Начать занятие, написав на доске 2043 -год. Попросить студентов представить себе будущее и изучить то, какой будет жизнь в 2043 году, когда им будет 60 лет.

Задать следующие вопросы:

1. Какими вы будете в 2043 году?

2. В каких домах вы будете  жить?

3. Как вы будете одеваться?

4. Сохранится ли семья в ее  нынешнем виде?

5. Какие профессии будут в  будущем? Какие старые профессии  сохранятся?

6. Какими будут средства связи  с точки зрения радио, телевидения,  телефона, Internet?

7.Сохранятся ли религии?

8.Каким будет состояние воздуха, воды, лесов, климата?

Обсудить ответы группы.

 

Упражнение№2 (30 минут).

Раздать списки персонажей. Каждый игрок  должен выбрать роль которую он исполнит. Попросить его держать свой персонаж в тайне. Объяснить участникам игры, что на задаваемые вопросы можно отвечать «да», «нет», «не знаю». Если игроки, согласно своим персонажам, отвечают «да» -они делают шаг вперед ,если «нет»-делают шаг назад, «не знаю»-остаются на месте.

 Список персонажей.

1.Подросток-18 лет.

2.Вышедший на пенсию рабочий- 67 лет.(Выкуривал 50 сигарет в день в течении 50-ти лет.)

3. 70-ти летняя вдова живет  на 600 рублей в месяц.

4.Очень состоятельный человек  65-ти лет.

5.Ушедший на пенсию банкир  в очень хорошей форме.

6.Находящийся в хорошей физической  форме, удачливый молодой человек 35-ти лет.

7.Ребенок состоятельных родителей  6-ти лет.

8. 80-ти летний человек, умственно  здоровый, но глухой.

9.Мужчина, страдающий от депрессии  45-ти лет.

10. 65-ти летний человек в инвалидном  кресле.

11.Ребенок бедных родителей 6-ти  лет.

12.Слепой 50-ти летний человек.

13. 65-ти летний человек, сильно  страдающий от артрита суставов  на руке.

 

Вопросы:

 

1.Можете ли вы прогуливаться  ночью и чувствовать себя в  безопасности?

2.Можете ли вы получить медицинскую  помощь именно тогда, когда  она вам нужна?

3.Можете ли вы принимать решения самостоятельно?

4.Хотелось бы вам иметь возможность  принимать больше решений, касающихся лично вас?

5.Можете ли вы открыть банку  консервов?

6.Можете ли вы без труда  подниматься по ступенькам?

7.Вас подвергали дискриминации.

8.Можете ли вы без труда самостоятельно ходить за покупками?

9.Получаете ли вы удовольствие  от радио, телевидения?

10.Есть ли у вас достаточно  денег для основных потребностей?

11.Есть ли у вас деньги на  хобби, развлечения, дополнительные  расходы?

Остановить игру после того, как закончатся вопросы. Обозначить на доске каждый персонаж, его начальное положение и последнее с помощью схемы. Выявить, изменилось ли положение по сравнению с первоначальным.

Спросить, что чувствовал каждый игрок, принимавший участие в упражнении.

Спросить, что ощущали игроки, делающие все время шаги вперед и что  чувствовали те, когда почти все время делал шаги назад.

Определить людей, которые оказались  далеко позади. В эту категорию  обычно попадают бедные, инвалиды. Значит, в процессе старения у них возникает больше проблем.

 

Упражнение№3 (20 минут).

Задать группе вопросы:

1.Что я могу сделать сегодня  для создания лучшей обстановки  в завтрашнем дне?

2.Что я могу сделать сегодня,  чтобы изменить негативное отношение  к пожилым людям?

3.Что я могу сделать для пожилых людей, которым требуется помощь?

Ответы должны быть в письменной форме.

 

 Зачитать группе следующую  информацию:

1.Не существует такого явления,  как типично пожилой человек  и все мы будем стареть по-разному.

2.Скорость старения определяется чаще всего наследственными причинами. Выпадение волос, например, может быть наследственным явлением. Если ваш дедушка имел густую копну волос в 65 лет, то и у вас, возможно, будет так же. Конечно бывают и исключения.

3.Некоторые аспекты старения в различной степени воздействуют на каждого и связаны с внутренними изменениями организма.

4.Ваша кожа становится морщинистой  с возрастом ,так как кожная  ткань- коллаген- теряет эластичность. Она менее способна растягиваться  и это вызывает морщины.

5.Широко распространено мнение, что лицо мужчины стареет медленнее, чем лицо женщины.

6.Зрение изменяется с возрастом  ,так как хрусталики глаз становятся  менее подвижными ,им труднее изменять фокус. Этот процесс проходит у людей в разные сроки, но многие люди обнаруживают необходимость в очках, когда им за 40 или за 50 лет.

7.С возрастом могут возникать  изменения среднего уха ,что  приводит к ухудшению слуха.

8. Следует помнить, что состояние  старости не является проблемой.

Болезни, инвалидность могут настигнуть вас в любой период жизни.

Экономические трудности ограничивают возможность выбора в любой период жизни.

9. Для некоторых пожилых людей  сочетание бедности, плохого здоровья  и предвзятого отношения могут  значительно ограничить их образ  жизни. 

Если они испытывают подобное ограничение, то это приводит к ощущению себя "выбитыми из колеи", ущербными.

10. Нужно следить за тем, чтобы  ни в отношении к пожилым  людям, ни в разговоре с ними не было элементов дискриминации по возрасту.

11. Всегда необходимо помнить  о том, что сегодняшняя молодежь - завтрашние пожилые люди.

 

Урок 8.

( сценарий вечера «Встреча  двух поколений»)

 Одно поколение  сажает деревья,

 Другое-отдыхает  в их тени.

( Китайская  пословица ).

Ведущий 1.

Кто придумал судить о возрасте

 По числу промелькнувших лет?

 Ну, а если ты полон бодрости,

 Если любишь ты целый свет.

 Если мир твой рисован  красками,

 Где отсутствует черный цвет,

 Если ты не скуднеешь ласками

 И мечтателен как поэт?

 Если ты отвергаешь прошлое

 И тебя не влечет покой,

 Если с грустью ты смотришь в прошлое

 Значит, ты еще молодой!

 Нет, не стоит судить о  возрасте

 По числу промелькнувших  лет

 Если ты еще полон бодрости,

 Значит, старости места нет!

 

Ведущий 2.

В 20 веке заметно обострилась проблема взаимоотношений между поколениями. Одним из проявлений социального неблагополучия современного российского общества является нарушение межпоколенных связей, ведущее к потере, универсальных норм и ценностей, воплощенных в обычаи и традиции.

 Перемены в России, полностью  отвергающие опыт предыдущих поколений, ведут к конфликту и разрыву между поколениями.

Существуют различия в ценностных ориентациях и предпочтениях  молодых и пожилых.

Современные представления о старости окрашены, как правило, в мрачные тона. Образ пожилого человека ассоциируется с больным, социально незащищенным человеком.

Негативные представления о  старости превращаются в социальные стереотипы, которые служат основанием для возникновения дистанции между поколениями. Причинами этого являются:

1. Отсутствие информации о возрастных особенностях.

2. Поддержание средствами массовой  информации негативного образа  старости, сложившегося в обществе.

3. Изменение воспитательных функций  старшего поколения.

 Необходимо сблизить старшее  поколение с другими возрастными  группами.

 Существуют межпоколенные практики, которые способствуют объединению поколений. Они положительно влияют на молодых и пожилых так как частые взаимоотношения пожилых людей с молодыми, повышают их жизненную активность. Межпоколенные контакты улучшают физическое и эмоциональное самочувствие пожилых, а дети начинают более полно понимать изменения, происходящие с возрастом, не бояться своего старения. Дети, которые развиваются и взаимодействуют с пожилыми людьми, приобретают способность видеть в них личностей, а не стереотипные образы и могут изучать историю со слов старших взрослых, которые представляют культуру и образ жизни прошлых лет.

Дети, которые видят заботу со стороны  родителей о бабушках и дедушках, также будут заботиться в будущем о своих родителях.

Информация о работе Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий