Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:04, курс лекций
Современная социология как наука образовалась не на пустом месте, ей предшествовали многие столетия поисков истины, о том, что такое человеческое общество, и какое место занимает в нем человек. Действенность социологии опирается на широкий резонанс результатов, понятное объяснение актуальных проблем повседневной жизни.Эта наука возникает в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. В середине первого тысячелетия до н.э. осознание неизбежности социального неравенства вылилось в концептуальное обоснование его необходимости.
Объектом муниципального самоуправления является деятельность различных групп населения, проживающих на определенной территории, по созданию оптимальных социальных условий совместного проживания. Структура муниципального самоуправления определяется населением самостоятельно. Самоуправление осуществляется как путем прямого волеизъявления людей (референдум, выборы), так и через выборные и другие органы. Для самоуправления наиболее характерными являются субъект‑субъективные отношения.Социальный менеджмент. Менеджмент порой отождествляют с управлением. Однако это не верно, поскольку управление имеет место в технических, кибернетических и биологических системах. А понятие менеджмент применимо лишь к социальным (производственным, коммерческим) организациям.Необходимо также делать различие между такими понятиями как «социальное управление» и «менеджмент».Менеджмент – это, прежде всего, управление коммерческими организациями. Это организация процесса производства для получения прибыли. В менеджменте уделяется значительное внимание социальным аспектам управления. Однако основная его цель – коммерческая выгода. Даже в такой «социальной» сфере менеджмента как управление персоналом, люди являются всего лишь средством организации эффективного производства.В социальном управлении, в отличие от менеджмента, основными целями управления являются: решение социальных проблем, удовлетворение потребностей людей, создание благоприятных условий жизнедеятельности. Поэтому в социальном управлении человек является не средством производства и коммерции, а его основной целью.Для того, чтобы понятие «менеджмент» соответствовало понятию «социальное управление», многие исследователи проблемы используют такое понятие, как «социальный менеджмент».Социальное управление, так или иначе, охватывает всю социальную структуру общества. Однако удельный вес его на разных уровнях различен. Так, если на государственном уровне задается общая стратегия социального управления, формируется нормативно‑правовая база, определяется государственное финансирование, то на муниципальном уровне социальное управление выходит на первый план, так как основная сфера деятельности муниципальных органов и есть социальное управление и самоуправление. На уровне отдельных фирм и организаций социальное управление не является самоцелью. Но от того, в какой мере удовлетворяются социальные потребности людей, работающих в организации, во многом зависит производственная и коммерческая эффективность этой организации.
21. Социальное проектирование и прогнозирование – это научно-теоретическая и, одновременно, предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью. Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением поступательных тенденций социального развития. Понятие «социальный» является ключевым в определении проектирования социальных явлений, подчеркивает фактор взаимодействия людей, социальных институтов и их влияние на мысли, поведение в качестве базовой характеристики общественной жизни. Социальное проектирование и прогнозирование помогает составить представление людей о мире и о себе, складывающиеся на основе повседневного опыта, некритически сочетающие наивный реализм и господствующие в данном обществе стереотипы. Вместе с тем оно содержит присущие гуманитарному знанию такие особенности, как интерпретативность, условность прогнозов и выводов.Фундаментальные вопросы прогнозирования можно сформулировать следующим образом: 1) возможности общества в форме устойчивой целостности; 2) специфика взаимосвязи индивида с обществом.Курс «Социальное прогнозирование и проектирование» изучается студентами специальности 350500 «Социальная работа».Необходимость введения в учебные программы специальности 350500 «Социальная работа» курса «Социальное прогнозирование и проектирование» определяется государственными задачами России в сфере совершенствования подготовки специалистов в области социальной работы в целях кадрового обеспечения процесса становления правового государства и российского гражданского общества, перехода к общественным отношениям нового типа. Проектирование, прогнозирование и моделирование в социальной работе относится к комплексному направлению социальной работы, поэтому данная дисциплина основана, в первую очередь, на знаниях теории и методологии социальной работы. Таким образом, изучение данного курса тесно связано с дисциплинами: «Теория социальной работы», «Профессиональная этика», «Технология социальной работы», «Социология», «Социальная педагогика», «Психология», «Философия» и т.д.Знания, умения и навыки, получаемые студентами при изучении курса «Социальное прогнозирование и проектирование», необходимы для понимания происходящих процессов и явлений в общественной жизни, для умения определять основные пути развития общества и моделировать социальные процессы, определять конфликтные ситуации в социальной сфере, предсказывать их, находить пути их решения.Данная учебная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к специальности 350500 «Социальная работа», утвержденного 10.03.2000 г.
23. Пропаганда и паблик рилейшнз Состояние рынка в России требует от предприятий для формирования спроса на свою продукцию не только устанавливать конструктивные связи с клиентами, дилерами и поставщиками, но и тесно сотрудничать с общественностью, т.е. создавать круг заинтересованных потенциальных потребителей, распространяя положительную информацию о себе и исправляя через средства массовой информации мнение о событиях, которые не являются выигрышными для них или их товара. Для достижения этой цели применяют такие составляющие комплекса маркетинговых коммуникаций, как паблик рилейшнз и пропаганда.В маркетинге пропаганда не занимает значительного места в рейтинге средств маркетинговых коммуникаций по охвату аудитории и предусматривает добровольное, безвозмездное информирование общества индивидуумом через круг его собственных знакомых. Говорится, что, с одной стороны, потребитель, который купил товар, обязательно поделится новостью со своими знакомыми и родственниками. Если покупка была удачной, он посоветует им также приобрести этот товар, исходя из соображения: "Если мне хорошо, надо, чтобы и вам было хорошо". Если купленный товар не понравится, то потребитель сообщит об этом с целью посоветовать близким не покупать его.Кроме того, работник предприятия, который хорошо знает технологию изготовления продукта или особые свойства товара собственного предприятия, без каких-либо корыстных побуждений предложит своим близким воспользоваться (или не воспользоваться) им (в отличие от плановых мероприятий коммуникационной политики, в том числе и паблик ри-лейшнз, а также персональных продаж, где ставится цель продажи как можно большего количества товара).Кроме того, пропаганда используется в политике и религии, когда речь идет о фанатичное пропаганда любой идеи.Сопоставление пропаганды и паблик рилейшнз свидетельствует, что они являются искусством убеждения людей и влияния на их мнение. Но пропаганда осуществляется лицом, прямо не заинтересована в улучшении показателей деятельности предприятия, т.е. она предполагает кризисных ситуаций и не предотвращает их, а также не поддерживает готовность у потенциального потребителя к необходимым изменениям. В паблик рилейшнз и пропаганде предусматривается двустороннее общение, т.е. диалог. Логика паблик рилейшнз и пропаганды в большей степени направлена на достижение консенсуса в процессе купли-продажи, а не на достижение конкретного результата. Как и каждая составляющая комплекса маркетинговых коммуникаций, паблик рилейшнз и пропаганда имеют свой набор инструментов.В семье или в небольшом кругу друзей, знакомых нет серьезных препятствий для общения и свободного обмена мнениями, но даже здесь вполне возможно недопонимание. В общественном или коммерческом жизни "члены семьи" отдалены друг от друга, и отсутствие личного контакта мешает налаживанию сотрудничества и достижению взаимопонимания. Специалисты по паблик рилейшнз используют современные методы общения и убеждения для наведения "информационных мостов" и формирование взаимопонимания. Этому способствуют репутация, имеющийся опыт и культурные факторы. Важные составляющие большинства программ паблик рилейшнз по завоеванию надежной репутации - создание атмосферы доверия и осуществление единой стратегии.Деятельность паблик рилейшнз состоит из двух относительно самостоятельных направлений: паблисити и спонсорства. Паблисити - различные формы распространения позитивной информации о предприятии и его продукции через средства массовой информации или непосредственно со сцены.Спонсорство - система взаимовыгодных договорных отношений между спонсором и субсидированной стороной. Анализ деятельности паблик рилейшнз многих фирм свидетельствует о наличии двух видов спонсорства: прямое спонсорство и благотворительная деятельность (меценатство). При этом спонсировать можно отдельных лиц, организации или проведения определенных спортивных, художественных и других акций.
25.С феноменом бюрократии
сталкиваются все. Нет такого
общества, в котором не проклинали
бюрократов, не искали путей борьбы
с ними. Но значит ли это,
что мы сами совершенно
27.Понятие "социальная
технология" стало использоваться
в науке только в 40-х гг. XX
в. Основу данного понятия
4. Сама деятельность по
целенаправленному
29. Демографическая политика России в современных условиях должна быть направлена на стимулирование рождаемости, упрочение семьи, повышение материального благосостояния людей, снижение заболеваемости и смертности. Однако меры, принимаемые по воздействию на процессы воспроизводства населения, не дают быстрых результатов. Демографическое поведение людей весьма консервативно, изменить его трудно. Как правило, результаты демографической политики проявляются через многие годы и даже десятилетия. По этому стимулирование тех или иных процессов воспроизводства должно отвечать долгосрочным интересам развития экономики.Разработка мероприятий демографической политики требует комплексного системного подхода, так как демографические процессы формируются под воздействием практически всех видов социально-экономической политики.Субъектом демографической политики выступает государство. При этом данная политика может проводиться как на общегосударственном, так и на региональном уровне.Объектом демографической политики выступают процессы рождаемости и смертности. Семейно-брачные отношения; условия и уровень жизни; процессы миграции населения; демографические аспекты занятости.Различают следующие методы демографической политики: экономические, административно-юридические, идеологические.Действие экономических методов осуществляется посредством прямой денежной помощи (пособия на детей, оплачиваемый отпуск беременным женщинам и послеродовой отпуск и т.д.), дотации из государственного бюджета ( например, бесплатный отпуск молочных продуктов); косвенной денежной помощи (например, льготы по приобретению медикаментов семьям с малолетними детьми). Сюда входит также установление различных налоговых льгот для многодетных семей и др.Административно-юридические методы связаны с законодательными актами, например, Семейным Кодексом Р.Ф. утвержденным 29 декабря 1995г., президентской программой «Дети России», федеральные целевые программы: «Планирование семьи», «Дети - инвалиды», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Одаренные дети». Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Р.Ф. до 2000 года (национальный план действий в интересах детей).Идеологические методы предполагают исследование средств массовой информации, искусства в целях регулирования демографических процессов в соответствии с целью и задачами демографической политики.Эффективное управление демографическими процессами может быть достигнуто лишь в единстве экономических, административно-юридических и идеологических методов демографической политики.
31. Что такое социальная инженерия?Социальная инженерия: тонкая игра на людских слабостяхСоциальная инженерия — это метод управления действиями человека без использования технических средств. Метод основан на использовании слабостей человеческого фактора и считается очень разрушительным. Зачастую социальную инженерию рассматривают как незаконный метод получения информации, однако это не совсем так. Социальную инженерию можно также использовать и в законных целях — не только для получения информации, но и для совершения действий конкретным человеком. Сегодня социальную инженерию зачастую используют в интернете, для получения закрытой информации, или информации, которая представляет большую ценность. Где используется социальная инженерия и зачем нужна?Социальная инженерия, по сути - это управление сознанием группы людей. В интернете ее используют очень часто. Например, когда одна и та же компания представляется разными названиями, чтобы собрать больше клиентов, когда люди выдают себя за популярных звезд, чтобы собрать вокруг себя аудиторию (так называемые фейки), когда мужчина с целью обмана выдает себе за женщину и много других вариантов, и это только на интернет страницах Но, как правило, этим все не заканчивается, все переходит в обычную жизнь. Хоть раз в жизни но приходится звонить от имени другого человека в компанию и узнавать что-то. А бывает и так, одна и та же компания в различных ресурсах представляется по разному. При этом человек звонит якобы в разные компании. И компания в свою очередь не отрицает предложенные названия. Во многих руководствах рекомендуется для выявления эффективности придумывать не существующих менеджеров по определенному товару, чтобы было понятно, откуда пришел человек и т.п. Все это социальная инженерия, способы воздействия которой нужно как минимум знать. Виды социальной инженерии Социальная инженерия подразделятся на два основных вида:Социальная инженерия.Обратная социальная инженерия.
33. Сегодня в российском обществе важнейшая роль в развитии культуры принадлежит государству, которое призвано внести наибольший вклад в регуляцию сферы культуры на рынке. Многое в культуре проистекает стихийно, отсюда возникает спор: нужно ли управлять институтами, формирующими культуру и ее продукт, и должно ли это делать государство? В условиях нестабильности Российского государства оно, видимо, еще долго будет главным субъект культурной политики, который может и должен внести свой вклад в формирование инновационных основ, целей и задач культурной политики общества. Неоднократные изменения в органах управления культурной сферой разрушили ее структуру. В регионах источники ресурсов и организационные механизмы, посредством которых осуществлялась государственная культурная политика, себя изжили. Это свидетельствует о том, что в настоящее время важнейшими задачами государства в культурной политике являются создание социально-оправданных учреждений культуры (т.е. тех, которые отвечают требованиям современности и пользуются спросом у потребителя), поддержки социального партнерства, общественных организаций для поддержки учреждений культуры, формирования понимания "духовных и культурных ценностей"; сохранение культурного наследия, организация предпринимательской деятельности[207].