Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:09, курсовая работа
Отсюда у молодежи проявляются тревога, отчаяние, воз-мущение, вандализм, что говорит о наличии социальной напря-женности среди молодых людей, ведущей, в свою очередь, к дальнейшему отчуждению от общества. Неудачи в социальной адаптации молодежи и детей к новым социально-экономическим условиям проявляются в молодежной преступности, наркома-нии, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер.
ВВЕДЕНИЕ
I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С МОЛОДЕЖЬЮ
1.1. Положение молодежи в обществе
1.2. Государственная молодежная политика
II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ОРГАНОВ ПО ДЕЛАМ
МОЛОДЕЖИ
2.1. Система учреждений органов по делам молодежи
2.2. Содержание и формы работы социальных учреждений
органов по делам молодежи
2.3.Содержание и организация социальной работы с молодежью
в сфере досуга
III. СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ
МОЛОДЕЖИ
3.1. Молодежь на рынке труда
3.2. Социальная поддержка безработной молодежи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Содействие занятости и трудоустройству молодежи может быть организовано по нескольким направлениям:
1. Образование молодежи -- проблема комплексная, ее ре-шение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи. Одним из направлений деятельности является содействие допол-нительному образованию молодежи через организацию и функ-ционирование профильных клубов и центров дополнительного образования. Чтобы предотвратить появление новых безработных, необходимо вести систематическую профориентационную работу с абитуриентами, которая должна со-действовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и ситуации на рынке труда.
Для успешной адаптации школьников к трудовой деятель-ности реализуется программа "Путь в профессию", которая призвана сыграть значимую роль в профессиональном самооп-ределении школьника. В ходе реализации программы появля-ется возможность заинтересовать учащихся в профориентации.
Программа "Эффективное поведение на рынке труда" рас-считана уже на более взрослую категорию молодежи (18-23 года), т. е. на выпускников профессиональных учебных заведений. Она предлагает активные формы обучения навыкам эффективного поведения на рынке труда. Основная проблема выпускников не в том, что они получили несоответствующее образование, а в том, что они не умеют грамотно строить отношения с рабо-тодателем при трудоустройстве. Известно, что работодатели охотнее берут на работу коммуникабельных, уверенных в себе, инициативных людей, а самой главное -- умеющих творчески подходить к решению проблем. Данная программа определяет не только практический опыт трудоустройства, но и повышает личные качества молодых людей, т. е. делает их более конкурен-тоспособными на рынке труда.
Реализация данных программ дает молодежи возможность эффективно адаптироваться к современным условиям рынка труда.
2. Содействие профессиональной подготовке молодежи. В системе мер социальной защиты населения от безрабо-тицы важное место занимает право молодежи на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости.
Профессиональная подготовка, переподготовка и повыше-ние квалификации безработной молодежи осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополни-тельного образования, учебных центрах органов службы заня-тости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.
Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации име-ют молодые инвалиды, длительно не работающие граждане (по истечении шестимесячного периода безработицы), уволенные с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности), и др.
Эффективность
системы профессионального
3. Изменение порядка приема молодежи на работу. Ра-ботодатели сегодня предъявляют завышенные требования к молодым специалистам. Многие компании не видят перспектив применения труда подростков и молодежи и относятся к их спо-собностям и возможностям с большим неуважением, не видят для них условий карьерного роста в рамках своего предприятия. Следовательно, основной мерой по социальной поддержке мо-лодежи может стать смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения и др.
Сегодня есть возможность совместить вторичную занятость несовершеннолетних с ориентацией на будущую профессию. При разумной организации данная форма занятости молодежи может быть экономически выгодна компаниям и предприятиям и ориентирована на выполнение социальных функций. Соци-альный эффект от реализации программы вторичной занятости подростков может полностью оправдать экономические затраты на ее реализацию, поскольку приобщение подростков к трудовой деятельности, безусловно, оказывает позитивное влияние.
4. Квотирование мест для молодежи. Для усиления соци-альной защищенности молодых людей в некоторых муниципаль-ных образованиях уже приняты постановления о квотировании рабочих мест для молодежи. Однако вследствие отсутствия закона о квотировании рабочих мест для молодежи социально незащищенным категориям молодых людей не гарантируется получение рабочих мест.
5. Развитие предпринимательской деятельности. В систе-ме занятости молодежи характерной является частичная или скрытая безработица, когда работодатель дает возможность трудиться неполный рабочий день, неделю или официально не регистрирует работника. По мнению многих специалистов, для нормализации ситуации в области занятости населения требуется развитие предпринимательства, особенно в малых городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, способ-ствует деловой активности граждан, в том числе и тех, кто менее конкурентоспособен на рынке труда.
В стратегическом плане речь идет о подготовке поколения людей, способных наращивать финансово-экономические, науч-ные, образовательные, социально-политические, культурные и духовные ресурсы страны. В силу специфики и стратегической важности для будущего страны предпринимательскую подго-товку следует рассматривать как самостоятельную образова-тельную область и развивать по двум направлениям. Первое касается всех без исключения молодых людей и направлено на развитие их способностей, знаний, умений и навыков в проектно-практической деятельности, на формирование предприни-мательского образа. Второе является линией подготовки специа-листов, профессионально занимающихся предпринимательской деятельностью в области промышленного производства, сфере услуг, торговли, рекламы, массмедиа, банковского дела и т. д. и формирующих новые источники ресурсов с целью получения прибыли.
6. Привлечение молодежи к оплачиваемым обществен-ным работам. Элементом поддержки безработной молодежи является финансирование государством общественных работ и привлечение к ним молодежи.
Под общественными работами понимается трудовая де-ятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Право на участие в общественных работах имеют молодые люди, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются молодые безработные, не получающие пособие, и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и професси-ональные особенности человека.
Общественная работа позволяет снизить социальную напря-женность, при этом часть молодых безработных обеспечивается рабочими местами с оплатой труда.
Удельный вес граждан до 30 лет, принимавших участие в общественных работах, составляет в среднем по России около 30%. В основном это люди, впервые ищущие работу и не имею-щие трудовых навыков, однако месячный заработок участника общественных работ очень мал. Объем вовлечения граждан в данную форму занятости зависит не только от финансирования, но и от желания безработной молодежи в ней участвовать.
7. Организация ярмарок вакансий. В целях оказания граж-данам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве в ходе сотрудничества с работодателями служба занятости организует ярмарки вакансий. Данная форма работы дает воз-можность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в ходе непосредственного общения с работодателем выяснить ва-рианты и условия трудоустройства. В последнее время широкое распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки для определенных групп населения (молодежи, инвали-дов, специалистов в определенной сфере трудовой деятельности, высококвалифицированных работников и т. д.).
8. Создание специальных молодежных организаций для ре-шения проблемы занятости. Сегодня социальные предприятия для молодых людей -- реальное явление на молодежном рынке труда. Несмотря на то, что действуют они в различных секторах и отраслях экономики, решаемые ими задачи дают основание выделить данные предприятия в отдельную категорию.
При создании социальных предприятий приходится преодо-левать целый ряд проблем, связанных с неопределенностью их правового статуса. Вместе с тем одной из задач создания данных организаций является выполнение важнейших социальных функций (увести подростков с улиц, снизить напряженность в молодежной среде и др.). Создание рабочих мест для подрост-ков и молодежи дает им возможность сочетать работу с учебой, определиться с выбором профессии, приобрести опыт трудовой деятельности. Организуя подготовку и обучение молодых работ-ников, предприятие как бы включается в реализацию социаль-ной молодежной политики. Поэтому важно создавать и развивать такие механизмы, которые позволили бы молодежи не только зарабатывать, но и учиться новой, интересной профессии, приоб-ретать знания и опыт. Когда подросток приобретет необходимые навыки, сформируется и профессионально, и психологически, он может стать полноценным участником рынка труда.
Применяются разнообразные формы организации рабо-чих мест для учащихся, такие как создание некоммерческих предприятий и организация социальных производств на базе учебных заведений.
9. Правовое регулирование молодежной политики. Необ-ходимость формирования современной законодательной базы в области государственной молодежной политики определяется сохранением, а нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно отражается на социально-эко-номическом и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятель-ности и перспективах ее развития. Предпринимаемые меры по повышению образовательного уровня молодежи, ее трудоуст-ройству, решению жилищных проблем, развитию разносторон-них способностей молодых людей недостаточно эффективны в силу слабой координации этих мер, их частичного характера и недостаточной правовой обеспеченности.
Вышеперечисленные мероприятия являются дополняющи-ми друг друга, и для наиболее оптимального решения проблемы занятости молодежи целесообразно их совместное комплексное и целенаправленное применение. Стратегия мотивации будет эффективной только тогда, когда в ней будут учтены истори-чески сложившиеся условия, национальный характер народов конкретных регионов и республик. Государственные и федеральные социальные программы должны стимулировать создание и преобразование рабочих мест в более перспективных и развитых отраслях экономики, при-влекая для этого не только бюджетные средства, но и средства частных предприятий, инвесторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение я хочу сделать несколько выводов по данной работе:
1. Молодежь занимает важное место в общественных отно-шениях, производстве материальных и духовных благ. Однако ее положение в обществе и степень ее участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и госу-дарства. В настоящее время общество и государство еще не до конца преодолело потребительское отношение к молодежи, что в свою очередь сформировало иждивенческую позицию молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодежи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодежной работы.
2. Задача общества
и государства сегодня - оказывать
всемерную поддержку
3. Важно, чтобы
в учреждениях органов по
4. Для координации
и выработки основных
Информация о работе Содействие занятости и трудоустройству молодежи