Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:02, контрольная работа
В структуре социологического знания чаще всего выделяют три взаимосвязанных уров¬ня: 1) общесоциологическую теорию; 2) спе¬циальные социологические теории (или тео¬рии среднего уровня); 3) социологические исследования, называемые еще частными, эмпирическими, приклад¬ными или конкретно-социологическими. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получать научно обоснованные результа¬ты, изучая те или иные социальные объекты, явления и процессы.
Введение.
1. Социологическое исследование и его виды………..стр.4
2. Общая характеристика методов социологии………стр.6
3. Опросные методы…………………………………….стр.9
3.1.Методология и техника интервью…………………стр.9
3.2.Виды интервью…………………………………….стр.12
3.3.Анкетирование…………………………………......стр.14
Заключение……………………………………………..стр.22
Литература……………………………………………..стр.26
По
методическим функциям выделяют вопросы-фильтры,
контактные вопросы. Необходимость
в вопросах-фильтрах возникает тогда,
когда исследователю нужно
По
своей форме или технике
Закрытыми считаются такие вопросы, в которых перечислены все без исключения ответы (альтернативы) и в которых, таким образом, свобода выражения респондентом своего мнения сведена если не к минимуму, то к очень жестким границам. Какого-то единого критерия того, что считать закрытым вопросом, у специалистов нет. Одни полагают, что закрытым является вопрос, в котором респонденту предлагается один или несколько возможных ответов, другие — если на вопрос в анкете обязательно приводится полный набор вариантов ответов. Как правило, закрытыми специалисты называют такие вопросы, на которые в вопроснике приведены полные (завершенные) наборы всех возможных вариантов ответов. Это весьма удобная для респондента форма, поскольку она не заставляет его напрягать свою память и иные мыслительные процессы.
Закрытые вопросы подразделяют на несколько групп. Дихотомические вопросы предполагают учет наиболее общих, полярных реакций респондента: «да, нет, не знаю (или затрудняюсь ответить)».Так же существует ослабленный вариант закрытого вопроса — полузакрытый вопрос. В конце списка ответов оставляйте место (две-три строчки) и пишите: «Другие ответы...» Подобный компромисс требует дополнительных затрат, ведь открытая форма вопроса в конце («другие ответы...») предполагает кодировку полученных данных самим исследователем.
Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные вопросы предполагают выбор респондентом только одного варианта ответа из набора предлагаемых.
Вопросы-фильтры. Это чисто функциональные элементы, их цель — отсекать тех, кто не может отвечать. Они отсеивают «чужих», не относящихся к данному вопросу или анкете в целом респондентов. Так, при исследовании читательской аудитории конкретной газеты, скажем, «Вечерней Москвы», перед тем как переходить к собственно содержательному блоку вопросов, социолог размещает вопросы-фильтры, где спрашивает, знаком ли респондент с этой газетой.
Надобность
в них возникает в том случае,
когда исследователю важно
В анкетных исследованиях специалисты обращают внимание на существование трудных, сложных, наводящих и деликатных вопросов.
Когда техническая функция, облегчающая диалог с респондентом, уходит на задний план, вперед выдвигается вторая форма наводящего вопроса — идеологическая. При помощи ловко сформулированных вопросов автор старается не просто направить, но подсказать нужный ему ответ. Обычно к таким приемам прибегают недобросовестные политологи, которые, кое-как собрав эмпирические данные, стараются во всеуслышание заявить о якобы всенародной поддержке своей партии. Вопрос типа «Хотели бы вы проголосовать за такую партию, которая, подобно коммунистической, защищает права простых людей?» нельзя считать научным. Это наводящий вопрос во втором, идеологическом смысле.
Основные блоки анкеты.
Логическая структура вопроса определяется наличием в нем двух обязательных элементов:
а) Базисной информации о том, что известно;
б) Указанием на недостаточность известной информации и необходимость ее восполнения или уточнения. Например, социолог задает вопрос: «Как Вы думаете, что мешает рабочим правильно отнестись к повышению норм выработки?» (после чего приводится список возможных причин). Базисная часть вопроса содержит следующую информацию, которая полагается известной:
а) Нормы выработки повышаются;
б)
Все рабочие неправильно
в) Существуют причины, вызывающие неправильное отношение.
Требуется выяснить (искомая информация) мнение опрашиваемого о причинах неправильного отношения.
Из
приведенного примера видно, что
подобный вопрос, как и| большинство
других, основан на предварительных
предположениях о том, что именно
известно автору вопроса и респонденту.
Однако такие предположения не всегда
правильны. В тех случаях, когда
социолог ошибается в определении
базисной части вопроса (известной
информации), появляется «эффект внушения».
Такой вид методической ошибки (внушающий
вопрос) часто связан с проявлением
субъективного отношения
Возможность
появления «эффекта внушения» бывает
связана с утвердительными
Иногда «эффект внушения» используется намеренно в качестве специального приема для снятия психологического барьера и получения «острой» информации, которая может затрагивать престиж опрашиваемых, их чувство самоуважения.
Требования к базисной части вопроса таковы:
а) Ее информация должна быть в равной степени известна и социологу и опрашиваемому;
б) Она должна однозначно пониматься и социологом и респондентами;
в) Она должна быть свободна от влияния явных и неявных ожиданий социолога по поводу социально одобряемых и неодобряемых ответов.
Вторая группа логических ошибок вызывается нарушением связи базисной части вопроса с его второй частью (с указанием на неизвестную информацию и на область поиска ответов). Существенной особенностью вопросов, с которыми работает социолог, является создание во второй части указания на неизвестную информацию с вариантами возможных ответов. В разговорной речи вопросы задаются, как правило, в открытой форме, т.е. без указания возможных вариантов ответов.
Часто вопросы относятся к узким группам респондентов.
В таком случае должны выполняться следующие требования:
1)
обеспечивается возможность
2) включаются вопросы-фильтры;
3)
прямо обозначается адресат
Возможность
уклониться является принципиальным требованием.
Оно позволяет выделить в совокупности
опрашиваемых тех, кто считает себя
некомпетентным. Среди социологов бытует
мнение, будто не следует пользоваться
неопределенными вариантами, поскольку
респонденты «злоупотребляют» возможностью
уклониться от ответа (а это затрудняет
анализ и интерпретацию данных).
Однако возможность уклониться позволяет
контролировать методическое качество
вопросов. Напротив, ее отсутствие создает
опасность формального
Указанные варианты ответов дают возможность разделить совокупность опрашиваемых на две группы:
1)
располагающие искомой
2)
не располагающие ею или не
пожелавшие ее сообщить. Если
последняя группа достигает 15—
Заключение
В
этой работе рассматриваются основные
методы социологического исследования—эксперимент,
метод включенного наблюдения, биографический
метод. массовый опрос, а также конкретные
методики, используемые на разных стадиях
исследовательского процесса (в частности,
методики построения выборки, измерения
и анализа данных, в силу своей
относительной сложности и
Описания
специфических процедур сбора, анализа
и интерпретации данных, характерных
для каждого из рассматриваемых
методов, как и подробный анализ
преимуществ и недостатков
Эксперимент—это
метод, обеспечивающий наилучшие эмпирические
данные для проверки гипотез о
наличии причинной связи между
явлениями, а также самое надежное
средство решения многих практических
задач, связанных с оценкой
В
некоторых отношениях процедура
экспериментальной проверки гипотез
даже превосходит эталоны
Иными
словами, эксперимент оказался методом,
пригодным скорее для проверки наиболее
«сложившихся» и развитых социологических
и социально-психологических
Кроме
того, следует помнить об этических
проблемах, иногда возникающих при
экспериментальном
Массовый опрос является, пожалуй, самым популярным социологическим методом. Он превосходит эксперимент с точки зрения дескриптивных возможностей и служит не только сугубо академическим целям, являясь наилучшим средством получения социальной статистики. Именно опросы общественного мнения используются при изучении мнений и установок широких слоев общества, обеспечивая, при корректном применении, возможность «отслеживания» даже небольших изменений в самых разнообразных сферах общественной жизни— от распределения семейных бюджетов до динамики избирательских предпочтений.