Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:33, контрольная работа
Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.
Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.
1. Социология семьи как наука и учебная дисциплина………………………………..3
1.1. Основные понятия социологии семьи………………………………………….…..3
1.2. Эволюция социологии семьи………………………………………………….…....4
1.3. Взаимосвязь семьи и общества…………………………………………………......4
1.4. Сущность семьи………………………………………………………………..….…5
2. Семья как социальный институт и социальная группа……………………..…..…..7
3. Социальные функции семьи………………………………………………………….8
4. Структура семьи………………………………………………………………………11
5. Межличностное взаимодействие и особенности социализации в семье………….13
6. Становление и развитие социологии в нашей стране……………………………...15
7. Соременная семья и ее проблемы…………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………………….18
является родословная по мужской линии, где основные родственные связи
существуют между отцом, сыном и внуком. В некоторых случаях родство
определяется по женской линии. Речь идет о системах определения родословной по
линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и основную
поддержку молодой семье оказывает брат жены. В нашем обществе нашла
распространение семейная система, основанная на двусторонней родословной. Она
является общепринятой в 40 процентах мировых культур. В таких системах при
определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со стороны
отца
и матери.
5.
Межличностное взаимодействие
и особенности социализации
в семье
Взаимоотношения между людьми в группах являются фундаментальными в мире действия, где люди рассматриваются с точки зрения их поведения под влиянием других людей. Такие взаимоотношения могут устанавливаться в семье, где поведение взрослых членов этой малой группы потенциально влияет на детей.
Такие взаимосвязи в семейных отношениях постоянны, они носят вербальный, физический, эмоциональный и другие черты характера, которые являются важными в дальнейшем развитии жизни человека.
Если учесть учение Форсайта (1983), который под группой определяет 2-х и более индивидов, находящихся под влиянием друг друга через социальную взаимосвязь, то семья и есть такая группа .
Процесс взросления человека окончательно завершается примерно к тридцати годам, с этого времени сформировавшаяся у него индивидуальная психология, а также система личностных ценностей и взглядов на окружающую действительность уже существенно не изменяются на протяжении всей остальной жизни. Он занимает более прочное место в социальной структуре общества, а свою неудовлетворенность жизнью, социальную мобильность, поиск идеала передает как эстафету будущему поколению.
Социализация на ранних этапах становления и развития личности, которую иначе называют первичной, связана с прямым воздействием на человека, его непосредственным окружением. И главная роль здесь принадлежит родителям - первичным агентам социализации. Будучи первичными, взаимоотношения родителей и детей оказывают решающее воздействие на другие стадии социализации в силу своей близости, ответственности, эмоциональности и продолжительности. На этом этапе ребенок овладевает мыслительными и познавательными навыками, осваивает все более сложные системы правил поведения, начинает знакомство с образцами культурных ценностей и норм, чтится следовать им даже тогда, когда еще не всегда хорошо понимает их смысл и содержание.
Арсенал способов и средств социализации на стадии детства небольшой, хотя это активный период. Эго - имитация, то есть сознательное стремление ребенка копировать определенную модель поведения; идентификация как способ усвоения детьми родительского поведения, социальных установок и ценностей как своих собственных.
По мнению
3.Фрейда, новорожденный является еще
беспомощным существом с
Джорд Гербет Мид в своей теории личности главное внимание уделяет тому, как дети учатся использовать понятия "я" и "мы". С его точки зрения, дети младшего возраста развиваются прежде всего как социальные существа за счет имитации действия взрослых. Он полагает, что игра является одним из основных способов социализации ребенка. В игре дети подражают взрослым, переходя от простых имитационных действий ко все более сложным. В возрасте 4-5 лет дети начинают уже играть роли взрослых. Именно на этой стадии ребенок осознает себя, отличает себя от других, свое "я" от "мы".
"Я" - несоциализированный младенец со спонтанными желаниями, а "мы" означает "социальное я" .
Следующей стадией развития ребенка является возраст 8-9 лет, и в этом возрасте, по определению Мида, ребенок принимает участие в организованных играх. В это время он познает основные ценности, правила морали, существующие в социальной жизни, а также культуру, в которой он формируется.
И здесь отношения родителей к своим детям являются как бы распределительным пунктом, развивающим одни и подавляющим иные способности, возможности.
Семья
может не выполнять свою социализационную,
социокультурную функцию в силу
очень низкого культурного
Переходное общество, в котором мы живем, характеризуется тем, что в нем численно увеличивается число таких семей, которые не выполняют свои социокультурные функции.
Сегодня при рассмотрении социализации детей в семье необходимо учитывать соотношение семьи со внесемейными институтами социализации. Долгие годы в нашей стране признавался безусловный авторитет общественного восприятия, отрицающий семейную собственность, наследство, быт, стабильность отношений.
С выделением различных структурных семейных типов в новой ситуации можно говорить о постоянном увеличении удельного веса матерей (а на Западе и отцов), воспитывающих ребенка без мужа (жены).
В таких
семьях из поколения в поколение
передаются семейные традиции, ценности.
Здесь ролевые обязанности воспитателя
практически равномерно распределены
между всеми членами -представителями
разных поколений. Младшие дети ухаживают
за еще более юными членами семьи, подростки
трудятся в хозяйстве, обучаются тем или
иным навыкам, знаниям по хозяйству. Это
вовсе не формальный институт семейных
отношений, а своеобразная школа передачи
знаний, жизненного опыта. В таких формах
воспитания детей и происходит общение
между поколениями.
6.
Становление и развитие
социологии в нашей
стране.
В СССР социологические исследования семьи особенно активно проводились, начиная со второй половины XX века, а точнее с середины 60-х годов. За период с 1968 по 1983 г. в стране опубликовано более 3 тыс. работ по семье. Наибольшее число работ посвящено вопросам репродуктивного поведения, совмещения профессиональных и семейных ролей работающих женщин, распределению власти и обязанностей в семье. Значительный массив данных введен в научный оборот Всесоюзным исследованием репродуктивных установок, проведенным в НИИ ЦСУ в 1969 г.
В начале 80-х годов усилилось внимание специалистов к образу жизни семьи, эмоциональным отношениям супругов, конфликтам, распределению обязанностей, отношениям власти и авторитета, государственной помощи семье (включая деятельность служб семьи и семейных консультаций), теоретическим и методическим проблемам, молодым семьям, воспитанию детей в неблагополучных семьях, сексуальному и добрачному поведению. Одновременно сократилось количество публикаций по правовым аспектам брака, репродуктивным функциям семьи, профессиональной деятельности женщин.
В начале 90-х годов наиболее популярными темами стали проституция, девиантное поведение, дети-сироты, покупной брак, самоубийства, наркомания, гомосексуальное поведение, нравственная подготовка к семейной жизни, городская многодетная семья, до - и послеразводовая ситуация, женщины - предприниматели.
Наиболее
крупный вклад в развитие социологии
семьи внесли: Г.Харчев (теория), М. С.
Мацковский (методология и методика), А.
Н. Антонов (рождаемость), В. Сысенко (устойчивость
брака), И. С. Голод (стабильность семьи),
В. А. Борисов (потребность в детях), Д. Я.
Кутсар (качество брака), Н. Г. Юркевич,
М. Я. Соловьев, С. С. Седельников (мотивы
и причины развода), Л. Гордон, Э. Клопов
(жизненный цикл семьи), И. А. Герасимова
(демографическая типология семей), В.
Л. Ружже (типология семейных групп), Г.
А. Вишневский (исторические типы рождаемости),
И. В. Бестужев-Лада (прогнозирование семьи),
А. Г. Волков (ожидаемая продолжительность
брака), Н. В. Малярова (типология супружеских
конфликтов), Т. Ж. Гурко (молодая семья),
Э. К. Васильева (типология видов жизнедеятельности
семьи), В. Б. Голофаст (функции семьи), И.
С. Кон (сексуальное поведение), 3. А. Янкова
(городская семья) и другие.
7.
Соременная семья и
ее проблемы
Сегодня к числу актуальных проблем можно отнести также:
• проблему ранних браков, составляющих категорию риска;
• внебрачные дети (1/3);
• отказ от детей (типично для 16-17 летних);
• патология.
Разводы.
Рост числа разводов - черта техногенных
цивилизаций (экономическая
Специалисты выделяют несколько уровней, на которых возникают конфликты:
• психофизиологический;
• психологический;
• социально-ролевой;
• духовный
К числу причин могут быть отнесены:
• ранний возраст вступления в брак;
• разность в возрасте;
• алкоголизм, наркомания;
• уровень образования;
• несогласие родителей;
• брак
по принуждению.
Давно известно, что поведение, диктуемое лишь сексуальным импульсом, ведет к
духовной и физической деградации человека. Но эта тема до настоящего времени –
своего рода табу в педагогической литературе и практике. Поэтому появилось
немало мужчин и женщин, которые слишком поздно убеждаются в том, что
человеческое счастье лежит на путях не просто сексуальной, а семейной жизни. Но
не следует также думать, что создание семьи дело не трудное. Много испытаний
выпадает на долю супругов. Поэтому вступление в брак и особенно рождение детей
должно быть хорошо обдуманным шагом. Но есть обстоятельства, которые бывают
сильнее нас. В прошлом понятия «семья» и «дети» были неразрывно связаны между
собой, и такая связь казалась само собой разумеющееся. Бездетность во все
времена и у всех народов представлялась таким же тяжелым несчастьем, как
слепота, глухота, немота. Супруги приносили жертвы всем мыслимым богам, давали
обеты, сутками ползли на коленях каким-нибудь «святым местам», вымаливая себе
ребенка. И окружающие взирали на них по крайней мере с состраданием, а то есть
презрением. В настоящее время эта проблема имеет несколько решений. Семья может
усыновить или удочерить ребенка, но не все решаются на этот поступок. Ведь в
таком случае неизменно возникает вопрос: а смогу ли я любить его также, как
любила своего собственного? По опыту известно, что ответить на этот вопрос
невозможно. А необдуманность поступка может привести к самым печальным
последствиям как для ребенка, так и для приемных родителей.
Несколько легче обстоит дело в семье, которая воспитывает ребенка своего
родственника, оставшегося сиротой по какой-либо причине. В данном случае легче