Социология семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 18:17, курс лекций

Описание

Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как соци­ологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. В узком смысле социология семьи – это часть общей социологии, «теория среднего уровня» которая рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей (семьи). Социология семьи имеет дело с групповым, а не индивидуальным субъектом жизнедеятельности.

Содержание

1. Понятие социологии семьи и соотношение ее с другими науками.
2. Семья как социальный институт
3. Основные теоретические подходы к изучению семьи
4. Семейное поведение
5. Понятие семейной политики
6. Кризис семьи.

Работа состоит из  1 файл

Тема 11 Социология семьи 1.doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

В альтернативной социологии общепризнано, что институт се­мьи оказывается в упадке, если выполнение функций по отноше­нию к обществу начинает зависеть от потребительской ячейки, все члены которой постоянно находятся вне дома и, подпадая под те или иные категории индивидов, не могут не быть клиентами соци­альных учреждений и служб «государства благоденствия», как бы берущего на себя роль семьи по заботе о личности. Государство активно способствует развалу семейного производства и домохозяй­ства, втягивая всех членов семьи в виды деятельности, создающие стоимость. Одновременно возникающие проблемы с уходом за деть­ми, их воспитанием и образованием, с социальным обеспечением одиноких людей, не имеющих семейной поддержки, ведут к расши­рению сети государственных служб, усиливающих зависимость индивида от структур бюрократического свойства. Все это в ко­нечном счете усугубляет инфляцию семейных ценностей и инсти­туциональный упадок семьи.

В теории автономности естественной семьи Карлсон предлага­ет изменить положение института семьи среди других социальных институтов, повысить автономию семьи ради упрочения внутрен­них сил семьи и роста институционального потенциала семейнос­ти; приватизировать семейную жизнь в смысле минимизации госу­дарственного вмешательства в частный мир семьи, вернуть через домашнее образование производственную функцию семьи и повы­сить престиж домохозяйства посредством укрепления его роли в национальном доходе.

Таким образом, разрешение проблем разводов и низкой рожда­емости (и других проявлений социальной патологии) ставится в за­висимость от успеха радикальных преобразований в социальной системе, сфокусированных на принципиальное изменение положения института семьи в обществе. Фактически задача соединения семьи и работы на основе компьютерного труда в рамках домохозяйства, внедрения (дополнительно к существующей практике дополнительного образования) домашнего обучения детей родителями является, по сути, социальным проектом школы альтернативной социологии.

Социологические теории индивидуального типа.

Структурный функционализм. Основатель структурного функционализма Толкотт Парсонс (1902-1979) В первой половине XX в., стремясь понять, как устроено общество, социологи рассматривали семью как стабилизирующий общество механизм.

Толкотт Парсонс говорил о необходимости возвращения к признанию традиционных половых ролей, назвав муж­ские роли «инструментальными», или ориентированными на действие, и соответственно женские роли «экспрессивными», или ориентированными на заботу и уход. Первые, утверждал Парсонс, помогали сохранению и разви­тию социальной системы, в то время как вторые — способствовали снятию внутригрупповых напряжений и укреплению семейной солидарности. Мужчины и женщины обладают совершенно различными особенностями и возможностями, вытекающими из их разной природы. Мужчины сильнее и для них естественнее быть добытчиками и производителями благ, служить в армии. Женщины рожают детей, и это делает их более восприимчивыми к потребностям других людей. Вместе они образуют единое целое. Любовь между мужчиной и женщиной — это притяжение между дополняющими друг друга силами, каждая из которых равно полновластна и могущественна в своей сфере: мужчина — в мире, женщина — дома.

После Второй миррой войны и переходу к мирной жизни сопровождавшийся ростом коэффициентов рождаемости (в связи с более полной реализацией тогдашней потребности в трех детях, но не с ростом самой потребно­сти!), способствовал оптимизму и в отношении семьи. Упрочение се­мьи в американских пригородах позволило Парсонсу заговорить о «замечательно однородном базисном типе семьи», где наблюдаются тщательно слаженный комплекс половых семейных ролей и расту­щее внимание к функции взаимного личного приспособления.

Символический интеракционизм. Основатель интеракционизма Дж. Г. Мид (1863-1931) является ведущим направлением в социологическом исследовании семьи. Символический интеракционизм сделал большой вклад в разработке раздела социализации детей.

(интеракция - взаимодействие)

Термин «символическая инте­ракция» относится к совершенно определенному, особому виду взаимодействия, которое осуществляется между людьми. Особенность такого взаимодействия заключается в том, что люди интерпретируют или опреде­ляют действия друг друга (т.е. действия придают определенное значение), а не просто реагируют на них.

Таким образом, любые действия в социальном контексте конструируются посредством интерпретации ситуаций, придания им значения. Все действующие извне факторы могут проявить себя лишь через специфику тех или иных семейных ситуаций, которые «субъективно» интерпретируются внут­ри семьи. Конструируемые затем действия соответствуют этим семей­ным определениям ситуаций и, в свою очередь, формируют через по­стоянно действующие сети интеракций новые результаты поведения, новые семейные ситуации.

Символический интеракционизм опирается на теорию ро­лей, ключевым термином является «принятие роли» другого. Этот про­цесс позволяет описать, как возникает согласованное взаимодействие, в т. ч. в семье при социализации ребенка и формировании Я.

Теория обмена. Создатель американский социолог и психолог Джордж Хоманс (род. в 1910).

Согласно Хомансу социальное поведение представляет собой обмен ценностями, как материальными, так и нематериальными, например знаками одобрения или престижа. Люди, которые дают много другим, стараются получить многое и от них, и люди, которые получают мно­гое от других, испытывают с их стороны воздействие, направленное на то, чтобы они могли получить многое от первых. Взаимодействие продолжается до тех пор, пока продолжается обмен. При нарушениях «нормы обмена» взаимодействие оказывается конфликтным и прекращается.

Поэтому применение теории обмена в социологии семьи не идет дальше моделирования брачного выбора. Поведение супругов в пред-разводных ситуациях, нарушающих правило «распределенной справед­ливости», не поддается описанию, но именно посредством разреше­ния конфликтов и устанавливается семейное благополучие.

Анализ семейных отношений в терминах рынка характерен для целого ряда американских ученых. Так Гэри Беккера посвятил свою рабо­ту во-первых, теории супружеского выбора, где брак рассмотрен через обмен партнерами своих выгод и издержек: во-вторых, теории репро­дуктивных решений, где дети рассматриваются в терминах рынка как «товары длительного пользования».

В репродуктивной теории предполагается неизменность желания иметь сколь угодно большое число детей, противоречащее данным социологических исследований об уменьшении социальных норм размера семьи и о преобладании социальной потребности семьи в одном-двух детях. Вместе с тем, в модели Беккера на микроуровне семьи раскры­то своеобразие действия конъюнктуры рынка, когда повышение стоимо­сти детских услуг и содержания детей, рост издержек перекрывают вы­годы пользования детьми как «товарами» и ведут к отказу от полного удовлетворения имеющейся сегодня у семьи потребности в двух детях.

Микроэкономика Беккера описывает частный случай уменьшения (увеличения) числа детей в семьях в пределах имеющегося уровня потребности семьи в детях. При уменьшении издержек и наличии пере­веса выгод от «пользования детьми» число имеющихся детей увеличи­вается до полной реализации потребности в детях, т.е. не бесконечно, а в рамках наличного уровня потребности семьи в детях. Нельзя ни в коем случае думать, будто рост выгод и сокращение издержек могут повысить сам уровень потребности в детях — такое использование кон­цепции Беккера некорректно.

Этнометодология, феменологическая социология. Этнометодология является новейшей версией феноменологичес­кой социологии, которая обязана своим становлением австрийскому философу и социологу Альфреду Шюцу (1899—1959).

Предметом этнометодологии становятся методы интерпретации своих и чужих действий, присущие представителям разных социальных групп, страт, общностей, организаций. Этнометоды присущи обществен­ному мнению, общественным движениям и партиям, средствам массо­вой информации, искусству и науке. Сама социология рассматривается также как разновидность интерпретационной деятельности и включа­ется в предмет этнометодологии наряду с обыденными объяснениями реальности. Этнометодолог должен занять позицию стороннего наблю­дателя, отчужденного как бы от повседневности, т.е. осуществить этнометодалогическую редукцию. Этот метод состоит в том, что этнометодолог «заключает в скобки» все свои знания, впитанные им как участ­ником повседневности, все, что обычно берется на веру и считается «ес­тественным признаком» обиходной жизни, стремясь обнаружить в пос­ледней бытующие интерпретации повторяющихся ситуаций. Метод этнометодологической редукции ориентирует на поиск маргинальных пограничных, промежуточных состояний, процессов, событий.

Психодрама и социодрама. Основатель этого подхода Якоб Морено Леви (1889). Он создатель такого метода в социологии как психодрама.

Открытие терапевтического эффекта группы позволило сделать терапевтом каждого члена группы. Теория Морено, ориентирована на проблемы здоровых людей, на пробуждение творческой активности, спонтанности. Социометрия является осно­вой групповой терапии и психодрамы, диагностика нацелена не на фиксацию, а на изменение межличностных состояний. Социология Морено, ориентирована на радикальное изменение лиц, дей­ствующих на сцене жизни и социодрамы, на изменение социума, она выходит далеко за пределы объяснения и понимания, полагая, что ис­тинная интерпретация происходящего раскрывается в исследовании действием.

По мнению Морено социологическая медицина бу­дущего, социоантрия, используя социометрические методы, социограммы, социматрицы и диаграммы сможет решить многие социальные проблемы, в том числе в области семьи: сбособствовать сплоченности в семье, решать конфликты.

Следует отметить, что «социометрия действия», стре­мясь уменьшить разводимость и манипулируя чувствами, сближая суп­ругов, в принципе не способна влиять на социальные роли, исполняе­мые мужьями и женами вне семьи, например, на роли их в системе наемного труда, ставящие миллионы супругов в положение конкурен­тов на рынке индивидуальных зарплат.

Также в условиях ценностного кри­зиса семьи причины, ведущие к развалу половины всех заключаемых браков, к нестабильности института семьи. Только радикальная переориента­ция систем ценностей общества и личности на семью с детьми, воз­можно, повлияет на статистику разводов, однако вопрос, в какой мере достаточно для этого социометрических процедур, остается открытым.

Психоанализ. Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд (1856-1939). Психоанализ оказал огромное воздействие на социологическую мысль и одновременно явился концептуальной основой психосоци­альной терапии, социальной работы.

Фред конструирует социальную реальность исходя из решающей роли детского опыта семейной социа­лизации. Сложность семейных взаимодействий, лабиринты символики внут­рисемейных взаимосвязей кладется в основу теоретических построений.

Фред разработал такие понятия как Эдипов комплекс (сексуальное влече­ние к матери) гиперсексуальность, агрессивность бессознательного, мифологизация патриархальности и патернализма, превращение механиз­мов психологической самозашиты в социокультурные механизмы фун­кционирования социума и т д.

Психоанализ породил бурю негодования не призывами к переуст­ройству общества — с методологической точки зрения представляет интерес реакция публики на введение в теорию всем давно известных положений из приватного опыта, но их интерпретация оказалась со­вершенно необычной и, более того, перенасыщенной «неприличной» символикой. Откровенное проникновение в психологическую теорию интимных подробностей семейной жизни, вселенское вынесение «сора из избы» плюс абсолютно «неповседневная» интерпретация этой ин­тимности составляют достоинство психоанализа.

 

 

4. Семейное поведение.

Семейное поведение, наряду с межличностными взаимоотношениями и межпоколенческими связями, составляет  основной интерес социологии семьи.

Под семейным поведение понимаются – специфические проявления социального поведения, которые делают возможным функционирование супружества-родительства-родства, это брачное, социализационное, самосохранительное, сексуальное и репродуктивное поведение.

Брачное поведение - это поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбо­ром брачного партнера (т.е. с брачным отбором).

Брачное поведение условно можно разделить на три части:

1)       система действий и отношений, ведущая к заключению брака;

2)       супружеское поведение, которое относится к мужчинам и женщинам, вступившим в брак и ставшим родителями;

3)       поведение ведущие к разводу.

В центре исследователей занимающихся изучением брачного поведения находятся такие проблемы как проблемы стабильности брака и устойчивости супружеских отношений, удовлетворенность браком, ценности супружества и супружеские конфликты, заканчивающиеся разводом. В современных условиях, когда все больше становится альтернативных браку форм сожительства мужчин и женщин, важным становится изучение исследование брачного выбора, потребности и заинтересованности в браке и партнере.

Сегодня движущей силой брачного поведения в первую очередь становится потребность в брачном партнере, который соответствовал бы определенным требованиям, а затем уже потребность в браке как таковом. Это приводит к тому, что конфликты и неудачи в семье рассматриваются с точки зрения качеств партнера, мужа или жены (т.е. ссылаются на несходство характеров). И легче найти нового партнера, чем перевоспитать уже имеющегося, совместными усилиями решить возникнувшие проблемы.

Также социологами исследуются факторы, влияющие на успешность брака. Например, американские социологи Льюис и Спэниэр выделили 40 важнейших признаков супружеского успеха объединенных и объединили их в три блока факторов: а) добрачные факторы; б) социальные и экономические факторы; в) личностные и внутри-брачные факторы.

К добрачным факторам были отнесены: однород­ность супругов по социально-экономическому статусу, расе, религии, возрасту, интеллекту, личностные качества (высокий уровень обра­зования, зрелый — не ранний возраст заключения брака, длительное знакомство до брака, эмоциональная уравновешенность, навыки меж­личностного общения, хорошее здоровье, позитивная самооценка), особенности родительской семьи (ее благополучие, оценка своего детства как счастливого, хорошие отношения с родителями), одобрение брака значимыми другими (одобрение родителями буду­щего супруга, одобрение брака друзьями и родственниками), тра­диционность ухаживания, соответствие фактического поведения допустимому сексуальному поведению по собственным представле­ниям, отсутствие добрачной беременности, наличие зрелой мотива­ции к браку.

Информация о работе Социология семьи