Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:04, курс лекций
Современная социология как наука образовалась не на пустом месте, ей предшествовали многие столетия поисков истины, о том, что такое человеческое общество, и какое место занимает в нем человек. Действенность социологии опирается на широкий резонанс результатов, понятное объяснение актуальных проблем повседневной жизни.Эта наука возникает в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. В середине первого тысячелетия до н.э. осознание неизбежности социального неравенства вылилось в концептуальное обоснование его необходимости.
1. Современная социология как наука образовалась не на пустом месте, ей предшествовали многие столетия поисков истины, о том, что такое человеческое общество, и какое место занимает в нем человек. Действенность социологии опирается на широкий резонанс результатов, понятное объяснение актуальных проблем повседневной жизни.Эта наука возникает в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. В середине первого тысячелетия до н.э. осознание неизбежности социального неравенства вылилось в концептуальное обоснование его необходимости. На Востоке критическое переосмысление социальных установок, заложенных в мифологическом сознании, было осуществлено в учениях Будды, Конфуция, Заратустры, ставших рациональным оправданием, а затем и религиозно-этической опорой, поддерживающей социальную стабильность в преодолевшем первобытную неструктурированность обществе.На Западе социальная мысль достигла своего апогея в Афинах V-IV вв. до н.э. в творчестве Сократа, Платона и Аристотеля, в учениях которых оформились два важнейших направления, взаимодействовавших на протяжении всей истории социальной мысли. Первое - выдвигает и обосновывает идею приоритета общего, общественного интереса. Оно представлено, прежде всего, учением Платона, рассматривающим эту идею в знаменитом труде «Государство». У Платона общество уподобляется «огромному человеку». Трём началам человеческой души (разумному, яростному и вожделеющему) в идеальном государстве аналогичны тоже три начала (совещательное, защитное и деловое), которым в свою очередь соответствуют три сословия - правители, воины и производители (ремесленники, земледельцы). Справедливость, по Платону, состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом. Неравенство с помощью «благородного вымысла» обосновывается как естественное, исходно предопределенное: хотя все люди рождены землей, но у одних примешано золото, значит, они должны править; у других - серебро, и посему они становятся воинами; у третьих примешаны железо и медь, они призваны быть производителями. Все сословия служат сохранению единства, стабильности общества. Государство, полагал Платон, должно не потакать амбициям отдельных, пусть сильных, личностей, а подчинять всех членов общества служению делу его сохранения. В идеальном государстве социальное неравенство является средством поддержания социальной стабильности, но отнюдь не получения выгоды высшими слоями. «Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная личность, и даже не класс, а только все общество, все государство в целом. Утопия Платона - не теория индивидуальной свободы граждан, а теория тотальной свободы - свободы государства в его совокупности, целостности, неделимости». 1. Целостность государства у него основана на тотальной ответственности неравных друг другу членов общества за судьбу этого государства.Второе направление отстаивает идею приоритета интереса личности, индивида. Оно развивалось Эпикуром, киниками, Аристотелем. Последний критикует «Государство» Платона, отстаивая приоритет индивидуальных интересов и защищая право личности на индивидуальность. Чрезмерное стремление к обобществлению, например предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, по мнению Аристотеля, ведет к стиранию индивидуальности, к бесхозяйственности и лени, усугубляет социальную путаницу, подготавливает политический кризис.В этих направлениях древнегреческая мысль отразила фундаментальное противоречие социальной жизни и внутренней жизни индивида - противоречивое единство общественного и индивидуального. Представители каждого направления вплоть до настоящего времени отстаивают свое право быть «проводником» человечества на пути к лучшему будущему, формируя его специфический образ. Если мыслителям первого направления свойственно представление о лучшем будущем как о стабильном, устойчивом обществе, ориентирующем его членов на ответственность за судьбу целого, то для ученых второго - характерна выработка социального идеала, в котором лучшее будущее обозначается как динамичное, быстро совершенствующееся общество, ориентирующее его членов на открытость, свободу, ответственность за собственную судьбу. Мыслители, отстаивавшие приоритет общественного интереса над личным, в социальной политике делали акцент на идее «равенства равных», сторонникам же приоритета индивидуального интереса над общественным более важным представлялось решение задачи обеспечения «неравенства неравных». Таким образом, оба направления социальной мысли обосновывали оправданность неравенства, но расставляли разные акценты. Социология - не застывшая наука. На каждом новом этапе социальных преобразований она черпает из реальности новые социальные факты, научно обобщает их и дает возможность представить перспективу общественного развития.Это говорит о том, что развитие социологической мысли не будет стоять на месте. Социология будет существовать столько же, сколько будет существовать сам человек.
3. Благодаря исследованиям Мейо
в США распространяется термин "человеческие
отношения", возникает особая политическая
доктрина, превратившаяся в официальную
программу управления организациями.
В основу доктрины "человеческих отношений"
положены следующие принципы:Человек
- это "социобильное существо", ориентированное
на принадлежность к определенной группе
и включенное в контекст группового поведения.Бюрократическая
организация с ее жесткой иерархией несовместима
с природой человека и его свободой.Руководители
предприятий в большей степени должны
ориентироваться на людей, чем на продукцию.
Работникам необходимо создавать благоприятные
условия труда и общения для того, чтобы
повысить их производительность.
Одной из самых главных
заслуг создателей концепции человеческих
отношений можно назвать то, что
они отвели неформальной организации
(или неформальной организационной
структуре) важную, а иногда и решающую
роль в организационной
5. Социология бюрократии
М. Вебера.Максимилиа́н Карл Эми́ль Ве́бер
— немецкий социолог, историк и экономист.Свою
концепцию Вебер называл «понимающей
социологией». Социология анализируетсоциальное
действие и пытается объяснить его причину.
Понимание означает познание социального
действия через его субъективно подразумеваемый
смысл, т. е. смысл, который вкладывает
в данное действие сам его субъект. Поэтому
в социологии находят своё отражение всё
многообразие идей и мировоззрений, регулирующих
человеческую деятельность, т. е. всё многообразие
человеческой культуры. В отличие от своих
современников Вебер не стремился строить
социологию по образцу естественных наук,
относя её к гуманитарным наукам или, в
его терминах, к наукам о культуре, которые
как по методологии, так и по предмету
составляют автономную область знания.
Все научные категории – только конструкции
нашего мышления. «Общество», «государство»,
«институт» - это просто слова, поэтому
им не следует приписывать онтологических
характеристик. Единственно реальным
фактом общественной жизни является социальное
действие. Всякое общество представляет
собой совокупный продукт взаимодействия
конкретных индивидов. Социальное действие
– атом общественной жизни, и именно на
него должен быть направлен взгляд социолога.
Действия субъектов рассматриваются как
мотивированные, имеющие смысл и ориентацию
на других, эти действия можно анализировать
с помощью расшифровки смыслов и значений,
которые придают субъекты этим действиям.
Социальным действием, пишет Вебер, считается
действие, которое по смыслу соотносится
с действиями других людей и ориентируется
на них.То есть Вебер выделяет 2 признака
социального действия:осмысленный характер;ориентация
на ожидаемую реакцию других лиц.Основные
категории понимающей социологии — это
поведение, действие и социальное действие.
Поведение — наиболее общая категория
деятельности, которая становится действием,
если действующий связывает с ним субъективный
смысл. О социальном действии можно говорить
тогда, когда действие соотносится с действиями
других людей и ориентируется на них. Сочетания
социальных действий образуют «смысловые
связи», на основе которых формируются
социальные отношения и институты. Результат
понимания по Веберу — гипотеза высокой
степени вероятности, которая затем должна
быть подтверждена объективными научными
методами.Вебер выделяет четыре типа социального
действия в порядке убывания их осмысленности
и осмысляемости:целерациональное — когда
предметы или люди трактуются как средства
для достижения собственных рациональных
целей. Субъект точно представляет цель
и выбирает оптимальный вариант ее достижения.
Это чистая модель формально-инструментальной
жизненной ориентации, такие действия
чаще всего встречаются в сфере экономической
практики.ценностно-
7. Социология управления в России В развитии российской социологии управления условно можно выделить четыре этапа: дореволюционный, послереволюционный довоенный, послевоенный и постперестроечный этап. Промышленное управление и движение за научную организацию труда зародилось в России еще до революции одновременно со странами Европы и США. В дореволюционный период по системе Тейлора в России была организована работа на восьми предприятиях (для сравнения - во Франции лишь на одном). Российский ученый А.А. Богданов является создателем новой науки об общих законах организации - тектологии, в которой он изложил общие организационные принципы и законы процессов организации во всех сферах органического и неорганического мира. В работе «Всеобщая организационная наука (тектология)» он доказывал необходимость системного анализа организации и утверждал, что организованное целое больше суммы его частей. А.А. Богданов сформулировал закон наименьших, в котором утверждается, что прочность любой цепи определяется наиболее слабым звеном, а темпы развития экономики - состоянием отстающей отрасли. Он обосновал идею обратной связи, впоследствии вошедшую в кибернетику, а затем в общую теорию управления и социологию управления. После революции вопросы политического и социально-экономического управления были изложены в работах В.И. Ленина. К числу этих работ можно отнести «Государство и революция», «Очередные задачи Советской власти», «Великий почин», «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата», «О придании законодательных функций Госплану», «Как нам реорганизовать Рабкрин», «Лучше меньше, да лучше», «О кооперации» и др. Толчком к развитию отечественной науки управления производством явилась Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства в 1921 году. На конференции сформировались два противоположных подхода к управлению - тейлоризм и антитейлоризм. Тейлористы утверждали, что данная теория универсальна и применима в любых общественно-экономических условиях. «Группа 4-х» во главе с директором Центрального института труда А. Гастевым предлагала заниматься в первую очередь практическими вопросами и начинать всю работу по управлению с рационализации трудовых отношений и упорядочения труда отдельного человека. По мнению А. Гастева, проблема, стоящая перед страной, заключалась в полной реорганизации всей производственной структуры и в первую очередь человека как главной производительной силы. Антитейлористы доказывали, что максимальная интенсификация труда за пределами человеческих возможностей несовместима с ценностями социалистического строя, а при низком уровне организации производства и жизни населения в России внедрение системы Тейлора принесет большой вред. Члены «Платформы 17-ти» П. Керженцев, И. Бурдянский, М. Рудаков и др., существовавшей в 20-е годы ХХ столетия, считали необходимым развивать широкие теоретические исследования, а управление народным хозяйством осуществлять через кружки и другие низовые ячейки общества.
Общетеоретические и
прикладные вопросы управления
и руководства отдельными