Социология семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 18:17, курс лекций

Описание

Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как соци­ологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. В узком смысле социология семьи – это часть общей социологии, «теория среднего уровня» которая рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей (семьи). Социология семьи имеет дело с групповым, а не индивидуальным субъектом жизнедеятельности.

Содержание

1. Понятие социологии семьи и соотношение ее с другими науками.
2. Семья как социальный институт
3. Основные теоретические подходы к изучению семьи
4. Семейное поведение
5. Понятие семейной политики
6. Кризис семьи.

Работа состоит из  1 файл

Тема 11 Социология семьи 1.doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

Социально-экономические факторы успешности брака включа­ют: материальное благополучие (высокий статус мужа, стабильность дохода, позитивное отношение мужа к работе жены, удовлетворен­ность жены профессиональной внесемейной занятостью), состав семьи (число взрослых в доме), планирование семьи, включенность супругов в социальные круги общения (участие в общественных и любительских организациях, наличие у супругов общих друзей и общение с ними, одобрение брака микроокружением).

Самая объемная система факторов — личностные и внутрибрачные, куда входят: позитивное отношение к партнеру (уверенность в сходстве с ним, непринужденность общения, интеллектуальная, фи­зическая и сексуальная привлекательность, совпадение ценностных ориентации), эмоциональная удовлетворенность отношениями(выражение любви со стороны партнера, уважение, взаимопомощь, содействие росту личностных притязаний друг друга, удовлетворен­ность тем, как супруг исполняет приписываемые ему эмоциональ­ные роли, равноправность отношений, наличие обширной зоны лич­ностных связей между мужем и женой, сексуальное удовлетворение, соответствие супруга идеальному образу, ощущение супругами себя единым целым, одной семьей, параметры эффективности общения (глубина самораскрытия, общность экспектаций, адекватность невербальной коммуникации, наличие общей символики, частота успешного общения в паре, взаимопонимание и эмпатия, сходство в восприятии супружеских и семейных ролей), ролевое соответствие (взаимная дополнительность ролей и потребностей, соответствие исполнения ролей ролевым ожидпниям, четкость ролевой регла­ментации, сексуальное сходство), взаимодействие (дружба супругов, общность хозяйственных обязанностей, степень взаимодействия вдвоем по достижению семейных целей, эффективность решения межличностных проблем).

Сексуальное и репродуктивное поведение. Термины сексуальное и репродуктивное поведение заимствованы из биологии и употребляются как синонимы т.к. они используются для обозначения комплекса физиологических и поведенческих реакций животных направленных на удовлетворение половой потребности.

В социологии они имеют различное значение потому, что они обозначают совершенно разные автономные типы семейного поведения.

Они управляются различными потребностями и интересами, име­ют свои собственные вполне определенные цели и мотивировки. Их связь друг с другом обнаруживается фактически лишь в том, что сексуальное поведение, как и прежде, пока еще остается единствен­ным средством (если не считать экстракорпорального, искусственно­го оплодотворения) достижения целей репродуктивного поведения.

Под сексуальным поведением понимается поведение направленное на удовлетворение удовлетворение полового влечения (сексуальной потребности).

В сексуальном поведении соединены физиологические, психологические и социокультурные процессы, но соединены таким образом, что первые оказываются, подчинены, включены в контекст последних.

Характерной чертой сексуального поведения человека является множественность, неоднородность целей, достижению которых слу­жит вступление в сексуальные отношения.

Сексуальное поведение может удовлетворять целый ряд других (кроме сексуальной) потреб­ностей, радикально меняя свой личностный смысл для человека и его мотивацию, свое, следовательно, символическое значение для индивида. Надо иметь в виду, однако, что в этой множественности целей сексуального поведения, в его отрыве от целей рождения детей может таиться опасность их (целей) отчуждения, дегуманизации, ориентации сексуального поведения на девиантные, отклоняющиеся формы (гомосексуализм, групповой секс, порнография и т.д. и т.п.). Масштабы, которые в современных условиях приняли подобные аномичные формы сексуального поведения, приобретение некоторыми из них квазинормативного статуса служат одним из выражений кри­зиса семьи, симптомом и предвестником ее возможного и весьма вероятного краха в будущем.

Согласно современным представлениям, целями сексуального по­ведения могут быть:

- релаксация, снятие полового напряжения;

- деторождение, удовлетворение потребности в зачатии и в акте рождения;

- чувственное наслаждение как самоцель (гедонизм);

- познание, удовлетворение полового любопытства. Эта цель особенно значима для начинающих половую жизнь, в первую оче­редь подростков;

- коммуникация, обретение чувства психологической личност­ной интимности, полного слияния с другим человеком. По мнению И.С. Кона эта цель может распадаться на несколько подцелей: сексуальное самоутверждение (получение наглядных и убедительных доказательств своей собственной сексуальной состоятельности), внескусуальная выгода (материальные выгоды, поддержание ритуала привычки), компенсация замена (возмещение каких-либо дефектных для индивида форм деятельности).

Под репродуктивным поведением понимается направленное на рождение определенного числа детей в семье (а также вне брака).

Как и всякое человеческое поведение, репродуктивное поведение ограничено определенными рамками с одной стороны, физи­оологическими (потенциалом рождаемости), с другой стороны  - системой социального контроля, определяющего, в какой конкретно степени будет реализован потенциал рождаемости, какое конкретно число детей будет рождено женщиной.

Репродуктивное поведение характеризуют следующие понятия.

Плодовитостью - биологическая способность женщины, мужчи­ны, брачной пары к зачатию и рождению живых детей.

Фак­тическое деторождение - число рожденных детей. Теоретически возможный диапазон плодовито­сти весьма широк: она варьирует от бесплодия до 35 рождений в одноплодных родах. Однако реально считается, что средняя видо­вая плодовитость человека не превышает 15-16 рождений за всю жизнь.

Бесплодие - неспособность к рождению. Бесплодие является одним из факторов инфертильности, т.е. отсутствия рождений. Инфертильность вместе с возможной младенческой и детской смертностью является причиной бездетности, т.е. отсутствия детей в семье.

Обычно бесплодным считается брак (брачный союз), в котором в течение трех лет и при условии неприменения контрацепции не происходит рождения ребенка либо из-за отсутствия зачатий, либо из-за того, что беременности заканчиваются или самопроизвольным абортом или рождением мертвого ребенка.

Инфертильность может быть также результа­том искусственного прерывания беременности, а также полного от­сутствия сексуальных отношений на протяжении или всего репро­дуктивного периода, или какой-то его части (из-за отсутствия брака, длительного разделения супругов или абстиненции).

Основные элементы структуры репродуктивного поведения.

1. Потребность в детях —проявляющееся в том, что без наличия детей и подобающего их, числа индивид испытывает за­труднения в своей личностной самореализации. Потребность в детях - главный двигатель репродуктивного поведения, ведущий из всех его внутренних регуляторов.

Потребность в детях не связана сексуальной потребностью т.к. рождение детей имеет лишь своим предус­ловием, посредником сексуальное поведение. Потребность в детях — не биологическая, а социально-психологи­ческая и социальная категория.

2. Репродуктивные нормы — принципы и образцы по­добающего поведения, относящегося к рождению определенного чис­ла детей.

Потребность в детях — это, по сути, усвоен­ные человеком в процессе социализации, бытующие в культуре или субкультуре и определенным образом преобразованные личностной структурой репродуктивные нормы или социальные нормы рождае­мости.

Различают интенсивность потребности в детях: выделяют малодетное (1-2 ребенка в семье), среднедетное (3-4 ребенка) и многодетное (5 и более детей в семье) репродуктивное поведение.

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что сексуальное поведение подразумевает удовлетворение половой потребности, а репродуктивное удовлетворение потребности в определенном количестве детей. Их соотношение обнаруживается том, что сексуальное поведение является средством достижения целей репродуктивного поведения.

Как сексуальное поведение, так и репродуктивное поведение определяется социальными нормами или допустимыми обществом образцами поведения.

Социализационное, или родительское, поведение. Социализационное, или родительское, поведение представляет собой систему действий и отношений по содержанию и воспита­нию детей, по формированию социально компетентной личности. В социологии семьи акцент делается на исследовании фактически используемых родителями приемов заботы о детях, организации их учебного и свободного времени, участия в домашней работе и се­мейных делах.

Реальное воспитание ребенка в семье начинается сразу, хотя не всегда имеется определенность относительно того, что надо воспи­тывать, и тем более как именно. Важно, какова атмосфера семьи, как интерпретируется родителями роль семьи — трактуют ли ее как убежище от внешнего мира или как трамплин к будущему завоева­нию его. Отсюда идут и стратегии обращения с детьми: строгая дис­циплина вплоть до суровых наказаний, акцент на поддержании чистоты и телесного здоровья или же родители берут на себя функцию советчиков и наставников, избегая ситуаций, в которых требуется проявить авторитет и власть, где родители, скорее товарищи и друзья, м властители. При этом имеет значение, каковы традиции семьи, считается, что родители копируют образцы общения с детьми своих собственных родителей. Разумеется, все родители хотят, чтобы их дети были здоровыми и счастливыми и выросли хорошими людьми. Дифференциация семей по социально-экономическому положению и по наличию семейной памяти, семейных традиций ведет к дифференциации результатов социализационного поведения. Степень выраженности намерений родителей по передаче детям семейного дела и собствен­ности, по наследованию детьми их профессии — еще один аспект интереса социологии к семейной социализации. При этом надо учитывать конкретные обстоятельства времени и места, исторические изменения семьи. Рост разводов, например, отчасти связан с повтор­ными браками, с возникновением весьма своеобразного положения, когда кровные отцы становятся приемными по отношению к детям новой жены и «приходящими» по воскресеньям отцами по отноше­нию к собственным детям, оставшимся с первой женой.

Самосохранительное (экзистенциальное) поведение. В социологии самосохранительное поведение определяется как система действий и отношений, направленных на сохранение здоровья в течение полного жизненного цикла, на продление срока жизни в пре делах этого цикла.

5. Понятие семейной политики

Необходимость семейной политики диктуется тем, что в конкретных исторических условиях выполнение основных функций семьи может нарушаться. Если же они осуществляются успешно, то никаких особых мер не требуется.

Семейная политика — это деятельность государства, политиче­ских партий, общественных организаций, групп интересов и т.п., направленная на возрождение семьи, семейного образа жизни, утра­ченной на длительном историческом пути развития общества, возвращение семье присущих ей социаль­ных функций, политика направленная, на укрепление семьи как социального института.

Основные принципы семейной политики. Основными принци­пами семейной политики является:

Принцип суверенности  - согласно ему, семья независима от государства и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее жизни, совершенно самостоятельно, сообразуясь лишь с собствен­ными целями и интересами.

Это означает и право семьи на любой тип семейного поведения и на любой образ и стиль жизни, в том числе и на тот, который с точки зрения преобладающих социокуль­турных и моральных норм рассматривается как девиантный, откло­няющийся (лишь бы он не был криминальным с точки зрения норм правовых).

Любое ограничение принципа суверенности семьи, обосновыва­емое интересами общества или государства (например, регулиро­вание производства абортов, установление процедуры регистрации брака или развода, введение воинской повинности и т.п.), должно вводиться и регулироваться законодательно или конституционно.

Принципом свободы выбора подразумевает наличие в обществе подлинной альтернати­вы и возможности действительно выбирать любой тип семьи и семей­ного поведения.

Принцип общественного договора оз­начает договорную регламентацию взаимоотношений семьи как со­циального института и государства. Иначе говоря, семья и государст­во заключают между собой общественный договор, в котором на равноправной основе эксплицируются и формулируются все сущест­вующие политические, социальные, экономические и другие отно­шения между ними.

Семья как социальный институт обеспечивает общество трудовы­ми ресурсами, исполнителями социальных ролей. Без этого "продук­та семейного производства" социальная система не может функцио­нировать. В этих условиях семья может потребовать от общества и его представителя — государства — на договорной основе обеспечить всестороннюю поддержку тех моделей семейной жизни, которые спо­собствуют эффективной реализации функций воспроизводства и со­циализации.

Принцип единства целей федеральной и региональной семей­ной политики означает, что цели семейной политики едины для всей страны и не зависят от конкретных особенностей изменения семьи и семейного поведения на той или иной территории — час­ти одного и того же государства.

Этот принцип исходит из того, что отмирание многодетности является глобальным процессом, от­ражающим фундаментальные изменения экономических, соци­альных и демографических условий жизни общества. И потому, хо­тя и существуют территории, где преобладают "традиционные" ти­пы семьи и семейного поведения (многодетность), но и на них не­обходима политика, ориентированная на укрепление семьи, тех ее моделей и образцов, которые наиболее адекватны целям эффектив­ной реализации специфических функций семьи. Учет региональных особенностей при этом может достигаться как за счет путей конкретизации единой в своей основе цели се­мейной политики, так и путем применения специфических средств ее достижения. Наилучшим организационным механизмом обеспе­чения единства целей семейной политики и учета региональных особенностей являются региональные программы семейной поли­тики.

Информация о работе Социология семьи