Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях и учреждениях образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:55, контрольная работа

Описание

Материалы государственной и ведомственной статистики, результаты многочисленных исследований убедительно свидетельствуют о складывающихся негативных медико-демографических процессах, снижении качества жизни, ухудшении состояния здоровья населения, множестве медико-социальных проблем детей, подростков, семьи.

Содержание

Введение
Характеристика здоровья детского населения и факторов, его обуславливающих.
Специфика медико-социальных проблем семей, имеющих детей
Основные задачи, функции и содержание деятельности специалиста по медико-социальной работе в учреждениях образования
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)


Cодержание

 

Введение

Характеристика здоровья детского населения и факторов, его обуславливающих.

Специфика медико-социальных проблем семей, имеющих детей

Основные задачи, функции и содержание деятельности специалиста по медико-социальной работе в учреждениях образования

Заключение

Литература


Введение

 

Материалы государственной и ведомственной статистики, результаты многочисленных исследований убедительно свидетельствуют о складывающихся негативных медико-демографических процессах, снижении качества жизни, ухудшении состояния здоровья населения, множестве медико-социальных проблем детей, подростков, семьи.

Проводимая государством социальная политика, направляемая на увеличение размера заработной платы, дотаций, стипендий, пенсий, расширение перечня пособий, введение единой системы пособий на детей, создание различных социальных фондов, безусловно, дает определенный социально-экономический эффект. Но он, как правило, кратковременный, т.к. увеличение доходов населения не успевает за галопирующим ростом цен на продукты питания, жилье, жизненно необходимые товары – одежду, обувь, а также бытовые услуги, транспорт и т.д. В результате резко возрастает количество семей социального риска.

Поскольку на сегодняшний день острейшими проблемами современного общества являются социально-бытовая неустроенность, материальная необеспеченность и нуждаемость; отсутствие навыков и культуры здорового образа жизни; рост заболеваемости и инвалидизации; злоупотребление алкоголем, наркотиками, курением; неразборчивость в половых связях, ранняя внебрачная беременность и аборты; эмоциональная неустойчивость, жестокость, суицидальные состояния, следовательно, чрезвычайно необходимо отработка и реализация программ медико-социальной помощи, призванных осуществлять комплексные мероприятия – медицинские, социальные, экономические, правовые, психологические, педагогические, – направленные на преодоление трудных жизненных ситуаций, создания благоприятных условий жизнедеятельности, сохранение и укрепления здоровья.

В связи с этим остро встает вопрос о совершенствовании социальной политики, разработке новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населению не только материальной помощи, но и других видов социальных услуг. При этом данная помощь в первую очередь должна быть оказана самым нуждающимся слоям населения. Одним из важных звеньев такого механизма может стать создание специальной системы медико-социальной помощи населению.

 

Социальная работа позволяет решать широкий круг задач социальной защиты населения. Их число и разнообразие настолько велико, что порой заслоняет основную, конечную цель социальной работы. Поэтому у социальных работников нередко складывается впечатление, что такой целью является благополучие подопечных лиц, т.е. обеспечение минимального или большего бытового комфорта, удовлетворительного питания и предоставление достаточного набора услуг. Однако конечной целью всех усилий является охрана здоровья и жизни обслуживаемых лиц. Без понимания этой цели социальные работники не всегда правильно могут организовать свою работу. Они должны четко понимать, что в основе любой социальной программы должны быть запросы здоровья, т.е. рекомендации гигиены — медицинской науки о здоровье, способах его сохранения и улучшения, о здоровом образе жизни. Отклонения программ от принципа гигиенической обоснованности приводят к их ущербности и снижают их эффективность.

Оттого не случайно, что среди форм социальной защиты населения, предусмотрены медицинские услуги. Причем речь идет не о лечебных манипуляциях и оперативных вмешательствах (это делали и делают учреждения медицинской службы), речь идет о координационной работе, позволяющей охватить необеспеченных и оказавшихся вне общества лиц услугами, которые так или иначе связаны с защитой их здоровья, т.е. речь идет о так называемых социально-медицинских услугах населению. Эта форма социальной работы предусматривает посредничество между учреждениями здравоохранения и населением.

Медико-социальная помощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегративных мероприятий. Это сфера деятельности, виды, направления и организационные формы которой зависят как от политики государства в области охраны здоровья населения, так и от современной концепции здоровья и теорий социальной защиты населения.

Медико-социальная помощь рассматривается как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья различных групп населения. Медико-социальная работа принципиально изменяет характер комплексной помощи в сфере охраны здоровья, предполагая системные медико-социальные воздействия на более ранних этапах развития болезни и социальной дезадаптации, являющихся потенциальными причинами тяжелых осложнений, инвалидности и летального исхода.

 

Цель медико-социальной работы — достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане. Объекты медико-социальной работы — индивидуумы, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы (длительно и часто болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, многодетные и социально проблемные семьи, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, катастроф, больные СПИДом и др.).

 

Особенность медико-социальной помощи состоит в том, что она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей — здравоохранения и социальной работы. Исследования здоровья и болезни проходят по двум направлениям. Согласно медицинскому подходу, человек, имеющий физические или психические изъяны, должен приспособиться к окружающей среде. Для этого он должен пройти процесс медицинской реабилитации, чтобы соответствовать нормам, существующим в обществе. Медицинский подход изолирует людей с ограниченными возможностями, поддерживает общественные стереотипы о невозможности самостоятельного существования данной группы людей вне поддержки профессионалов и добровольных помощников, влияет на законодательство и социальный сервис. Социальный же, или интерактивный, подход базируется на интересах людей с ограниченными возможностями. Согласно данному походу, социальная интеграция должна осуществляться не на условиях людей, обладающих здоровьем, а на условиях людей с ограниченными возможностями. Под воздействием таких гуманных установок будет изменяться не только человек, но и все общество, когда-то принявшее негуманные нормы.

Медико-социальная помощь заключается в решении медицинских, социально-бытовых, психологических, юридических вопросов. Обеспечение инвалидов медикаментами, продуктами питания по льготным ценам, оформление и переоформление документов для направления больного на медико-социальную экспертизу при стойких ограничениях жизнедеятельности и трудоспособности также входят в круг обязанностей медико-социального работника. Больные с ограниченными возможностями должны быть трудоустроены с использованием различных форм организации труда (надомный труд, неполный трудовой день и т.д.).

В компетенцию медико-социального работника входят вопросы, связанные с нетрудоспособностью больных, направленных в санатории из больничных учреждений после хирургического заболевания или оперативного вмешательства, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986—1987 гг.), инвалидов, пострадавших от радиационного воздействия, эвакуированных из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению и других категорий лиц.

Детский подростковый контингент в условиях кризисного развития современного общества становится одной из наиболее социально-уязвимых групп населения. Особенно обостряется эта проблема в связи с ростом числа отрицательно влияющих на подрастающее поколение факторов, формирующих социальный риск, а также отклонений в психическом здоровье, нарушение репродуктивной сферы и др.

Национальным бедствием становится распространение среди детско-подросткового контингента так называемых саморазрушающих форм поведения (наркомании, алкоголизма, курения, токсикомании), инфекций, передаваемых половым путем, СПИДа, безнадзорности и беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, что представляет серьезную угрозу безопасности страны.

 

 

 

Характеристика здоровья детского населения и факторов, его обуславливающих.

 

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет, что «здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, когда органы и системы организма человека уравновешены с окружающей, производственной и социальной средой, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Одной из характеристик состояния здоровья является понятие «общественное здоровье». Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых и состоит общество. Но общественное здоровье нельзя лишь к совокупности показателей здоровья отдельных членов общества. Общественное здоровье – это такое состояние, такое качество общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, нестесненного заболеваниями, физическими и психическими дефектами.

Исследования, проведенные как у нас в стране, так и за рубежом, показывают, что состояние здоровья определяется факторами образа жизни (от 50 % до 55 %), окружающей средой (20-25 %), генетическими факторами (от 15 до 20 %) и организацией медицинской помощи (от 10 до 15%).

 

На основании официальных данных Госкомстата и Министерства здравоохранения можно прийти к выводу, что с начала 90-х годов повышается заболеваемость детей и подростков соматическими, нервно-психическими болезнями и так называемыми социопатиями – туберкулезом, алкоголизмам, наркоманиями и токсикоманиями, а также заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем, увеличивается число детей инвалидов.

С 1990 года по 2003 год отмечен рост показателя заболеваемости: всеми болезнями – на 31,9 %, инфекционными и паразитарными болезнями на 18,6 %, новообразованиями – в 2,3 раза, болезнями эндокринной системы, расстройствами питания, нарушениями обмена веществ и иммунитета – в 2,4 раза, болезнями крови – в 3,2 раза, болезнями нервной системы и органов чувств в 1,6 раза, болезнями системы кровообращения – в 3,6 раза, болезнями органов пищеварения – на 78,1 %, болезнями мочеполовой системы – в 2,3 раза, болезнями кожи и подкожной клетчатки – на 58,8 %, болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани – в 3,5 раза, врожденными аномалиями (пороками развития) – в 2,5 раза, травмы и отравления возросли на 33,8 %. С 1996 года отмечено снижение заболеваемости дифтерией, ветряной оспой, вирусными гепатитами, возросла заболеваемость скарлатиной, коклюшем однако эпидемических вспышек инфекционных заболеваний за последние годы не было отмечено.

Здоровье подростков ухудшается с не меньшей скоростью, чем здоровье детей. С 1991 по 2003 гг. число заболеваний с впервые установленным диагнозом возросло на 50 %. Динамика роста заболеваемости подростков  с 1991 по 1998 гг. по мере убывания прироста заболеваемости выглядит следующим образом: болезни крови – 3,71 раза; болезни мочеполовой системы – в 3,28 раза; болезни эндокринной системы, нарушения обмена веществ и иммунитета – в 3,92 раза; болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани – в 2,91 раза; новообразования – в 2,87 раза; врожденные  аномалии (пороки развития) – в два раза; инфекционные болезни – в 2 раза; болезни системы кровообращения – в 2,1 раза; травмы и отравления – в 1,14 раза.

По данным академика РАМН А. А. Баранова, заболеваемость (в том числе хроническая) увеличилась во всех возрастных группах. Исследования показывают, что только 10 % выпускников школ могут считаться здоровыми. 75 % школьниц имеют хронические заболевания, которые могут сказаться на репродуктивной функции. У 15 % отмечаются нарушения формирование скелета, у 12 % – артериальная гипертензия и гинекологические заболевания, у 10 % – эндокринные расстройства.

По данным научного центра здоровья детей РАМН, в настоящее время у 24,3 % юношей и девушек имеются функциональные отклонения, у 73,4 % – хронические заболевания разной степени тяжести. За последние 10 лет распространенность функциональных расстройств возросла среди учащихся школ на 65 %, школ «нового вида» - лицеев и гимназий – почти на 50%, что связывают неадекватностью нагрузки и возможностями детского организма, состоянием и особенностями его нервно-психической сферы.

В основном увеличилась частота заболеваний сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной, нервной систем, опорно-двигательного аппарата.

По данным всероссийской диспансеризации детей в 2000 году в детских дошкольных учреждениях здоровы – 36,5 %, имеют хроническую патологию 63,5 %; в образовательных учреждениях здоровы – 25,6 %, имеют хроническую патологию 74,4 %. В 2003 году структура детской хронической заболеваемости в детских дошкольных учреждениях была представлена следующим образом: первое место – заболевание глаза; второе – заболевание нервной системы; третье – заболевание костно-мышечной системы; четвертое место – заболевание органов пищеварения; пятое место – заболевание органов дыхания. В образовательных учреждениях: первое место – заболевание нервной системы; второе место - заболевание костно-мышечной системы; третье место – заболевание глаза; четвертое – заболевание органов пищеварения; пятое место – заболевание органов дыхания.

Наблюдается дисгармония физического развития, появились следующие проблемы:

-дефицит массы тела;

-замедление ростовых процессов;

-ювенальные остопинии и остеопорозы (старческие кости – результат  недостатка витаминов);

-ранняя интеллектуальная недостаточность (дефицит йода);   

-задержка полового развития.

Быстро растет количество детей и подростков с нервно — психической патологией — в среднем на 8—12% . У 9,6% младенцев отмечаются явные психические нарушения. А среди дошкольников лишь у 45% отсутствуют признаки болезненных отклонений в психическом здоровье. Распространенность нервнопсихических расстройств среди детей школьного возраста достигает 70—80% . В конце 90-х гг. в Санкт-Петербурге лишь 7 детей из 100 не нуждались в психоневрологической помощи. И в то же время массовые обследования показывают, что за пределами психиатрической помощи оказываются 80% нуждающихся в ней детей и подростков. 63% психически больных детей-инвалидов не осматриваются психиатрами по году и больше. Не ведется никакой профилактической работы с группами риска.

Приходится констатировать факт, что в современных социально-экономических условиях происходит массовая десоциализация детей. 1,5 миллиона детей и подростков школьного возраста находятся за воротами школы. По различным данным, употребление наркотиков детьми и подростками за последние 5 лет возросло в 3—7 раз и охватывает до 20% детей. Преступность детей и подростков за этот же срок возросла в 1,5 раза, а самоубийства — на 30—60%. Среди детей со школьной дезадаптацией 93 — 95% имеют психические нарушения; 50—81% детей и подростков с девиантным и деликвентным поведением страдают теми или иными психическими расстройствами. Среди детей — бродяг не более 6% могут быть признаны психически здоровыми. Растут сроки от начала заболевания ребенка до первичного психиатрического обследования, причем это нередко случается лишь после того, как его задержат как наркомана, бродягу, проститутку, вора.

Информация о работе Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях и учреждениях образования