Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 21:51, курсовая работа
Цель: изучение общественного мнения.
Задачи работы:
Дать определение социологии общественного мнения.
Определить специфику субъекта и предмета.
Выявить закономерности формирования и развития.
Ознакомиться с методами изучения общественного мнения.
Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Социология общественного мнения: специфика объекта и предмета.
Социология общественного мнения…………………….......4
Специфика объекта и предмета…………………………......10
Глава 2. Развитие, формирование и методы исследования общественного мнения.
2.1. Закономерности формирования и развития….……………...15
2.2. Методы исследования…………………………………………19
Заключение…………………………………………………………35
Список используемой литературы………………………………..
Структура общественного мнения:
1) субъекты (субъекты – создатели – "творцы" мнений. Субъекты – носители – "лидеры" мнений. "Массовая" публика – 90 % всех людей, имеющих мнения);
2) объекты (объекты – факты – тот или иной факт действительности. Объекты – события – набор фактов, составляющих содержательную сторону события. Объекты-явления – процессы);
3) рациональный компонент (познавательный) – знания субъекта об объекте;
4) социальная
оценка (общественное суждение) –
ценностный элемент
5) общественно волевые побуждения – активное начало общественного мнения, проявление его позиции по отношению к объекту.
Типология общественных мнений:
1) по
степени развитости: зарождающиеся,
активно формирующиеся, вполне
сложившиеся, угасающие (
2) по
степени соответствия
3) по ряду различных признаков и особенностей: индивидуальные, групповые, коллективные, общественные, истинные, ложные, устойчивые, изменчивые, ясные, расплывчатые, господствующие, оппозиционные, официальные, неофициальные, консервативные, новаторские, запоздалые и своевременные и т.д.
Социально-
1)отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества;
2) в нем проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени;
3) концентрирует внимание на определенных сторонах, процессах бытия;
4) не всегда оказывается мнением истинным, но всегда отражает позицию большинства;
5)характерно внутреннее единство, монистическое состояние (в содержании общественного мнения не могут одновременно присутствовать противоположные оценочные суждения);
6) сила
авторитета и авторитет силы
общественного мнения
Субъект общественного мнения – народное большинство и оно обладает внутренней структурой, учет которой важен для социологических исследований. Это классы, отдельные слои, группы и другие общности, отдельные личности. В рамках этих общностей и формируется общественное мнение. Специфика восприятия происходящего, разница в интересах и социальном опыте отдельных выразителей общественного мнения обуславливают разнообразие реально функционирующих мнений, столкновение интересов, их борьбу, изменение в сторону согласования или поляризации разных точек зрения.
Чем сильнее объект затрагивает интересы людей, тем конкретнее проявляется общественное мнение.
Стадии развития общественного мнения:
Возникновение – формирование – функционирование.
Оно может формироваться и стихийно, и сознательно. Основные методы формирования – внушение, убеждение, подражание. Основные средства (каналы) формирования – средства массовой информации, устная пропаганда, политическая агитация, межличностное общение.
Функции общественного мнения:
1) регулятивная
– регулирование отношений
2) воспитательная
– воспитание у каждого
3) оценочная
– выражение ценностного
4) контрольная
– общественное мнение
5) защитная
– отстаивание своих интересов,
6) консультативная
– в случае необходимости
7) директивная
– когда результатом
8) познавательная
– синтез теоретического и
обыденного сознания, выражающий
гносеологическую (познавательную) природу
общественного мнения; стремление
субъекта общественного мнения
к собственному осмыслению
Важнейшие среди этих функций: оценочная, консультативная и директивная. Они выражают важнейшие виды общественного мнения:
1) оценочное – выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам;
2) аналитическое
(конструктивное) – связано с
принятием какого-либо решения,
3) регулятивное
– оно вырабатывает и внедряет
определенные нормы
Таким образом, мы видим всю специфику общественного мнения:
1) это конкретный вывод определенной общности людей по поводу тех или иных объектов, итог их мыслительной деятельности;
2) критериями
отбора при формировании
3) массовые
суждения людей обладают
4) общественное
мнение выступает в качестве
специфической побудительной
5) оно
представляет собой
Глава 2. Развитие, формирование и методы исследования общественного мнения.
2.1. Закономерности формирования и развития
Общественное мнение складывается из широко распространённой информации: мнений, суждений, убеждений, идеологий, равно и даже из слухов, сплетен, заблуждений.
В формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в большей степени: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса).
На общественное мнение влияют
мнения людей, признаваемых
Цель формирования общественного мнения – направленное намерение, неуемное стремление, неугасимая жажда привести в соответствие наблюдаемое, имеющееся, действительное с желаемым, требуемым; стремление выразить к ней свое отношение, повлиять на течение событий и процессов, на разрешение конфликтов и противоречий.
Факторы формирования общественного мнения:
1) социальные интересы людей;
2) различия
в оценках, характеристиках
3) уровень компетентности.
Стадии развития общественного мнения:
1) зарождение
– процесс выработки людьми
своей оценки попавшего в поле
их зрения объекта,
2) формирование
– преобразование (слияние) индивидуальных
оценочно-ценностных суждений
3) функционирование
– выполнение ряда присущих
общественному мнению
Устойчивость функционирующего общественного мнения проявляется в следующем:
1) сохраняющийся интересе людей к его объекту;
2) страстная убежденность в правоте своей позиции;
3) стремлении к ее отстаиванию и защите,
4)преобразовании мнения в конкретные решения и практические действия.
Факторы, определяющие характер, содержание и степень влияния общественного мнения на социально-политические процессы в обществе:
1) уровень распространенности;
2) интенсивность;
3) достоверность;
4) стабильность.
Важнейший фактор при формировании общественного мнения – это интересы людей. Общественное мнение возникает там, где выдвигается вопрос, имеющий большое практическое значение или вопрос, носящий дискуссионный характер. Механизм формирования общественного мнения предполагает борьбу индивидуальных мнений.
Общественное
мнение в его современном значении
и понимании появилось с
В условиях тоталитарного режима, где все социальные отношения жестко политизированы, где нет гражданского общества и частного индивида как субъекта независимого, т.е. не совпадающего со стереотипами господствующей идеологии, гласно выражаемого мнения, там нет и не может быть общественного мнения. В этом смысле наше общественное мнение – это дитя эпохи гласности, имеющее очень небольшой по историческим меркам опыт существования. За годы перестройки наше общество очень быстро прошло путь от приказного единомыслия к реальному политическому плюрализму и свободе слова. За этот период сформировалось и независимое в своих оценках и суждениях общественное мнение.