Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 13:41, реферат
Цель данной работы – исследовать социальные проблемы общества и пути их решения.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1.раскрыть сущность понятия «социальная проблема»;
2.изучить основные подходы к исследованию социальных проблем;
3.рассмотреть методы социальной работы с наиболее острыми проблемами.
1. Введение 3
2. Возникновение понятия «социальная проблема» и подходы к исследованию социальных проблем 5
2.1. Трактовка понятия «социальная проблема» 5
2.2. Основные подходы к исследованию
социальных проблем 7
3. Социальная работа с конкретными социальными
проблемами 19
3.1. Безработица 19
3.2. Распространение ВИЧ-инфекции 23
3.3. Преступность несовершеннолетних 27
3.4. Бедность 30
4. Заключение 37
5. Список использованной литературы 38
Безработица – наиболее острая проблема нашего общества. Ее последствия отрицательно влияют на всех его членов, вызывая рост уровня заболеваний, способствуя появлению других проблем, таких как алкоголизм, наркомания, разводы, насилие в семье. Вывод человека из кризисной ситуации, его реализация, достойная жизнь в обществе лежит в основе социальной работы, поэтому в первую очередь безработного, у которого снижается способность адаптироваться к новым и сложным для него жизненным условиям, поддерживает социальный работник. Он выступает как посредник между государством, призванным быть защитником прав своих граждан и человеком. Необходимость такого посредничества обусловлена тем, что государство не всегда выступает той инстанцией, которая гарантирует права и достойные способы его существования.8 Обратной реакцией человека, который не получает достойных гарантий в стабильности рабочего места, выплате заработной платы является отчуждение, асоциальное поведение, психологический кризис. При таком взаимодействии страдают обе стороны: и человек и государство. Социальный работник на основе знания социальных закономерностей и различных форм их практической реализации адаптирует интересы государства и человека.
Помощь социального работника может быть прямой и опосредованной: прямая направлена непосредственно на защиту прав и интересов безработного, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний. Опосредованная помощь предоставляется через работу в социальном окружении безработного (семья, друзья, родственники), через различные государственные фонды и организации.
Профессиональная помощь, оказываемая социальным работником разнообразна. В соответствии с законом «О занятости в Российской Федерации» граждане нашей страны имеют право на бесплатную консультацию в выборе профессии, профессионального обучения. Социальный работник — консультант предоставляет консультацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о возможности переобучения. Так же проводится профессиональное консультирование. На этом этапе может выясниться, что клиент нуждается в психологической поддержке. Личная психологическая консультация необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди испытывают трудности в общении, как с близкими, так и с потенциальными работодателями.
Помощь в преодолении стрессовой ситуации является первым шагом на пути трудоустройства безработного. Следующим направлением помощи социального работника будет обучение безработного навыкам самопрезентации, планирования своего трудоустройства, путем очередности постановки целей поиска работы. При проработке всех этапов: составление резюме, объявление в газету, обучение деловому общению безработный испытывает эмоциональный подъем.
Социальный работник так же способствует направлению безработного на социально – психологический тренинг, в ходе которого восстанавливаются утраченные коммуникативные способности, повышается уверенность в себе. Для этого применяются групповые тренинговые занятия, которые реализуются в рамках программы социальной адаптации безработных граждан, проводимые в клубной форме. Главными задачами клубов является обеспечение безработных информацией о рынке труда, обучение навыкам поиска работы и оказание помощи в практическом применении полученных навыков в целях уменьшения сроков поиска подходящей работы.9
Безработица очень сильно деструктивно влияет на важный социальный институт – семью. Это приводит к снижению ее жизненного уровня и частичному выполнению либо невыполнению основных функций, возложенных на нее государством, а так же к ее разрушению. В семьях безработных значительно чаще встречаются случаи жестокого обращения с детьми, наблюдаются отклонения у детей, нервные расстройства.
Для вывода из кризиса безработных и их семей социальный работник применяет различные виды помощи. Прежде всего, он изучает состояние семей безработных. Определив основные проблемы (наличие асоциального поведения, плохие жизненные условия, неуспеваемость детей) социальный работник применяет определенное направление помощи, которое может включать привлечение других организаций. Это может быть оказание юридической помощи (защита прав в случае необоснованного увольнения, неправильная выплата пособий и т.д.). Так же социальный работник должен направлять людей, находящихся в стрессовой ситуации, не только безработных, но и членов их семей, в службу психологической помощи. Исследования показывают, что в помощи профессиональных психологов нуждается от 60 до 90 % людей разного возраста. Социальный работник совместно с предприятиями и организациями, находящимися на данной территории, может заниматься организацией досуга и отдыха детей из семей безработных.
Социальный
работник может содействовать
Социальный работник может помочь безработным в создании их ассоциаций. Объединившись, безработные могли бы создавать собственные предприятия. Функциями социального работника в этом деле может быть оказание разовых консультаций ассоциациям, которые обращаются за помощью, сбор информации о существующих группах и направление туда клиентов.
Необходимый аспект деятельности социального работника — это проведение предупредительных мероприятий, способствующих сокращению возможности безработицы. Одним их таких мероприятий является просветительская деятельность социального работника в школе. Следующим необходимым аспектом предупредительной деятельности социального работника является участие, помощь в организации курсов, кружков и школ, в том числе частных (компьютерные курсы, операторов ПЭВМ, секретарей, бухгалтеров, менеджеров и т.д.). Целью их создания является обучение и переобучение работников навыкам, необходимым для успешной трудовой деятельности, конкурентоспособности на рынке труда.
Использование в комплексе этих мер способствует восстановлению утраченных функций безработного, возвращению в профессиональную деятельность, улучшению эмоционального состояния его и членов семьи, а так же активного взаимодействия с обществом в целом.
Для эффективного включения безработного в трудовую деятельность необходим механизм, который на макроуровне включает в себя проведение активной политики государственными службами занятости, закрепленные правовыми нормами. На микроуровне — деятельность социального работника заключается в применении конкретных мер обеспечения занятости, которые помогают восстановить безработному веру в свои силы, вернуть к активной трудовой деятельности, а так же к плодотворному сотрудничеству с людьми и полноценной реализации себя в обществе.
Каждый человек сообщества, государства и нации столкнулся c серьезнейшей проблемой, связанной с быстрым распространением вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) и с индивидуальными и социальными последствиями конечной стадии ВИЧ-инфицирования — синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД).
Первоначально
это заболевание
Официально СПИД зарегистрирован в 164 странах мира. В течение многих лет ВИЧ/СПИД рассматривался, скорее, как проблема медицины и здравоохранения, чем проблема социально-экономическая в широком смысле этого слова. В последние годы признается, что эпидемия нанесла урон достижениям, полученным за десятки лет развития, и грозит потенциалу, необходимому длябудущего развития.
Социальные работники выполняют важную социальную функцию, снимая дистресс посредством точного информирования населения, семей и лиц, пораженных вирусом, о способах передачи ВИЧ. Передача ВИЧ может осуществляться только:
1) путем незащищенного полового акта, если один из партнеров инфицирован ВИЧ;
2)
через зараженную кровь (
3)
путем передачи вируса от
Количество детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, составило к 2005 г. более 13 тыс., из них более 1000 были оставлены в учреждениях родовспоможения. Проблема отказных детей решается в субъектах Российской Федерации по-разному, но до конца она не решена.
Распространенность ВИЧ-инфекции в России представляет серьезную угрозу для общественного развития и благополучия россиян. Проблема распространения ВИЧ-инфекции носит глобальный характер и является одной из наиболее острых и актуальных проблем, стоящих перед человечеством в целом. Этот неоспоримый факт признан Генеральной Ассамблеей ООНв документе «Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом». Так, по данным объединенной Программы ООН по ВИЧ/СПИДу и Всемирной организации здравоохранения в настоящее время более 39,4 млн человек в мире страдают от этой инфекции, из них 9,7 млн (25 %) человек заразились в последние 2 года, 24 млн уже умерли от СПИДа. Ежедневно в мире происходит заражение 14 тыс. человек. Все эти данные свидетельствуют о том, что, несмотря на предпринимаемые меры, ситуация продолжает довольно быстро ухудшаться.
Комплекс профилактических мер может сдержать распространение инфекции и смягчить разрушительный характер эпидемии.
Социальная работа — мощное оружие в борьбе с ВИЧ/СПИДом, адекватное последствиям пандемии здесь и сейчас. В этом отношении социальная работа приобретает двойной смысл: указывая направление в борьбе с эпидемией ВИЧ, она подразумевает не только использование практических методов и профессиональной подготовки, но и социальный ответ: угроза ВИЧ не может рассматриваться только как личная или медицинская проблема — ВИЧ/СПИД должны стать предметом обсуждения в личных взаимоотношениях, семье, общине, обществе.
Социальная работа с группами как метод получила особый импульс к развитию в связи с ВИЧ/СПИДом. Существует множество форм работы с группами. Среди них некоторые формы групповой поддержки и самопомощи, группы психотерапевтической помощи, группы потребителей для получающих помощь (к примеру, больничная палата), открытые дискуссионные обучающие группы, группы с конфликтными проблемами (в индивидуальных случаях), группы, где люди объединены горем и тяжелой утратой.11
Неотъемлемой
частью является сотрудничество между
профессиональными работниками, с
одной стороны, и группами самопомощи
и организациями, объединяющими
людей с ВИЧ/СПИДом, — с другой.
Идеальной моделью
Социальные работники, на которых лежит ответственность за осуществление программ по профилактике распространения ВИЧ и по обслуживанию больных СПИДом, должны обладать определенными базовыми знаниями, этическими знаниями и умениями:
– спокойно и открыто обсуждать «запретные» и интимные темы, но так, чтобы это не выходило за рамки культурных норм;
– соблюдать конфиденциальность при оказании социальной и психологической поддержки инфицированным и тем, кто ухаживает за ними;
– понимать доступность первичной, а впоследствии и специализированной медицинской помощи; работать с ВИЧ-инфицированными, соблюдая определенные рамки, и в то же время стараясь их расширить;
– способствовать решению проблем ВИЧ, связанных с разнообразными моральными и практическими вопросами, а также дилемм, возникающих в процессе проведения профилактических мероприятий, диагностики и лечения ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом;
– организовывать и вести группы поддержки для ВИЧ-инфицированных, а также их супругов, детей и других членов семьи;
– разрабатывать и осуществлять эффективные и культурно приемлемые профилактические программы;
Информация о работе Социология социальных проблем и социальная работа