Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:22, курсовая работа
Понятие <методология> в современной российской социологии отражает известную трехуровневую концепцию структуры социологического знания. Первый из них акцентирует внимание на логико-гносеологической функции общих социологических теорий. Второй подчеркивает значение специальных социологических теорий как прикладной логики исследования отдельных сфер социальной жизни, основных социальных институтов. Применительно к эмпирическому уровню чаше идет речь не о методологических принципах и представлениях, а только о методических приемах, правилах сбора и анализа эмпирических данных, которые обозначают понятиями <методика, техника, процедуры>
Другой пример, В последние
годы расширяется сфера приложения
социологического знания инженерного
уровня: существенно активизируются
оперативные массовые опросы общественного
мнения в сфере политики, и особенно
электорального поведения, развиваются
маркетинговые исследования. Этот круг
общественных потребностей вызвал к
жизни множество частных
Казалось бы, положительные
эффекты этого процесса гарантированы
разделением труда и
Можно привести и другие примеры, подтверждающие неустойчивый и противоречивый характер переходной ситуации в методологической проблематике. Ясно, что дальнейшее ее развитие зависит не только от внутринаучных процессов и усилий социологического сообщества, но и от внешних по отношению к науке общеполитических и экономических факторов. Поэтому попытаемся зафиксировать те положительные тенденции в области методологии, которые в случае успешности дальнейшего демократического развития России могут способствовать и успеху отечественной социологии.
Активизация методологической
рефлексии сегодня развивается
в тех же основных направлениях,
которые были характерны и для <хрущевской
оттепели>: переводы классических и
современных работ ведущих
Начиная с 90-х гг., были переведены и изданы работы П.Сорокина, М.Вебера, Э. Дюркгейма, В. Зомбарта, а также авторов более позднего периода - К Поппера, Р Арона, Г. Маркузе, П. Бурдье; специализированные сборники переводов, отражающих состояние американской социологической мысли: Т. Парсонс, Дж. Мид, Р Мертон и другие.
После ликвидации обязательных
курсов и кафедр марксизма-ленинизма
в системе высшего и среднего
общего и специального образования
начинает формироваться преподавание
социологии. Появляются новые факультеты
социологии в университетах и
педагогических институтах, межфакультетские
кафедры в технических вузах.
Социологию начинают преподавать в
техникумах и технических училищах,
в школах. Методологические аспекты
социологического знания включаются в
учебники различных уровней и
типов: для будущих специалистов-
Первые такие учебники, пособия, монографии уже изданы, значительная их часть подготовлена в рамках программы <Обновление гуманитарного образования в России>, осуществленной в 1992-1994 гг. институтом <Открытое общество> на средства известного мецената Дж. Сороса, и в других программах. В их числе и книги по методологии (Г.С. Батыгин [11], И.Ф. Девятко [27], А.И. Кравченко [51], <Очерки по истории теоретической социологии XIX-начала XX века> [78], Н. Смелзер [89], С.С. Фролов [100], М.С. Комаров [47]). В ближайшие годы можно ожидать (при сохранении сложившейся ориентации на расширение преподавания социологии) появления новой волны учебников, разнообразных по читательскому адресу, тематической направленности, дидактическим решениям, стилю изложения материала и т.д.
Особенностью методологической
рефлексии в отечественной
Сторонники крайних позиций неутомимо ищут и оглашают аргументы в пользу предпочтительного для них направления. Не вдаваясь в подробности, приведем для заинтересованного читателя публикации, отражающие ход этой дискуссии (О.М. Маслова [57], В.Б. Якубович [116], В.Ф.Журавлев [35], В.А.Ядов [114], Г.С.Батыгин, И.Ф. Девятко [13], С.А. Белановский [14]). Три года спустя после начала этой дискуссии, когда страсти несколько поутихли, стали различимы некоторые наиболее важные ее предпосылки, связанные с особенностями исследовательской ситуации в отечественной методологической культуре.
Проблемы соотношения количественной и качественной социологии по-разному существовали и осмысливались в теоретической и эмпирической советской социологии. Например, в упоминавшихся выше докладах по методологии, представленных на VII Международный социологический конгресс (1970 г.), присутствует и доклад Г.М.Андреевой <К вопросу об отношениях между микро- и макросоциологией>[9] [21], где дается обстоятельный анализ теоретических источников качественной социологии. Восемь лет спустя был опубликован перевод коллективной монографии английских феноменологов [74], содержащий острую критику ограниченности познавательных возможностей позитивистской социологии, правда, без особо убедительных альтернативных предложений.
В рамках теоретического направления <критика буржуазной социологии> появлялись публикации, посвященные историческим и междисциплинарным предшественникам качественной социологии, ее основателям и последователям (И.С.Кон [48], Е.В. Осипова [76], Л.Г.Ионин [37], В.Дильтей [28]). В некоторых учебниках по методологии присутствовали разделы, посвященные качественной социологии (Р.Пэнто, М.Гравитц [83]), в позитивистски ориентированных учебниках приводилось описание неформализованных разновидностей методов сбора и анализа данных, используемых в качественной социологии.
Однако все эти обстоятельства не имели сколько-нибудь значимого влияния на методологию эмпирических исследований. Разрыв между теоретическим и эмпирическим уровнями социологии, традиционный для российской социологии XIX в., сохранялся и в советской социологии.
Открытие и освоение методологических
принципов качественной социологии
для социологов-эмпириков в
Развитие маркетинговых исследований привело к широкой популярности метода группового фокусированного интервью (<фокус-группы>), который удачно дополнил традиционные методы массовых опросов потребителей.
Особенностью этого процесса
было активное сотрудничество российских
и зарубежных социологов, что существенно
активизировало и ускоряло освоение
качественной методологии. При этом
эмпирическая практика не только предшествовала
осмыслению теоретических оснований,
но и стимулировала
Некоторые общие выводы. Методологические проблемы социологии относятся к числу глубинных внутринаучных ее характеристик, относительно менее доступных для непосредственного воздействия политической конъюнктуры и идеологической манипуляции.
История методологической рефлексии
в российской социологии убедительно
показывает, что каждый раз, когда
состояние социальной системы возвращается
к норме, допускающей существование
социологии, ее возрождение начинается
с ревизии методологических принципов,
которая соединяет
Методологическая рефлексия
имеет в российской социологии глубокие
исторические традиции, обусловленные
положением общественных наук в обществе
и уровнем их развития. Как теоретическая,
так и эмпирическая методология
формировались в постоянном взаимодействии
гносеологических принципов естественнонаучного
и социального познания. В различные
периоды внимание научного сообщества
к этим направлениям было неодинаковым,
но, в конечном счете, способствовало
формированию более высокого уровня
профессионального
Современная ситуация в рассматриваемой
здесь области, на наш взгляд, очень
точно характеризуется
История науки в целом
свидетельствует, что такое состояние
методологии сопутствует
Вместе с тем история развития методологии и методов социологии свидетельствует об устойчивом обогащении и совершенствовании их эвристического потенциала. Это обстоятельство столь очевидно, что позволяет оставаться на позициях умеренного оптимизма.
Список литературы
1. Алчевская Х.Д. Что читать народу? СПб., 1884. Т. 1; 1889. Т. 2; 1906. Т. 3.
2. Алъмодовар Ж. П. Рассказ о жизни и индивидуальная траектория: сопоставление масштабов анализа // Вопросы социологии. 1992. Т. 2. № 2.
3. Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994.
4. Андреева Г.М. Современная
буржуазная эмпирическая
5. Андреенков В. Г., Маслова О.М. Эмпирический базис социологической науки: проблемы качества// Социологические исследования. 1987, № 6.
6. Андреенков В. Г., Сотникова Т.Н. Телефонные опросы населения. (Методические рекомендации по проведению выборочных массовых опросов). М.: ИСИ АН СССР, 1985.
7. Анский С. Народ и книга. (Опыт характеристики народного читателя). М., 1913.
8. Афанасьев В. Г. Социальная
информация и управление
9. Бади Б.Ш., Малинкин А.Н. Уровни <практического сознания> и стиль жизни: проблема интерпретации ответов респондента // Социологические исследования. 1982, № 3.
10. Банк Б., Виленкин А. Рабочий читатель в библиотеке. М.- Л.: Работник просвещения, 1930.
11. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995.
12. Батыгин Г. С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М.: Наука, 1986.
13. Батыгин Г. С., Девятко И. Ф. Миф о <качественной> социологии // Социологический журнал. 1994, № 2.
14. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. (Учебно-методическое пособие). М.: Наука, 1993.
15. Биографический метод в социологии: история, методология, практика / Ред. колл.: В.В.Семенова, Е.Ю.Мещеркина. М.: Институт социологии РАН, 1993.
16. Болтунов А. П. Метод анкеты в педагогическом и психологическом исследовании. М., 1916.
17. Бургос М. История жизни. Рассказывание и поиск себя // Вопросы социологии. 1992. Т. 2. № 2.