Социология семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:33, контрольная работа

Описание

Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.
Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.

Содержание

1. Социология семьи как наука и учебная дисциплина………………………………..3
1.1. Основные понятия социологии семьи………………………………………….…..3
1.2. Эволюция социологии семьи………………………………………………….…....4
1.3. Взаимосвязь семьи и общества…………………………………………………......4
1.4. Сущность семьи………………………………………………………………..….…5
2. Семья как социальный институт и социальная группа……………………..…..…..7
3. Социальные функции семьи………………………………………………………….8
4. Структура семьи………………………………………………………………………11
5. Межличностное взаимодействие и особенности социализации в семье………….13
6. Становление и развитие социологии в нашей стране……………………………...15
7. Соременная семья и ее проблемы…………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

Социология семьи.doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

Тема: « Социология семьи.» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Социология семьи  как наука и  учебная дисциплина  

Социология  семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи  всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился  в центре внимания социологии.

Семья имеет двойственный характер: с одной  стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается  и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего  политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.

Семья - социально санкционированное и  относительно постоянное объединение  людей, связанных родством, браком или  усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга.

Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общих ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей.

Социология  семьи является одной из старейших  социальных дисциплин. И это понятно. Ведь ее объект изучения - социальный институт семьи - в истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды, так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия.

Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.

Вместе  с тем, реализация основных функций  семьи не есть следствие каких - либо биологических регуляторов или  механизмов, а представляет собой  результат специфических социальных процессов, происходящих в широком социальном контексте. Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологической динамикой взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с экономическими условиями рынка и производства, с демографическими изменениями, с институтами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления и с историческими трансформациями в целом.

В связи  с этим можно напомнить знаменитое отступление от марксизма одного из его основоположников Ф. Энгельса, который считал, что определяющим моментом в истории является "ступень развития" труда, с одной стороны, и с другой - семьи.

Разрушение  крестьянского семейного хозяйства, семейная дезорганизация и крах родительского  влияния на детей в городах сыграли, думается, не последнюю роль в кризисе нашего общества. Втягивание в сферу наемного труда на государственные предприятия поголовно всех женщин и мужчин трудоспособного возраста, ликвидация всех форм частного семейного производства и превращение семьи в ячейку бытового самообслуживания обескровило экономику страны, разрушило преемственность семейных поколений и низвело социализацию детей до элементарных контактов по поводу физиологического цикла жизни. 

1.1. Основные понятия социологии семьи  

Семью можно определить как исторически-конкретную систему взаимоотношений между  супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой  связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимостью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения (А. Г. Харчев).

Семью создает отношение "родители - дети", а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи - жилище, дом, собственность - и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.

Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержания существования членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружества - родительства - родства позволяет говорить о конституировании семьи как таковой в ее строгой форме.

Рассматривая  социальную сущность семьи, следует  обратить внимание на различные подходы  к данному понятию. В различных  науках обычно "ядром" семьи считают  супружескую пару, на основе которой  выстраивают другие понятия. Отсюда все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к "ядру", т.е. супружеству, детей, родственников, родителей супругов.

С социологической  точки зрения правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений. Это и будет основной тип семьи. А все те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами.

Под понятием "семейная группа" следует понимать людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством либо родительством или супружеством. 

1.2. Эволюция социологии семьи  

В развитии социологии семьи выделяют несколько  этапов.

Первый  этап - с античности до середины XIX века. В этот период доминировали чисто умозрительные представления о семье. Основной формой признавалась моногамная семья. Ее считали миниатюрным прообразом общества, а само общество понималось как разросшаяся вширь семья. Философы и историки, вплоть до Руссо, Кондорсе, Гегеля и Канта, выводили социальные отношения из семейных, конструируя теоретические схемы, в которых не находилось места для сравнительно-исторического анализа.

Второй  этап - с середины XIX века до начала XX века. В этот период тон в изучении семьи задавали антропологи и этнографы. Они опирались на широкий эмпирический материал, собранный в ходе полевых исследований и наблюдений примитивных обществ, а также в ходе сравнительно-исторического анализа.

Умозрительные схемы уступили место конкретным фактам. Складывается понятийный аппарат социологии семьи, главное место в котором занимают антропологические понятия, сохранившие свое значение до сегодняшнего дня.  

1.3. Взаимосвязь семьи и общества 

Таким образом, проблема соотношения семьи с обществом и другими социальными институтами, а также взаимосвязи семьи и личности существовала всегда в человеческой цивилизации, и поэтому постоянно предпринимались попытки осмысления социального положения семьи.

В социологии с ее специфическим подходом к изучению социального мира через взаимосвязь личного и общественного это осмысление осуществляется сквозь призму семейного посредничества: восприимчивость социальной системы к устремлениям личности и, наоборот, личности к интересам общества зависит от обоюдного учета ими потребностей семьи как целого. Исследование посреднической роли семьи и образует специфику социологического подхода к изучению семьи.  

1.4. Сущность  семьи 

Семья–ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации

личного быта, основанная на супружеском союзе  и родственных связях, т.е.

отношениях  между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и

другими родственниками, живущими вместе и  ведущими общее хозяйство на основе

единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и

духовными процессами. Через семью сменяются  поколения людей, в ней человек

рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую

зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного

развития  общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно тем

выше  культура семьи. Понятие семья не следует путать с понятием брак.

    

Брак  – исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и

женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую

жизнь и устанавливает их супружеские  и родственные права и обязанности. 

     Жизнь в семье невозможна без  общения в ней, общения между  мужем и женой,

между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье

представляет  собой отношение членов семьи  друг к другу и их взаимодействие,

обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье  может

быть  очень разнообразным. Помимо бесед  о работе, домашнем хозяйстве, здоровье,

жизни друзей и знакомых оно включает в  себя обсуждение вопросов, связанных  с

воспитанием детей, искусством, политикой, и так  далее.

     Удовлетворённость супругов общением  зависит от степени совместимости  их

взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность,

неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные  черты характера являются

плохими спутниками семейного общения.

     Социологические исследования показывают, что при нормальных взаимоотношениях

в семье  супруги обычно всегда делятся между собой своими огорчениями и получают

при этом морально психологическую поддержку, чего не скажешь про

неблагополучные семьи.

     Однако не бывает идеального  общения в семье, т.е. общения,  состоящего только

из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия:

ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях очень важно понять супругам

позицию друг друга, поставить себя на его  место. Я считаю, что в процессе спора

следует говорить только о предмете спора  и не следует напоминать о прошлых

промахах  другого, не делать выпадов: «А ты сам...».

     В семейном общении очень важны  нравственные принципы, главным  из которых

является - уважение другого, его «я».  Нередко, после трудного трудового дня

супруги стремятся сорвать своё плохое настроение на близких, дать выход

накопившейся  озлобленности. Они начинают ворчать, упрекать, делать замечания,

кричать. В результате такой разрядки человек  может получить временное

облегчение, хотя последствия могут оказаться  тяжёлыми. Одних начинают мучить

угрызения совести за собственную неправоту  и несдержанность. Других - обида  за

несправедливые  обвинения и упрёки. В результате это способствует разрушению

семьи.

     Иногда полезно делать компромиссы,  т.е. идти на уступки друг  другу. Также

очень важно уметь признавать свои ошибки, как право других ошибаться. Очень

важно почаще делиться своими мыслями, не скупиться  на похвалу, добрые слова. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социология семьи