Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 13:41, реферат
Цель данной работы – исследовать социальные проблемы общества и пути их решения.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1.раскрыть сущность понятия «социальная проблема»;
2.изучить основные подходы к исследованию социальных проблем;
3.рассмотреть методы социальной работы с наиболее острыми проблемами.
1. Введение 3
2. Возникновение понятия «социальная проблема» и подходы к исследованию социальных проблем 5
2.1. Трактовка понятия «социальная проблема» 5
2.2. Основные подходы к исследованию
социальных проблем 7
3. Социальная работа с конкретными социальными
проблемами 19
3.1. Безработица 19
3.2. Распространение ВИЧ-инфекции 23
3.3. Преступность несовершеннолетних 27
3.4. Бедность 30
4. Заключение 37
5. Список использованной литературы 38
Главное, что свойственно функциональному подходу, - это попытка выявить объективные условия или поведение, которые препятствуют осуществлению целей общества, нарушают его нормальное функционирование, а также дать научное объяснение истоков их возникновения. Его сторонники при анализе социальной действительности делают ставку на функциональную теорию социальных систем.5 Социальные проблемы рассматриваются ими как результат действия процессов дезинтеграции и интерпретируются либо как социальная дисфункция, либо как дезорганизация.
Понятия “дезорганизация”, “дисфункция” связываются с нарушением нормативной интеграции, ценностного консенсуса в обществе. Так, в уже упомянутой книге Р. Мертон отмечал, что социальная дезорганизация исходит из неадекватности или нехватки в социальной системе взаимоотносящихся статусов и ролей, так что коллективные цели и индивидуальные задачи ее членов менее полно реализуются, чем это могло бы быть в альтернативно действующей системе. Конкретная группа, организация, общность или общество дезорганизованы в определенной степени, если структура статусов и ролей не так эффективно организована, как это могло бы быть. Такой тип утверждения требует, чтобы социолог-эксперт представил компетентное доказательство, что реальная организация социальной жизни при достигнутых условиях может быть усовершенствована.
Конфликтно-ценностная школа в социологии социальных проблем. Ее основные идеи развиваются в трудах К. Кэйса, В. Валлера, Р. Фуллера, Р. Мюеса и др. Представители данной школы делают акцент на различение объективного условия (проблемной ситуации) и его (ее) определения как социальной проблемы. Так, К. Кэйс одним из первых высказал мысль, что объективное условие само по себе не становится проблемой. По мнению ученого, ею может стать та социальная ситуация, которая привлекает к себе внимание значительного числа компетентных наблюдателей в обществе и требует социального вмешательства и применения специальных мер, то есть коллективных действий. При этом необходимое число экспертов-наблюдателей определяется эмпирически и варьирует в зависимости от ситуации.
Главной особенностью данного подхода выступает то, что проблема рассматривается как категория морали, отражающая нравственные устои, настроение и ментальные особенности конкретной социальной группы. Поэтому ее изучение вызывает необходимость анализа коллективного интеллекта, общественного мнения. Согласно данному подходу, наиболее значимым в определении социальной проблемы является ценностное суждение. Приоритет моральной оценки в процессе проблематизации составляет принципиальное отличие конфликтно-ценностной школы от функциональной, что становится предметом борьбы их представителей.
В
рамках конфликтно-ценностного
И
представители функционализма, и
представители конфликтно-
Нормативный подход в социологии социальных проблем. Нормативный подход внутренне присущ рассмотренным выше научным школам, поскольку и те, и другие приходят к необходимости использовать некоторую меру для оценки объективных ситуаций как неблагоприятных, не удовлетворяющих либо требованиям функционального устройства системы, либо требованиям ценностного консенсуса. Другими словами, в рамках обеих школ сама процедура установления социальных проблем предполагает наличие целого ряда норм: жизненных стандартов, легитимных правил поведения, границ отклонений от принятых стандартов правил, необходимого количества конкретных категорий людей, чье мнение о проблематичности ситуации является достаточным для определения проблемы и т.д. Таким образом, нормативность некоторых функций, социальных институтов, ценностей является обязательным условием социальной проблематизации. А социологам отводится роль экспертов, либо устанавливающих объективно обусловленные стандарты, либо оценивающих широко разделяемые в обществе стандарты на адекватность существующим социальным условиям.
Нормативный
подход не ограничивается функциональными
или конфликтно-ценностными
Исследование различных форм применения нормативного подхода для определения социальных проблем позволяет выявить его особенности. Обращает на себя внимание то, что в отличие от функционального и конфликтно-ценностного подходов он связан не столько с теоретическими, сколько с методологическими вопросами анализа социальной действительности. Другими словами, он не претендует на статус социологической теории, а скорее претендует на то, чтобы быть основой процедуры определения социальных проблем. Нормативный подход согласуется с разными, порой альтернативными, теоретическими конструкциями, объясняющими процессы функционирования и развития общества. Это обусловлено тем, что он ориентирован на общесистемные количественные закономерности. И в этом его универсальность.
Вторая традиция связана с трактовкой социальных проблем с позиции критического силового конфликта. Она противостоит идее социального порядка. Ее истоки обнаруживаются в творчестве К. Маркса, Р. Дарендорфа, Р. Миллса, которые исследовали роль социального неравенства, классовой борьбы, власти в функционировании и развитии капиталистического обществе.6
К. Маркс, пожалуй, был первым социальным мыслителем, который положил понятие конфликта в центр исследования социальной структуры капиталистического общества. Он рассматривал классовый конфликт как имманентную черту данного общества. По К. Марксу, сама структура капиталистического производства порождает эксплуатацию и классовую борьбу, что оказывает существенное влияние на развитие политики, права, образования. Поскольку капиталисты сосредоточивают в своих руках основные ресурсы и власть, они формируют господствующую идеологию. Однако рабочий класс более многочисленный, и он создает основные блага. Такой силовой дисбаланс приводит к периодически протестам со стороны рабочего класса, включая широкомасштабные рабочие движения. Согласно К. Марксу, ни индивидуальная патология или плохая приспосабливаемость, ни широкомасштабные бедствия не служат источниками социальных проблем. В качестве таковых выступают отношения эксплуатации между группами, конфликт коренных интересов различных групп.
Важной чертой марксистского анализа является тезис о том, что государство не является независимой силой, отделенной от капиталистического класса. Поэтому оно не может быть нейтральным и выражает интересы господствующего класса. Отсюда следует, что применение частичных государственных реформ не решает социальные проблемы капиталистического общества. Государственные программы смягчают, но не устраняют противоречия между интересами капиталистов и рабочих, а следовательно, лишь частично решают возникающие социальные проблемы. Творчество К. Маркса оказало сильное влияние на развитие взглядов на социальные проблемы с позиции критического силового конфликта.
Данная традиция базируется на следующих теоретических положениях. Первое: в процессе проблематизации изучение социальной реальности опирается на анализ ресурсов общества, таких, как богатство, власть. При этом предполагается, что данных ресурсов не хватает, чтобы удовлетворить желания всех его членов. Второе: считается, что ресурсы неравномерно распределены, следовательно, существует неравенство, что приводит к конфликту интересов в обществе. Третье: утверждается, что конфликт интересов возникает между теми, кто обладает названными ресурсами, и теми, кто не обладает таковыми.
Основными понятиями, используемыми в рамках концепции критического силового конфликта, являются: конфликт, социальная структура, интерес, власть, контроль, господствующая группа, идеология.
Представители данного направления социологии социальных проблем признают, что социальные конфликты неизбежны, их причины находятся внутри общества, а не за его пределами По их мнению, источники противостояния в обществе кроются в том, что господствующая группа использует все формы контроля и воздействия на социальную практику и общественное сознание для обеспечения приоритета своих интересов. Стабильность социальной системы кажущаяся, она достигается либо посредством формирования ложного общественного сознания, либо посредством пресечения действий тех, кто противостоит властвующей группе. Столкновение классовых, национальных, других интересов может разрушить ее, привести к революционным преобразованиям общества. Поэтому чтобы понять общество, надо понять интересы наиболее значимых социально-политических сил.
С позиции силового конфликта причинами социальных проблем выступают концентрация богатства и власти, классовое, расовое и гендерное неравенство, эксплуатация, дискриминация, колониализм.
В
настоящее время концепция
Конструктивистский подход в социологии социальных проблем. В 70-е годы нашего столетия в рамках данной традиции возник новый подход, принципиально отличный от названных выше, - конструктивистский. Его основоположники - американские ученые М. Спектр и Дж. Китсус. Данный подход, несмотря на резкую критику со стороны представителей классической социологии, приобрел широкую популярность в научных кругах. На его базе во многих странах проводятся исследования наркотизации, алкоголизации населения, насилия над детьми и других социальных процессов и явлений.
В конструктивизме в основу теоретического моделирования социальной проблемы кладется не объективное условие, а социальное действие. Сами же проблемы трактуются как коллективное поведение, отражающее взаимодействие различных групп по интересам.
Согласно данному подходу, социальные проблемы порождаются действиями индивидов или групп, утверждающими наличие недовольства и требований в отношении некоторых неблагоприятных условий. Ввиду этого они рассматриваются как социальные конструкции и трактуются в контексте лингвистической деятельности по производству смыслов и значений. Их исследование связано с анализом предпосылок возникновения, природы и содержания действий по формулированию и продвижению требований. Поэтому центральным понятием в конструктивизме выступает понятие требования. При этом значение объективных условий нивелируется, поскольку полагается, что они не существуют сами по себе, независимо от их описания взаимодействующими сторонами, а выступают лишь социальными конструкциями.
Требование (claim) - это актуализация того, что некоторое условие Х является неудовлетворительным с точки зрения интересов определенной группы, т.е. проблемным, и что некоторая стратегия У - это способ изменения данного условия (способ решения проблемы). Формулирование требований - это акт коммуникации, форма обращения к аудитории с целью заострить внимание на своей жизненной ситуации и своих интересах. Это также форма отражения необходимости конкретных социальных действий в отношении неблагоприятных условий.
Основными формами требований являются: жалобы, протесты, возбуждение судебного процесса, созыв пресс-конференции, публикации с разоблачениями или драматическим описанием сложившейся ситуации, поддержка или лоббирование правительственной политики, организация пикетов, бойкотов, демонстраций и т.д.
Согласно
методологии конструктивизма, проблемы
возникают тогда, когда отвечающая
сторона выражает готовность или предпринимает
конкретные действия в ответ на запросы
требующей стороны. Получается, что если
таких действий нет, то нет и проблемы.
Однако это далеко не так. Любая проблема
имеет свой жизненный цикл. На фазе зарождения
(возникновения) и на фазе становления
она трудно распознается, поскольку масштабы
ее невелики и практически не наблюдается
ответной социальной реакции.7 Но
это не значит, что она не существует. Социальные
действия, связанные с конкретной ситуацией,
возникают на фазе обострения проблемы,
когда приходится иметь дело с ее последствиями
и целенаправленное воздействие на социальные
процессы ограничивается преодолением
негативных результатов развития социальных
событий. В этом случае решение социальных
проблем обходится дорого и с экономической,
и с социальной точек зрения. Поэтому для
эффективного управления социальными
процессами важно проводить их раннюю
диагностику, т.е. исследовать динамику
социального развития с целью обнаружения
диспропорций, нарушения устойчивости
социальной системы. Это позволит обеспечить
приоритет превентивных мер в регулировании
социальных отношений.
Информация о работе Социология социальных проблем и социальная работа