Социология социальных проблем и социальная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 13:41, реферат

Описание

Цель данной работы – исследовать социальные проблемы общества и пути их решения.

В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

1.раскрыть сущность понятия «социальная проблема»;
2.изучить основные подходы к исследованию социальных проблем;
3.рассмотреть методы социальной работы с наиболее острыми проблемами.

Содержание

1. Введение 3
2. Возникновение понятия «социальная проблема» и подходы к исследованию социальных проблем 5
2.1. Трактовка понятия «социальная проблема» 5
2.2. Основные подходы к исследованию
социальных проблем 7
3. Социальная работа с конкретными социальными
проблемами 19
3.1. Безработица 19
3.2. Распространение ВИЧ-инфекции 23
3.3. Преступность несовершеннолетних 27
3.4. Бедность 30
4. Заключение 37
5. Список использованной литературы 38

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание

1. Введение 3

2. Возникновение понятия «социальная проблема» и подходы к исследованию социальных проблем 5

    2.1. Трактовка понятия «социальная проблема» 5

    2.2. Основные подходы к исследованию

      социальных проблем 7

3. Социальная работа с конкретными социальными

проблемами 19

    3.1. Безработица  19

    3.2. Распространение ВИЧ-инфекции 23

    3.3. Преступность несовершеннолетних 27

    3.4. Бедность 30

4. Заключение  37

5. Список использованной литературы 38

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Введение 
 

     Познавать общество можно по-разному: изучая социальные институты, системы идей, способы производства, формы искусства, ситуации повседневного взаимодействия и т.д. Одну из возможных точек зрения на социальную жизнь предлагает и социология социальных проблем – не традиционная для отечественной социальной науки, но уже заявившая о себе область социологического знания. Значение такой точки зрения обусловлено прежде всего сложностью и драматичностью тех явлений, что обозначаются понятием социальной проблемы. Опыт повседневной жизни, сообщения средств массовой коммуникации и данные социологических исследований свидетельствуют о том, что современное российское общество насыщено социальными проблемами в гораздо большей степени, нежели общество пятнадцатилетней давности. Бедность, безработица, преступность, наркомания, распространение ВИЧ-инфекции, угроза техногенных катастроф – это далеко не полный перечень тех явлений, которые вызывают у населения тревогу и беспокойство.

     Социальные  проблемы, “внезапно” обрушившиеся на нас, – что это? Нежелательные, но неизбежные следствия быстрого социального изменения, его побочный продукт? “Цена” преобразований? Неотвратимая реальность, с которой нам отныне предстоит жить и справляться, создавая их, используя в своей профессиональной карьере и устраняя во благо себе и другим людям? Поиск ответов на вопросы о том, какова природа феномена социальной проблемы, каким образом возникают социальные проблемы и какую роль они играют в процессах социальной трансформации, нелегок. 1

     Значение  этой области социологии подтверждается и тем, что посредством исследования социальных проблем мы получаем в конечном счете еще одну возможность проникновения в процессуальную природу общества, возможность увидеть, что общество – это не реальный объект, некая жесткая система, а процесс, постоянный поток социальных событий.

     Цель  данной работы – исследовать социальные проблемы общества и пути их решения.

     В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

  1. раскрыть сущность понятия «социальная проблема»;
  2. изучить основные подходы к исследованию социальных проблем;
  3. рассмотреть методы социальной работы с наиболее острыми проблемами.

      Объектом  изучения работы является общество в  котором существуют те или иные социальные проблемы.

      Предметом изучения непосредственно являются сами социальные проблемы, которые будут исследованы в данной работе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Возникновение понятия «социальная проблема» и подходы к исследованию социальных проблем

2.1. Трактовка понятия «социальная проблема»

     Существующая  неопределенность в решении вопросов о том, что же действительно является социальной проблемой и какие действия, направленные на ее устранение, следует предпринимать, вызывает потребность теоретического осмысления соответствующего понятия.

     Проблема (греч. problema - преграда, трудность, задача) - в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле - ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели. Разрешение всякой проблемы можно представить как ряд последовательных, взаимосвязанных шагов, ведущих, в конечном счете, к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека и, тем не менее, до самого последнего момента отличающихся недостаточностью возможностей для получения окончательного решения, являющегося целью творческого поиска.

       В самом общем виде проблема - это научный или практический  вопрос, требующий своего изучения  и разрешения. В философской и  науковедческой литературе различают  два типа проблем:

  • гносеологические (познавательные), связанные с превращением незнания в знание, с разработкой нового инструментария познания, с расширением границ познания;
  • предметные (организационные, социальные), представляющие собой несоответствие, противоречие между желаемым и действительным, между существующим и должным и требующие усилий со стороны общества для их разрешения. 

     В философии категория “проблема” фиксирует:

     а) развитие противоречия между требованиями должного и наличными условиями  его осуществления;

     б) усиление недостаточности имеющихся  средств для реализации желаемого;

     в) нарастание неизбежности дезорганизующих  процессов в системе при использовании  только этих средств для достижения желаемого;

     г) необходимость поиска и создания новых средств, способов преодоления  названного противоречия, выявление и осуществление новых возможностей решения поставленной задачи.

     Использование данного понятия в социологии предполагает конкретизацию разрыва  между желаемым и действительным; исследование социальных противоречий, обусловливающих возникновение  проблемных ситуаций; оценку их восприятия общественным сознанием и готовности общества к разрешению назревших противоречий; типологизацию проблем и определение соответствующих форм и методов социального воздействия. Однако в социологии достаточно часто термин “проблема” используется лишь в своем гносеологическом значении, то есть как указатель темы, направления научного исследования. Социологи редко задаются вопросом, что означает социальная проблема как предмет специального изучения. Так, например, если речь идет о преступности, то к ней обязательно привешивается ярлык “социальная проблема”. В то же время ее исследования ограничиваются типологизацией преступников, оценкой уровня преступности, выявлением признаков, отличающих преступников от непреступников. В отдельных случаях оценивается эффективность усилий по предотвращению преступных действий, взаимодействие криминальных объединений, их связь с политическими, властными структурами, влияние на экономическую жизнь. Таким образом, осуществляется традиционный научный анализ вполне определенного социального явления, без акцента на том, действительно ли оно становится проблемой в обществе и, если да, то почему.2

     Сказанное, конечно же, не означает, что в  социологии вообще не уделяется внимание теоретическому осмыслению социальных проблем. Напротив, в последние три десятилетия на Западе получило развитие новое научное направление - социология социальных проблем - где эта задача так или иначе решается. Остановимся подробнее на характеристике важнейших традиций и школ, сложившихся в рамках данного направления. 

2.2. Основные подходы к исследованию социальных проблем

 
 
 

     Как предмет теоретического изучения социальные проблемы впервые стали рассматриваться  в США, когда в 1865 г. образовалась Американская ассоциация социальных наук. Большое влияние на формирование социологического подхода к их исследованию оказало творчество Э. Дюркгейма. Он обратил внимание на социальную интеграцию, которая возникает в капиталистическом обществе в результате разделения общественного труда. Поскольку последнее связано с ростом специализации и разнообразия видов человеческой деятельности, постольку оно усиливает взаимную зависимость людей. Поэтому, по мнению Э. Дюркгейма, для поддержания порядка в обществе, особенно таком сложном, как капиталистическое, необходимо, чтобы все социальные группы разделяли определенные базисные ценности, например, индивидуалистическую “рабочую этику”. Ученый предложил теорию социальной дезорганизации как базовую для объяснения социальных проблем. При этом он рассматривал такие деформации в обществе (нарушение традиционной организации, основополагающих ценностей, норм), которые, с его точки зрения, приводят к преступности, суицидам и насилию. К наиболее значимым факторам, их обусловливающим, автор относил процессы урбанизации и индустриализации. Урбанизация порождает перемещение людей из деревни в город и приводит к смене традиционных ценностей, ввиду чего возникает состояние аномии, влекущее за собой преступность, суициды, урбанистическое насилие. Индустриализация имеет следствием ускорение происходящих в обществе изменений, что вызывает нарушение уважения к авторитету традиции, церкви и государства. Потеря прежней структуры и дисциплины, по мнению ученого, может быть заменена новой, если удастся восстановить социальное равновесие. По существу, творчество Э. Дюркгейма положило начало функциональному подходу к трактовке социальных проблем, который долгое время был господствующим в социологической теории.

     Исторически сложилось так, что социология социальных проблем возникла как особое направление и наиболее активно развивается в американской социологической мысли. Интенсивное изучение социальных проблем в США датируется 1910-1940 гг. В этот период появились монографии и статьи в ведущих журналах по данной теме. В ранних работах рассматривались главным образом преступность и употребление наркотиков. Их исследование опиралось на методологию Э. Дюркгейма, при этом основной акцент делался на индивидуальную или семейную дезорганизацию, т.е. на индивидуальное отклоняющееся поведение. Нередко социальные проблемы отождествлялись с патологией, интерпретировались в терминах деморализации и объяснялись неспособностью индивида соответствовать установленным в обществе нормам и правилам, что проявлялось в дискуссиях о разводе, незаконнорожденности и умственных расстройствах. Их решение виделось через призму индивидуальной адаптации к существующим социальным условиям, при минимальном вмешательстве государства в соответствующие процессы с помощью таких средств, как современные государственные социальные программы.

     В настоящее время существует достаточно большое количество публикаций, посвященных  широкому спектру жизненных ситуаций, интерпретируемых как социальные проблемы. Их обобщение позволяет выделить две основные традиции в трактовке  социальных проблем.3

     Первая  исходит из идеи социального порядка, который рассматривается в качестве основы социального развития. Само же развитие характеризуется через  призму его нарушения и восстановления. Понятие социального порядка  связывается либо с консенсусом широко усвоенных ценностей, либо с гармонией в деятельности социальных институтов. Большинство американских и европейских ученых рассматривают порядок как политико-экономическую реальность капитализма. При этом трактовка данного понятия претерпевает изменения в зависимости от обновления социальных отношений. И если в начале ХХ века под социальным порядком понималось либерально-рыночное устройство общества, то в настоящее время - это корпоративный либерализм, требующий государственного вмешательства и регулирования важнейших процессов, протекающих в обществе.

     В рамках первой традиции сформировалось три основных подхода: функциональный, конфликтно-ценностный и нормативный.

     Функциональная  школа в социологии социальных проблем. Как отмечалось выше, она берет начало в творчестве Э. Дюркгейма. В XX веке ее основные положения развивались в трудах Т. Парсонса, Р. Мертона, Р. Нисбета и др. Т. Парсонс, основываясь на идеологии корпоративного либерализма, рассматривал проблемы как нарушение социального равновесия и предлагал их решение в русле умеренных государственных реформ и изменения либерального рыночного устройства. Он критически относился к трактовке проблем с позиции силового конфликта, полагая, что в обществе существуют объективные предпосылки социального мира и согласия.

     Р. Мертон и Р. Нисбет под социальной проблемой понимали модель поведения, которая, по оценкам значительной части общества, отрицает общепризнанные или одобряемые нормы. Во введении к книге “Современные социальные проблемы” Р. Нисбет отмечал, что о социальной проблеме нельзя говорить, если она не определена как таковая.4 До тех пор, пока способ поведения не характеризуется как нарушение некоторой нормы, до тех пор, пока большим числом людей оно не признается как отвратительное с точки зрения морали, невозможно назвать социальную проблему. Задачей социологического анализа социальных проблем, по мнению названных выше авторов, является создание внушительной базы эмпирических фактов, адекватного метода и практически проверяемых выводов.

Информация о работе Социология социальных проблем и социальная работа