Социология общественного мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 21:51, курсовая работа

Описание

Цель: изучение общественного мнения.

Задачи работы:

Дать определение социологии общественного мнения.
Определить специфику субъекта и предмета.
Выявить закономерности формирования и развития.
Ознакомиться с методами изучения общественного мнения.

Содержание

Введение……………………………………………………………3

Глава 1. Социология общественного мнения: специфика объекта и предмета.

Социология общественного мнения…………………….......4
Специфика объекта и предмета…………………………......10
Глава 2. Развитие, формирование и методы исследования общественного мнения.

2.1. Закономерности формирования и развития….……………...15

2.2. Методы исследования…………………………………………19

Заключение…………………………………………………………35

Список используемой литературы………………………………..

Работа состоит из  1 файл

ОРИГИНАЛПервая курсовая работа..docx

— 64.93 Кб (Скачать документ)

     Структура общественного мнения:

1) субъекты (субъекты – создатели – "творцы" мнений. Субъекты – носители – "лидеры" мнений. "Массовая" публика – 90 % всех людей, имеющих мнения);

2) объекты  (объекты – факты – тот или иной факт действительности. Объекты – события – набор фактов, составляющих содержательную сторону события. Объекты-явления – процессы);

3) рациональный  компонент (познавательный) – знания  субъекта об объекте; 

4) социальная  оценка (общественное суждение) –  ценностный элемент общественного  мнения, результат взаимодействия  рационального и эмоционального;

5) общественно  волевые побуждения – активное  начало общественного мнения, проявление  его позиции по отношению к объекту.

     Типология общественных мнений:

1) по  степени развитости: зарождающиеся,  активно формирующиеся, вполне  сложившиеся, угасающие (утрачивающие  актуальность);

2) по  степени соответствия общественным  потребностям: актуальные (современные), прогрессивные (устремленные в  будущее), реакционные (характеризуют  отставание общественного мнения  от текущих общественных процессов);

3) по  ряду различных признаков и особенностей: индивидуальные, групповые, коллективные, общественные, истинные, ложные, устойчивые, изменчивые, ясные, расплывчатые, господствующие, оппозиционные, официальные, неофициальные, консервативные, новаторские, запоздалые и своевременные и т.д.

     Социально-психологические  свойства общественного мнения:

1)отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества;

2) в нем проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени;

3) концентрирует внимание на определенных сторонах, процессах бытия;

4) не всегда оказывается мнением истинным, но всегда отражает позицию большинства;

5)характерно внутреннее единство, монистическое состояние (в содержании общественного мнения не могут одновременно присутствовать противоположные оценочные суждения);

6) сила  авторитета и авторитет силы  общественного мнения обусловлены  его опорой на большинство.

     Субъект общественного мнения – народное большинство и оно обладает внутренней структурой, учет которой важен для социологических исследований. Это классы, отдельные слои, группы и другие общности, отдельные личности. В рамках этих общностей и формируется общественное мнение. Специфика восприятия происходящего, разница в интересах и социальном опыте отдельных выразителей общественного мнения обуславливают разнообразие реально функционирующих мнений, столкновение интересов, их борьбу, изменение в сторону согласования или поляризации разных точек зрения.

     Чем сильнее объект затрагивает интересы людей, тем конкретнее проявляется общественное мнение.

     Стадии  развития общественного мнения:

     Возникновение – формирование – функционирование.

       Оно может формироваться и стихийно, и сознательно. Основные методы формирования – внушение, убеждение, подражание. Основные средства (каналы) формирования – средства массовой информации, устная пропаганда, политическая агитация, межличностное общение.

     Функции общественного мнения:

1) регулятивная  – регулирование отношений между  людьми, между личностью и коллективом,  коллективом и обществом, обществом  и личностью; регулирование экономических,  социальных, политических, нравственных  и других видов общественных  отношений; 

2) воспитательная  – воспитание у каждого человека  чувства высокой ответственности  за свои дела и поступки  перед обществом ("что скажут люди…"). Однако, влияние общественного мнения на поведение и поступки человека может быть двойственным, противоречивым – как положительным, так и отрицательным;

3) оценочная  – выражение ценностного отношения  масс к тем или иным фактам, событиям, процессам социальной  действительности, к деятельности  официальных учреждений, должностных  лиц; 

4) контрольная  – общественное мнение практически  всегда по заинтересовавшему  его вопросу занимает определенную  позицию и стремится к тому, чтобы соответствующая деятельность  официальных организаций и лиц  отвечала этой позиции; 

5) защитная  – отстаивание своих интересов,  защита жизненных прав и свобод;

6) консультативная  – в случае необходимости общественное  мнение может дать консультацию, совет, предложение, в которых  содержатся те или иные способы  разрешения назревших социально-политических, экономических, нравственных и  других проблем (именно эта функция проявляется при всевозможных опросов общественного мнения);

7) директивная  – когда результатом функционирования  общественного мнения выступают  решения, касающиеся различных  сторон жизнедеятельности общества  и имеющие строго заданный  характер (для этого устраивают  плебисциты, проводят референдумы);

8) познавательная  – синтез теоретического и  обыденного сознания, выражающий  гносеологическую (познавательную) природу  общественного мнения; стремление  субъекта общественного мнения  к собственному осмыслению объектов  действительности, затрагивающих его  интересы и отличающиеся дискуссионным  характером.

     Важнейшие среди этих функций: оценочная, консультативная и директивная. Они выражают важнейшие виды общественного мнения:

1) оценочное  – выражает отношение к тем  или иным проблемам или фактам;

2) аналитическое  (конструктивное) – связано с  принятием какого-либо решения,  требующего глубокого и всестороннего  анализа; 

3) регулятивное  – оно вырабатывает и внедряет  определенные нормы общественных  отношений и оперирует целым  сводом не писанных законом  норм, принципов, традиций, обычаев,  нравов и т.д.

     Таким образом, мы видим всю специфику общественного мнения:

1) это  конкретный вывод определенной  общности людей по поводу тех  или иных объектов, итог их  мыслительной деятельности;

2) критериями  отбора при формировании общественного  мнения служат общественные интересы  и потребности; 

3) массовые  суждения людей обладают различной  степенью объективности (истинности);

4) общественное  мнение выступает в качестве  специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей,  их практическую деятельность;

5) оно  представляет собой специфический  продукт взаимодействия, соединение  мнений, нивелированных, измененных, образовавших  новое качество, не сводимое к  простой сумме индивидуальных  мнений.  
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Развитие, формирование и методы исследования общественного мнения.

2.1. Закономерности формирования и развития

     Общественное  мнение складывается из широко распространённой информации: мнений, суждений, убеждений, идеологий, равно и даже из слухов, сплетен, заблуждений.

     В формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в большей степени: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса).

       На общественное мнение влияют  мнения людей, признаваемых обществом  авторитетными и компетентными,  личный опыт людей. Инструментами воздействия на общественное мнение со стороны государства являются пропаганда и цензура. К способам формирования общественного мнения так же можно отнести "спираль молчания" (человек с меньшей вероятностью выскажет свое мнение на ту или иную тему, если чувствует, что находится в меньшинстве, так как боится возмездия или изоляции (игнорирования)) [9, 59].

     Цель  формирования общественного мнения – направленное намерение, неуемное стремление, неугасимая жажда привести в соответствие наблюдаемое, имеющееся, действительное с желаемым, требуемым; стремление выразить к ней свое отношение, повлиять на течение событий и процессов, на разрешение конфликтов и противоречий.

     Факторы формирования общественного мнения:

1) социальные  интересы людей; 

2) различия  в оценках, характеристиках тех  или иных общественных явлений  (дискуссионный характер проблемы);

3) уровень  компетентности.

     Стадии  развития общественного мнения:

1) зарождение  – процесс выработки людьми  своей оценки попавшего в поле  их зрения объекта, определение  по отношению к нему собственного, личного мнения;

2) формирование  – преобразование (слияние) индивидуальных  оценочно-ценностных суждений в  групповые, коллективные, классовые,  общественные;

3) функционирование  – выполнение ряда присущих  общественному мнению социальных  функций. 

     Устойчивость  функционирующего общественного мнения проявляется в следующем:

1) сохраняющийся интересе людей к его объекту;

2) страстная убежденность в правоте своей позиции;

3) стремлении к ее отстаиванию и защите,

4)преобразовании мнения в конкретные решения и практические действия.

Факторы, определяющие характер, содержание и  степень влияния общественного  мнения на социально-политические процессы в обществе:

1) уровень  распространенности;

2) интенсивность; 

3) достоверность; 

4) стабильность.

     Важнейший фактор при формировании общественного мнения – это интересы людей. Общественное мнение возникает там, где выдвигается вопрос, имеющий большое практическое значение или вопрос, носящий дискуссионный характер. Механизм формирования общественного мнения предполагает борьбу индивидуальных мнений.

     Общественное  мнение в его современном значении и понимании появилось с развитием  буржуазного строя и формированием  гражданского общества как сферы  жизни, независимой от политической власти. В средние века принадлежность человека к тому или иному сословию имела непосредственное политическое значение и жестко определяла его социальную позицию. С зарождением буржуазного общества на смену сословиям пришли открытые классы, состоящие из формально свободных и независимых индивидов. Наличие таких свободных, независимых от государства индивидов, индивидов – собственников (даже если это только собственность на свою рабочую силу) – необходимая предпосылка формирования гражданского общества и общественного мнения как его особого института.

     В условиях тоталитарного режима, где  все социальные отношения жестко политизированы, где нет гражданского общества и частного индивида как  субъекта независимого, т.е. не совпадающего со стереотипами господствующей идеологии, гласно выражаемого мнения, там нет  и не может быть общественного  мнения. В этом смысле наше общественное мнение – это дитя эпохи гласности, имеющее очень небольшой по историческим меркам опыт существования. За годы перестройки  наше общество очень быстро прошло путь от приказного единомыслия  к реальному политическому плюрализму и свободе слова. За этот период сформировалось и независимое в своих оценках и суждениях общественное мнение.

Информация о работе Социология общественного мнения