Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:39, курсовая работа
Цель исследования: проследить влияние Всемирной глобальной сети Интернет на социализацию молодого поколения. Раскрыть позитивные и негативные стороны воздействия Интернета и отразить влияние отдельных его составляющих (социальные сети) на мировоззрение молодежи.
Задачи:
1) Раскрыть понятие и основные характеристики процесса социализации.
2) Рассмотреть возрастные особенности социализации молодежи.
3) Выявить особенности влияния Интернета на социализацию молодого поколения.
4) Проанализировать данные исследований по воздействию Всемирной сети и отдельных ее составляющих на молодежь.
Введение
XХI век – век высоких технологий, который выводит наше общество на совершенно новый уровень развития: обмен информацией, общение между людьми, способы построения отношений, поиск работы, сама работа, отдых – все это переходит из реального мира в виртуальный. Присутствуя сейчас практически в каждом доме, Интернет значительно расширил человеческие возможности, особенно это касается так называемых социальных сетей. Международная компьютерная сеть стала новым СМИ, общедоступным средством массовой коммуникации, площадкой экономических и политических операций, местом проведения досуга и даже религиозных действий. Интернет проник практически во все сферы общества, его широкое вхождение в нашу жизнь и быт произошло гораздо быстрее массового освоения таких технических изобретений, как телефон, радио, телевидение.
Интернет развивается довольно стремительно. Так, на сегодняшний день Интернет имеет около 15 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира, причем ежемесячно размер сети увеличивается на 7-10 процентов. Быстро растет количество изданий, посвященных сети, что предвещает широкое ее распространение даже в далеких от техники областях. Одним словом, Интернет превращается из большой игрушки для отдельных интеллектуалов в полноценный источник всевозможной полезной информации для всех, а также становится основной формой виртуального общения.
Без сомнения наиболее активной аудиторией пользователей Интернета является молодежь, которая рассматривается как активная социальная сила, всегда и везде несущая с собой инновации: информационные, коммуникативные и другие, а Интернет сайты становятся своего рода их проводниками в постоянно трансформирующемся обществе. В силу своих возрастных особенностей, молодежь подвержена наибольшему влиянию со стороны Всемирной паутины. И довольно актуальна на данный момент тема влияния Интернета на социализацию молодежи.
Актуальность темы исследования: Интернет помогает молодым людям в самореализации, «самопрезентации». Прежде всего, при общении в сети отсутствуют какие-либо условности, которых невозможно избежать в реальном общении. Многим труднее общаться в реальной жизни и гораздо проще излагать свои мысли письменно. Но в то же время, совмещение иллюзорного, фантастического мира и функционирование его по законам реальности, делают виртуальный мир необычайно притягательным. У молодого человека появляется возможность скрыть свою настоящую сущность, свое «Я» и вести себя совершенно иным образом. Таким образом, формируется «зависимость от виртуальности». Компьютерная зависимость постепенно усугубляется, приводя к тому, что молодой парень или девушка начинает отдавать предпочтение именно виртуальному миру, как наиболее приемлемому для него. Кроме того Интернет и социальные сети отодвигают на второй план классические институты социализации – семью, школу, реальных друзей и сверстников. Остается открытым вопрос, положительно или отрицательно, все же, влияние Всемирной паутины на социализацию молодого поколения.
Объект исследования: молодежь.
Предмет исследования: Интернет как фактор социализации молодежи.
Цель исследования: проследить влияние Всемирной глобальной сети Интернет на социализацию молодого поколения. Раскрыть позитивные и негативные стороны воздействия Интернета и отразить влияние отдельных его составляющих (социальные сети) на мировоззрение молодежи.
Задачи:
1) Раскрыть понятие
и основные характеристики
2) Рассмотреть возрастные
особенности социализации
3) Выявить особенности
влияния Интернета на
4) Проанализировать данные исследований по воздействию Всемирной сети и отдельных ее составляющих на молодежь.
Гипотеза исследования заключается в том, что влияние Интернета на процесс социализации носит двоякий характер, то есть может быть как позитивным, так и негативным.
Структура курсовой работы:
Курсовая работа состоит из двух разделов, вступительной части, логического вывода и списка использованной литературы и источников. Каждый раздел имеет свои подразделы.
Часть 1. Теоретические аспекты проблемы влияния Интернета на социализацию молодежи.
1.1. Социология личности как основа изучения социализации молодого поколения.
Социология личности
- специальная социологическая
Социология личности
как специальная
В социологии личности можно выделить ряд основных понятий, которые нужно четко разграничивать. Это понятия «человек», «индивид», «личность».
Человек - понятие, указывающее на принадлежность данной особи к человеческому роду - высшей ступени развития живой природы, генетически связанной с другими формами жизни. Как живое существо он подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное - законам развития общества.
Индивид - это единичная особь, принадлежащая человеческому роду. Аналогичную смысловую нагрузку несет понятие «индивидуальность». Оно может быть отнесено к человеку как к организму и к личности.
Личность - всегда индивидуальна, поскольку каждая личность неповторима. Это конкретное выражение сущности человека, определенным образом отражение в индивиде социально значимых черт и отношений общества, в котором он находится. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Формирование личности опирается на природные задатки и предрасположенности, но уровень развития личности зависит от того, в каких социальных условиях она живет, насколько полно она усвоила опыт предшествующих поколений и как использует его в своей деятельности. [1]
Многогранность процесса становления, развития и формирования личности породила различные концепции и теории, которые по-разному подчеркивали те или иные аспекты этой проблемы.
Теория зеркального «Я» (Ч.Кули, Дж.Мид). Личность - совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т.е. как на объект.
Психоаналитические теории (З.Фрейд) - раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в себя: 1) бессознательное (природные инстинкты); 2) сознание индивида, являющееся регулятором инстинктивных реакций; 3) коллективное сознание, т.е. культуру, законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания. Такая трехслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам.
Ролевая теория личности (Р.Минтон, Р.Мертон, Т.Парсонс) описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов - предписанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного или интегрального статуса, который и определяет положение человека в обществе, в группе.
Каждый статус включает обычно ряд ролей. Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе. Поэтому личность - это производное от социальных статусов, которые индивид занимает, и от социальных ролей, которые он исполняет в обществе. Роли бывают приписанные (ребёнку предписано играть в песочнице) и достигнутые (руководитель, президент страны, академик).
Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни. [2]
Несмотря на различие подходов, все социологические теории признают личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов. Значителен также вклад в социологию личности сторонников статусной теории.
В отечественной социологии многое по проблемам развития человека, личности сделали ученые как в конце XIX - начале XX века, так и в советский период.
В дореволюционный период проблемы личности были проанализированы достаточно детально в трудах П.А. Лаврова (1823-1900), Е.В. де Роберта (1843-1915), П.А. Сорокина (1889-1968), А.Н. Энгельгардта (1832 - 1893), Н.К. Михайловского (1842-1904).
В советский период для развития теории личности и ее социологической и социально-психологической интерпретации многое сделали Б.Г. Ананьев, В.Г. Алексеева-Харчева, Л.П. Буева, И.С. Кон, В.Н. Лавриненко, А.В. Петровский, Г.Л. Смирнов, Е.В. Шорохова, Е.Б. Шестопал, И.Т. Фролов, В.А. Ядов и др.
В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой подход следует применять к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. Фактически, на данной стадии развития социологии личности сосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми.
Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах:
1) изучение личности
как социальной системы,
2) изучение личности
как объекта социальных
3) рассмотрение личности
как субъекта общественных
Таким образом, предмет
социологии личности достаточно широк.
Он разрабатывает теоретико-
Основными механизмами социального поведения личности является социализация и социальная адаптация. Следуя нашей теме, в следующем подразделе наиболее широко будет раскрыто понятие и основные характеристики социализации.
1.2.Определение и общая характеристика процесса социализации.
Согласно самому общему определению, социализация - "процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе" [4, с.66].
Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Термин "социализация" имеет множество интерпретаций. Но при всем различии подходов, как правило, подчеркивается адаптационная функция социализации, которая позволяет людям реализовать свои возможности, способности, вступать во взаимоотношения с другими членами и обществом в целом, а также определяет стабильность самого общества, обеспечивая его развитие. В этом процессе человек усваивает "опыт поколений", получает статусную позицию и ролевой набор.
В широком смысле понятие "социализация" включает в себя понятие социальной адаптации. Однако, сущность социализации состоит в том, что человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит, в процессе приобщения, освоения моральных и правовых норм. Роль человека в социализации может быть пассивной (субъект - объектный подход) и активной (субъект - субъектный подход). При пассивной позиции социализация рассматривается как адаптация человека к обществу, при этом человек является объектом воздействия для общества. При активной позиции человек не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства [5, с.9].
Социальная адаптация
в этом контексте может
Социализация предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.
В процессе социализации человек обогащается социальным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, влиять на социализацию других людей.
Выделяют несколько источников социализации индивида:
Информация о работе Социология личности как основа изучения социализации молодого поколения