Социологические иследования и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:02, контрольная работа

Описание

В структуре социологического знания чаще всего выделяют три взаимосвязанных уров¬ня: 1) общесоциологическую теорию; 2) спе¬циальные социологические теории (или тео¬рии среднего уровня); 3) социологические исследования, называемые еще частными, эмпирическими, приклад¬ными или конкретно-социологическими. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получать научно обоснованные результа¬ты, изучая те или иные социальные объекты, явления и процессы.

Содержание

Введение.
1. Социологическое исследование и его виды………..стр.4
2. Общая характеристика методов социологии………стр.6
3. Опросные методы…………………………………….стр.9
3.1.Методология и техника интервью…………………стр.9
3.2.Виды интервью…………………………………….стр.12
3.3.Анкетирование…………………………………......стр.14
Заключение……………………………………………..стр.22
Литература……………………………………………..стр.26

Работа состоит из  1 файл

г.docx

— 49.17 Кб (Скачать документ)

     По  методическим функциям выделяют вопросы-фильтры, контактные вопросы. Необходимость  в вопросах-фильтрах возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, относящиеся не ко всей совокупности опрашиваемых, а только к некоторой  ее части. Цель контрольных вопросов — выяснить устойчивость или непротиворечивость ответов респондента, которые он дает на предшествующие вопросы по той же теме. Контактные вопросы  используются для управления психологической  ситуацией интервью, для установления контакта с респондентом, создания у него положительной мотивации  на опрос. В практике опросов чаще всего эта функция выполняется  вопросами наиболее простыми по смыслу и по технике заполнения и одновременно дающими необходимую исследователю информацию.

     По  своей форме или технике заполнения анкетные вопросы делятся на два  основных вида — открытые и закрытые. Открытые вопросы дают респонденту  возможность самостоятельно сформулировать ответ, выявить всю неповторимость своего индивидуального сознания, языка, стиля. Закрытый вопрос предполагает наличие  готовых вариантов ответов, которые  социолог разрабатывает до начала опроса, используя свои теоретические знания.

     Закрытыми считаются такие вопросы, в которых перечислены все без исключения ответы (альтернативы) и в которых, таким образом, свобода выражения респондентом своего мнения сведена если не к минимуму, то к очень жестким границам. Какого-то единого критерия того, что считать закрытым вопросом, у специалистов нет. Одни полагают, что закрытым является вопрос, в котором респонденту предлагается один или несколько возможных ответов, другие — если на вопрос в анкете обязательно приводится полный набор вариантов ответов. Как правило, закрытыми специалисты называют такие вопросы, на которые в вопроснике приведены полные (завершенные) наборы всех возможных вариантов ответов. Это весьма удобная для респондента форма,  поскольку она не заставляет его напрягать свою память и иные мыслительные процессы.

     Закрытые  вопросы подразделяют на несколько  групп. Дихотомические вопросы предполагают учет наиболее общих, полярных реакций респондента: «да, нет, не знаю (или затрудняюсь ответить)».Так же существует ослабленный вариант закрытого вопроса — полузакрытый вопрос. В конце списка ответов оставляйте место (две-три строчки) и пишите: «Другие ответы...» Подобный компромисс требует дополнительных затрат, ведь открытая форма вопроса в конце («другие ответы...») предполагает кодировку полученных данных самим исследователем.

     Закрытые  вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные вопросы предполагают выбор респондентом только одного варианта ответа из набора предлагаемых.

     Вопросы-фильтры. Это чисто функциональные элементы, их цель — отсекать тех, кто не может отвечать. Они отсеивают «чужих», не относящихся к данному вопросу или анкете в целом респондентов. Так, при исследовании читательской аудитории конкретной газеты, скажем, «Вечерней Москвы», перед тем как переходить к собственно содержательному блоку вопросов, социолог размещает вопросы-фильтры, где спрашивает, знаком ли респондент с этой газетой.

     Надобность  в них возникает в том случае, когда исследователю важно получить данные, относящиеся не ко всей совокупности респондентов, а лишь к их части.

     В анкетных исследованиях специалисты  обращают внимание на существование  трудных, сложных, наводящих и деликатных вопросов.

     Когда техническая функция, облегчающая  диалог с респондентом, уходит на задний план, вперед выдвигается вторая форма  наводящего вопроса — идеологическая. При помощи ловко сформулированных вопросов автор старается не просто направить, но подсказать нужный ему ответ. Обычно к таким приемам прибегают недобросовестные политологи, которые, кое-как собрав эмпирические данные, стараются во всеуслышание заявить о якобы всенародной поддержке своей партии. Вопрос типа «Хотели бы вы проголосовать за такую партию, которая, подобно коммунистической, защищает права простых людей?» нельзя считать научным. Это наводящий вопрос во втором, идеологическом смысле.

     Основные  блоки анкеты.

     Логическая  структура вопроса определяется наличием в нем двух обязательных элементов:

     а) Базисной информации о том, что известно;

     б) Указанием на недостаточность известной  информации и необходимость ее восполнения  или уточнения. Например, социолог задает вопрос: «Как Вы думаете, что мешает рабочим правильно отнестись  к повышению норм выработки?» (после  чего приводится список возможных причин). Базисная часть вопроса содержит следующую информацию, которая полагается известной:

     а) Нормы выработки повышаются;

     б) Все рабочие неправильно относятся  к повышению норм выработки;

     в) Существуют причины, вызывающие неправильное отношение.

     Требуется выяснить (искомая информация) мнение опрашиваемого о причинах неправильного  отношения.

     Из  приведенного примера видно, что  подобный вопрос, как и| большинство  других, основан на предварительных  предположениях о том, что именно известно автору вопроса и респонденту. Однако такие предположения не всегда правильны. В тех случаях, когда  социолог ошибается в определении  базисной части вопроса (известной  информации), появляется «эффект внушения». Такой вид методической ошибки (внушающий  вопрос) часто связан с проявлением  субъективного отношения социолога  к предмету, о котором идет речь в вопросе

     Возможность появления «эффекта внушения» бывает связана с утвердительными формулировками базисной части вопроса («Вы повышаете  свою квалификацию?»), когда отрицательный ответ может неявно ассоциироваться с социально негативной оценкой Эффект усиливается, когда вопросам предпосылается специальное вступление, раскрывающее установку исследователя: «Неправда ли, Вы повышаете свою квалификацию?» или «Развитие научно-технического прогресса требует постоянного повышения квалификации буквально от всех работающих.

     Иногда  «эффект внушения» используется намеренно в качестве специального приема для снятия психологического барьера и получения «острой» информации, которая может затрагивать  престиж опрашиваемых, их чувство  самоуважения.

     Требования  к базисной части вопроса таковы:

     а) Ее информация должна быть в равной степени известна и социологу  и опрашиваемому;

     б) Она должна однозначно пониматься и  социологом и респондентами;

     в) Она должна быть свободна от влияния  явных и неявных ожиданий социолога  по поводу социально одобряемых и  неодобряемых ответов.

     Вторая  группа логических ошибок вызывается нарушением связи базисной части  вопроса с его второй частью (с  указанием на неизвестную информацию и на область поиска ответов). Существенной особенностью вопросов, с которыми работает социолог, является создание во второй части указания на неизвестную  информацию с вариантами возможных  ответов. В разговорной речи вопросы  задаются, как правило, в открытой форме, т.е. без указания возможных  вариантов ответов.

     Часто вопросы относятся к узким  группам респондентов.

     В таком случае должны выполняться  следующие требования:

     1) обеспечивается возможность уклониться  от ответа (варианты «не знаю»,  «не имею мнения», «затрудняюсь  ответить»);

     2) включаются вопросы-фильтры; 

     3) прямо обозначается адресат вопроса.

     Возможность уклониться является принципиальным требованием. Оно позволяет выделить в совокупности опрашиваемых тех, кто считает себя некомпетентным. Среди социологов бытует мнение, будто не следует пользоваться неопределенными вариантами, поскольку  респонденты «злоупотребляют» возможностью уклониться от ответа (а это затрудняет анализ и интерпретацию данных). Однако возможность уклониться позволяет  контролировать методическое качество вопросов. Напротив, ее отсутствие создает  опасность формального заполнения анкеты.

     Указанные варианты ответов дают возможность  разделить совокупность опрашиваемых на две группы:

     1) располагающие искомой информацией  и сообщающие ее социологу; 

     2) не располагающие ею или не  пожелавшие ее сообщить. Если  последняя группа достигает 15—20%, это тревожный сигнал для социолога,  требующий методической доработки  вопроса. 
 
 
 
 
 

Заключение

    В этой работе рассматриваются основные методы социологического исследования—эксперимент, метод включенного наблюдения, биографический метод. массовый опрос, а также конкретные методики, используемые на разных стадиях  исследовательского процесса (в частности, методики построения выборки, измерения  и анализа данных, в силу своей  относительной сложности и значимости выделенные в отдельные главы).

    Описания  специфических процедур сбора, анализа  и интерпретации данных, характерных  для каждого из рассматриваемых  методов, как и подробный анализ преимуществ и недостатков последних, будут представлены в соответствующих  главах, здесь же имеет смысл ограничиться кратким обзором, позволяющим, прежде всего, проследить взаимосвязь основных социологических методов с теми исследовательскими программами, в  рамках которых они первоначально  формировались, а также с теми контекстами исследования, в которых  они чаще всего используются.

    Эксперимент—это метод, обеспечивающий наилучшие эмпирические данные для проверки гипотез о  наличии причинной связи между  явлениями, а также самое надежное средство решения многих практических задач, связанных с оценкой эффективности  социальных и политических программ. Многомерный контролируемый эксперимент, как мы увидим в дальнейшем, соответствует  самым строгим стандартам научного вывода и незаменим при сравнении  объяснительных возможностей разных теорий.

    В некоторых отношениях процедура  экспериментальной проверки гипотез  даже превосходит эталоны вышеописанного «традиционного образа науки», так  как возникающая при планировании эксперимента необходимость в формализации теоретической модели, операционализации  переменных, определяющих «главный эффект», а также в нахождении инструментов контроля посторонних, смешивающих влияний, ведет не только к прояснению основной гипотезы, но и к анализу всех тех внешних условий и факторов окружения, для которых соблюдаются постулируемые теорией соотношения (такой анализ, как будет показано в гл. 4, призван гарантировать внешнюю валидность эксперимента).

    Иными словами, эксперимент оказался методом, пригодным скорее для проверки наиболее «сложившихся» и развитых социологических  и социально-психологических теории, чем для поисковых исследований, направленных на выработку адекватного  теоретического языка и формулировку пробных гипотез, описывающих закономерности естественного протекания социальных процессов.

    Кроме того, следует помнить об этических  проблемах, иногда возникающих при  экспериментальном манипулировании  переменными социального окружения. Эти проблемы могут касаться не столько  гипотетического влияния нежелательных  факторов, сколько возможного социального  неравенства, возникающего в крупномасштабных полевых экспериментах при распределении  участников по экспериментальным и  контрольным группам, так как  в результате члены контрольных  групп не получают «позитивно-го»  экспериментального воздействия (на оценку эффективности которого и направлен  эксперимент), например, социального  пособия, нового прогрессивного метода обучения и т. п.

    Массовый  опрос является, пожалуй, самым популярным социологическим методом. Он превосходит  эксперимент с точки зрения дескриптивных  возможностей и служит не только сугубо академическим целям, являясь наилучшим  средством получения социальной статистики. Именно опросы общественного  мнения используются при изучении мнений и установок широких слоев  общества, обеспечивая, при корректном применении, возможность «отслеживания» даже небольших изменений в самых разнообразных сферах общественной жизни— от распределения семейных бюджетов до динамики избирательских предпочтений.

Информация о работе Социологические иследования и его виды