Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:55, контрольная работа
Материалы государственной и ведомственной статистики, результаты многочисленных исследований убедительно свидетельствуют о складывающихся негативных медико-демографических процессах, снижении качества жизни, ухудшении состояния здоровья населения, множестве медико-социальных проблем детей, подростков, семьи.
Введение
Характеристика здоровья детского населения и факторов, его обуславливающих.
Специфика медико-социальных проблем семей, имеющих детей
Основные задачи, функции и содержание деятельности специалиста по медико-социальной работе в учреждениях образования
Заключение
Литература
организация взаимосвязи и взаимопомощи в работе различных учреждений и ведомств (муниципальной службы, службы социальной защиты населения, здравоохранения, образования, органов правопорядка и др.) по оказанию медико-социальной помощи населению;
внесение предложений, направленных на совершенствование законодательных актов по социальным вопросам, на развитие службы медико-социальной помощи;
ведение учетно-отчетной документации (дневника патронажных помещений, паспорта семьи и др.).
Основными задачами медико-социальной службы в школе являются:
Медико-социальный патронаж в семьи, выявление в них лиц, имеющих факторы социального риска и нуждающихся в медико-социальной защите и поддержке.
В группу нуждающихся в особом наблюдении специалиста по социальной работе выделяют семьи, имеющие, прежде всего, следующие факторы риска:
- многодетность семьи;
- плохие материально-бытовые условия, наличие психических заболеваний у одного из родителей;
- алкоголизация родителей или употребление ими наркотических веществ;
- высокая степень конфликтности между членами семьи;
- низкая медицинская и социальная активность членов семьи;
- жестокое обращение родителей с ребенком, направленное использование ребенка в корыстных целях и др.
Специфика работы с детьми и подростками и с самими семьями данного типа состоит, в первую очередь, в необходимости активно посещать их на дому, желательно совместно со школьным социальным педагогом или психологом.
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
- диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
- контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнение родителями рекомендаций.
Исходя из интересов ребенка, социальный медик совместно с правоохранительными органами ведет открытый контроль за ходом реабилитационных мероприятий, оказывает необходимое директивное воздействие в случае низкой реабилитационной активности семьи, в том числе прибегают к карательным мерам, выступая, например, инициатором лишения родителей прав на воспитание ребенка.
Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.
С запланированной периодичностью проводятся патронажи семей, имеющих конкретные проблемы. Например, неоднократно посещаются семьи, воспитывающие детей-инвалидов, с целью помочь преодолеть психотравмирующую ситуацию рождения больного ребенка, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов (оформление инвалидности), освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребенка.
Регулярные патронажи проводятся в отношении неблагополучных семей и, прежде всего, асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Оказание медико-психологической помощи на основе индивидуального подхода с учетом особенностей личности, в том числе и путем анонимного приема;
Гигиеническое (включая половое) воспитание, обеспечение мероприятий по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни, ориентации на здоровую семью;
Индивидуальная, групповая и коллективная санитарно-просветительская работа, пропаганда мер профилактики, направленных на формирование потребности в здоровом образе жизни и ориентирующих молодых людей и их родителей на осознание вреда «рисковых» или так называемых «саморазрушающих» форм поведения для здоровья и развития (табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркомания, таксикомания, ранняя сексуальная активность, правонарушение несовершеннолетних, бродяжничество и т.п.);
Оказание индивидуальной или опосредованной социально-правовой помощи детям, подросткам, семье по защите их прав и законных интересов в соответствии с действующим законодательством.
Для эффективного решения медико-социальных проблем специалист по медико-социальной работе в школе должен уметь применять простые и понятные технологии, обеспечивающие в условиях семьи санитарно-гигиеническое просвещение и нравственное (включая половое) воспитание детей, подростков, родителей.
Специалист по социальной работе обеспечивает связь с органами социальной защиты населения правоохранительными органами, службами опеки и попечительства, учебно-воспитательными учреждениями, участвует в «социальном патронаже», разрабатывает индивидуальную программу работы с семьей, подростками (В приложении к реферату приведена структурно-функциональная модель работы медико-социально-
Заключение
В современных условиях усугубления социальных проблем в нашей стране, ухудшения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне. Возникла необходимость создания новых механизмов, форм и методов медико-социальной помощи населению, как новых социальных технологий, которые обеспечат гражданам предоставление комплексных социальных услуг.
Мировая практика свидетельствует о том, что социальный работник обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения, поскольку (независимо от специализации и места работы) он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья.
Организация медико-социальной помощи в школе направлена на оказание одновременно социальных и медицинских услуг с позиции современной концепции здоровья – обеспечения физического, духовного и социального благополучия детей и их родителей.
Кроме того, деятельность специалиста по социальной работе по решению медико-социальных проблем детского населения основывается на преемственности и взаимосвязи с различными социальными субъектами: Управление здравоохранения, а также лечебно-стационарные и лечебно-профилактические учреждения всех типов, управление по социальным вопросам, в частности отдел семьи и детства, управление внутренних дел и отдел профилактики правонарушений несовершеннолетних, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, управления образования (отдел охраны детства, психологическая служба, учреждение дополнительного образования, учреждения для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей).
В целом, эффективная деятельность специалиста по социальной работе в решении медико-социальных проблем детского населения должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, их социальную и правовую защиту и поддержку, профилактику и снижение заболеваемости, выявление факторов риска, осуществление гигиенического воспитания, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Сегодня чрезвычайно необходимо разработка и реализация программ медико-социальной помощи, призванных осуществлять комплексные мероприятия по профилактике заболеваний, укреплению здоровья, формированию навыков и культуры здорового образа жизни, снижению вероятности влияния неблагополучных факторов на здоровье.
Медико-социальная работа, которую проводит социальный работник, — это реальное воплощение медико-социальной защиты населения. Она направлена на оказание конкретной помощи людям, в ней нуждающимся.
1. Баранов А.А. Профилактические технологии в педиатрии: научные и практические проблемы//Педиатрия 2003 №5
2. Гончаренко В.Л. Совершенствование управления социальной работой и повышение эффективности медико-социальной помощи // Здравоохранение Российской Федерации, 1998 № 3,
3. Гребешева И.И. Основы планирования семьи и здорового образа жизни: образовательная программа Российской ассоциации // Планирование семьи., М., 1997. С.18.
4. Жуковская В.М. Трофимова И.Н.// Вопросы статистики. 2001 №3
5. Кургузов В.Г. Социально-медицинские аспекты работы с население групп риска. М., 2000.
3 Лисицин Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. М. 2002.
6. Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. – М.: Наука, 1999.
7. Матрос Л.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья. М. 1992
8. Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России. 1995. № 3-4.
9. Медико-социальная работа / Российская энциклопедия социальной работы. – М., 1997.
10. Методические рекомендации Минздрава РФ по организации региональной суицидологической службы. М. 1998.
11. Михайлова Р.Ю. Взаимосвязь экономического положения современной России с уровнями смертности, продолжительности жизни и показателей здоровья населения// Педиатрия №3 2003
12. Основы социальной работы: Учебник/отв. ред.проф.П.Д.Павленок. – М.:ИНФРА-М, 2003
13. Технологии социальной работы: Учебник/под общ. ред.проф.Е.И.Холостовой. – М.:ИНФРА-М, 2003
14. Черносвитов Е.В. Социальная медицина: Учебное пособие – М.: ВЛАДОС, 2000
15. Элланский Ю.Г. Словарь по социальной медицине, организации здравоохранения, медицинскому страхованию, Ростов-на-Дону. 1995
25