Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:44, реферат
Позитивизм, социальный факт, солидарность, общественно-экономическая формация, способ производства, производительные силы, производственные отношения, конфликт, «понимание», идеальный тип, отнесение к ценностям, макросоциология, микросоциология, бихевиоризм, структурализм, функционализм, системный подход, символический интеракционизм, этнометодология, феноменология, модернизм, постмодернизм, постструктурализм, дискурс, субъективная социология, исторический материализм.
Лекция 1. История социологии.. 2
Основные понятия. 2
Словарь. 2
1.1.1. Предпосылки появления социологии.. 2
1.1.2. Классическая социология XIX в. 4
1.1.3. "Понимающая" неклассическая социология Германии.. 6
1.1.4. Американская социология XIX - XX вв. Модернизм и постмодернизм 7
1.1.5. История российской социологии в XIX - XX вв. 12
Лекция 2. Социология как наука и учебная дисциплина. 13
Основные понятия. 13
Словарь. 13
Основная литература. 14
Дополнительная литература. 14
1.2.1. Объект и предмет социологии.. 14
1.2.2. Функции социологии.. 15
1.2.3. Виды социологического знания. 16
1.2.4. Методы социологии.. 16
Основная литература.. 22
Дополнительная литература.. 22
Анализ документов – это
совокупность методических приемов
и процедур, применяемых для извлечения
из документальных источников социологической
информации при изучении социальных
процессов и явлений в целях
решения определенных исследовательских
задач. Документом в социологии называется
специально созданный предмет, предназначенный
для передачи и хранения информации.
Любое конкретное социологическое
исследование должно начинаться с анализа
существующих по исследуемой проблеме
документов, в первую очередь, официальных,
причем подбираются такие, которые
глубже, полнее и точнее выражают сущность
и особенности исследуемого объекта
и в наибольшей степени соответствуют
решаемой социологами исследовательской
задаче. Существуют два основных метода
анализа документов – традиционный
и формализованный или контент-
Эксперимент – это такой
метод исследования, который позволяет
получить информацию о количественном
и качественном изменении показателей
деятельности изучаемого социального
объекта в результате воздействия
на него вводимых или видоизменяемых
экспериментатором и
Опрос – это метод сбора
данных, при котором исследователь
получает информацию непосредственно
от представителей населения, отобранных
таким образом, чтобы на основании
их ответов можно было с достаточной
надежностью делать выводы обо всем
населении или о какой-то его
части. Такая информация может быть
получена либо с помощью очного или
телефонного интервью, либо с помощью
заполнения опрашиваемыми анкет-
Одним из наиболее распространенных
видов опроса является анкетирование.
Анкетирование – метод опроса,
при котором общение между
исследователем и респондентом, являющимся
источником желательной информации,
опосредуется анкетой. Анкета – упорядоченный
по последовательности, содержанию и
форме набор вопросительных суждений,
воплощенный в виде опросного
листа. Вопросы могут быть открытыми,
когда от респондента требуется
в свободной форме выразить свое
мнение, и закрытыми, если нужно выбрать
один из предложенных альтернативных
ответов. Качество анкеты определяется
степенью соблюдения двух основных условий:
1) формулировка вопросов должна соответствовать
исследовательской задаче, то есть
обеспечивать получение информации
именно об изучаемом признаке; 2) формулировка
должна соответствовать возможностям
респондента как источника
Помимо анкетирования
применяется метод
Разновидностью опроса являются
исследовательская беседа, а также
экспертный опрос. Исследовательская
беседа по форме близка к свободному
интервью, характеризуется совместным
– исследователя с респондентом
– поиском истины, методически
близка к экспертному опросу. Метод
экспертной оценки применяется в
ситуации, когда для оценки какого-либо
явления трудно или вообще невозможно
выделить объект – носитель проблемы
и, соответственно, использовать его
в качестве источника информации.
Чаще всего такие ситуации связаны
с попыткой прогнозировать изменение
того или иного социального явления,
процесса; с необходимостью представить
состояние интересующего
В проведении социологического
исследования используются также социально-
Как подготовить и провести социологическое исследование?
Социологическое исследование включает 14 основных видов процедур или этапов.
1. Концептуализация – определение цели исследования, выдвижение гипотез, уточнение понятий и их операционализация.
2. Схематизация – установление процедур, которые должны быть применены во время опроса, и принятие решения о характере требуемой выборки.
3. Подготовка инструментария – составление анкеты или бланка интервью, определение числа и порядка вопросов, подготовка необходимых наглядных пособий или любых других подсобных средств.
4. Планирование – рассмотрение финансовых, административных, материально-технических и кадровых проблем, связанных с проведением опроса.
5. Построение выборки – отбор предполагаемых респондентов в соответствии с тем из методов, который лучше других подходит для целей и средств данного исследования.
6. Инструктаж – подготовка интервьюеров, кодировщиков и другого обслуживающего опрос персонала к работе с респондентами и к обработке данных; снабжение персонала необходимыми материальными средствами.
7. Предварительное тестирование – опробование выбранного инструментария на выборке малых размеров с целью проверки правильности понимания респондентами инструкций и вопросов, а также проверки соответствия их ответов ожидаемому типу ответов.
8. Опрос – в форме анкетирования или интервью – получение информации от участников выборки с применением пилотажного инструментария.
9. Наблюдение за ходом опроса (мониторинг) - проверка корректности применения методики опрашивающими, а так же контроль за тем, чтобы опрашивались строго только участники выборки (проверка записей интервьюеров, случаев отказа респондентов от опроса и т.д.).
10. Контрольная проверка – проверка (посредством дополнительных контактов с респондентами) того, все ли члены выборки оказались реально охвачены опросом, и все ли из них возвратили анкеты.
11. Кодирование – преобразование собранных данных в числовую форму.
12. Обработка – подготовка данных для анализа.
13. Анализ – переработка данных с помощью статистических и других средств с целью получения содержательных выводов.
14. Составление отчета – изложение результатов анализа в форме исследовательского отчета.
На практике исследователь может производить несколько процедур одновременно. Рассмотрим некоторые из них.
На этапе концептуализации происходит выбор проблемы, достойной изучения и подходящей для исследования с помощью научных методов. Изучается научная литература, включая отчеты о проводившихся в прошлом подобных социологических исследованиях. Завершив обзор литературы, исследователь обычно приходит к экспериментальному предположению, касающемуся взаимосвязи, которая, по их мнению, существует между двумя переменными. Взаимосвязь эта выстраивается в форме гипотезы. Далее проводится операционализация понятий, то есть сведение абстрактных понятий к конкретным показателям. Абстрактное понятие «высота», например, можно выразить в конкретных показателях – сантиметрах, метрах, километрах. Если операционализация выполнена правильно, социолог сможет с помощью собранной информации получить подтверждение гипотезы.
На стадии схематизации опроса
социолог разрабатывает программу
исследования, определяет цель опроса,
способ его организации, наиболее подходящую
методику сбора данных, выборку. Выборка
– это метод исследования, когда
из общей изучаемой (генеральной) совокупности
однородных единиц отбирается некоторая
ее часть (выборочная совокупность) и
только эта часть подвергается обследованию.
Процедуры выборки: 1) определение
слоев и групп населения, на которые
предполагается распространить полученные
результаты опроса (генеральная совокупность);
2) определение численности
С помощью конкретных методов социологи проверяют надежность и достоверность выдвигаемых ими гипотез и теорий, помогают наладить управление в фирме, организовать предвыборную кампанию, совершенствовать социальную политику в регионе и в масштабах всей страны.