Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 13:41, реферат
Цель данной работы – исследовать социальные проблемы общества и пути их решения.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1.раскрыть сущность понятия «социальная проблема»;
2.изучить основные подходы к исследованию социальных проблем;
3.рассмотреть методы социальной работы с наиболее острыми проблемами.
1. Введение 3
2. Возникновение понятия «социальная проблема» и подходы к исследованию социальных проблем 5
2.1. Трактовка понятия «социальная проблема» 5
2.2. Основные подходы к исследованию
социальных проблем 7
3. Социальная работа с конкретными социальными
проблемами 19
3.1. Безработица 19
3.2. Распространение ВИЧ-инфекции 23
3.3. Преступность несовершеннолетних 27
3.4. Бедность 30
4. Заключение 37
5. Список использованной литературы 38
– информировать социальных работников других профилей и медицинский персонал о последствиях презрительного отношения к ВИЧ-инфицированным и страдающим СПИДом, а также о необоснованных страхах заразиться СПИДом при контактах в процессе лечения.
Меры проводимые по предупреждению преступности несовершеннолетних могут быть разделены на пять групп. При этом первые две направлены на профилактику первичной преступности, а последние три - рецидивной.
Первая группа мер - это меры по устранению неблагоприятных условий семейного воспитания детей, которые чаще всего приводят к нравственной деформации личности подростка и становлению его на путь совершения антиобщественных поступков. Эти меры предусматривают воздействие только на родителей или лиц, их заменяющих; причем эта мера может быть и чисто воспитательным и принудительным (например: лишение родительских прав).12
Данная группа мер применяется на этапе ранней профилактики преступлений несовершеннолетних, когда появляется лишь отдельная угроза нравственному здоровью человека. Это чрезвычайно серьезный этап предупредительной работы, ибо, как показывает практика, результаты негативного влияния на ребенка в дальнейшем устраняются с большим трудом, и то лишь при условии специального педагогического воздействия. Ранняя профилактика всегда связана с выявлением неблагополучных семей и принятием мер к устранению этого неблагополучия.
Вторая группа мер - это меры по оказанию помощи подросткам, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, начавшим совершать поступки, свидетельствующие о высокой степени вероятности становления их на преступный путь (уход из дома и бродяжничество, мелкие кражи, мелкое хулиганство и т.д.) в сочетании с плохой учебой и дисциплиной в школе, неподчинение родителям и т.д.
Главное здесь - воспитательные усилия направленные на подростка, иногда сочетаемые с принудительными мерами. Последние могут широко использоваться в отношении родителей, а также тех, кто вовлекает подростков в пьянство, совершение правонарушений и т.д.
Эффективное применение этих двух мер во многом предопределяет успех всей работы по предупреждению преступности несовершеннолетних. Более того, само существование трех последних этапов - это порождение брака в деятельности на первых двух этапах.
Третья группа мер - это меры по установлению подростков, совершивших преступления, привлечение их к ответственности, судебное рассмотрение соответствующих уголовных дел, исправление и перевоспитание тех из них, кто не осужден к лишению свободы.
На этом этапе выделяют в качестве самостоятельной меры и не сливают с этапом исправления, перевоспитания уже осужденных несовершеннолетних по следующим причинам:
-
привлечение к уголовной
- не всегда совершивший преступление подросток вообще привлекается к уголовной ответственности;
-
воспитательная работа должна
начинаться с момента
Четвертая группа мер - это воспитательные и карательные меры к подросткам, отбывающим наказание в воспитательно-трудовых колониях, в целях предотвращения рецидива с их стороны.
Пятая группа мер - это меры по приобщению к нормальной жизни, включению в трудовые и учебные коллективы несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Работа с такими подростками должна быть ориентирована в первую очередь на то, чтобы они не допустили новых преступных действий. Однако, проблема этим не исчерпывается, поскольку освобожденные из колонии приобретают ореол героев в глазах своих сверстников и часто оказывают на них самое отрицательное влияние, например, вовлекая в преступную деятельность. Поэтому очень важно предупреждение антиобщественного влияния отбывших наказание на других лиц.13
Все эти меры по предупреждению преступлений несовершеннолетних в зависимости от содержания, характера делятся на:
- Воспитательные, т.е. направленные на перестройку нравственного сознания личности, ее взглядов, потребностей, ориентаций. Многие из форм воспитательной работы (а именно в ней участвует наибольшее количество организаций и учреждений) регламентированы законом и иными нормативными актами.
Воспитательное воздействие реализуется в ходе бесед, повседневных контактов с подростком, путем вовлечения в работу или учебу, подачи ему положительных примеров, приобщения к художественной литературе, искусству, спорту и т.д.
- Принудительные, т.е. уголовно-правовые, административные, дисциплинарные, исправительно-трудовые. Все они, конечно, регламентированы правом и применяются в основном правоохранительными органами. Однако и общественные организации участвуют в их реализации.
-
Организационные - специальные меры
по улучшению выявления и
-
Различные виды помощи
Одной
из наиболее болезненных проблем современной
России является
проблема бедности, проблема стремительного
имущественного расслоения населения.
Сегодня бедность приобретает черты масштабного
и массового явления, не обращать внимание
на которое уже невозможно.
Бедность давно и прочно укоренилась в
социальной ткани российского
общества. Однако, длительное время по
идеологическим и политическим мотивам
было принято не только отрицать существование
этого явления, но и на терминологическом
уровне использовать понятие «малообеспеченные».
Это, всвою очередь, приводило к тому, что
на уровне государства и общества отсутствовала
эффективная система социальной поддержки
этой категории населения. Современный
этап существования российского общества
заставляет самым серьёзным образом подойти
к решению названной проблемы. А это, в
свою очередь, вынуждает внимательно присмотреться
к тому, что представляет собой бедность
как социальный феномен.
Данная проблема имеет и социально-экономический,
и социально-психологический, и социокультурный
характер. Бедность – это структурный
социальный феномен, проблема, которая
существует всегда.
Основой определения бедности для большинства
исследователей является
наличие у человека или группы возможности
удовлетворить свои потребности. При этом,
необходимо различать различные виды
бедности, существенно отличающиеся друг
от друга.14
Во-первых, это абсолютная бедность, представляющая собой такое экономическое состояние субъекта, при котором имеющийся у него доход не позволяет удовлетворять даже первичные потребности (в пище, одежде, жилище и т.п.).
Во-вторых,
это относительная бедность, представляющая
собой такое
материальное и имущественное положение
субъекта, при котором имеющийся в его
распоряжении доход недостаточен по сравнению
с доходами других людей или групп. Эта
разновидность бедности связана, в первую
очередь, с субъективной оценкой человеком
своего материального положения. Реально
это положение может быть достаточно благополучным,
но в сравнении с положением других восприниматься
как бедность.
Для
уточнения социальных границ бедности
в современном
российском обществе, можно выделить несколько
типичных социальных групп бедных, включающих
людей:
- имеющих небольшой доход и плохо обеспеченных материально. Например, лица с низкой квалификацией и, как следствие, с низкой заработной платой, безработные и т.п.;
- вытесненных с рынка труда и потерявшие, таким образом, источник устойчивого дохода в силу различных обстоятельств (малограмотность, недостаточная квалификация и др.);
-
живущие в семьях с высокой
иждивенческой нагрузкой (
семьи, семьи инвалидов и престарелых)
или родители-одиночки;
- материальные проблемы которых связаны с их субъективными ценностями, предпочтениями и образом жизни (бродяги, люди, не желающие работать, бросившие учёбу и т.п.);
- пострадавшие (в том числе и экономически) от природных и социальных катастроф (беженцы, жертвы стихийных бедствий и террористических актов).15
Даже простой перечень возможных категорий бедных, существующих в современном российском обществе, позволяет сделать вывод о достаточно широких и неопределённых социальных границах бедности. Социальный и демографический состав этой категории населения позволяет с большой долей вероятности говорить о факторах риска, определяющих попадание или пребывание в бедности.
К таким факторам сегодня относятся:
- рождение человека в бедной семье. Бедность – это одна из немногих социальных характеристик, которая может передаваться по наследству;
- плохое состояние здоровья, тяжёлое заболевание или травма, что ограничивает доступ человека к получению хорошего образования, работы, требующей высокой квалификации и, следовательно, хорошо оплачиваемой, не позволяет сконцентрироваться на работе;
- низкие доходы, вследствие возрастных характеристик, владения не пользующейся спросом профессией или безработицы;
-
низкий уровень образования,
престижных и высокооплачиваемых профессий;
- субъективные или личностные характеристики и качества человека, решения, принятые им ранее (склонность к алкоголизму, нежелание работать, уход из семьи и др.).
Воздействуя на личность, все они существенно повышают вероятность того, что человек окажется в состоянии бедности, и значительно усложняют решение проблемы оказания ему квалифицированной и необходимой социальной помощи.
Тем не менее, государство и общество не должны оставлять такую категорию населения, как бедные, один на один со своими проблемами и бедами. Какими бы ни были экономические и финансовые ресурсы и возможности государства, они должны использоваться для организации социальной поддержки этих людей. Эта задача должна решаться, опираясь на определённые принципы.
К основным принципам социальной поддержки бедных относятся:
-
конкретности и адресности
-
своевременности и
- опора на собственные силы, создание в обществе условий, при которых человек сможет самостоятельно обеспечить себе желаемый уровень материального благополучия;
-
равенство интересов всех
Информация о работе Социология социальных проблем и социальная работа