Социология личности как основа изучения социализации молодого поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание

Цель исследования: проследить влияние Всемирной глобальной сети Интернет на социализацию молодого поколения. Раскрыть позитивные и негативные стороны воздействия Интернета и отразить влияние отдельных его составляющих (социальные сети) на мировоззрение молодежи.
Задачи:
1) Раскрыть понятие и основные характеристики процесса социализации.
2) Рассмотреть возрастные особенности социализации молодежи.
3) Выявить особенности влияния Интернета на социализацию молодого поколения.
4) Проанализировать данные исследований по воздействию Всемирной сети и отдельных ее составляющих на молодежь.

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 211.00 Кб (Скачать документ)

Передача культуры —  она осуществляется через такие  социальные институты, как семья, система  образования, обучения и воспитания.

Взаимное влияние людей - оно происходит в процессе общения  и совместной деятельности.

Первичный опыт — он связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения.

Процессы саморегуляции  — они соотносятся с постепенной  заменой внешнего контроля индивидуального  поведения на внутренний самоконтроль.

 

Основополагающей концепцией в теории социализации считается  концепция изначальной асоциального человека (ребенка). В этом случае социализация выглядит как процесс превращения  субъекта, изначально асоциального, в  социальную личность [6,с.83].

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как  пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов  специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, каким образом они оказывают свое влияние.

Успешность социализации также зависит от среды. Чем сложнее  новая среда (например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным оказывается процесс социализации. В большой степени значимыми для социальной адаптации являются социально-демографические характеристики индивида - образование и возраст.

Показателями успешной социализации являются высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией).

Показателями низкой социализации являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), отклоняющееся поведение.

Лишены возможности  социализации психически больные люди или те, кто не прошел с детства этапы социализации («эффект Маугли»).

 

Социализация включает в себя такие социальные механизмы, как обучение, воспитание, освоение социальных ролей, взросление, адаптацию [7, с.151]. Существуют и психологические  механизмы социализации: идентификация, подражание, внушение, стыд, чувство вины, раскаяние [8, с.199].

В целом, выделяются три  сферы, в которых осуществляется, прежде всего, становление личности: деятельность, общение, самосознание.

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности [9, с. 188].

Вторая сфера –  общение – рассматривается в  контексте социализации также со стороны его расширения и углубления. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Углубление общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, умение ориентироваться на партнера.

Третья сфера социализации – развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его «Я» [10, с. 9].

В многочисленных экспериментальных  исследованиях установлено, что  образ «Я» не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

 

В качестве основных источников социализации человека, несущих в  себе необходимый опыт, выступают  общественные объединения (партии, классы, группы и т.д.), члены его собственной семьи, школа, система образования, литература и искусство, печать, радио, телевидение.

А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся:

- мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той  или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;

- макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые  влияют на социализацию всех  живущих в определенных странах;

- мезофакторы — условия  социализации больших групп людей,  выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к тем или иным СМИ (радио, телевидения и др.) или субкультурам;

- микрофакторы — непосредственно  влияющие на конкретных людей,  которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, сверстники, различные общественные, государственные, религиозные, частные организации, микросоциум.

 

Существуют различные подходы  к периодизации стадий или этапов социализации. В самом общем виде, учитывая ее двухсторонний характер, социализацию можно разделить на первичную и вторичную. В рамках первичной социализации происходит первое соприкосновение человека с новым для него социальным миром, что предопределяет доминирование процесса «механического» накопления определенного багажа знаний. На втором этапе более важным способом получения знаний (а так же переработки ранее приобретенных) становиться личный опыт человека, его профессиональная и творческая деятельность.

 

Таким образом, степень, уровень, особенности социализации являются определяющими моментами в характеристике личности. Процесс социализации осуществляется в семье, социальных институтах общества, а также в различных неформальных объединениях. Он никогда не прекращается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте.

 

 

 

 

1.3. Интернет как фактор  социализации личности.

 

Значительную роль в процессе социализации современного общества занял Интернет. Влияние информационной компоненты на социум в целом и на процессы социализации в частности резко возросло с момента их качественного изменения, предоставившего возможность активно участвовать в движении и преобразовании информационных потоков. В силу этого информация как ценность общества нового типа определяется не только и не столько ее общедоступностью, познавательным, экономическим или политическим потенциалом, сколько возможностью персонализации, определяющей новые грани самоидентификации личности. Таким образом, новая информационная среда выступает одновременно и средством, и средой социального развития личности [11].

Общение посредством Интернета  создает перспективы преодоления  коммуникативного дефицита и расширения круга общения, повышения информированности  в обсуждаемых вопросах, защищенности от наиболее грубых манипулятивных действий, обмена ситуативными эмоциональными состояниями и настроениями.

Процесс социализации протекает во взаимодействии индивида с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на его развитие, называющиеся факторами социализации. В литературе выделяю четыре группы таких факторов, такие как, мега-, макро-, мезо- и микрофакторы. Где Интернет относится к мезофакторам социализации личности.

Широкое распространение Интернета в последние годы повлекло за собой серьезные изменения в информационной культуре, а значит, модернизацию и трансформацию культуры социума в целом. Соответственно, значительно видоизменилось содержание некоторых социальных ролей. Например, нормой поведения становится повседневное использование ресурсов Интернета в быту или профессиональной деятельности, вступление в диалог со средствами массовой коммуникации. Очевидно, что люди старшего поколения проделывают гораздо больший путь на пути социализации, чем молодежь. И вполне естественно, что первым сложнее принимать новые или значительно модифицированные социальные роли. Молодежь, в свою очередь, наоборот легче принимает новые социальные роли. Немаловажно отметить, что в настоящее время домашняя компьютеризация достигает такого уровня, когда компьютер и Интернет становятся агентами первичной социализации наряду с ближайшим окружением ребенка.

 

Рассматривая интернет, как фактор социализации, надо иметь  в виду, что непосредственным объектом воздействия является не столько  отдельный индивид (хотя и он тоже), сколько сознание и поведение  больших групп людей, составляющих группу пользователей тех или иных компьютерных сетей.

Влияние Интернета на стихийную социализацию определяется несколькими обстоятельствами. Интернет выполняет в первую очередь рекреативную роль, поскольку во многом, определяет времяпрепровождение людей на досуге, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению ко всем людям, постольку отдых в онлайн пространстве отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.

С рекреативной ролью тесно связана релаксационная роль Интернета. Она приобретает специфический оттенок, когда речь идет о молодом поколении. Для большой части молодежи работа с компьютером и Интернетом  становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов [13].

 

Особо следует отметить то, что в последнее время набирает силу тенденция превращения Интернета в сферу самореализации человека. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации – взаимодействие  человека с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними. В таких сообществах человек создает себя заново - более сильным, более умным, в совершенно новом обличии и даже с новым именем, что совершенно разнится с реальностью, и тем самым понижает собственную самооценку.[12]

Интернет пространство как сфера самореализации оказывает  не только положительное влияние  на психическое, физическое и нравственное здоровье. Онлайн-игры, к примеру, подразумевающие эмоциональную и умственную активность, зачастую отнимают много сил, что впоследствии приводит к эмоциональному и физическому истощению, отрешению от реальности, апатии по отношению к окружающему миру, а так же приводят к всплеску негативных эмоций, излишней раздражительности и агрессии.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что многомиллионная сеть Интернет в условиях  всеобщей компьютеризации является фактором социализации личности, оказывающая как положительное, так и негативное воздействие на этот процесс. Он влияет на усвоения человеком социальных ролей, образцов поведения, культурных норм и ценностей, но практически не оставляет места для влияния ближайшего окружения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2. Исследование особенностей влияния Интернета  на процесс социализации молодежи.

 

   2.1. Характера и степень влияния Интернета на различные критерии социализации молодого поколения.

 

Влияние Интернета на жизнедеятельность людей вообще и конкретно на социализацию напрямую зависит от целей и частоты  его посещения. Согласно исследованиям, проведенным в 2011 году Украинским институтом социальных исследований среди молодежи (300 человек), 60% опрошенных пользуются Интернетом каждый день от 1 до 4 часов, 40%  — каждый день более 4 часов. Причем из юношей 50% от 1 до 4 часов и столько же более 4 часов в день, в то время как из девушек 70% от 1 до 4 часов и, только 30% более 4 часов. Из этого можно сделать вывод, что юноши пользуются Интернетом чаще девушек.

Наиболее значимой целью  посещения Интернета является общение. Этот вариант встречается в 95% случаев, а 60% респондентов поставили его на первое место. У 10% общение является единственной целью посещения Интернета. На втором месте идет цель поиска информации (85%), 35% опрошенных ставят эту цель на первое место. На третьем месте находится цель просмотра и скачивания фильмов, музыки, книг, ПО и др. Эта цель встречается у 75% респондентов. 5% поставили эту цель на первое место. Четвертое место занимает цель заказа и покупки товаров или услуг, которая встречается у 20% опрошенных. И на последнем (пятом) месте находится цель посещения Интернета ради онлайн - игр, которая встречается только у 15% опрошенных. При этом и юноши и девушки чаще называют первостепенной целью общение (60% и в том, и в другом случае). Данные приведены ниже в Таблице 1.

 

 

        Таблица 1.

 

 Распределение респондентов в зависимости от    цели посещения Интернета (отдали 1 место).

   

          Общение

 

                60%

 

    Поиск информации

 

                35%

Просмотр и скачивание фильмов, музыки, ПО и т.д.

 

                 5%


 

Наиболее часто посещаемыми сайтами являются социальные сети, форумы, чаты и т.п. Этот вариант у 100% опрошенных стоит на первом месте. На втором месте находятся сайты с музыкой, фильмами, книгами, ПО и др. (55%). На третьем месте располагаются сайты телеканалов, телепрограмм, радиостанций и т.п. (35%). Четвертое место занимают сайты различных сообществ (творческих, спортивных, по интересам и др.) (30%). На пятом месте находятся политические сайты, юмористические и прочие развлекательные сайты, сайты различных магазинов (20%). Шестое место занимают другие сайты (15%). На седьмом месте — сайты с онлайн-играми (10%). И на восьмом месте находятся сайты музыкальных групп, исполнителей, актеров и т.п. (5%). Данные приведены ниже в Таблице 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Информация о работе Социология личности как основа изучения социализации молодого поколения