Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:44, реферат

Описание

Позитивизм, социальный факт, солидарность, общественно-экономическая формация, способ производства, производительные силы, производственные отношения, конфликт, «понимание», идеальный тип, отнесение к ценностям, макросоциология, микросоциология, бихевиоризм, структурализм, функционализм, системный подход, символический интеракционизм, этнометодология, феноменология, модернизм, постмодернизм, постструктурализм, дискурс, субъективная социология, исторический материализм.

Содержание

Лекция 1. История социологии.. 2
Основные понятия. 2
Словарь. 2
1.1.1. Предпосылки появления социологии.. 2
1.1.2. Классическая социология XIX в. 4
1.1.3. "Понимающая" неклассическая социология Германии.. 6
1.1.4. Американская социология XIX - XX вв. Модернизм и постмодернизм 7
1.1.5. История российской социологии в XIX - XX вв. 12
Лекция 2. Социология как наука и учебная дисциплина. 13
Основные понятия. 13
Словарь. 13
Основная литература. 14
Дополнительная литература. 14
1.2.1. Объект и предмет социологии.. 14
1.2.2. Функции социологии.. 15
1.2.3. Виды социологического знания. 16
1.2.4. Методы социологии.. 16
Основная литература.. 22
Дополнительная литература.. 22

Работа состоит из  1 файл

история соц.docx

— 71.51 Кб (Скачать документ)

Феноменология (А. Шюц) была основана на "понимании" М. Вебера и феноменологической философии Э. Гуссерля. Это социологическое  направление изучает интеллектуальные и мыслительные процессы, при помощи которых отдельный человек приходит к пониманию мира и осознанию  реальности. Как считают феноменологи, вещи и события не имеют значения "в себе". Они "значат" только то, что они означают по мнению людей. В обществе — когда все люди живут вместе — возникают "разделяемые  всеми значения".

Этнометодология (Г. Гарфинкель) изучает то, как люди в сущности развивают эти "разделяемые значения", т. е. методы, которые используют все  участвующие в социальных отношениях, чтобы разобраться в происходящем и сообщить об этом другим, так сказать, "сконструировать" свой социальный мир. Гарфинкель обосновал свою теорию с помощью довольно остроумных экспериментов. В ходе одного из них его студенты должны были вести себя так, как будто  они являются квартирантами в  собственном доме. Реакция на это  родителей и родственников была сначала недоуменной, а затем  враждебной. Гарфинкель сделал вывод, что социальный порядок повседневной жизни очень тонко организован  и в то же время очень хрупок: для его уничтожения достаточно прервать повседневные социальные отношения. К недостаткам этнометодологии  можно отнести пропаганду "сверхупорядоченности" повседневной жизни, на деле осложненной конфликтами и непониманием между людьми. Не принимается во внимание факт существования в обществе экономических, политических, социальных различий между группами, которые делают кого-то могущественным, а кого-то безвластным. Методы этнометодологии во многих случаях заимствованы более традиционными социологическими подходами, например, они встречаются в работах Энтони Гидденса..

Значительную роль в развитии современной социологии сыграл структурализм (лидер К.Леви-Стросс). Созданный  им подход к социологическому анализу  основан на предположении о том, что общества можно анализировать  по аналогии с языком и лингвистикой как «знаковые системы». Акцент делается на «невидимых», но обнаруживаемых структурных  отношениях между «концептуальными элементами» в социальной жизни (например, отношениями противоположности  и контраста или иерархии). Леви-Стросс пришел к выводу, что язык в обществе является предшествующей системой, которая  определяет и обусловливает социальное поведение. Возникает он на бессознательном  уровне, и поскольку мозг у всех людей работает одинаково, то языки  создаются по одним и тем же принципам. Культура также возникла в результате мыслительных процессов  на бессознательном уровне. Хотя культуры, так же, как и языки, отличаются друг от друга, процессы, в результате которых они создаются, одни и  те же. Значит, в общественной жизни  нет ничего, что являлось бы результатом  преднамеренной и новаторской деятельности человеческих существ, взаимодействующих  друг с другом. История их жизни  написана для них в языке и  культуре, которые они изучают, а  затем используют. Эта позиция  существенно отличается от взглядов М.Вебера, А.Шюца и Г.Гарфинкеля, которые  рассматривали индивидов как  субъектов истории.

Идеи Леви-Стросса были использованы П.Бергером, который предложил  диалектическую теорию социального  конструирования действительности, согласно которой социальная структура  создается человеческой деятельностью, но будучи однажды созданной, противостоит индивиду и как чуждая фактичность, и как средство принуждения. Э.Гидденс  выработал понятие «дуальность  структуры», содержащее как структуру, так и индивидуальную волю.

В 80-90-е годы в западной социологии возник новый подход —  постмодернистский, отвергавший функционализм  и марксизм под предлогом того, что великие теории слишком несовершенны, чтобы правильно объяснить общественные процессы и социальные изменения (Ж.Лиотар).

Критиковались также теории социального действия, считающие  индивидуальное сознание важным фактором в создании социального поведения. Постмодерн характеризуется следующими особенностями: мир «прилива, отлива и фрагментации», без абсолютных ценностей; конец преобладания всеобщей веры в «научную» рациональность и унитарную теорию прогресса; замена эмпирических теорий изображения и  истины; усиление акцента на важности подсознательных, свободно плавающих  знаках и образах; множественностью точек зрения. Постмодернизм интересуется тем, как отдельное лицо или субъект  придает всему смысл, то есть сознательно  создает социальную реальность. Как  и структуралисты постмодернисты считают, что язык «предшествует» тем, кто  использует его. Другими словами, люди узнают слова, которые затем позволяют  им выразить свои мысли. Язык является системой, существующей отдельно от людей, которые учат и затем используют его. Точно так же, как общественные институты, по Марксу, формируют и  определяют социальное поведение и  осуществляют контроль над ним, так  же и язык, с помощью которого мы обычно выражаем мысли и общаемся, оказывает подобное влияние. М.Фуко – один из ведущих постструктуралистов (разновидность постмодернизма), в  отличие от Леви-Стросса, отрицает существование  общих принципов, лежащих в основе формирования языка и культуры. В  центре его внимания – осмысление власти, вовлеченной в создание и  использование языка. Язык, по Фуко, - не русский, английский или китайский, а то, как разные области знания выражаются в различных образах  мысли и речи, - нечто, что он называет дискурсом (рассуждением).

Происхождение дискурсов  связано с властью. Власть осуществляется двумя путями: во-первых, она осуществляется так, что дискурсу дается возможность  возникнуть; во-вторых, она осуществляется самим дискурсом, контролирующим мысли, знания, действия людей, его использующих. Следовательно, рационально мыслящей творческой личности не существует. Все  наши действия определяются дискурсами, дающими нам наши мысли и наше знание. Прогресса не существует. Социальные перемены создаются другими дискурсами — не лучшими, не худшими, просто другими. Значит и объективной истины не существует, есть всего лишь разнообразные способы  смотреть на вещи. Следовательно, мы должны согласиться с тем, что все  созданные человеком представления  о действительности одинаково обоснованы, и критиковать их нет смысла.

Общество неустойчиво, нестабильно, недолговечно. Для него больше значат люди, тенденция, образ, а не сущность и смысл.

Постмодернистская социология преследует следующие цели: 1) давать множество многообразных объяснений состоянию и развитию «объекта»; 2) синтезировать новые интерпретации  и способы познания на основе раскрепощенного  владения элементами всей предыдущей социологической культуры; 3) качественно (творчески содержательно и инструментально  мастерски) соответствовать все  усложняющейся системе связей, которую  мы именуем «современное общество». Отрицая научные стереотипы, постмодерн признает «стиль», соответствовать  которому может только социальный исследователь, обладающий высоким уровнем профессионализма. Постмодернистская социология, перемещая  познавательные акценты на субъект  исследования, отражает гуманистические  тенденции в обществах современного типа, когда интерес к внутреннему  миру человека и индивидуальным проявлениям  духовности обогащает развитие всего  общества.

Итак, в современной социологии, согласно Дж.Ритцеру, существуют пять основных парадигм – исходных концептуальных схем, объяснительных моделей, которые  различаются в зависимости от того, как теоретики понимают социальную реальность.

Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов – социальным структурам и социальным институтам, которые рассматриваются в качестве реальных вещей. Ее возникновение связано  с именем Э.Дюркгейма. В ее рамках выделяются два противоположных  теоретических направления –  функционализм и теории конфликта. К данному направлению принадлежат  такие известные социологи, как  П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон, Р.Дарендорф.  

Парадигма социальных дефиниций  возникла благодаря работам М.Вебера. Социальная реальность здесь рассматривается  через способ понимания людей  социальных фактов. К данной парадигме  относятся символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология (А.Шюц, Г.Мид, Г.Гарфинкель, Т.Лукман).

Парадигма социального поведения  опирается на психологическую ориентацию в американской социологии и выражается в бихевиористской социологии и  теории социального обмена. Наиболее известным представителем первой является психолог Б.Скиннер, второй – Дж.Хоманс.В  данной парадигме поведение человека понимается как соответствующая  реакция на определенные внешние  стимулы. Особое внимание уделяется  проблеме вознаграждения ожидаемого и  наказания нежелательного социального  поведения.

Парадигма психологического детерминизма возникла на основе учения З.Фрейда. Социальная реальность здесь  рассматривается через призму извечного  конфликта индивида и общества. Наиболее известные представители – неофрейдисты Э.Фромм и Д.Рисмен, фрейдомарксисты  Г.Маркузе и Ф.Райх.

Парадигма социально-исторического  детерминизма связана с работами классиков марксизма. В этой парадигме  социальная реальность рассматривается  как совокупность отношений между  людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. Главное  внимание уделяется социальным структурам, которые, взаимодействуя друг с другом, порождают социальный процесс. Фактическое  устранение из объяснительной схемы  реального человека, приписывание ведущей роли в общественном развитии производственно-экономическим факторам дают основание определить эту парадигму более точно как экономический детерминизм.

В российской литературе представлены практически все названные парадигмы. Социология в нашей стране развивается  в основном за счет восприятия западных социологических концепций.

В условиях разрастания капитализма  в мировую систему, глобализации многих социальных отношений социология может изучать перемены в современном  обществе, только используя множество  подходов, созданных на основе взаимосвязанных  теорий других дисциплин в рамках общественных наук. 

1.1.5. История российской  социологии в XIX - XX вв.

Социология в Россию пришла в XIX в. из Западной Европы, но к 20-м годам  ХХ в. приняла собственные оригинальные формы и развилась в соответствии с отечественными национальными  культурными традициями и политическими  условиями.

Начало российской социологии приходится на 60-е годы XIX в. И в  России и на Западе социология была востребована буржуазным обновлением  общества, борьбой с остатками  феодализма — самодержавием, сословными привилегиями дворянства и т. д. Большая  часть социологов придерживалась мелкобуржуазных  и либеральных убеждений, как  и их западные коллеги.

К началу ХХ века сформировалась неопозитивистская школа с опорой на конкретные социологические исследования и бихевиористскую методологию, которая строилась на утверждении  главным предметом исследования социального поведения, определяемого  стимулами среды. К бихевиористам  в российской социологии принадлежал  П. А. Сорокин, разработавший несколько  важных социологических концепций: социальной стратификации, социальной мобильности, культурной типологии  и т. п.

К особенностям русской социологической  мысли XIX - начала ХХ вв. можно отнести  тесную связь с гуманистическими идеалами российской философии, синтетический  подход, сочетающий социологию с экономикой, правоведением, политологией и историей.

К главным представителям дореволюционного этапа можно отнести  основателей субъективной социологии Л. Лаврова и Н. М. Михайловского. Подобно О. Конту и Э. Дюркгейму  они полагали предметом социологии общество, выявление закономерностей  и направленности его изучения. Суть общественного прогресса они  видели в переработке культуры, традиционных общественных форм в цивилизацию. Главной  движущей силой и мерилом прогресса  объявлялась личность. Усложнение капиталистического общества, углубление разделения труда  превращает личность в придаток машины, следовательно, в буржуазном обществе полноценной, всесторонней развитой личности быть не может. Таковой тип личности может появляться только при социализме. К социализму Россия может перейти  через развитие коллективистских традиций русской общины, артели и т. п. Методология  субъективной социологии основана на идеях Г. Дильтея и Г. Зиммеля.

Крупным ученым социологом был  М. М. Ковалевский, неопозитивист, использовавший сравнительно-исторический метод для  исследования межгрупповой, межклассовой солидарности и основных законов  поступательного движения общественной жизни.

В борьбе с позитивизмом и  субъективной социологией сформировалось марксистское направление, представленное либеральными "легальными" (П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, М. Туган-Барановский) и  ортодоксальными марксистами (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин), которые придерживались взглядов К. Маркса.

С октября 1917 г. в российской социологии под влиянием Н. Бухарина стала усиливаться тенденция  к отождествлению социологии и исторического  материализма. Н. Бухарин полагал, что  наряду с теоретической наукой необходимо развивать и ее конкретно-социологическое  направление. Бухарину возражал В. Адоратский, отделявший философию от социологии, В. Сарабьянов, отрицавший социологическое  значение исторического материализма. Новым в развитии социологии стала  разработка ее отдельных отраслей: социологии труда (А. К. Гастев), социологии искусства (Е. Н. Анциферов) и т. д. Проводились  практические исследования с использованием анкетирования, интервью, анализа документов. Изучались социально-экономические, социально-этнографические явления; на основе их развивалась социальная и национальная политика.

Однако формирование тоталитарного  режима в России, ужесточение идеологического  и политического контроля вело к  подавлению социологии. В 1922 г. из страны были высланы видные социологи, в  том числе и П. Сорокин, философы (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков) и прочие. В 1938 г. И. В. Сталин фактически упразднил  теоретическую социологию — за ненужностью  и запретил изучение жизни советского общества. Было ликвидировано даже понятие "социология".

Возрождение науки началось с конца 50-х годов (хрущевская "оттепель"). Проводились масштабные социологические  исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на работников, их отношение  к труду. Разрабатывались управленческие технологии, социальное планирование. В течение 60-х гг. социологи создавали  кафедры, отделения, институты. Труды  по восстановлению социологии в СССР возглавили А. Г. Здравомыслов, И. С. Кон, Ю. А. Левада, Г. В. Осипов, А. Г. Харчев, В. А. Ядов, Т. И. Заславская и др. Главные  трудности состояли в том, что  навязывание исторического материализма в качестве единой научной теории закрывало путь к возникновению  социологических теорий и методологий, ограничивалась — в интересах  коммунистической партии — тематика исследований, а результаты (расходившиеся  с официальными данными) засекречивались. Только в 1986 г. решением последнего XXVII съезда КПСС социология вновь была восстановлена в гражданских  правах науки об обществе.

Информация о работе Социология как наука