Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:02, контрольная работа
В структуре социологического знания чаще всего выделяют три взаимосвязанных уров¬ня: 1) общесоциологическую теорию; 2) спе¬циальные социологические теории (или тео¬рии среднего уровня); 3) социологические исследования, называемые еще частными, эмпирическими, приклад¬ными или конкретно-социологическими. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получать научно обоснованные результа¬ты, изучая те или иные социальные объекты, явления и процессы.
Введение.
1. Социологическое исследование и его виды………..стр.4
2. Общая характеристика методов социологии………стр.6
3. Опросные методы…………………………………….стр.9
3.1.Методология и техника интервью…………………стр.9
3.2.Виды интервью…………………………………….стр.12
3.3.Анкетирование…………………………………......стр.14
Заключение……………………………………………..стр.22
Литература……………………………………………..стр.26
|
План.
Введение.
1.
Социологическое исследование
2. Общая характеристика методов социологии………стр.6
3. Опросные методы…………………………………….стр.9
3.1.Методология и техника интервью…………………стр.9
3.2.Виды интервью…………………………………….стр.12
3.3.Анкетирование……………………………
Заключение…………………………………………….
Литература…………………………………………….
Введение.
В структуре социологического знания чаще всего выделяют три взаимосвязанных уровня: 1) общесоциологическую теорию; 2) специальные социологические теории (или теории среднего уровня); 3) социологические исследования, называемые еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретно-социологическими. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получать научно обоснованные результаты, изучая те или иные социальные объекты, явления и процессы.
Общественная жизнь постоянно ставит перед человеком множество вопросов, ответить на которые можно лишь с помощью научного исследования, в частности социологического. Однако не всякое исследование в области социологии является собственно социологическим. Их важно различать потому, что сегодня часто приходится встречаться с произвольным толкованием такого исследования, когда чуть ли не любая конкретно-социальная разработка той или иной обществоведческой проблемы (особенно если при этом используются опросные методы) неправомерно называется социологическим исследованием. Последнее, по мнению российского социолога Э. Тадевосяна, должно опираться на использование специфических для социологии конкретных научных методов, приемов и процедур при изучении социальных фактов и эмпирического материала. Вместе с тем неправомерно сводить социологическое исследование только к сбору первичных эмпирических данных, к социологическому обследованию, поскольку это всего лишь один из этапов, хотя и очень важный, социологического исследования.
В широком смысле социологическое исследование — это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.
В более узком смысле социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе.
Иными словами, социологическое исследование — это специфическая разновидность социальных (обществоведческих) исследований (их "ядро"), рассматривающая общество как целостную социокультурную систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в социологии.
При
этом любое социологическое
1.Социологическое исследования и его виды.
В зависимости от глубины анализа предмета исследования, а также характера решаемых в ходе него задач различают следующие виды эмпирического социологического исследования:
Разведывательное или пилотажное исследование - это пробное исследование, предваряющее основное и предназначенное для проверки качества его подготовки. Но оно имеет упрощенную программу и сжатый инструментарий. В ходе данного исследования уточняются цели, гипотезы, задачи исследования, осуществляется «обкатка» инструментария, т.е. методических процедур и документов: наблюдения, анкет и т.д. Обследуемые совокупности в этом исследовании невелики (от 20 до 100 человек).
Описательное исследование - более сложный вид конкретно-социологического исследования. Его цель - получение эмпирических сведений, которые дают относительно целостное представление об изучаемом объекте и его структурных элементах. Данное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе уже апробированного инструментария.
Аналитическое исследование - наиболее углубленный вид конкретно-социологического исследования. Цель данного исследования - не только описание структуры изучаемого социального явления, но и определение тех факторов, которые обусловливают его основные количественные и качественные параметры, его характер и специфику.
В зависимости
от потребности в получении
Точечное исследование дает как бы моментальный «срез» характеристик объекта, информацию о его состоянии в момент изучения.
Повторное исследование рассматривает изучаемый объект в динамике, изменении. Это - исследование одного и того же или различных контингентов, проводимое несколько раз, через определенные промежутки времени в одинаковых или различающихся условиях. Основными требованиями к повторным исследованиям является сопоставимость исследований, а также обоснованность существенности различий по сравнимым показателям. Чтобы обеспечить сопоставимость исследований, повторное исследование проводят по единой программе и инструментарию. Повторные исследования, в свою очередь, делятся на панельные (повторяющиеся с определенным интервалом) и лонгитюдные (длительные исследования, подготовка и проведение которых осуществляются в течение нескольких лет).
Повторные социологические
исследования при соответствующей
организационной работе обеспечивают
новую форму получения
2.Общая характеристика методов социологии.
Социология, как самостоятельная отрасль научного знания, использует для изучения своего предмета совокупность специфических методов. Все методы социологии можно подразделить на теоретические и эмпирические.
В качестве инструмента теоретического исследования в социологии, как и в философии, используется рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения. Исходным материалом для производства нового научного знания служат уже существующие теории, идеи различных ученых, которые синтезируются с собственными научными воззрениями исследователя при помощи различных логических схем, на основе той или иной теоретической парадигмы. В процессе исследований социологи, как правило, используют такие теоретические методы, как системный, структурно-функциональный, синергетический, методы логической интерпретации, моделирования и ряд других.
Особую
группу методов, широко применяющихся
в социологических
Наряду с теоретическими методами, социология использует методы эмпирические. Исходным материалом эмпирического исследования служат различные мнения, суждения, социальные факты, смысловые индикаторы, явления или процессы, которые социолог пытается получить и систематизировать с использованием специальных методов сбора и обработки первичной социологической информации.
Эмпирические методы подразделяются на количественные (классические) и качественные. Некоторые методы имеют свои разновидности как в количественом, так и в качественном подходе.
К числу количественных методов сбора социологической информации относятся, в первую очередь:
Термин «количественный подход» в социологическом исследовании подчеркивает специфику его формы - прежде всего математической формы представления знания. Результаты количественных исследований представляются, как правило, в виде шкал, таблиц, гистограмм, а их содержание выражается в процентах и коэффициентах. В фокусе количественных исследований - общественные структуры, как надындивидуальные объективные образования, детерминирующие жизнь людей. В качестве объекта социологического анализа здесь выступают определенные социальные общности (группы), выбранные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.
Всплеск интереса к количественной методологии отмечен в 1920-е гг. Он был связан с проведением т.н. “соломенных опросов” - опросов аудитории газет и журналов, которые приобрели в США огромную популярность. Только в ходе президентских выборов 1928 г. было проведено 85 “соломенных опросов”. Хотя в центре внимания находились выборы, собирались сведения о самых разных сторонах жизни американцев. Еще во время первой мировой войны была поднята проблема об участии США в боевых действиях. Конгрессмен Э. Лэндин разослал своим избирателям 54 тыс. бюллетеней и, получив 8800 ответов, установил, что 90% - против вступления страны в войну. Впоследствии появились невиданные вопросы: “Живете ли вы лучше или хуже, чем в прошлом году?”, “Простужались ли вы зимой?”, “Каковы причины того, что многие супруги не заводят детей?”.
Одна
из основных задач количественного
социологического исследования - в
сочетании с теоретическим
То, что
две переменные изменяются сообща,
еще вовсе не свидетельствует
о наличии между ними причинно-следственной
связи. В США, например, количество заключаемых
браков снижается до минимальной цифры
в январе, - в том месяце, на который приходится
наибольшая смертность среди населения.
Из этого вряд ли следует, что люди умирают,
потому что им не удается вступить в брак
(или не женятся, потому что умирают). В
действительности все зависит от плохой
январской погоды на территории большей
части страны (и, может быть, от послепраздничной
хандры), - именно в этом причина и малого
числа браков, и высокого числа смертей.
Справедливо и обратное: в более теплые
и солнечные летние месяцы отмечаются
наивысшая частота браков и наименьшая
смертность. Поэтому исследователи должны
посмотреть вглубь, чтобы найти концы
причин и следствий.
3.Опросные методы.
3.1.Методология и технология интервью.