Современная социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:04, курс лекций

Описание

Современная социология как наука образовалась не на пустом месте, ей предшествовали многие столетия поисков истины, о том, что такое человеческое общество, и какое место занимает в нем человек. Действенность социологии опирается на широкий резонанс результатов, понятное объяснение актуальных проблем повседневной жизни.Эта наука возникает в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. В середине первого тысячелетия до н.э. осознание неизбежности социального неравенства вылилось в концептуальное обоснование его необходимости.

Работа состоит из  1 файл

экзамен.docx

— 69.30 Кб (Скачать документ)

 

Объектом муниципального самоуправления является деятельность различных групп населения, проживающих  на определенной территории, по созданию оптимальных социальных условий  совместного проживания. Структура  муниципального самоуправления определяется населением самостоятельно. Самоуправление осуществляется как путем прямого  волеизъявления людей (референдум, выборы), так и через выборные и другие органы. Для самоуправления наиболее характерными являются субъект‑субъективные отношения.Социальный менеджмент. Менеджмент порой отождествляют с управлением. Однако это не верно, поскольку управление имеет место в технических, кибернетических и биологических системах. А понятие менеджмент применимо лишь к социальным (производственным, коммерческим) организациям.Необходимо также делать различие между такими понятиями как «социальное управление» и «менеджмент».Менеджмент – это, прежде всего, управление коммерческими организациями. Это организация процесса производства для получения прибыли. В менеджменте уделяется значительное внимание социальным аспектам управления. Однако основная его цель – коммерческая выгода. Даже в такой «социальной» сфере менеджмента как управление персоналом, люди являются всего лишь средством организации эффективного производства.В социальном управлении, в отличие от менеджмента, основными целями управления являются: решение социальных проблем, удовлетворение потребностей людей, создание благоприятных условий жизнедеятельности. Поэтому в социальном управлении человек является не средством производства и коммерции, а его основной целью.Для того, чтобы понятие «менеджмент» соответствовало понятию «социальное управление», многие исследователи проблемы используют такое понятие, как «социальный менеджмент».Социальное управление, так или иначе, охватывает всю социальную структуру общества. Однако удельный вес его на разных уровнях различен. Так, если на государственном уровне задается общая стратегия социального управления, формируется нормативно‑правовая база, определяется государственное финансирование, то на муниципальном уровне социальное управление выходит на первый план, так как основная сфера деятельности муниципальных органов и есть социальное управление и самоуправление. На уровне отдельных фирм и организаций социальное управление не является самоцелью. Но от того, в какой мере удовлетворяются социальные потребности людей, работающих в организации, во многом зависит производственная и коммерческая эффективность этой организации.

21. Социальное проектирование и прогнозирование – это научно-теоретическая и, одновременно, предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью. Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением поступательных тенденций социального развития. Понятие «социальный» является ключевым в определении проектирования социальных явлений, подчеркивает фактор взаимодействия людей, социальных институтов и их влияние на мысли, поведение в качестве базовой характеристики общественной жизни. Социальное проектирование и прогнозирование помогает составить представление людей о мире и о себе, складывающиеся на основе повседневного опыта, некритически сочетающие наивный реализм и господствующие в данном обществе стереотипы. Вместе с тем оно содержит присущие гуманитарному знанию такие особенности, как интерпретативность, условность прогнозов и выводов.Фундаментальные вопросы прогнозирования можно сформулировать следующим образом: 1) возможности общества в форме устойчивой целостности; 2) специфика взаимосвязи индивида с обществом.Курс «Социальное прогнозирование и проектирование» изучается студентами специальности 350500 «Социальная работа».Необходимость введения в учебные программы специальности 350500 «Социальная работа» курса «Социальное прогнозирование и проектирование» определяется государственными задачами России в сфере совершенствования подготовки специалистов в области социальной работы в целях кадрового обеспечения процесса становления правового государства и российского гражданского общества, перехода к общественным отношениям нового типа. Проектирование, прогнозирование и моделирование в социальной работе относится к комплексному направлению социальной работы, поэтому данная дисциплина основана, в первую очередь, на знаниях теории и методологии социальной работы. Таким образом, изучение данного курса тесно связано с дисциплинами: «Теория социальной работы», «Профессиональная этика», «Технология социальной работы», «Социология», «Социальная педагогика», «Психология», «Философия» и т.д.Знания, умения и навыки, получаемые студентами при изучении курса «Социальное прогнозирование и проектирование», необходимы для понимания происходящих процессов и явлений в общественной жизни, для умения определять основные пути развития общества и моделировать социальные процессы, определять конфликтные ситуации в социальной сфере, предсказывать их, находить пути их решения.Данная учебная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к специальности 350500 «Социальная работа», утвержденного 10.03.2000 г.

23. Пропаганда и паблик рилейшнз Состояние рынка в России требует от предприятий для формирования спроса на свою продукцию не только устанавливать конструктивные связи с клиентами, дилерами и поставщиками, но и тесно сотрудничать с общественностью, т.е. создавать круг заинтересованных потенциальных потребителей, распространяя положительную информацию о себе и исправляя через средства массовой информации мнение о событиях, которые не являются выигрышными для них или их товара. Для достижения этой цели применяют такие составляющие комплекса маркетинговых коммуникаций, как паблик рилейшнз и пропаганда.В маркетинге пропаганда не занимает значительного места в рейтинге средств маркетинговых коммуникаций по охвату аудитории и предусматривает добровольное, безвозмездное информирование общества индивидуумом через круг его собственных знакомых. Говорится, что, с одной стороны, потребитель, который купил товар, обязательно поделится новостью со своими знакомыми и родственниками. Если покупка была удачной, он посоветует им также приобрести этот товар, исходя из соображения: "Если мне хорошо, надо, чтобы и вам было хорошо". Если купленный товар не понравится, то потребитель сообщит об этом с целью посоветовать близким не покупать его.Кроме того, работник предприятия, который хорошо знает технологию изготовления продукта или особые свойства товара собственного предприятия, без каких-либо корыстных побуждений предложит своим близким воспользоваться (или не воспользоваться) им (в отличие от плановых мероприятий коммуникационной политики, в том числе и паблик ри-лейшнз, а также персональных продаж, где ставится цель продажи как можно большего количества товара).Кроме того, пропаганда используется в политике и религии, когда речь идет о фанатичное пропаганда любой идеи.Сопоставление пропаганды и паблик рилейшнз свидетельствует, что они являются искусством убеждения людей и влияния на их мнение. Но пропаганда осуществляется лицом, прямо не заинтересована в улучшении показателей деятельности предприятия, т.е. она предполагает кризисных ситуаций и не предотвращает их, а также не поддерживает готовность у потенциального потребителя к необходимым изменениям. В паблик рилейшнз и пропаганде предусматривается двустороннее общение, т.е. диалог. Логика паблик рилейшнз и пропаганды в большей степени направлена на достижение консенсуса в процессе купли-продажи, а не на достижение конкретного результата. Как и каждая составляющая комплекса маркетинговых коммуникаций, паблик рилейшнз и пропаганда имеют свой набор инструментов.В семье или в небольшом кругу друзей, знакомых нет серьезных препятствий для общения и свободного обмена мнениями, но даже здесь вполне возможно недопонимание. В общественном или коммерческом жизни "члены семьи" отдалены друг от друга, и отсутствие личного контакта мешает налаживанию сотрудничества и достижению взаимопонимания. Специалисты по паблик рилейшнз используют современные методы общения и убеждения для наведения "информационных мостов" и формирование взаимопонимания. Этому способствуют репутация, имеющийся опыт и культурные факторы. Важные составляющие большинства программ паблик рилейшнз по завоеванию надежной репутации - создание атмосферы доверия и осуществление единой стратегии.Деятельность паблик рилейшнз состоит из двух относительно самостоятельных направлений: паблисити и спонсорства. Паблисити - различные формы распространения позитивной информации о предприятии и его продукции через средства массовой информации или непосредственно со сцены.Спонсорство - система взаимовыгодных договорных отношений между спонсором и субсидированной стороной. Анализ деятельности паблик рилейшнз многих фирм свидетельствует о наличии двух видов спонсорства: прямое спонсорство и благотворительная деятельность (меценатство). При этом спонсировать можно отдельных лиц, организации или проведения определенных спортивных, художественных и других акций.

25.С феноменом бюрократии  сталкиваются все. Нет такого  общества, в котором не проклинали  бюрократов, не искали путей борьбы  с ними. Но значит ли это,  что мы сами совершенно свободны  от бюрократических стереотипов  в своей деятельности, поведении  и мышлении?На протяжении столетий в России господствовала авторитарно-политическая культура, составной частью которой является бюрократическое управление. Отсюда возникает вопрос: в какой мере можно говорить о проявлении бюрократизма как общей тенденции русской культуры? Смена социально-политического устройства не приводит к немедленному изменению ментальности и внутреннего настроя людей. Поэтому в ежедневных проявлениях бюрократизма постоянно угадываются тени прошлого, которые оставили глубокий след в индивидуальном и коллективном сознании общества. Слово “Бюрократия” в буквальном переводе означает господство канцелярии (от фр. bureau - бюро, канцелярия), власть аппарата управления . Само по себе это слово не несет никакой негативной нагрузки. Различные учреждения и конторы, как звенья государственного аппарата, органы управления предприятий и организаций, создаются для управления происходящими в подведомственных структурах процессами, для организации связей между участниками общественной жизни и между ними и обществом в целом. При этом, вполне логично, что эти органы наделены определенной властью в рамках своей компетенции. Но, в свою очередь, предполагается, что они стремятся не к собственным выгодам, а действуют в интересах прежде всего тех, кто уполномочил их управлять, удовлетворяют потребности самих управляемых. Бюрократическое отношение обусловлено экономически, не зависит от интересов, сознания и воли индивидов, определяет их действия, и потому объективно. Бюрократическое отношение - форма проявления социальных противоречий между государством и обществом, аппаратом управления и гражданами. Чиновники, включенные в систему государственного аппарата обладают своего рода монополией на политический разум и мораль, и стараются снять с себя вину за социальные противоречия и переложить ее на общество и граждан. Причем высшие уровни доверяют опыту и разуму низших, а низшие делегируют высшему знание всеобщего.

27.Понятие "социальная  технология" стало использоваться  в науке только в 40-х гг. XX в. Основу данного понятия составляет  термин "технология", но технология  не в традиционном смысле, затрагивающие  только материальное производство, а в более широком - затрагивающем  и социальную сферу.До сих пор в теории социологии не выработано единое понятие социальной технологии. Так, Курбатов В.И. и Курбатова О.В. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001, с.112 определяют ее как упорядоченную во времени и пространстве последовательность процессов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа; а также как разработку методов и методик результативного и рационального целенаправленного социального воздействия. В то же время Иванов В.Н. и Патрушев В.И. дают даже три определения понятию "социальная технология".1. Специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов.2. Способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбор оптимальных средств, методов их выполнения.3. Метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах - качество, свойство, объемы, целостности деятельности и т.п.Можно утверждать, что для современного научного знания сущность технологии определяется через два основных понятия: операция и процедура, где операция - это конкретные действия, направленные на решение определённой задачи, а процедура - это набор определённых необходимых действий. Исходя из этого, можно предложить следующее определение понятия "технология" - это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью эффективное достижение поставленной цели Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1996, с.268.Н.С. Данакин конкретизирует понимание социальных технологий как способа осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Достоинством данного определения является, в частности, то, что оно может быть отнесено ко всем видам человеческой деятельности, в том числе, конечно же, к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей людей, и прежде всего социально уязвимых групп.Таким образом, понятие "социальная технология" в научной литературе используется в следующих основных значениях:1. Совокупность способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности с целью воздействия на социальные процессы и социальные системы.2. Описание способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности в методиках, которые включают в себя следующие разделы:• цели, задачи и возможности метода;• планируемое итоговое состояние социального субъекта;• применяемые метод и приемы;• способы, условия и последовательность их применения;• необходимое время для осуществления данной технологии;• квалификация работников;• способы обучения приемам технологии.3. Область знания, рассматривающая вопросы создания, использования, распространения соответствующих методов и процедур преобразовательной деятельности, т.е. являющаяся научной дисциплиной. Например, общественные науки связаны прежде всего с решением практических задач, обусловленных функционированием и совершенствованием социальных объектов, под которыми в данном случае понимаются не только группы, слои людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы.

4. Сама деятельность по  целенаправленному преобразованию  социальных субъектов. Оптимизация  развития и функционирования  объектов, субъектов, явлений, социальных  процессов настоятельно требует  использования технологического  подхода к управлению социальной  деятельностью, так как масштаб  происходящих изменений, вовлечение  людских, материальных, информационных  и других ресурсов настолько  велики, что спонтанность, стихийность  такого движения, чрезмерное количество  ошибок привели бы к неоправданной  растрате сил и средств.Поэтому формирование политики, определяемой современным обществом и проводимой современным государством, возможно только на основе технологизации, предусматривающей максимально эффективное и целесообразное использование ресурсов и средств.

29. Демографическая политика России в современных условиях должна быть направлена на стимулирование рождаемости, упрочение семьи, повышение материального благосостояния людей, снижение заболеваемости и смертности. Однако меры, принимаемые по воздействию на процессы воспроизводства населения, не дают быстрых результатов. Демографическое поведение людей весьма консервативно, изменить его трудно. Как правило, результаты демографической политики проявляются через многие годы и даже десятилетия. По этому стимулирование тех или иных процессов воспроизводства должно отвечать долгосрочным интересам развития экономики.Разработка мероприятий демографической политики требует комплексного системного подхода, так как демографические процессы формируются под воздействием практически всех видов социально-экономической политики.Субъектом демографической политики выступает государство. При этом данная политика может проводиться как на общегосударственном, так и на региональном уровне.Объектом демографической политики выступают процессы рождаемости и смертности. Семейно-брачные отношения; условия и уровень жизни; процессы миграции населения; демографические аспекты занятости.Различают следующие методы демографической политики: экономические, административно-юридические, идеологические.Действие экономических методов осуществляется посредством прямой денежной помощи (пособия на детей, оплачиваемый отпуск беременным женщинам и послеродовой отпуск и т.д.), дотации из государственного бюджета ( например, бесплатный отпуск молочных продуктов); косвенной денежной помощи (например, льготы по приобретению медикаментов семьям с малолетними детьми). Сюда входит также установление различных налоговых льгот для многодетных семей и др.Административно-юридические методы связаны с законодательными актами, например, Семейным Кодексом Р.Ф. утвержденным 29 декабря 1995г., президентской программой «Дети России», федеральные целевые программы: «Планирование семьи», «Дети - инвалиды», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Одаренные дети». Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Р.Ф. до 2000 года (национальный план действий в интересах детей).Идеологические методы предполагают исследование средств массовой информации, искусства в целях регулирования демографических процессов в соответствии с целью и задачами демографической политики.Эффективное управление демографическими процессами может быть достигнуто лишь в единстве экономических, административно-юридических и идеологических методов демографической политики.

31. Что такое социальная инженерия?Социальная инженерия: тонкая игра на людских слабостяхСоциальная инженерия — это метод управления действиями человека без использования технических средств. Метод основан на использовании слабостей человеческого фактора и считается очень разрушительным. Зачастую социальную инженерию рассматривают как незаконный метод получения информации, однако это не совсем так. Социальную инженерию можно также использовать и в законных целях — не только для получения информации, но и для совершения действий конкретным человеком. Сегодня социальную инженерию зачастую используют в интернете, для получения закрытой информации, или информации, которая представляет большую ценность. Где используется социальная инженерия и зачем нужна?Социальная инженерия, по сути - это управление сознанием группы людей. В интернете ее используют очень часто. Например, когда одна и та же компания представляется разными названиями, чтобы собрать больше клиентов, когда люди выдают себя за популярных звезд, чтобы собрать вокруг себя аудиторию (так называемые фейки), когда мужчина с целью обмана выдает себе за женщину и много других вариантов, и это только на интернет страницах  Но, как правило, этим все не заканчивается, все переходит в обычную жизнь. Хоть раз в жизни но приходится звонить от имени другого человека в компанию и узнавать что-то. А бывает и так, одна и та же компания в различных ресурсах представляется по разному. При этом человек звонит якобы в разные компании. И компания в свою очередь не отрицает предложенные названия. Во многих руководствах рекомендуется для выявления эффективности придумывать не существующих менеджеров по определенному товару, чтобы было понятно, откуда пришел человек и т.п. Все это социальная инженерия, способы воздействия которой нужно как минимум знать. Виды социальной инженерии Социальная инженерия подразделятся на два основных вида:Социальная инженерия.Обратная социальная инженерия.

33. Сегодня в российском обществе важнейшая роль в развитии культуры принадлежит государству, которое призвано внести наибольший вклад в регуляцию сферы культуры на рынке. Многое в культуре проистекает стихийно, отсюда возникает спор: нужно ли управлять институтами, формирующими культуру и ее продукт, и должно ли это делать государство? В условиях нестабильности Российского государства оно, видимо, еще долго будет главным субъект культурной политики, который может и должен внести свой вклад в формирование инновационных основ, целей и задач культурной политики общества.  Неоднократные изменения в органах управления культурной сферой разрушили ее структуру. В регионах источники ресурсов и организационные механизмы, посредством которых осуществлялась государственная культурная политика, себя изжили. Это свидетельствует о том, что в настоящее время важнейшими задачами государства в культурной политике являются создание социально-оправданных учреждений культуры (т.е. тех, которые отвечают требованиям современности и пользуются спросом у потребителя), поддержки социального партнерства, общественных организаций для поддержки учреждений культуры, формирования понимания "духовных и культурных ценностей"; сохранение культурного наследия, организация предпринимательской деятельности[207].

Информация о работе Современная социология