Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях и учреждениях образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:55, контрольная работа

Описание

Материалы государственной и ведомственной статистики, результаты многочисленных исследований убедительно свидетельствуют о складывающихся негативных медико-демографических процессах, снижении качества жизни, ухудшении состояния здоровья населения, множестве медико-социальных проблем детей, подростков, семьи.

Содержание

Введение
Характеристика здоровья детского населения и факторов, его обуславливающих.
Специфика медико-социальных проблем семей, имеющих детей
Основные задачи, функции и содержание деятельности специалиста по медико-социальной работе в учреждениях образования
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

Семейное неблагополучие часто характеризуется проблемой семейной жестокости, которая служит средством выплеска агрессивности, накопленной под влиянием психотравмирующих условий существования, на наиболее слабых и беззащитных (женщины и дети). Она объясняется также низкой компетентностью в регулировании своих психологических состояний, отсутствием навыков альтернативного снятия отрицательных эмоций.

Таким образом, изучение семей социального риска, позволяет сделать вывод, о наличии множества трудностей и противоречий, возникающих  в процессе их функционирования, обусловленных кризисными явлениями в социально-экономическом положении нашей страны, недостатком или несовершенством социальных, медицинских и других программ, направленных на оптимизацию жизнедеятельности семей.

 

На сегодняшний день острейшей медико-социальной проблемой учеников школ и их родителей является отсутствие навыков и культуры здорового образа жизни. Здоровый  образ жизни – это деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических условий, направленная на сохранение и улучшение, а также укрепление здоровья людей.

Формирование здорового образа жизни – основа мер по индивидуальной первичной профилактике как системе социально-экономических и медицинских мер, предупреждающих возникновение и развитие болезней.

Целью здорового образа жизни является утверждение более разумных форм  поведения по укреплению и сохранению здоровья. Поэтому важнейшей функцией школьной службы медико-социальной помощи - это эффективная пропаганда здорового образа жизни.

Среди основных факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье детей, выделяют следующие:

      Социально-гигиенические – плохие материально-бытовые условия; низкий  уровень общей и санитарной культуры семьи; тяжелые и вредные условия труда родителей, особенно матери; мать или оба родителя являются учащимися, и др.;

      Медико-демографические – многодетность; отсутствие одного из родителей – неполные семьи; возраст матери до 18 лет и старше 40 лет; наличие в семье ребенка с врожденным или наследственным заболеванием, дефектом развития; случаи выкидышей, мертворождения или смерти ребенка, особенно первого года жизни и пр.;

      Социально-психологические – злоупотребление одним или обоими родителями алкоголем, наркотиками, курением; неблагополучный психологический климат семьи; рождение нежеланного ребенка; жестокое обращение с детьми. 

 

Важнейшей медико-социальной проблемой семей имеющих детей, в настоящее время являются нарушения в психическом здоровье, обусловленные следующими факторами:

      неправильное воспитание детей, педагогическая неграмотность родителей;

      патология течения беременности и родов;

      неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;

      начало посещения дошкольного учреждения ребенком в возрасте до трех лет;

      асфиксия в родах;

      госпитализация ребенка;

      злоупотребление родителями алкоголем и наркотическими веществами;

      перегруженность ребенка во внешкольное время;

      неблагоприятный психологический  микроклимат семьи.

 

Отмечается рост отклонений в нервно-психическом развитии у детей, обучающихся в образовательных учреждениях нового типа – лицеях, гимназиях, частных школах, учебных заведениях с расширенным содержанием образования, где резко повышены требования, интенсифицировано обучение, увеличен объем учебной нагрузки по сравнению с базовым учебным планом.

Среди данного контингента учащихся по сравнению с массовой школой,  выявлена  значительная распространенность пограничных нервно-психических нарушений (на 14 - 20% чаще), достигая до 55%. В структуре нервно-психических нарушений доминируют психоастенические состояния (66 - 90%), истероподобные реакции (41 - 63%), психоастения (14 - 42%).

Сегодня в современном обществе появились такие неблагоприятные тенденции, как рост попыток к суицидам, смертности от самоубийств, причем даже в возрастной группе от5 до 9 лет

Как свидетельствуют  материалы ЮНИСЕФ, коэффициент самоубийств в возрастной группе 5 – 14 лет за 1998 год в России составил 7,0 на 100 тысяч населения, а в Белоруссии – 5,0.

Таким образом, это подчеркивает необходимость принятия адекватных мер, в частности, в рамках оказания медико-социальной помощи лицам с кризисным состоянием, а также профилактики суицидального поведения.

Одной из наиболее опасных тенденций в настоящее время становится рост заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП), среди молодежи в возрасте от 15 до 19 лет, а также рост абортов.

Неуклонное  распространение  получает  добрачная  половая жизнь: по данным Минздрава России, сексуальный опыт имеют 48% подростков, причем 35% из них начали половую жизнь в 12 – 13 лет.

Важнейшей медико-социальной проблемой является также рост ранней, в том числе внебрачной беременности, что усугубляется малообеспеченностью, неграмотностью, социальными затруднениями, в частности, являющимися причиной ранней проституции.

Социальным работникам знаком сегодня такой феномен, как несовершеннолетние многодетные матери. Как правило, подобное свидетельствует о наличии врожденных психических патологий или низком интеллектуальном уровне несовершеннолетней, либо испытываемой ею ранней алкогольной зависимости.

Исходя из вышеуказанного можно сделать вывод о наличии серьезных медико–социальных проблем у учеников школ и их родителей, и необходимости их решения в рамках организации активной медико–социальной работы, направленной на улучшение функционирования современной семьи.

 

 

 


Основные задачи, функции и содержание деятельности специалиста по медико-социальной работе в учреждениях образования

 

Мировая практика свидетельствует о том, что социальный работник обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения, поскольку независимо от специализации и места работы он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. Проблема здоровья неотъемлема от других проблем человечества.

Объекты медико-социальной работы в школе – различные контингенты лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы (длительно и часто болеющие, социально дезадаптированные, дети-сироты, многодетные и асоциальные семьи, инвалиды и др.), взаимно потенциирующие друг друга, решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами, численность которых неуклонно растет, одинаково тяжела и малоэффективна и для медицинских работников, и для специалистов по социальной работе, поскольку они неизбежно сталкиваются с кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной узкопрофессиональной деятельности.

Особенность медико-социальной работы состоит в том, что она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей – здравоохранения и социальной защиты населения. Медицинские работники на практике выполняют ряд функций социальных работников. Социальные работники очень часто имеют дело с клиентами, страдающими психической и физической патологией, должны иметь соответствующие медицинские знания, навыки и умения.

Необходимо четкое разграничение функций медицинских и социальных работников.

Обобщенные специальные функции можно разделить на три группы:

      медико-ориентированные,

      социально-ориентированные и

      интегративные.

К медико-ориентированным функциям прежде всего относятся такие:

      оказание медицинской помощи и уход за больными;

      оказание медико-социальной помощи семье;

      медико-социальным патронаж различных групп;

      оказание медико-социальной помощи хронически больным;

      санитарно-гигиеническое просвещение;

      информирование клиента о его правах на медико-социальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем и др.

Социально-ориентированные функции:

      обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи;

      содействие в предупреждении общественно опасных действий;

      оформление опеки и попечительства;

      участие в проведении социально-гигиенического мониторинга;

      информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты;

      содействие клиентам в решении социально-бытовых и жилищных проблем, получение пенсий, пособий, выплат;

      семейное консультирование и семейная психокоррекция;

      коммуникативный тренинг, тренинг социальных навыков и др.

К интегративным функциям относятся:

      комплексная оценка социального статуса клиента;

      содействие  выполнению профилактических мероприятий социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья на индивидуальном, групповом и территориальном уровнях;

      формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни;

      планирование семьи;

      проведение медико-социальной экспертизы;

      осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;

      социально-правовое консультирование;

      участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях;

      обеспечение преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем клиентов и др.

 

Медико-социальную работу можно условно разделить на профилактическую и патогенетическую.

Медико-социальная работа, имеющая профилактическую направленность, - это предупреждение социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни; обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья; участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях; социальное администрирование; обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

Медико-социальная работа, имеющая патогенетическую направленность, предусматривает организацию медико-социальной помощи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.

Таким образом, медико-социальная работа имеет много общего с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не превышает пределы своей компетенции, не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое ограничение сфер ответственности.

Медико-социальная работа в учреждениях образования включает в себя комплекс взаимосвязанных мероприятий – медицинских, социальных, экономических, правовых, психологических, педагогических – по оказанию помощи нуждающимся учениками и их родителям, направленной на преодоление жизненных трудностей, создание благоприятных условий жизнедеятельности, сохранение и укрепление здоровья (физического, психического, нравственного).

Основными функциональными обязанностями социального медика в школе являются:

      выявление и учет семей медико-социального риска, выделение из них семей высокого социального риска (семьи алкоголиков, наркоманов, детей-инвалидов, юных матерей, матерей-одиночек и др.);

      изучение потребностей данных семей в конкретных видах медико-социальной помощи;

      осуществление медико-социального патронажа, выявление факторов риска с последующей передачей этих сведений медицинским или педагогическим работникам;

      оказание содействия семьям в решении их социально-бытовых проблем, в т.ч. жилищных, материальных, условий труда, в устройстве детей в дошкольные учреждения, интернаты и др.;

      оказание консультативной, в т.ч. педагогической, психологической помощи семьям социального риска;

      проведение социально-правовой помощи (активное разъяснение прав и обязанностей данных семей, а также социальных льгот, предоставляемых государством, и др.);

      организация и контроль за получением детьми раннего возраста бесплатного питания и лекарственного обеспечения, других льгот;

      оказание помощи семье в воспитании детей;

      проведение совместно с медицинским персоналом санитарно-просветительной работы по гигиеническому воспитанию детей, пропаганде здорового образа жизни;

      осуществление мероприятий по планированию семьи;

Информация о работе Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях и учреждениях образования