Социология семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:33, контрольная работа

Описание

Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.
Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.

Содержание

1. Социология семьи как наука и учебная дисциплина………………………………..3
1.1. Основные понятия социологии семьи………………………………………….…..3
1.2. Эволюция социологии семьи………………………………………………….…....4
1.3. Взаимосвязь семьи и общества…………………………………………………......4
1.4. Сущность семьи………………………………………………………………..….…5
2. Семья как социальный институт и социальная группа……………………..…..…..7
3. Социальные функции семьи………………………………………………………….8
4. Структура семьи………………………………………………………………………11
5. Межличностное взаимодействие и особенности социализации в семье………….13
6. Становление и развитие социологии в нашей стране……………………………...15
7. Соременная семья и ее проблемы…………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

Социология семьи.doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

 2. Семья как социальный  институт и малая  социальная                группа. 

Двойственный  характер семьи отражается в основных подходах к пониманию социальной сущности семьи в обществе. С одной  стороны, семья представляет собой  важнейший социальный институт, взаимосвязанный  с другими социальными институтами, многообразными социальными процессами и изменения. С другой стороны, понимание и сущность семьи связано с пониманием семьи как малой социальной группы, а потому сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.

Разграничение особенностей семьи как института  и как группы позволяет рассматривать  осуществление посреднической роли на макро - и микроуровнях анализа. При  изучении семьи как социально-психологической  группы взаимосвязь личности и общества рассматривается на уровне первичных, межличностных отношений. Проводимые в рамках данного подхода эмпирические исследования взаимоотношений в семье концентрируются на взаимодействиях членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы.

В наибольшей мере развитию этой традиции способствовали взгляды Э. Берджесса на семью  как "единство взаимодействующих  личностей". Изучение семьи как  социального института в своем  развитии показало от ударения на эволюцию, происхождение семьи к интересу в области функций. В свою очередь, институционально-функциональный подход, исследующий факторы эффективного выполнения семейных функций, неизбежно пересекается с микроанализом семейной жизнедеятельности, позволяющим видеть, как из многообразия результатов семейного поведения складываются "макротенденции" изменения семьи.

В отечественной  и зарубежной социологии постоянно  предпринимаются попытки перебросить "мостик" между макро - и микросоциологией семьи, совместить подходы к семье как к институту и как к группе. Одним из вариантов интеграции институционального и микрогруппового подходов является работа в направлении анализа семьи как системы.

Среди социологов, пытавшихся совместить "макроанализ" и "микроанализ" семьи, следует назвать в первую очередь Т. Парсонса и К. Дэвиса. По их мнению, стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влияний, и от внутренних взаимодействий. Такова сущность семьи как социального феномена и проблема заключается в адекватности применяемых концептуальных схем и терминов. Следует избегать односторонности каждого из двух подходов и эклектического соединения их. Согласно Парсонсу семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаря установлению "инструментальных" отношении с другими социальными подсистемами и структурами, а также "экспрессивных" отношений внутри самой семьи, благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций.

По мнению К. Девиса, переход от традиционных форм семьи к современным связан, прежде всего, с трансформацией социокультурных  норм высокой рождаемости и распространением социальных норм низкой рождаемости. Другими  словами, в изменении системы  ценностей и социальных норм брака и семьи, а не в замене жесткого внешнего давления, принуждения к семейной жизни внутренними силами сохранения брачно-семейной сплоченности следует видеть истоки семейных изменений.

Причем  распад ценностной системы, поддерживавший расширенную семью, не означает автоматического появления в нуклеарной семье такой "взаимной привязанности", которая вне всяких внешних общественных влияний способна обеспечить общественно-значимые функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений.

3. Социальные функции семьи  

Говоря  о функциях семьи, следует помнить, что речь идет об общественных результатах  жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия  и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества.

Следует сказать, что семья выполняет  множество функций, необходимых  для ее функционирования. В этом смысле все семейные функции являются главными. Однако необходимо различать  среди них те особенные функции, которые присущи только семье и позволяют отличать семью от других институтов. Поэтому следует выделить специфические и неспецифические функции семьи.

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности  как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

К неспецифическим  функциям семьи относят:

• накопление и передача собственности и статуса;

• организация  производства и потребления;

• домохозяйство;

• отдых  и досуг;

• забота о здоровье и благополучии членов семьи;

• создание микроклимата в семье.

Эти функции  отражают исторический характер связи  между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.

Поэтому семейные изменения заметнее всего  обнаруживаются при сравнении неспецифических  функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.

В начале XX столетия социальные институты все  более совмещают с семьей и  выполнение функций образования  и воспитания (школы и детсады), защиты и охраны (полиция и армия), функции питания, одежды, досуга (сферы обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд). Уильямом Огборном все эти факты были обобщены в теории "перехвата" семейных функций, утверждающей "прогрессивный" характер этого процесса.

Подобная "прогрессистская" точка зрения не стала всеобщей. Питирим Сорокин  видел в уменьшении и сворачивании социокультурных функций семьи, в т. ч. специфических, негативное воздействие  индустриально-урбанистской цивилизации, неизбежно превращающее семью в бездетное сожительство мужчин и женщин "где дом будет местом ночных встреч для сексуального общения".  

Основное  назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и

индивидуальных  потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья

удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве

населения. В то же время она удовлетворяет  личностные потребности каждого

своего  члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают

основные  функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая,

воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними

существует  тесная взаимосвязь, взаимопроникновение  и взаимодополняемость.

     Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни,

то есть в рождении детей, продолжении человеческого  рода.

     Эта функция включает в себя  воспроизводство в детях численности  родителей,

т.е. принимает  участие в количественном и качественном воспроизводстве

населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая

логически, чтобы через 24-30 лет население  нашей страны было не меньше, чем

сейчас, необходимо, чтобы детей в семье  было не меньше чем родителей.

Желательно  даже больше, т.к. иногда двое детей  по тем или иным причинам не

всегда  воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения,

состоящего  из 2-детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и

по статистике для воспроизводства населения  России надо, чтобы примерно 50 %

семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского

образа  жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения

рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и  связь общего количества разводов

и абортов. Таким образом может оказаться, что на двух пенсионеров будет

приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в

увеличении  многодетных семей, создании им определенных льгот. Но смотря на это

иначе, в частности с позиций тенденции  увеличения рождения в многодетных семьях

детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения

неработающего населения и других факторов, можно  предположить, что на данном

этапе увеличение дето рождаемости и многодетных  семей не  есть позитивная

сторона.

     Эта функция включает в себя  элементы всех других функций,  так как семья

участвует не только в количественном, но и  в качественном воспроизводстве

населения. Это прежде всего связано с  приобщением нового поколения к  научным и

культурным  достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с

предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода

биологических аномалий.

     Семья участвует в общественном  производстве средств к жизни,  восстанавливает

истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство,

имеет свой бюджет, организует потребительскую  деятельность. Все это, вместе

взятое, составляет экономическую функцию семьи.

     С экономической функцией тесно  связана проблема управления  семьей, то есть

вопрос главенства в семье. Российской семье все меньше присущи черты

единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная  власть, встречаются

редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в

силу  различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель

детей, организатор досуга. Такое положение  тоже нельзя считать нормальным: на

плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить

отца, в  семье нарушается психологическое  равновесие.

     В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее

влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи

имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его

способностей  и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью,

отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта;

выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного  отношения к труду;

привитие  им чувства коллективизма, потребности  и умения быть гражданином и

хозяином, соблюдать нормы социалистического  общежития и поведения; обогащение

их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому

совершенствованию, укреплению здоровья и выработке  навыков

Информация о работе Социология семьи