Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:33, контрольная работа
Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.
Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.
1. Социология семьи как наука и учебная дисциплина………………………………..3
1.1. Основные понятия социологии семьи………………………………………….…..3
1.2. Эволюция социологии семьи………………………………………………….…....4
1.3. Взаимосвязь семьи и общества…………………………………………………......4
1.4. Сущность семьи………………………………………………………………..….…5
2. Семья как социальный институт и социальная группа……………………..…..…..7
3. Социальные функции семьи………………………………………………………….8
4. Структура семьи………………………………………………………………………11
5. Межличностное взаимодействие и особенности социализации в семье………….13
6. Становление и развитие социологии в нашей стране……………………………...15
7. Соременная семья и ее проблемы…………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………………….18
2.
Семья как социальный
институт и малая
социальная
группа.
Двойственный
характер семьи отражается в основных
подходах к пониманию социальной
сущности семьи в обществе. С одной
стороны, семья представляет собой
важнейший социальный институт, взаимосвязанный
с другими социальными
Разграничение
особенностей семьи как института
и как группы позволяет рассматривать
осуществление посреднической роли
на макро - и микроуровнях анализа. При
изучении семьи как социально-
В наибольшей
мере развитию этой традиции способствовали
взгляды Э. Берджесса на семью
как "единство взаимодействующих
личностей". Изучение семьи как
социального института в своем
развитии показало от ударения на эволюцию,
происхождение семьи к интересу в области
функций. В свою очередь, институционально-
В отечественной
и зарубежной социологии постоянно
предпринимаются попытки
Среди социологов, пытавшихся совместить "макроанализ" и "микроанализ" семьи, следует назвать в первую очередь Т. Парсонса и К. Дэвиса. По их мнению, стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влияний, и от внутренних взаимодействий. Такова сущность семьи как социального феномена и проблема заключается в адекватности применяемых концептуальных схем и терминов. Следует избегать односторонности каждого из двух подходов и эклектического соединения их. Согласно Парсонсу семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаря установлению "инструментальных" отношении с другими социальными подсистемами и структурами, а также "экспрессивных" отношений внутри самой семьи, благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций.
По мнению
К. Девиса, переход от традиционных
форм семьи к современным связан,
прежде всего, с трансформацией социокультурных
норм высокой рождаемости и
Причем распад ценностной системы, поддерживавший расширенную семью, не означает автоматического появления в нуклеарной семье такой "взаимной привязанности", которая вне всяких внешних общественных влияний способна обеспечить общественно-значимые функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений.
3.
Социальные функции
семьи
Говоря
о функциях семьи, следует помнить,
что речь идет об общественных результатах
жизнедеятельности миллионов
Следует сказать, что семья выполняет множество функций, необходимых для ее функционирования. В этом смысле все семейные функции являются главными. Однако необходимо различать среди них те особенные функции, которые присущи только семье и позволяют отличать семью от других институтов. Поэтому следует выделить специфические и неспецифические функции семьи.
Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.
К неспецифическим функциям семьи относят:
• накопление и передача собственности и статуса;
• организация производства и потребления;
• домохозяйство;
• отдых и досуг;
• забота о здоровье и благополучии членов семьи;
• создание микроклимата в семье.
Эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.
Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.
В начале XX столетия социальные институты все более совмещают с семьей и выполнение функций образования и воспитания (школы и детсады), защиты и охраны (полиция и армия), функции питания, одежды, досуга (сферы обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд). Уильямом Огборном все эти факты были обобщены в теории "перехвата" семейных функций, утверждающей "прогрессивный" характер этого процесса.
Подобная
"прогрессистская" точка зрения
не стала всеобщей. Питирим Сорокин
видел в уменьшении и сворачивании
социокультурных функций семьи,
в т. ч. специфических, негативное воздействие
индустриально-урбанистской цивилизации,
неизбежно превращающее семью в бездетное
сожительство мужчин и женщин "где дом
будет местом ночных встреч для сексуального
общения".
Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и
индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья
удовлетворяет
ряд его важнейших
населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого
своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают
основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая,
воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними
существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.
Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни,
то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода.
Эта функция включает в себя
воспроизводство в детях
т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве
населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая
логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем
сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей.
Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не
всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения,
состоящего из 2-детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и
по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 %
семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского
образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения
рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов
и абортов. Таким образом может оказаться, что на двух пенсионеров будет
приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в
увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но смотря на это
иначе,
в частности с позиций
детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения
неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном
этапе увеличение дето рождаемости и многодетных семей не есть позитивная
сторона.
Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья
участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве
населения. Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и
культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с
предотвращением
воспроизведения в новых
биологических аномалий.
Семья участвует в
истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство,
имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе
взятое, составляет экономическую функцию семьи.
С экономической функцией
вопрос главенства в семье. Российской семье все меньше присущи черты
единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются
редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в
силу различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель
детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на
плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить
отца, в семье нарушается психологическое равновесие.
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее
влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи
имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его
способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью,
отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта;
выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду;
привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и
хозяином,
соблюдать нормы
их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому
совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков