Социология общественного мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 21:51, курсовая работа

Описание

Цель: изучение общественного мнения.

Задачи работы:

Дать определение социологии общественного мнения.
Определить специфику субъекта и предмета.
Выявить закономерности формирования и развития.
Ознакомиться с методами изучения общественного мнения.

Содержание

Введение……………………………………………………………3

Глава 1. Социология общественного мнения: специфика объекта и предмета.

Социология общественного мнения…………………….......4
Специфика объекта и предмета…………………………......10
Глава 2. Развитие, формирование и методы исследования общественного мнения.

2.1. Закономерности формирования и развития….……………...15

2.2. Методы исследования…………………………………………19

Заключение…………………………………………………………35

Список используемой литературы………………………………..

Работа состоит из  1 файл

ОРИГИНАЛПервая курсовая работа..docx

— 64.93 Кб (Скачать документ)

     Наблюдению  не подлежат события прошлого, многие явления и процессы массового  характера, вычленение небольшой части  которых делает их изучение непредставительным.

     Наблюдение  используется в основном как дополнительный метод, который позволяет собрать  материалы для начала работы или  помогает проверить результаты других методов сбора информации.

     Документальные  источники. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото – или кинопленке. В этом смысле понятие документации отличается от общепринятого обычно мы называем документами официальные материалы.

     По  способу фиксирования информации различаются  рукописные и печатные документы  записи на магнитной ленте. С точки  зрения целевого назначения выделяются материалы, которые были избраны  самим исследователем.

       Пример  Американский социолог У.Томас и  польский Ф.Знанецкий исследовали  по документам жизнь польских эмигрантов в Европе и Америке. Они попросили  одного польского крестьянина написать автобиографию и получили от него 300 страниц рукописного текста.

     Эти документы называют целевыми. Другие – не зависимые от социолога документы называют наличными. Обычно они и составляют документальную информацию в социологических исследованиях. По степени персонификации документы подразделяются на личные и безличные.

     Личные  – документы индивидуального учета (библиотечные формуляры, анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи. Безличные – статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний.

     В зависимости от статуса документы  делятся на официальные и неофициальные.

     Официальные – протоколы, правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы, отчеты.

     Неофициальные – личные документы, а также составленные частными гражданами безличные документы (например, статистические обобщения, выполненные другим исследователем на основе собственных наблюдений).

     Особая  группа документов – средства массовой информации, газеты, журналы, радио, телевидение, кино. По источнику информации документы делятся на первичные и вторичные. К первичным относится прямое наблюдение. Ко вторичным – обработка данных прямого наблюдения, обобщение или описание на основе первичных источников. Еще можно классифицировать документы по содержанию например, литературные данные, исторические и научные архивы, архивы социологических исследований. Проблема достоверности документальной информации.

     Достоверность в первую очередь зависит от источника  доступного документа. Конечно, официальные, личные, документы из первых рук  намного надежней, чем какие-либо другие.

     Оценка  метода документального анализа. Документы  нередко выступают в роли главного источника информации дополненной  опросом или прямым наблюдением.

     Социолог  должен проявить недюжинную изобретательность  в поисках подходящих документов, подчас весьма неожиданных. Главные  недостатки описанного метода состоят  в проблемах получения достоверной  информации из биографических материалов и в том, что при изучении человеческой деятельности в документах почти  не отражается ее процесс, а лишь результаты.

     Анализ  документов. Данный метод, очень важный метод сбора информации при формулятивном плане исследования (для выдвижения гипотез и общей разведки темы) и на стадии работы по описательному плану. В экспериментальных исследованиях возникают значительные трудности перевода языка документов на язык гипотез, но, как показывает опыт, и эти затруднения можно преодолеть при умелом обращении с материалом.

     Наконец, огромное и вполне самостоятельное  значение имеют для социолога  данные государственной статистики, многочисленные данные ЦСУ, которыми надо уметь пользоваться, а также знать, с какой регулярностью они  собираются и публикуются.

     Опросы  – незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Опрос – почти универсальный метод. При соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную информацию, чем при исследовании документов или наблюдении. Причем эта информация может быть о чем угодно. Даже о том, что нельзя увидеть или прочитать. Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, Бельгии – 1868-1869 гг. И далее начали активно распространятся [7, 109].

     Искусство использования этого метода состоит  в том, чтобы знать, о чем спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы  и, наконец, как убедиться в том, что можно верить, полученным ответам. Для исследователя надо в первую очередь уяснить, что в опросе участвует не средний респондент, а живой, реальный человек одаренный  сознанием и самосознанием, который  воздействует на социолога, так же как и социолог на него. Респонденты не беспристрастные регистраторы своих знаний и мнений, а живые люди, которым не чужды какие-то симпатии, предпочтения, опасения и т.п. Поэтому, воспринимая вопросы, они на одни из них не могут ответить из-за недостатка знаний, на другие – не хотят отвечать или отвечают неискренне.

     Существуют  два больших класса опросных методов  интервью и анкетные опросы.

     Интервью  – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку) [6, 56].

     Имеется множество разновидностей интервью.

1) По  содержанию беседы различают  документальные интервью (изучение  событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которого – выявление оценок, взглядов, суждений особо выделяются интервью со специалистами-экспертами, причем организация и структура интервью со специалистами существенно отличается от обычной системы опроса.

     2) По технике проведения – делятся на свободные, нестандартизованные и формализованные (а также полустандартизованные) интервью. Свободные – длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе (путеводитель интервью). Такие интервью уместны на стадии разведки в формулятивном плане исследования. Стандартизованные интервью предполагают, как и формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

3) В  зависимости от особенностей  процедуры интервью может быть  интенсивным (клиническим, т.е. глубоким, длящимся иногда часами) и фокусированным на выявление достаточно узкого круга реакций опрашиваемого. Цель клинического интервью – получить информацию о внутренних мотивах, побуждениях, склонностях опрашиваемого, а фокусированного – извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации (из массовой печати, лекции и т.п.). Причем текст информации предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказываются в центре внимания опрошенных, какие – на периферии, и что вовсе не осталось в памяти.

4) Так  называемые ненаправленные интервью  носят терапевтический характер. Инициатива течения беседы принадлежит  здесь самому респонденту, интервьюер  лишь помогает ему излить душу.

5) Наконец,  по способу организации интервью  делятся на групповые и индивидуальные. Первые применяются относительно  редко, это планируемая беседа, в процессе которой исследователь  стремиться вызвать дискуссию  в группе, методика проведения  читательских конференций напоминает данную процедуру. Телефонные интервью используются для быстрого зондажа мнений.

     Опрос по анкете. Этот метод предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируют, прежде всего, по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. Зондажный или экспресс – опрос применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых. Такие анкеты напоминают листы всенародных референдумов. Опрос по почте отличают от анкетирования, на месте в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором - анкетер сам собирает заполненные листы. Групповое анкетирование отличается от индивидуального. В первом случае анкетируют сразу до 30-40 человек, анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет, во втором – он обращается индивидуально к каждому респонденту. Организация раздаточного анкетирования, включая опросы по месту жительства, естественно, более трудоемка, чем, например, опросы через прессу, также широко используемые в нашей и зарубежной практике. Однако последние непредставительны в отношении многих групп населения, так что скорее могут быть отнесены к приемам изучения общественного мнения читателей данных изданий.

     Наконец, при классификации анкет, используют также многочисленные критерии, связанные  с темой опросов событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентаций, статистические анкеты (в переписях  населения), хронометражи суточных бюджетов времени и т.д. При проведении опросов не надо забывать, что с  их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажение данных, связанное с  этими факторами, любую разновидность  опросных методов следует проводить  в сжатые сроки. Нельзя растягивать  опрос на долгое время, так как  к концу опроса могут измениться внешние обстоятельства, а информация о его проведении будет передаваться опрашиваемыми друг другу с какими-либо комментариями, и эти суждения станут влиять на характер ответов тех, кто  позже попадет в состав респондентов.

Независимо  от того, прибегаем ли мы к интервью или анкетному опросу, большинство  проблем, связанных с надежностью  информации, оказываются для них  общими.

     Анализ  общественного мнения имеет не только большое практическое, но и теоретическое  значение, способствует развитию наук об обществе. Серьёзные выводы возможны на основе точной разносторонней, объективной  и многократно проверенной информации об общественном мнении.

     «Эта  сложная проблема решается с помощью  проведённых выборочных исследований, в основе которых лежит следующий  принцип: основные характеристики правильно  составленной по численности выборки (представленной по всем группам) будут  соответствовать характеристикам  исследуемого общества. Если выборка  была сформулирована правильно, то отклонения общественного мнения по исследованиям выборки от общественного мнения всего общества должна быть не более 3-4%». По этой причине исследование общественного мнения должны проводить профессионалы высокого класса [12, 115].

     Так институт Гэллапа еще в 40-е годы прошлого века на основании опыта  прогнозирования хода избирательных  кампаний разработал так называемый пятимерный план, имевший целью совершенствования  методики изучения общественного мнения, т.к. наиболее ответственным моментом в интервью является формулировка вопросов, задаваемых опрашиваемым. Прежде всего, были выявлены те недостатки, которые  присутствовали в недостаточно квалифицированных  опросах.

   Пятимерный  план, разработанный Гэллапом и применяемый  для выяснения отношений по актуальным проблемам, должен был свести до минимума перечисленные недостатки. Предусматривалось  пяти различных аспектов мнения:

  1. Представление, знание опрашиваемого о предмете.
  2. Общие взгляды респондента.
  3. Причины, почему он придерживается этих взглядов
  4. Его специфические взгляды по специфическим аспектам проблемы.
  5. Интенсивность выраженного мнения.

     Соответственно, в пятимерном плане используется пять категорий вопросов: фильтрующие, открытые или свободные, причинные, специфические, выявляющие интенсивность мнений.

     В рамках каждой категории задается любое  количество вопросов в зависимости  от проблемы и обстоятельств. Прежде интервьюер должен установить факт компетентности опрашиваемого, что достигается  с помощью фильтрующих вопросов, обо именно они помогают выяснить осведомлённость опрашиваемого  о конкретной проблеме. Если он не имеет  представления о проблеме, он как  бы выбраковывается из списка респондентов или же опрос ведётся в нейтральных тонах, что бы не повлиять на опрашиваемого.

Информация о работе Социология общественного мнения