Социология общественного мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 21:51, курсовая работа

Описание

Цель: изучение общественного мнения.

Задачи работы:

Дать определение социологии общественного мнения.
Определить специфику субъекта и предмета.
Выявить закономерности формирования и развития.
Ознакомиться с методами изучения общественного мнения.

Содержание

Введение……………………………………………………………3

Глава 1. Социология общественного мнения: специфика объекта и предмета.

Социология общественного мнения…………………….......4
Специфика объекта и предмета…………………………......10
Глава 2. Развитие, формирование и методы исследования общественного мнения.

2.1. Закономерности формирования и развития….……………...15

2.2. Методы исследования…………………………………………19

Заключение…………………………………………………………35

Список используемой литературы………………………………..

Работа состоит из  1 файл

ОРИГИНАЛПервая курсовая работа..docx

— 64.93 Кб (Скачать документ)

     На  следующим этапе задается открытый вопрос с целью определить взгляды  человека, у которого берётся интервью. Поскольку опрашиваемый не ограничен  какими - либо вариантами, ответы могут  быть различными и самыми неожиданными. Интервьюер должен фиксировать их как  можно точнее. Ответы на открытые вопросы  поддаются обработке гораздо  труднее, чем другие типы вопросов. Однако в пятимерном плане один или  два вопросы этого типа обязательно  присутствуют.

     Третья  категория вопросов – причинные  вопросы – ставят перед собой  цель определить, почему именно опрашиваемый придерживается таких, а не иных взглядов. Специфические вопросы, в которых  уже содержатся конкретные предложения  о решении той или иной проблемы, предполагают краткий отрицательный  или утвердительный ответы. Они наиболее полезны с точки зрения  дальнейшего  проведения опрашиваемых, особенно избирателей. Специфические вопросы представляют собой несколько вариантов предложений, изложенных в виде противоположных  позиций. Недостатком такого типа вопросов является то, что бывает трудно подобрать  альтернативные варианты, которые охватывали бы весь диапазон мнений по данной проблеме, и к тому же взаимно исключали  друг друга.

     Вопросы пятой категории задаются с целью  обнаружить интенсивность выраженных мнений. С их помощью уточняется, насколько глубоко убежденность сторонников той или иной точки  зрения. Для выяснения этого могут  быть заданы вопросы с вариантами ответов типа: «Насколько глубоко  Вы убеждены в этом? – очень глубоко; довольно глубоко; совсем неглубоко».

     Пятимерный  план – это наиболее фундаментальное  изучение общественного мнения, но о очень дорогое.

       Вывод: Как показывает практика, более ясное  и полное представление о качественном своеобразии общественного мнения недостаточно проведения отдельных  опросов. Сегодня складывается механизм мониторинга общественного мнения. Это систематическое по заданным и повторяющимся показателям  социологическое отслеживание состояния  и динамики развития общественного  мнения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      Общественное  мнение – это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает определенные нормы общественных отношений; действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных социальных групп. Активность и значение общественного мнения определяются характером социальной структуры общества, уровнем развития экономической культуры, демократических институтов и свобод. Общественное мнение находит выражение в выборах органов власти, средствах массовой коммуникации, опросах населения и др.

     Объектами общественного мнения выступают  факты, события и процессы. Субъектом  общественного мнения является доминирующее большинство того или иного общества. Выразителем общественного мнения является любое объединение людей, выступающее его носителем. К причинам или движущим силам общественного мнения относятся массовые потребности, интересы и ценностные ориентации людей.

      Общественное  мнение как публично выраженное и  распространенное мнение является выразителем  общих интересов людей. Его формирование происходит в процессе борьбы противоположных  мнений.

      Не любое групповое, коллективное мнение становится или является общественным, а лишь то, что соответствует критериям - социальный интерес, дискуссионность, компетентность. А его выразители - классы, социальные слои, содружество классов, народ. Значит, мнение можно классифицировать как индивидуальное; групповое, или общее; мнение общественности, или общественное.

      Социологические исследования общественного мнения сегодня являются необходимым элементом  принятия управленческих решений во всех сферах общественной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

  1. Ядов, В.А. Методы сбора информации в социологических исследованиях/В.А. Ядов. – М.: Экзамен, 1990. Кн.1, 2, 3.
  2. Социология общественного мнения / Ж.М. Грищенко// Социология. – 2009. – № 2. – С. 32–43.
  3. Яценко, Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов/Н.Е. Яценко. – М.: АСТ, 1999. – 569с.
  4. Елсукова А.Н. Социология/ Под редакцией А.Н. Елсукова. – Мн.: ТетраСистемс,  200. – 544с.
  5. Бабосов, Е.М. Социология / Е.М. Бабосов – Мн.: Дизайн ПРО,1998 – 383с.
  6. Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие/С.А. Белановский – М.: Юнити-Дюна,2001 – 258с.
  7. Ноэль-Нойман Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии/Э. Ноэль-Нойман – М.: Высщая школа,1997 – 315с.
  8. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования / В.А Ядов – М.: Юрайт – Издат, 1998 – 378с.
  9. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания/Э. Ноэль-Нойман – М.: Канон, 1996 – 224с.
  10. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт/Д.П. Гавра – СПб.: Питер,1995 – 411с.
  11. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования/Б.А. Грушин – М.:Аспект Пресс, 1987 – 237с.
  12. Тощенко Ж.Т. Общественное мнение : методологические рекомендации для проведения социологических опросов / Под ред.  Ж.Т. Тощенко – СПб.: Питер 1980 – 461с.
  13. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учебное пособие для вузов/Г.И. Рузавин – М.: Канон, 1999 – 372с.
 
 

       

Информация о работе Социология общественного мнения