Социология личности как основа изучения социализации молодого поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание

Цель исследования: проследить влияние Всемирной глобальной сети Интернет на социализацию молодого поколения. Раскрыть позитивные и негативные стороны воздействия Интернета и отразить влияние отдельных его составляющих (социальные сети) на мировоззрение молодежи.
Задачи:
1) Раскрыть понятие и основные характеристики процесса социализации.
2) Рассмотреть возрастные особенности социализации молодежи.
3) Выявить особенности влияния Интернета на социализацию молодого поколения.
4) Проанализировать данные исследований по воздействию Всемирной сети и отдельных ее составляющих на молодежь.

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 211.00 Кб (Скачать документ)

 

Распределение различных категорий сайтов по степени популярности

Социальные сети, форумы, чаты и т.п.

 

                100%

Сайты с музыкой, фильмами, книгами, ПО и др.

 

                 55%

Сайты телеканалов, телепрограмм, радиостанций и т.п.

 

                35%

Сайты различных сообществ.

 

                30%

Политические сайты, юмористические и прочие развлекательные сайты, сайты различных магазинов.

 

 

                20%

Другие сайты.

                15%

Сайты с онлайн-играми.

                10%

Сайты музыкальных групп, исполнителей, актеров и т.п.

 

                 5%




 

Факт стопроцентной  популярности социальных сетей, форумов  и чатов подтверждает первостепенность цели общения в Интернете. Однако кроме этого данное исследование позволило узнать и информацию о соотношении ролей Интернета и реальности в жизни респондентов. Так, на вопрос «К кому Вы чаще обращаетесь за советом?» наиболее часто встречается ответ «смотря какой совет нужен» (50%). На втором месте стоят ответы «друзья в реале» и «ищу выход самостоятельно» (45%). На третьем месте находятся специальная литература, родители и другое (15%). Только 10% обращаются к тематическим сайтам и форумам и 5% к друзьям ВКонтакте.

На вопрос «можно ли в  Интернете получить хороший совет  для своей ситуации?» 55% респондентов ответили «зависит от того, какая у вас проблема», 25% — «да, но только на некоторых сайтах», 10%  — «да, но только от людей, с которыми раньше общался(лась)» и 10% — «нет, найти компетентного человека в Интернете очень сложно». Это позволяет утверждать, что роль «советчика» Интернету не доверяют.

 

На вопрос «Если Вам нужна какая-либо информация, как Вы ее ищите?» самым распространенным ответом является «поисковые системы Яндекс/Google и др.» (100% опрошенных). На втором месте идут друзья в реале (60%). Третье место занимают родители (55%), четвертое — форумы/группы ВКонтакте (25%). На пятом месте находятся преподаватели (15%), на шестом — библиотеки (10%). На седьмом месте другие источники (5%). Здесь же прослеживается взаимосвязь с тем, что одной из значимых целей посещения Интернета является поиск информации.

 

Обобщая результаты данных исследований Украинского института  социологических исследований, можно  выдвинуть следующие тезисы:

1) Молодежь пользуется  Интернетом часто (из 300 опрошенных, все пользуются им каждый день);

2) Наиболее значимой  целью посещения Интернета среди  молодежи является общение;

3) Наиболее посещаемыми  сайтами являются социальные  сети, форумы и чаты, то есть  сайты, позволяющие реализовать  цель общения.

Таким образом, на основании этих результатов можно сделать вывод о том, что социализация молодежи в Интернете осуществляется в первую очередь посредством общения. В свою очередь частота посещения молодежью Интернета говорит о его значимости как фактора социализации.

 

Так же стоит помнить об обратной стороне Всемирной сети – Интернет-зависимости, которая также является аспектом социализации, но только в негативном плане. Исследования, проведенные американской компанией Boston Consulting Group в 2010 году среди 50 респондентов возрастом от 16 до 30 лет, с целью выявления распространенности интернет-зависимости среди молодежи.

Результаты показали, что только 15% опрошенных являются склонными  к интернет-зависимости и 85% —  несклонны. Интернет-зависимых в  строгом смысле этого слова среди респондентов не оказалось. Средний балл интернет-зависимости составляет 1,45 балла из 7 возможных. У юношей данный показатель — 1,9 балла, у девушек — 1 балл ровно, что позволяет утверждать, что девушки менее склонны к зависимости, чем юноши. Таким образом, результаты опроса молодых людей позволяют утверждать, что интернет-зависимость не является распространенной среди молодежи [14].

Обобщая полученные эмпирические данные, можно сказать, что негативное влияние Интернета на процесс  социализации не столь велико. Интернет-зависимость среди опрошенных молодых людей не получила серьезного распространения. Что касается социальной изолированности, на нее влияет множество факторов, среди которых Интернет может занимать не первое место. К позитивному влиянию можно отнести возможность общения, удовлетворения потребностей самореализации, поиска самой разнообразной информации, хотя и не всегда достоверной, и др.

Так или иначе, очевидно, что на современную молодежь Интернет в плане социализации оказывает  огромное влияние.

2.2. Исследование влияния социальных сетей, как составляющей Интернета, на процесс социализации молодежи.

 

В наше время, актуальными являются исследования влияния социальных сетей на процесс социализации молодежи, т.к., выступая особым социальным пространством, они представляют ту сферу, где трансформируются традиционные формы социализации и социальных отношений, а общение, как вид досуговой занятости, становится возможным не в традиционном виде непосредственного живого общения, а приобретает черты простой коммуникации. Социальные сети заменяют традиционных агентов социализации, вследствие чего молодые люди сами создают свой виртуальный социум, в котором действуют лишь ими же придуманные законы [15].

Для углубления в данную проблему влияния социальных сетей в 2011 году независимым аналитико-исследовательский центром – Институт Горшенина (Киев) - были проведены соответствующие исследования среди молодежи возрастом от 14 до 35 лет. В анкетном опросе в соответствующих пропорциях по критерию возраста и пола приняли участие 154 человека (39,6% мужчин и 60,4% женщин) с различными формами занятости: школьники – 22%; учащиеся средних специальных учебных заведений – 4%; учащиеся ВУЗов – 37%; обучающаяся и работающая молодёжь – 18,8%; нигде не обучающаяся, но работающая молодёжь – 18,2 %; не обучающиеся и не работающие – 0%. Подобные критерии позволили в полной мере сделать выводы о мнении молодёжи о социальных сетях и их влиянии на социализацию.

Анализ результатов  анкетного опроса показал, что социальные сети становятся основным местом проведения досуга, общения и развлечения – 11% молодёжи всё своё свободное время тратят на времяпрепровождение в социальных сетях, 53,9% респондентов проводят там несколько часов в день, 28,6% посещают социальные сети несколько раз в неделю и лишь 6,5% заходят не чаще одного раза в месяц. Так при проведении своего досуга молодёжь на первое место ставит общение в Интернете. Это свидетельствует о том, что в принципе молодёжь ведёт пассивный образ жизни и не занимается социально-значимыми видами деятельности, а такие развивающие занятия, как чтение книг, посещение выставок, музеев, театров, занятие спортом занимают лишь второстепенные позиции в жизни молодёжи. Кроме того, они предпочитают виртуальное общению реальному. В совокупности такой «перекос» в молодежных предпочтениях при организации досуга влияет и на смещение акцента в формах, видах и агентах социализации. Стоит отметить, что подобное распределение одинаково соответствует всем указанным выше возрастным категориям.

Самой популярной социальной сетью среди молодежи является "ВКонтакте" (пользуются 73% респондентов). Значительно увеличилась за последнее время аудитория зарубежных сетей "Facebook" (25%) и "Twitter" (28%).Так же многие респонденты "сидят" в "Одноклассниках" (42%) и "Моем мире" (31%). Доля пользователей остальных сетей не превышает 6%. Данные приведены ниже в Таблице 3.

 

Таблица 3.

 

 Популярность социальных  сетей среди молодого поколения.

"ВКонтакте"

                  73%

"Одноклассники"

                  42%

"Мой мир"

                  31%

"Twitter"

                  28%

"Facebook"

                  25%

Другие социальные сети.

                  6%


 

 

Интересным является и тот факт, что подавляющее  большинство молодых людей (123 человека) ничего серьёзного не обсуждают в сети, а просто болтают с друзьями и знакомыми, это при том, что большая часть респондентов указала, что целью посещения социальных сетей для них является именно общение с друзьями на интересующие их темы. На втором месте по популярности обсуждаемых тем среди молодёжи являются – отношения между людьми (103 человека), и на третьей позиции стоят проблемы учёбы (97 человек). Среди тем, часто обсуждаемых в социальных сетях, указывались так же: взаимоотношения между полами (84 человека), вопросы философского характера (51 респондент), вопросы моды и стиля (44 человека), вопросы культуры (28 человек), политические проблемы (устройство государства, партийную систему, политическую обстановку в стране и др.) – 17 человек, экономические вопросы (инфляция, кризис и др.) – 12 человек и 31 человек из опрошенных респондентов указали на другие обсуждаемые темы. Таким образом, полученные данные позволяют говорить о том, что социальные сети молодёжи нужны не для помощи в решении каких-либо проблем, а просто для развлечения, «убивания времени».

 

Выяснив, какие темы чаще всего молодые люди обсуждают  в социальных сетях, более подробно стоит остановиться на тех данных, которые отражают ценности в жизни современной молодёжи.

Система ценностных ориентаций, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения [16].

Современное подрастающее поколение проходит свое становление  в очень сложных условиях ломки  многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в себя и общество. В результатах ответа на вопрос «Что является для Вас наиболее ценным в жизни?» было выявлено, что для респондентов мужского пола главную тройку ценностей составляют – во-первых, здоровье и дружба, во-вторых – семейные ценности, и на третьем месте - отношения с людьми. Для респондентов женского пола на первом месте стоят – семейные ценности, на втором месте – здоровье, и на третьем – любовь.

При изучении связи между выделенными респондентами ценностями в виртуальном мире в зависимости от пола, выявили, что для респондентов мужского пола на первом месте стоит – дружба, на втором – отношения с людьми, и на третьем – честность. Для респондентов женского пола на первом месте – отношения с людьми, на втором месте – дружба, на третьем – честность (рисунок 1).

 

Рис.1.  Зависимость  вопроса  «Укажите, что для Вас является наиболее ценным в виртуальном мире?» от пола респондентов.

 

Так же несмотря на то, что подавляющее большинство молодёжи в первую очередь своё свободное время тратит на общение в Интернете, 61% опрошенных респондентов заявляют, что используют социальные сети лишь как развлекательный ресурс, а не как помощь в решении своих социальных проблем – 39%. Это ещё раз подтверждает развлекательный характер обращения и пользования социальных сетей.

Интересен и тот факт, что 80,7% опрошенных респондентов считают, что реальное общение ни при каких обстоятельствах не может быть заменено виртуальным, это при том, что при проведении своего досуга молодёжь на первое место ставит общение в Интернете и проводит там как минимум несколько часов в день. Это говорит о том, что молодые люди, понимая, что виртуальное общение не может заменить реальное, продолжают тратить большое количество времени на пребывание в сети.

Таким образом, анализ результатов  проведенного исследований позволяют  утверждать, что социальные сети оказывают значительное влияние на процесс социализации современной молодёжи. Широкое включение социальных сетей в жизнь современного человека начинает приводить к замене традиционных агентов социализации, вследствие чего молодые люди сами создают свой виртуальный социум, в котором действуют лишь ими же придуманные законы [17].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, Интернет – это  средство реструктуризации общества и  основных сфер общественной жизни (экономики, науки, политики).

Миллионы людей уже  присоединились к Интернету. Хотя Интернет может быть использован в различных целях, большинство людей пользуются им, чтобы общаться: обмениваться идеями и информацией, обсуждать проблемы или просто поболтать и поддерживать связь друг с другом — через электронную почту, социальные сети, Skype и т.д. Число людей, связанных с Интернетом, растет с удивительной скоростью. Интернет – это на данный момент наиболее эффективное и удобное средство массовой коммуникации.

Он меняет весь образ  жизни людей, стиль мышления человека, трансформирует личность, расширяет ее границы. Повышается социальная мобильность, создаются новые модели поведения, технологии воздействия на массовое сознание  становятся более эффективными.

 

Раскрывая тему работы, я  подробно рассмотрела такой фактор социализации молодежи, как Интернет. Его можно отнести к мезофакторам социализации, так как Интернет – это многогранное СМИ, содержащее в себе много видов коммуникации.

Дать однозначную оценку влиянию Интернета, как и любого другого фактора, на социализацию молодых людей на данный момент сложно. Однако это связано и с тем, что Интернет является мало изученным в науке явлением. Для анализа влияния Всемирной сети на социализацию молодежи я использовала такие исследования, как: частота и цели использования Интернета, Интернет – зависимость и влияние социальных сетей.

Информация о работе Социология личности как основа изучения социализации молодого поколения