Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:44, реферат
Позитивизм, социальный факт, солидарность, общественно-экономическая формация, способ производства, производительные силы, производственные отношения, конфликт, «понимание», идеальный тип, отнесение к ценностям, макросоциология, микросоциология, бихевиоризм, структурализм, функционализм, системный подход, символический интеракционизм, этнометодология, феноменология, модернизм, постмодернизм, постструктурализм, дискурс, субъективная социология, исторический материализм.
Лекция 1. История социологии.. 2
Основные понятия. 2
Словарь. 2
1.1.1. Предпосылки появления социологии.. 2
1.1.2. Классическая социология XIX в. 4
1.1.3. "Понимающая" неклассическая социология Германии.. 6
1.1.4. Американская социология XIX - XX вв. Модернизм и постмодернизм 7
1.1.5. История российской социологии в XIX - XX вв. 12
Лекция 2. Социология как наука и учебная дисциплина. 13
Основные понятия. 13
Словарь. 13
Основная литература. 14
Дополнительная литература. 14
1.2.1. Объект и предмет социологии.. 14
1.2.2. Функции социологии.. 15
1.2.3. Виды социологического знания. 16
1.2.4. Методы социологии.. 16
Основная литература.. 22
Дополнительная литература.. 22
Лекция 2. Социология как наука и учебная дисциплина Основные понятия
Общество, социология, личность, фундаментальный и эмпирический уровни социологического знания, теории среднего уровня, функция, методы, наблюдение, эксперимент, моделирование, анкетирование, интервью, анализ документов.
Словарь
1. Макросоциология (фундаментальный уровень социологического знания) — область социологического знания, связанная с изучением крупных социальных структур.
2. Микросоциология (эмпирический уровень социологического знания) — область социологического знания, которая связана с анализом повседневного взаимодействия между людьми.
3. Теория — утверждение, содержащее совокупность взаимосвязанных положений и гипотез.
4. Общество — объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную социокультурную идентичность.
5. Личность — социальная сущность человека, субъект и продукт социальных отношений.
6. Операционализация - процесс преобразования абстрактных понятий в конкретные термины (пример: абстрактное понятие «социальный класс» преобразуется в термины «род занятости», «доходы», «образ жизни»).
7. Выборка – отбор индивидуумов из более широкой совокупности (генеральной совокупности), предназначенный для отражения характеристик этой совокупности во всех существенных отношениях.
8. Респондент – лицо, отвечающее на вопросы анкеты или интервью.
9. Инструментарий – определенный набор методически-исследовательских документов, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами исследования, с помощью которых обеспечивается сбор эмпирических социологических данных (анкета, бланк-интервью, карточка наблюдения и т.д.).
10. Интервью – (от английского – interview – беседа с глазу на глаз) метод опроса, использующий в качестве источника информации беседу исследователя с респондентом в соответствии с исследовательской программой.
11. Гипотеза – утверждение, предсказывающее существование некоторой зависимости между переменными.
12. Переменная – признак, принимающий разные значения для различных случаев или для различных моментов времени в рамках одного случая. Термин используется, как правило, в эмпирическом социальном исследовании таких факторов, возраст, социальный класс, статус занятости, образование, способных другие изменения, вроде уровня доходов.
13. Независимая переменная – переменная, которая управляется экспериментально или с целью наблюдения ее воздействия.
14. Зависимая переменная – мера воздействия независимой переменной. Так, при изучении, например, воздействия брачного возраста на размер семьи возраст брака – независимая переменная, а размер семьи – зависимая.
15. Генеральная совокупность – объект исследования, «локализованный» территориально и во времени, на который распространяются выводы исследования.
16. Репрезентативная выборка – выборка, которая является (или считается) истинным отражением родительской популяции (генеральной совокупности), то есть имеет тот же профиль признаков, например, возрастную и классовую структуру, уровень образования. Репрезентативная выборка достигается за счет гарантии полностью случайного отбора.
Основная литература
1. Фролов С. С. Основы социологии. - М., 1997.
Монсон Пер. Лодка на аллеях парка. - М., 1995.
2. Социология. Основы общей теории / Под ред. академика Осипова Г. В. - М., 1996.
3. Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1997.
4. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. / Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. – М., 1996.
Дополнительная литература
1. Руденко Р. И. Практикум по социологии. - М., 1999.
2. Кравченко А. И. Социология. - М., 1998.
3. Кравченко А. И. Социология. Хрестоматия. - Екатеринбург, 1998.
4. Сорокин П. А. Общедоступный учебник по социологии. - М., 1994.
5. Социология. Энциклопедический словарь. - М., 1996.
6. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Минск, 2000.
7. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х тт. М., 1999.
1.2.1. Объект и предмет социологии
Объектом исследования для
любой науки является реальность,
существующая независимо от нашего знания
о ней. Это могут быть физические
тела, взаимодействующие друг с другом,
живые организмы или человек.
Важно то, что все эти объекты
окружающей действительности существовали
до нашего знания о ней и не зависят
от него. Предмет исследования, напротив,
существует только в голове исследователя,
то есть полностью зависит от самого
знания и является его частью. Определяя
предмет исследования, мы чисто абстрактно
выделяем одну или несколько сторон
объекта и пытаемся изучить их,
учитывая или не учитывая влияние
других, не выделенных нами сторон. Следовательно,
каждому объекту исследования может
соответствовать несколько
Для социологии объектом является
общество. Однако общество — слишком
крупный и сложный объект для
одной науки, его изучает несколько
родственных наук — политология,
экономика, право, психология, антропология,
социология. У каждой науки свой
предмет исследования. Экономика
изучает процессы производства материальных
благ, психология — различные виды
и формы поведения личностей
и влияние на него социального
окружения и т. д. Особенность
предмета социологии – в его
В понятие социальной структуры
входит взаимное расположение индивидов
и групп в обществе, их взаимосвязи,
т.е. взаимные контакты, действия и взаимодействия,
осуществляемые как на основе межличностного
общения, так и с помощью средств
массовой информации. Под условиями
существования социальных структур
понимаются прежде всего физическая
окружающая среда и культура. Социальные
процессы представляют собой динамику
развития общества и охватывают все
стороны деятельности людей в
обществе, обеспечивая его
1.2.2. Функции социологии
Функция - следствие социального события для социальной системы, где событие является необходимым для содействия работе и поддержания этой системы. Если социологию рассматривать как событие, то ее функция - это польза, которую социология приносит обществу.
Эмпирическая функция — сбор и обработка конкретной фактической информации (первичных данных). Например, опрос общественного мнения.
Теоретическая функция проявляет себя тогда, когда социологи анализируют, логически обобщают и систематизируют полученные эмпирические данные и делают научные выводы. В результате социология обогащается новыми понятиями, терминами и определениями, создаются те или иные теории. В итоге общество глубже познает закономерности и перспективы своего развития.
Прогностическая функция — на основании фактического материала и его теоретического осмысления ученые разрабатывают научно обоснованные предположения о развитии тех или иных социальных процессов в будущем. Например, прогноз поведения избирателей на предстоящих выборах.
Прикладная функция —
использование первичных
1.2.3. Виды социологического знания
Как и многие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном. Первое направление, называемое еще и макросоциологией, включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности, гносеологические проблемные вопросы социологии, проблемы построения структур социальных ассоциаций, построения математических моделей социальных общностей и процессов и т.д. На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками: философией, историей, политологией и др. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции, при этом, как правило, не выделяются для изучения такие конкретные единицы, как социальная группа или социальный процесс. Такой уровень социального знания принято называть общесоциологическим. Фундаментальные, общесоциологические теории возникли из социальной философии и психологии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения об единых для всех социальных структур законах поведения людей.
Вместе с тем очевидно,
что социология как наука должна
основываться на точных, конкретных данных
об отдельных социальных фактах, составляющих
процесс изменения и структуру
общества. Эти данные собираются исследователями
с помощью набора методов эмпирических
исследований. На эмпирическом уровне
социологи собирают многочисленные
факты, сведения, мнения членов социальных
групп, личностных данных, их последующая
обработка, обобщение и формулирование
первичных выводов относительно
конкретных явлений социальной жизни.
Общесоциологические теории и эмпирические
исследования(называемые микросоциологией)
должны быть неразрывно связаны между
собой, так как теоретизирование,
не подкрепленное конкретными
Выход из этого положения был введен в социологическую практику Р.Мертоном. Он предложил сформировать еще один уровень социологического знания – теории среднего уровня. Это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами и систематическими попытками создать единую теорию общества. Такие теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, таких, как изучение семьи, конфликта, малой группы и т.п. В теориях среднего уровня используются идеи и термины, заимствованные из общесоциологических теорий, но применяются также собственные специфические определения и понятия. Как видно из таблицы, теории среднего уровня можно условно разделить на три группы: теории социальных институтов, теории социальных общностей, теории специализированных социальных процессов. В каждой из выделенных групп содержится большое число теорий среднего уровня, которое увеличивается по мере развития социологии как науки. Социологи, занимающиеся узкими областями исследования, разрабатывают специфический понятийный аппарат, проводят эмпирические исследования по своей группе проблем, обобщают полученные данные и, наконец, соединяют эти обобщения в теорию в пределах своей узкой области. В дальнейшем их данные используются теоретиками, развивающими фундаментальный уровень социологического знания.
1.2.4. Методы социологии
Метод определяется как способ, совокупность приемов изучения объекта. Его также определяют как технологический принцип изучения предмета.
В социологии выделяют три группы методов. Первая группа — общенаучные методы (анализ и синтез, восхождение от частного к общему, статистический и т. д.). Вторую группу часто называют общими подходами. Н. Смелзер выделяет пять основных подходов. Первый — демографический. Используется при изучении деятельности людей, связанной с рождаемостью, смертностью, миграциями.
Второй — психологический
— объясняет поведение людей
с точки зрения его значимости
для людей как личностей. Используется
для изучения социализации личности,
девиантного и преступного
Третий подход — коллективистский — применяется при исследовании групп, организаций, толпы, общественных движений и т. д.
Четвертый — выявляет взаимоотношения — интеракционистский. Он рассматривает общественную жизнь людей через их взаимодействие друг с другом, обусловленное социальными ролями.
Пятый — культурологический — применяется при анализе поведения на основе таких элементов культуры как общественные правила (законы, табу, обычаи, традиции) и общественные ценности (идеи, определяющие, какие общественные цели являются желательными для каждого члена общества). Так, если ценностью является личное благополучие, его защищают не только законы, но и обычаи, традиции.
Кроме основных подходов, выделенных Н. Смелзером, мы можем также назвать:
— системный, рассматривающий общество, государство, образование как систему — совокупность взаимосвязанных частей;
— сравнительный, изучающий поведение людей, конфликты, модернизацию в разных культурных контекстах;
— функциональный, исследующий общество, его подсистемы на основании анализа функций каждого элемента;
— структурный, изучающий социальные общности с позиций всестороннего исследования их структурных единиц (слоев, групп, личностей), социальных связей между ними и их динамики.
Отдельную группу составляют методы конкретного социологического исследования.
Одним из важнейших методов
получения первичной информации
является наблюдение. Это метод сбора
первичной социальной информации об
изучаемом объекте путем