Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:44, реферат
Позитивизм, социальный факт, солидарность, общественно-экономическая формация, способ производства, производительные силы, производственные отношения, конфликт, «понимание», идеальный тип, отнесение к ценностям, макросоциология, микросоциология, бихевиоризм, структурализм, функционализм, системный подход, символический интеракционизм, этнометодология, феноменология, модернизм, постмодернизм, постструктурализм, дискурс, субъективная социология, исторический материализм.
Лекция 1. История социологии.. 2
Основные понятия. 2
Словарь. 2
1.1.1. Предпосылки появления социологии.. 2
1.1.2. Классическая социология XIX в. 4
1.1.3. "Понимающая" неклассическая социология Германии.. 6
1.1.4. Американская социология XIX - XX вв. Модернизм и постмодернизм 7
1.1.5. История российской социологии в XIX - XX вв. 12
Лекция 2. Социология как наука и учебная дисциплина. 13
Основные понятия. 13
Словарь. 13
Основная литература. 14
Дополнительная литература. 14
1.2.1. Объект и предмет социологии.. 14
1.2.2. Функции социологии.. 15
1.2.3. Виды социологического знания. 16
1.2.4. Методы социологии.. 16
Основная литература.. 22
Дополнительная литература.. 22
Марксистская социология
в своей основе является позитивистской,
она нацелена на признание объективности
научных знаний об обществе. Однако
в ней присутствует и противоположная
тенденция — согласование эмпирических
данных и теоретических выводов
с историческим интересом эпохи,
под которым понимаются исключительно
интересы пролетариата, как самого
передового и прогрессивного класса.
Поскольку рабочий класс
Основные разновидности марксизма ХХ в.:
- советский марксизм, развивавший жесткое «научное» и материалистическое представление о социальной реальности, видя в естественных науках основной метод познания;
- троцкизм – критические исследования характера СССР и изменяющейся природы капитализма ХХ в.;
- западный марксизм – главное и наиболее влиятельное в академических сферах течение. Ведущие его представители – А.Грамши, Д.Лукач, Г.Маркузе, Франкфуртская школа критической теории, Л.Альтюссер, использовавшие не только марксову, но и немарксистскую мысль (политическая социология Грамши, структуралистский марксизм Л.Альтюссера);
- марксизм «третьего мира», исследующий капитализм в метрополиях, колониях и неоколониальных странах и возможности создания социализма с ведущей ролью крестьянства и т.д.
§ В настоящее время марксизм является важным измерением социального научного и социологического мышления, изучающим многие вопросы, не затронутые другими подходами.
1.1.3. "Понимающая" неклассическая социология Германии
Неклассическая социология
была разработана немецкими
Если О. Конт, Э. Дюркгейм и их последователи считали, что предметом социологии является общество, народ, человечество и т. д., то немецкие социологи полагали, что исследовать нужно только индивида, потому что именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Социолог должен объяснять реальные действия людей на основе понимания внутренних мотивов этих действий.
Г. Зиммель и М. Вебер сформулировали основные принципы классической социологии.
1. Устранить из научного мировоззрения представления об объективности наших знаний. Социальное знание не должно выдавать свои теории за отражение самой действительности и ее законов.
2. Социология должна заниматься выяснением причин тех или иных свершившихся событий, воздерживаясь от так называемых "научных прогнозов".
3. Социологические теории должны строиться по правилам формальной логики и согласно общечеловеческим ценностям. Это избавит науку от субъективного произвола.
4. Отнесение к ценностям, задающим общее направление всему человеческому мышлению должно лежать в основе интеллектуальной деятельности ученого.
5. Изменение ценностных предпочтений социологов определяется социально-историческими обстоятельствами, в которых они действуют.
Г. Зиммель стал основателем формальной социологии, проведя различие между формой и содержанием в серийном анализе. Он определял "понимание" как "вчувствование" исследователя в действия индивидов с тем, чтобы в конце концов выявить в совокупном предмете социальных наук чистые формы "социации" или общения. Затем их необходимо систематизировать, обосновать психологически, описать в историческом развитии.
М.Вебер – крупнейший социолог конца XIX - начала ХХ вв. Для М.Вебера цель социологии – достижение интерпретативного понимания субъективно значимой человеческой деятельности, которая выставляла на рассмотрение мотивы акторов на одном уровне с «причинами» деятельности. Деятельность индивидуумов составляла единственную социальную действительность; тем самым Вебер выступал против использования коллективных понятий (подобных государству, обществу и т. д.), если они не были прочно связаны с этой деятельностью. Понимание для Вебера — скорее систематическое и точное исследование, чем просто "переживание" текста или социального феномена. Рациональность "понимания" соответствует рациональности социального, а социальные действия соответствуют некоему "идеальному типу" (или образцу), который в свою очередь выражает суть общественного интереса эпохи.
Понятие "идеальный тип"
был очень важным вкладом М. Вебера
в социологию. Идеальный тип не
просто извлекается из эмпирической
реальности, а конструируется как
теоретическая схема, и только потом
соотносится с эмпирической реальностью.
По его мнению, такие понятия, как
«христианство», «ремесло» и т.д.
– лишь идеально-типические конструкции.
Социология, считал Вебер, создает понятие
типов и ищет общие правила
в отличие от истории, которая
стремится к каузальному
Как же «работает» понятие «идеальный тип» у Вебера? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть веберовскую теорию социального действия. Социология рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность связывает со своим действием определенный смысл. Таким образом, социологическое понятие действия вводится им через понятие смысла, следовательно, социология должна быть «понимающей» постольку, поскольку действие индивида осмысленно, то есть направлено к достижению ясно осознаваемых самим действующим индивидом целей. Описанный тип действия Вебер называет целерациональным. Оно и является идеальным типом. Целерациональное действие стало методологической основой социологии Вебера. С помощью данной модели социолог исследовал как индивида, так и государство, власть, демократию, бюрократию и т.д.
«Понимающая» социология
Германии оказала огромное влияние
на развитие мировой науки. На ее базе
развились множество
1.1.4. Американская социология XIX - XX вв. Модернизм и постмодернизм
Наиболее преуспевала социология в США. К причинам ее успеха можно отнести отсутствие жестко контролируемой государством системы высшего образования, конкуренция между университетами, влияние идеологии прагматизма, широкое движение в пользу социальных реформ. Если в Европе социологи были разобщены, часто не имели средств на проведение исследований, то американские ученые, получившие поддержку политической элиты и крупного бизнеса, организовали не только обучение студентов и подготовку аспирантов по социологии, но и создали новые направления, позволившие приблизить науку к конкретным потребностям общества. С 20-х годов ХХ века американские исследователи занимают лидирующее положение в мировой социологии, и их опыт используется европейцами.
Среди социологических научных
школ США в 1915-1935 гг. большую роль
сыграла Чикагская школа
Бихевиористы считали, что
социология должна изучать наблюдаемое
поведение людей. Поведение людей,
считали они, сводится к стимулам
и реакциям. Меняя стимулы, вы можете
менять поведение, управлять людьми.
Ранние бихевиористы отрицали необходимость
теории и абсолютизировали конкретные
социологические исследования. Главными
их методами были наблюдение и эксперимент,
при обработке данных использовались
математические и статистические способы.
Абсолютизация значения поведения,
внешних форм исследования и количественных
методов анализа приводили к
упрощенному взгляду на общественную
жизнь в целом. Например, летом
чаще всего срываются выборы в
органы городского самоуправления. Путем
наблюдения можно установить, что
важнее для избирателей — идти
на избирательный участок, тратя
время, или поехать работать на дачу,
без которой большинству
Структурно-функциональный,
системный, конфликтологический подходы
опираются на идеи Э. Дюркгейма и
К. Маркса. Они исследуют структуры
и системы общества на макроуровне.
Структурный функционализм, к примеру,
представляет общества как системы,
состоящие из крупных элементов
— подсистем, взаимосвязанных и
взаимозависящих друг от друга Функционалисты
анализируют общественные подсистемы
— экономику, политику, право, религию
и пр., как они связаны между
собой, какую пользу или вред приносят
обществу. Недостаток данного подхода
— статичный образ общества, недооценка
значения социальных перемен и конфликтов,
игнорирование активного
К функционалистам примыкает
теория социального действия, разработанная
Т.Парсонсом. Он видел социальный мир
в понятиях человеческих идей –
норм, ценностей, значений, причем наиболее
важным социальным процессом считал
процесс коммуникации значений, символов
– информации. Он обращал основное
внимание на организацию человеческих
актов в системы действий, соединяя
«индивидуалистический» подход М.Вебера
с «холистическим» Э.Дюркгейма. Парсонс
создал обобщенную, абстрактную модель
действия человека, назвав ее «единичным
(unit)актом». Данная модель включает в
себя действующее лицо – человека
и ситуационное окружение (биологическую,
культурную, социальную системы и
личность – тоже систему). Каждая из
систем порождает свои собственные
подсистемы и т.д. Подсистемы каждого
уровня развиваются для удовлетворения
функционально необходимых
Теории Т.Парсонса подверглись
критике со стороны многих социологических
направлений за использование доведенной
до крайности аналогии с организмом,
за отождествление человеческой деятельности
и поведения системы и т.п. Так,
рассматривая социальную жизнь как
нормативную и ценностно-
Неомарксисты (А. Грамши, Л. Альтюссер,
а также ученые Франкфуртской
школы) полагали, что в основе конфликта
лежит различие интересов общественных
классов (имущих и неимущих), что
благодаря репрессивному и
Современные конфликтологи
утверждают, что в основе конфликтов
лежит борьба за власть и ресурсы
в обществе. Таким образом, конфликты
возникают из-за противоположности
классовых интересов, между полами,
этносами, группами, институтами, личностями
и т. д. В отличие от марксистов,
считавших конфликты
На протяжении ХХ в. в западной
социологии (прежде всего в американской)
разрабатывалась масса
Символический интеракционизм (Ч. Кули, Д. Мид) считался основной альтернативой функционализму. Объектом для изучения социального поведения в этом подходе является личность и то, как каждый человек становится через отношения с другими людьми тем, кто он есть. Связующим звеном между личностью и другими членами общества являются символы — язык, жесты, мимика, одежда, цвет кожи. С их помощью каждый человек "осмысливает" ситуацию, объясняет для себя социальные действия и события. Согласно символическому интеракционизму, единой социальной реальности не существует, т. к. люди придают различный "смысл" тому, что могло бы считаться одним и тем же опытом. Так, например, двое юношей предлагают друг другу дружбу. Но один из них может подразумевать просто приятное совместное времяпрепровождение, а другой — совместное участие в квартирных кражах. Недостатком данной концепции являлось недостаточное внимание к объективному ограничению социального действия. Достоинствами — углубленный анализ социальной роли, становления личности, коммуникации и действия. На основе интеракционизма была развита социология преступного действия, медицины и т. д.