Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:33, контрольная работа
Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.
Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.
1. Социология семьи как наука и учебная дисциплина………………………………..3
1.1. Основные понятия социологии семьи………………………………………….…..3
1.2. Эволюция социологии семьи………………………………………………….…....4
1.3. Взаимосвязь семьи и общества…………………………………………………......4
1.4. Сущность семьи………………………………………………………………..….…5
2. Семья как социальный институт и социальная группа……………………..…..…..7
3. Социальные функции семьи………………………………………………………….8
4. Структура семьи………………………………………………………………………11
5. Межличностное взаимодействие и особенности социализации в семье………….13
6. Становление и развитие социологии в нашей стране……………………………...15
7. Соременная семья и ее проблемы…………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………………….18
Контрольная
работа
Тема:
« Социология семьи.»
Содержание
1.
Социология семьи
как наука и
учебная дисциплина
Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.
Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.
Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга.
Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общих ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей.
Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. И это понятно. Ведь ее объект изучения - социальный институт семьи - в истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды, так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия.
Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.
Вместе с тем, реализация основных функций семьи не есть следствие каких - либо биологических регуляторов или механизмов, а представляет собой результат специфических социальных процессов, происходящих в широком социальном контексте. Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологической динамикой взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с экономическими условиями рынка и производства, с демографическими изменениями, с институтами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления и с историческими трансформациями в целом.
В связи с этим можно напомнить знаменитое отступление от марксизма одного из его основоположников Ф. Энгельса, который считал, что определяющим моментом в истории является "ступень развития" труда, с одной стороны, и с другой - семьи.
Разрушение
крестьянского семейного
1.1.
Основные понятия социологии семьи
Семью можно определить как исторически-конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимостью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения (А. Г. Харчев).
Семью создает отношение "родители - дети", а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи - жилище, дом, собственность - и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.
Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержания существования членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружества - родительства - родства позволяет говорить о конституировании семьи как таковой в ее строгой форме.
Рассматривая социальную сущность семьи, следует обратить внимание на различные подходы к данному понятию. В различных науках обычно "ядром" семьи считают супружескую пару, на основе которой выстраивают другие понятия. Отсюда все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к "ядру", т.е. супружеству, детей, родственников, родителей супругов.
С социологической точки зрения правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений. Это и будет основной тип семьи. А все те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами.
Под понятием
"семейная группа" следует понимать
людей, ведущих совместное домохозяйство
и объединяемых только родством либо родительством
или супружеством.
1.2.
Эволюция социологии семьи
В развитии социологии семьи выделяют несколько этапов.
Первый этап - с античности до середины XIX века. В этот период доминировали чисто умозрительные представления о семье. Основной формой признавалась моногамная семья. Ее считали миниатюрным прообразом общества, а само общество понималось как разросшаяся вширь семья. Философы и историки, вплоть до Руссо, Кондорсе, Гегеля и Канта, выводили социальные отношения из семейных, конструируя теоретические схемы, в которых не находилось места для сравнительно-исторического анализа.
Второй этап - с середины XIX века до начала XX века. В этот период тон в изучении семьи задавали антропологи и этнографы. Они опирались на широкий эмпирический материал, собранный в ходе полевых исследований и наблюдений примитивных обществ, а также в ходе сравнительно-исторического анализа.
Умозрительные
схемы уступили место конкретным фактам.
Складывается понятийный аппарат социологии
семьи, главное место в котором занимают
антропологические понятия, сохранившие
свое значение до сегодняшнего дня.
1.3.
Взаимосвязь семьи и общества
Таким образом, проблема соотношения семьи с обществом и другими социальными институтами, а также взаимосвязи семьи и личности существовала всегда в человеческой цивилизации, и поэтому постоянно предпринимались попытки осмысления социального положения семьи.
В социологии
с ее специфическим подходом к изучению
социального мира через взаимосвязь личного
и общественного это осмысление осуществляется
сквозь призму семейного посредничества:
восприимчивость социальной системы к
устремлениям личности и, наоборот, личности
к интересам общества зависит от обоюдного
учета ими потребностей семьи как целого.
Исследование посреднической роли семьи
и образует специфику социологического
подхода к изучению семьи.
1.4. Сущность
семьи
Семья–ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации
личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е.
отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и
другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе
единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и
духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек
рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую
зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного
развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно тем
выше культура семьи. Понятие семья не следует путать с понятием брак.
Брак – исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и
женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую
жизнь
и устанавливает их супружеские
и родственные права и
Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой,
между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье
представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие,
обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может
быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье,
жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с
воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее.
Удовлетворённость супругов
взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность,
неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера являются
плохими спутниками семейного общения.
Социологические исследования
в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими огорчениями и получают
при этом морально психологическую поддержку, чего не скажешь про
неблагополучные семьи.
Однако не бывает идеального
общения в семье, т.е. общения,
из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия:
ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях очень важно понять супругам
позицию друг друга, поставить себя на его место. Я считаю, что в процессе спора
следует говорить только о предмете спора и не следует напоминать о прошлых
промахах другого, не делать выпадов: «А ты сам...».
В семейном общении очень
является - уважение другого, его «я». Нередко, после трудного трудового дня
супруги стремятся сорвать своё плохое настроение на близких, дать выход
накопившейся озлобленности. Они начинают ворчать, упрекать, делать замечания,
кричать. В результате такой разрядки человек может получить временное
облегчение, хотя последствия могут оказаться тяжёлыми. Одних начинают мучить
угрызения совести за собственную неправоту и несдержанность. Других - обида за
несправедливые обвинения и упрёки. В результате это способствует разрушению
семьи.
Иногда полезно делать
очень важно уметь признавать свои ошибки, как право других ошибаться. Очень
важно
почаще делиться своими мыслями, не скупиться
на похвалу, добрые слова.