Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях и учреждениях образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:55, контрольная работа

Описание

Материалы государственной и ведомственной статистики, результаты многочисленных исследований убедительно свидетельствуют о складывающихся негативных медико-демографических процессах, снижении качества жизни, ухудшении состояния здоровья населения, множестве медико-социальных проблем детей, подростков, семьи.

Содержание

Введение
Характеристика здоровья детского населения и факторов, его обуславливающих.
Специфика медико-социальных проблем семей, имеющих детей
Основные задачи, функции и содержание деятельности специалиста по медико-социальной работе в учреждениях образования
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

 

Ухудшение здоровья детей приводит к таким негативным явлениям как потеря жизненной активности, нарушение сна, поведенческие отклонения, наркомания и токсикомания, алкоголизм, сексуальные аномалии.

Достоверным показателем ухудшение здоровья населения является большое число инвалидов в стране и рост их числа. Наибольшее число детей-инвалидов – в возрасте от 5 до 15 лет. Среди причин способствующих возникновению инвалидности у детей,  основными являются следующие:

1.                  Ухудшение экологической обстановки;

2.                  Рост детского травматизма;

3.                  Неблагоприятные условия труда женщин;

4.                  Высокий уровень заболеваемости беременных;

 

 

 

Специфика медико-социальных проблем семей, имеющих детей

 

Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной ответственностью и обязанностями друг перед другом, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей (сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста). Семья, кроме того, сильнейший источник эмоциональных реакций, обеспечивающий человеку в благоприятном случае поддержку, понимание, рекреацию.

В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому социально-экономический кризис, охвативший нашу страну, кардинально изменил все стороны жизнедеятельности семьи. Резко выросло количество так называемых «кризисных семей», не справляющихся с трудностями в социально-экономическом плане жизни. При этом выделяют семьи, относящиеся к группе риска, то есть семьи, которые в силу объективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты, в частности, в организации эффективной медико-социальной работы, включающей в себя комплекс взаимосвязанных мероприятий – медицинских, социальных, экономических правовых, психологических, педагогических, направленных на преодоление жизненных трудностей семьи, создание благоприятных условий ее жизнедеятельности, сохранение и укрепление здоровья (физического, психического, нравственного).

В целях сохранения и развития социальных функций семьи государство разрабатывает и реализует семейную политику, которая включает в себя две основные задачи: с одной стороны, она направлена на стабилизацию положения семьи, создание реальных предпосылок положительной динамики процессов ее жизнеобеспечения, а с другой — на формирование эффективной системы социальной защиты социально уязвимых семей. В этих целях в республике внедряется ряд программ общенационального масштаба: «Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь», Перспективный национальный план по выполнению Закона Республики Беларусь «О правах ребенка», национальная программа «Дети Беларуси» на 2001—2005 годы в составе пяти подпрограмм: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Совершенствование социальной защиты семьи и детей», «Детское питание», а также Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Важным звеном в целостной системе мер, направленных на улучшение положения семьи и детей, являются региональные программы «Семья», утвержденные во всех областях республики.

 

Деятельность по укреплению и социальному оздоровлению семьи органы социальной защиты, как правило, стремятся осуществлять в тесном союзе со школьными и внешкольными детско-подростковыми учреждениями, учреждениями культуры, спортивными организациями и т.д.

Реформирование политической и экономической системы общества повлияло на уровень жизни семьи, на возможность выполнения ею своих функций, на ее жизнеспособность в целом. Семья, являясь основным институтом развития и социализации ребенка, испытывает на себе воздействие как позитивных, так и негативных процессов, происходящих в обществе.

Так, статистические данные свидетельствуют о том, что в республике распадается более 2/3 всех заключенных браков (для сравнения отметим, что в начале 90-х годов распадалась только 1/3 часть).

Хотя количество бракоразводных процессов несколько сократилось, однако в результате разводов ежегодно около 40 тысяч детей остаются без одного из родителей. Развод становится одной из основных причин широкого распространения в обществе неполных семей, преимущественно материнских. Во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов таких семей появляются сложные социально-психологические проблемы как у родителей, так и у детей. Зачастую дети после развода родителей испытывают угнетенность, обиду и чувство собственной неполноценности, а у женщин возникает чувство вины перед детьми, начинает доминировать гиперопека по отношению к ним или, наоборот, вымещение на них обиды за неудавшуюся семейную жизнь. Кроме того, значительную сложность представляют затруднения в правильной полоролевой идентификации и ориентации детей. К этому в ряде случаев добавляется неадекватное отношение окружающих к неполной семье как к чему-то ущербному.

При определенном стечении обстоятельств неполная семья становится благоприятной почвой для формирования отклоняющегося поведения у несовершеннолетних. Исследования показывают, что каждый третий подросток-правонарушитель воспитывался в неполной семье.

Падение социального престижа семьи, снижение родительской ответственности за судьбы детей, наличие конфликтных ситуаций и фактов аморального поведения родителей, жестокого обращения и различных форм насилия по отношению к детям, низкий культурно-образовательный и профессиональный уровень родителей, материально-бытовые трудности и т.д. — все это может выступать источниками роста преступности в детской среде. Многие подростки являются свидетелями аморального поведения в семье: видят злоупотребление спиртными напитками 15%, ссоры и драки 30%, жестокое обращение 3,5%. У 14,6% несовершеннолетних правонарушителей один из родителей был ранее судим, у 5,3% — один или оба родителя лишены родительских прав. В последнее время наблюдаются факты вовлечения несовершеннолетних в криминогенную сферу, что способствует росту числа несовершеннолетних преступников.

Как видим, наблюдается значительный рост юношеской и подростковой преступности: за 10 лет их количество увеличилось на 1100 человек, что составило 26%.

По данным Министерства труда и социальной защиты сегодня в Беларуси насчитывается более 30 тыс. детей, лишенных родительской опеки. Из них свыше 90% — социальные сироты, которые и становятся объектами социальной защиты, обитателями детских домов и интернатов.

Особым объектом системы социальной защиты являются многодетные семьи, имеющие трех и более детей. Месячный доход большинства такого типа семей ниже прожиточного уровня.

При этом следует учитывать, что (по данным социологических исследований) 82% белорусских семей тратят деньги в основном на питание, одежду и обувь. Свыше 10% — «денег хватает лишь на скромное питание», 1,9% — «случается живем впроголодь» и только лишь 5,7% — могут позволить себе все, что желают. Экономические трудности существенным образом отражаются на детях, т.к. в семьях сокращается потребление крайне важных продуктов питания, необходимых для нормального физического и психического развития ребенка (овощей, фруктов, мяса, рыбы и т.д.), что в свою очередь приводит к росту уровня заболеваемости. По данным Министерства труда и социальной защиты за последние 10 лет заболеваемость детей выросла на 35%, число абсолютно здоровых детей уменьшилось с 60% до 21%, а удельный вес детей, имеющих хроническую патологию, соответственно возрос с 10% до 22%. Особую озабоченность вызывает рост случаев рака щитовидной железы: он достиг 3 случаев на 100 тысяч детского населения (в странах Европы этот показатель не превышает 0,5 случая на 100 тысяч детей).

 

Как правило, объектом деятельности социального медика в школе являются семьи социального риска, а именно:

      малообеспеченные семьи; 

      семьи  с избыточной иждивенческой нагрузкой; 

      молодые и неполные семьи; 

      семьи, воспитывающие детей-инвалидов;

      семьи  инвалидов; 

      семьи  безработных;  

      семьи беженцев и вынужденных переселенцев; 

      семьи, в которых родители находятся в местах лишения свободы.

Неполные семьи характеризуются обилием медико-социальных проблем, обусловленных, в первую очередь, малообеспеченностью. Доход женщины, как правило, ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания.

В результате значительно снижается покупательная способность семьи, сокращается потребление основных продуктов питания, обеспечивающих полноценный рост и развитие ребенка, что в свою очередь негативно отражается на его физическом и психическом состоянии. Неправильное питание, несоблюдение принципов здорового образа жизни, невыполнение санитарно-гигиенических требований, неблагоприятные жилищно-бытовые условия, низкое качество материнского/отцовского ухода в следствии нехватки времени и перегруженности работой, все это характеризует неполные семьи, как семьи социального риска, нуждающиеся в организации эффективной медико-социальной работы.

Социально-медицинские проблемы в неполных семьях усугубляются психологическими трудностями, присутствующими во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов семьи. Это обида, угнетенность, чувство неполноценности детей в после разводной ситуации, чувство вины родителей, приводящее к гиперопеке или, наоборот, заброшенность детей, обусловленная  чрезмерной занятостью единственного родителя, берущего на себя чрезмерную трудовую нагрузку. Самая большая сложность в такой семье – затруднения в правильной полоролевой идентификации и ориентации детей.

В неполной семье ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам, и возможно тоже к распаду семьи.

В настоящее время стали распространены новые категории неполных семей: неполные расширенные семьи, образующиеся в результате гибели родителей малолетних детей, нахождения родителей в тюрьме, лишения родительских прав, пьянства, в связи с чем, прародители вынуждены брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов, ряд сложностей, вызванных плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности.

Многодетные семьи сегодня составляют незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов, либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности). Все многодетные семьи распределяются на 3 категории:

1.      семьи, многодетность которых запланирована, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи. Такие семьи испытывают трудности, обусловленные малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей, состоянием их здоровья;

2.      семьи, образовавшиеся в результате второго и последующего браков матери (реже – отца), в которых рождаются новые дети;

3.      неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких семей особенно остро нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, зачастую отказываются поместить ребенка с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат, что, безусловно, заслуживает одобрения, но порождает чрезвычайные трудности, связанные с воспитанием такого ребенка.

Уход за ребенком-инвалидом часто не совместим с другой деятельностью, поэтому мать, как правило, бывает вынуждена оставить работу или перейти на другую работу, более свободную по графику, ближе к дому, но нижеоплачиваемую. Количество разводов в таких семьях намного выше – отцы чаще не в состоянии выдерживать постоянные трудности и уходят из семьи.

Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной реабилитирующей и развивающей помощи, иногда ведут практически биологическое существование, не получая тех навыков и умений, которые помогут им хотя бы в самообслуживании, если не в трудовом самообеспечении. Исследования показывают, что в семьях с детьми-инвалидами, получающими даже элементарную помощь специалистов по социальной работе, ситуация складывается не столь безнадежная.

Не относится официально к группе риска, но тоже может нуждаться в помощи полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социального или семейного неблагополучия.

К факторам социального неблагополучия семей можно отнести следующие:

1.      финансово-экономические и жилищные факторы (низкая заработная плата родителей, низкий прожиточный минимум, безработица, социально-бытовая неустроенность и т.д.);

2.      асоциальные факторы (алкоголизм, наркомания, проституция родителей, отсутствие навыков и культуры здорового образа жизни родителей);

3.      психолого-этические факторы (жестокость, грубость, конфликтность, эгоизм, неуравновешенность родителей, психолого-педагогическая неграмотность);

4.      медицинские факторы (проблемы детской заболеваемости, а также различных отклонений в физическом и психическом здоровье родителей).

К факторам семейного неблагополучия относится нестабильность семейного образа жизни, выражающаяся, прежде всего, в возрастании числа разводов. Нестабильность семейной жизни проявляется также в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару. Сегодня во многих странах наблюдается второй демографический переход от малодетной к преимущественно однодетной семье, что вызвано, в первую очередь, социальными причинами. На фоне общего сокращения рождаемости происходит рост числа внебрачных детей. Сегодня родители почти каждого пятого ребенка в нашей стране не состоят в зарегистрированном браке. Отчасти это можно объяснить ослаблением моральных норм и более либеральным отношением к внебрачным детям. Кроме того, такое явление можно охарактеризовать, как стремление минимизировать семью в условиях кризиса: мужчины не считают себя обязанными связывать свою жизнь с женщиной и своим ребенком.

Информация о работе Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях и учреждениях образования