Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 18:17, курс лекций
Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. В узком смысле социология семьи – это часть общей социологии, «теория среднего уровня» которая рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей (семьи). Социология семьи имеет дело с групповым, а не индивидуальным субъектом жизнедеятельности.
1. Понятие социологии семьи и соотношение ее с другими науками.
2. Семья как социальный институт
3. Основные теоретические подходы к изучению семьи
4. Семейное поведение
5. Понятие семейной политики
6. Кризис семьи.
В альтернативной социологии общепризнано, что институт семьи оказывается в упадке, если выполнение функций по отношению к обществу начинает зависеть от потребительской ячейки, все члены которой постоянно находятся вне дома и, подпадая под те или иные категории индивидов, не могут не быть клиентами социальных учреждений и служб «государства благоденствия», как бы берущего на себя роль семьи по заботе о личности. Государство активно способствует развалу семейного производства и домохозяйства, втягивая всех членов семьи в виды деятельности, создающие стоимость. Одновременно возникающие проблемы с уходом за детьми, их воспитанием и образованием, с социальным обеспечением одиноких людей, не имеющих семейной поддержки, ведут к расширению сети государственных служб, усиливающих зависимость индивида от структур бюрократического свойства. Все это в конечном счете усугубляет инфляцию семейных ценностей и институциональный упадок семьи.
В теории автономности естественной семьи Карлсон предлагает изменить положение института семьи среди других социальных институтов, повысить автономию семьи ради упрочения внутренних сил семьи и роста институционального потенциала семейности; приватизировать семейную жизнь в смысле минимизации государственного вмешательства в частный мир семьи, вернуть через домашнее образование производственную функцию семьи и повысить престиж домохозяйства посредством укрепления его роли в национальном доходе.
Таким образом, разрешение проблем разводов и низкой рождаемости (и других проявлений социальной патологии) ставится в зависимость от успеха радикальных преобразований в социальной системе, сфокусированных на принципиальное изменение положения института семьи в обществе. Фактически задача соединения семьи и работы на основе компьютерного труда в рамках домохозяйства, внедрения (дополнительно к существующей практике дополнительного образования) домашнего обучения детей родителями является, по сути, социальным проектом школы альтернативной социологии.
Социологические теории индивидуального типа.
Структурный функционализм. Основатель структурного функционализма Толкотт Парсонс (1902-1979) В первой половине XX в., стремясь понять, как устроено общество, социологи рассматривали семью как стабилизирующий общество механизм.
Толкотт Парсонс говорил о необходимости возвращения к признанию традиционных половых ролей, назвав мужские роли «инструментальными», или ориентированными на действие, и соответственно женские роли «экспрессивными», или ориентированными на заботу и уход. Первые, утверждал Парсонс, помогали сохранению и развитию социальной системы, в то время как вторые — способствовали снятию внутригрупповых напряжений и укреплению семейной солидарности. Мужчины и женщины обладают совершенно различными особенностями и возможностями, вытекающими из их разной природы. Мужчины сильнее и для них естественнее быть добытчиками и производителями благ, служить в армии. Женщины рожают детей, и это делает их более восприимчивыми к потребностям других людей. Вместе они образуют единое целое. Любовь между мужчиной и женщиной — это притяжение между дополняющими друг друга силами, каждая из которых равно полновластна и могущественна в своей сфере: мужчина — в мире, женщина — дома.
После Второй миррой войны и переходу к мирной жизни сопровождавшийся ростом коэффициентов рождаемости (в связи с более полной реализацией тогдашней потребности в трех детях, но не с ростом самой потребности!), способствовал оптимизму и в отношении семьи. Упрочение семьи в американских пригородах позволило Парсонсу заговорить о «замечательно однородном базисном типе семьи», где наблюдаются тщательно слаженный комплекс половых семейных ролей и растущее внимание к функции взаимного личного приспособления.
Символический интеракционизм. Основатель интеракционизма Дж. Г. Мид (1863-1931) является ведущим направлением в социологическом исследовании семьи. Символический интеракционизм сделал большой вклад в разработке раздела социализации детей.
(интеракция - взаимодействие)
Термин «символическая интеракция» относится к совершенно определенному, особому виду взаимодействия, которое осуществляется между людьми. Особенность такого взаимодействия заключается в том, что люди интерпретируют или определяют действия друг друга (т.е. действия придают определенное значение), а не просто реагируют на них.
Таким образом, любые действия в социальном контексте конструируются посредством интерпретации ситуаций, придания им значения. Все действующие извне факторы могут проявить себя лишь через специфику тех или иных семейных ситуаций, которые «субъективно» интерпретируются внутри семьи. Конструируемые затем действия соответствуют этим семейным определениям ситуаций и, в свою очередь, формируют через постоянно действующие сети интеракций новые результаты поведения, новые семейные ситуации.
Символический интеракционизм опирается на теорию ролей, ключевым термином является «принятие роли» другого. Этот процесс позволяет описать, как возникает согласованное взаимодействие, в т. ч. в семье при социализации ребенка и формировании Я.
Теория обмена. Создатель американский социолог и психолог Джордж Хоманс (род. в 1910).
Согласно Хомансу социальное поведение представляет собой обмен ценностями, как материальными, так и нематериальными, например знаками одобрения или престижа. Люди, которые дают много другим, стараются получить многое и от них, и люди, которые получают многое от других, испытывают с их стороны воздействие, направленное на то, чтобы они могли получить многое от первых. Взаимодействие продолжается до тех пор, пока продолжается обмен. При нарушениях «нормы обмена» взаимодействие оказывается конфликтным и прекращается.
Поэтому применение теории обмена в социологии семьи не идет дальше моделирования брачного выбора. Поведение супругов в пред-разводных ситуациях, нарушающих правило «распределенной справедливости», не поддается описанию, но именно посредством разрешения конфликтов и устанавливается семейное благополучие.
Анализ семейных отношений в терминах рынка характерен для целого ряда американских ученых. Так Гэри Беккера посвятил свою работу во-первых, теории супружеского выбора, где брак рассмотрен через обмен партнерами своих выгод и издержек: во-вторых, теории репродуктивных решений, где дети рассматриваются в терминах рынка как «товары длительного пользования».
В репродуктивной теории предполагается неизменность желания иметь сколь угодно большое число детей, противоречащее данным социологических исследований об уменьшении социальных норм размера семьи и о преобладании социальной потребности семьи в одном-двух детях. Вместе с тем, в модели Беккера на микроуровне семьи раскрыто своеобразие действия конъюнктуры рынка, когда повышение стоимости детских услуг и содержания детей, рост издержек перекрывают выгоды пользования детьми как «товарами» и ведут к отказу от полного удовлетворения имеющейся сегодня у семьи потребности в двух детях.
Микроэкономика Беккера описывает частный случай уменьшения (увеличения) числа детей в семьях в пределах имеющегося уровня потребности семьи в детях. При уменьшении издержек и наличии перевеса выгод от «пользования детьми» число имеющихся детей увеличивается до полной реализации потребности в детях, т.е. не бесконечно, а в рамках наличного уровня потребности семьи в детях. Нельзя ни в коем случае думать, будто рост выгод и сокращение издержек могут повысить сам уровень потребности в детях — такое использование концепции Беккера некорректно.
Этнометодология, феменологическая социология. Этнометодология является новейшей версией феноменологической социологии, которая обязана своим становлением австрийскому философу и социологу Альфреду Шюцу (1899—1959).
Предметом этнометодологии становятся методы интерпретации своих и чужих действий, присущие представителям разных социальных групп, страт, общностей, организаций. Этнометоды присущи общественному мнению, общественным движениям и партиям, средствам массовой информации, искусству и науке. Сама социология рассматривается также как разновидность интерпретационной деятельности и включается в предмет этнометодологии наряду с обыденными объяснениями реальности. Этнометодолог должен занять позицию стороннего наблюдателя, отчужденного как бы от повседневности, т.е. осуществить этнометодалогическую редукцию. Этот метод состоит в том, что этнометодолог «заключает в скобки» все свои знания, впитанные им как участником повседневности, все, что обычно берется на веру и считается «естественным признаком» обиходной жизни, стремясь обнаружить в последней бытующие интерпретации повторяющихся ситуаций. Метод этнометодологической редукции ориентирует на поиск маргинальных пограничных, промежуточных состояний, процессов, событий.
Психодрама и социодрама. Основатель этого подхода Якоб Морено Леви (1889). Он создатель такого метода в социологии как психодрама.
Открытие терапевтического эффекта группы позволило сделать терапевтом каждого члена группы. Теория Морено, ориентирована на проблемы здоровых людей, на пробуждение творческой активности, спонтанности. Социометрия является основой групповой терапии и психодрамы, диагностика нацелена не на фиксацию, а на изменение межличностных состояний. Социология Морено, ориентирована на радикальное изменение лиц, действующих на сцене жизни и социодрамы, на изменение социума, она выходит далеко за пределы объяснения и понимания, полагая, что истинная интерпретация происходящего раскрывается в исследовании действием.
По мнению Морено социологическая медицина будущего, социоантрия, используя социометрические методы, социограммы, социматрицы и диаграммы сможет решить многие социальные проблемы, в том числе в области семьи: сбособствовать сплоченности в семье, решать конфликты.
Следует отметить, что «социометрия действия», стремясь уменьшить разводимость и манипулируя чувствами, сближая супругов, в принципе не способна влиять на социальные роли, исполняемые мужьями и женами вне семьи, например, на роли их в системе наемного труда, ставящие миллионы супругов в положение конкурентов на рынке индивидуальных зарплат.
Также в условиях ценностного кризиса семьи причины, ведущие к развалу половины всех заключаемых браков, к нестабильности института семьи. Только радикальная переориентация систем ценностей общества и личности на семью с детьми, возможно, повлияет на статистику разводов, однако вопрос, в какой мере достаточно для этого социометрических процедур, остается открытым.
Психоанализ. Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд (1856-1939). Психоанализ оказал огромное воздействие на социологическую мысль и одновременно явился концептуальной основой психосоциальной терапии, социальной работы.
Фред конструирует социальную реальность исходя из решающей роли детского опыта семейной социализации. Сложность семейных взаимодействий, лабиринты символики внутрисемейных взаимосвязей кладется в основу теоретических построений.
Фред разработал такие понятия как Эдипов комплекс (сексуальное влечение к матери) гиперсексуальность, агрессивность бессознательного, мифологизация патриархальности и патернализма, превращение механизмов психологической самозашиты в социокультурные механизмы функционирования социума и т д.
Психоанализ породил бурю негодования не призывами к переустройству общества — с методологической точки зрения представляет интерес реакция публики на введение в теорию всем давно известных положений из приватного опыта, но их интерпретация оказалась совершенно необычной и, более того, перенасыщенной «неприличной» символикой. Откровенное проникновение в психологическую теорию интимных подробностей семейной жизни, вселенское вынесение «сора из избы» плюс абсолютно «неповседневная» интерпретация этой интимности составляют достоинство психоанализа.
4. Семейное поведение.
Семейное поведение, наряду с межличностными взаимоотношениями и межпоколенческими связями, составляет основной интерес социологии семьи.
Под семейным поведение понимаются – специфические проявления социального поведения, которые делают возможным функционирование супружества-родительства-
Брачное поведение - это поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнера (т.е. с брачным отбором).
Брачное поведение условно можно разделить на три части:
1) система действий и отношений, ведущая к заключению брака;
2) супружеское поведение, которое относится к мужчинам и женщинам, вступившим в брак и ставшим родителями;
3) поведение ведущие к разводу.
В центре исследователей занимающихся изучением брачного поведения находятся такие проблемы как проблемы стабильности брака и устойчивости супружеских отношений, удовлетворенность браком, ценности супружества и супружеские конфликты, заканчивающиеся разводом. В современных условиях, когда все больше становится альтернативных браку форм сожительства мужчин и женщин, важным становится изучение исследование брачного выбора, потребности и заинтересованности в браке и партнере.
Сегодня движущей силой брачного поведения в первую очередь становится потребность в брачном партнере, который соответствовал бы определенным требованиям, а затем уже потребность в браке как таковом. Это приводит к тому, что конфликты и неудачи в семье рассматриваются с точки зрения качеств партнера, мужа или жены (т.е. ссылаются на несходство характеров). И легче найти нового партнера, чем перевоспитать уже имеющегося, совместными усилиями решить возникнувшие проблемы.
Также социологами исследуются факторы, влияющие на успешность брака. Например, американские социологи Льюис и Спэниэр выделили 40 важнейших признаков супружеского успеха объединенных и объединили их в три блока факторов: а) добрачные факторы; б) социальные и экономические факторы; в) личностные и внутри-брачные факторы.
К добрачным факторам были отнесены: однородность супругов по социально-экономическому статусу, расе, религии, возрасту, интеллекту, личностные качества (высокий уровень образования, зрелый — не ранний возраст заключения брака, длительное знакомство до брака, эмоциональная уравновешенность, навыки межличностного общения, хорошее здоровье, позитивная самооценка), особенности родительской семьи (ее благополучие, оценка своего детства как счастливого, хорошие отношения с родителями), одобрение брака значимыми другими (одобрение родителями будущего супруга, одобрение брака друзьями и родственниками), традиционность ухаживания, соответствие фактического поведения допустимому сексуальному поведению по собственным представлениям, отсутствие добрачной беременности, наличие зрелой мотивации к браку.