Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:04, курс лекций
Современная социология как наука образовалась не на пустом месте, ей предшествовали многие столетия поисков истины, о том, что такое человеческое общество, и какое место занимает в нем человек. Действенность социологии опирается на широкий резонанс результатов, понятное объяснение актуальных проблем повседневной жизни.Эта наука возникает в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. В середине первого тысячелетия до н.э. осознание неизбежности социального неравенства вылилось в концептуальное обоснование его необходимости.
35. Что касается экономических инсгитутов, то они включают в орбиту своего действия далеко не все (даже из перечисленных) аспекты и стороны экономической жизни, охватывая лишь устойчивые, регулярные формы совместной деятельности людей в экономической сфере, отвечающие определенным институциональным требованиям. Близкую позицию занимают и некоторые отечественные социологи. Так, М.С. Комаров рассматривает в качестве социального института экономику в целом.При этом наиболее важные стороны институционального анализа он связывает со следующими параметрами: экономической организацией общества и ее исторических типов; экономической культурой общества и ее ролью в нормативной регуляции экономического поведения функциями .жономическои системы; структурой индустриальной экономической системы; особенностями поведения основных статусных групп -- предпринимателей, менеджеров, рабочего класса, потребителей. Эта проблематика, по всей видимости, выходит за пределы собственно институциональною подхода, оказываясь частью предмета экономической социологии. Ушакин С.А. Университеты и власть. // Общественные науки и современность. 1999. № 2. с55-65Отметим, что экономическая система -- это прежде всего взаимосвязь различных экономических структур, каждая из которых может регулироваться в своем функционировании определенными экономическими институтами. Сам институт охватывает лишь конкретный сегмент экономической ясизни. В свою очередь, институт может быть рассмотрен как система взаимосвязанных элементов, представляющих соответствующие экономические учреждения, нормативную базу деятельности, материально-финансовую основу, соответствующую инфраструктуру, формы контроля и управления и т.д. Шрейдер Ю.А., Шаров А.А. Системы и модели. - М.: Радио и связь. 2009. 152 с. Институт собственностиИнститут собственности -- один из наиболее древних (если не самый древний) экономических институтов. Владение теми или иными вещами, орудиями труда, имуществом, принадлежность их человеку (роду, семье) существовали изначально и были важной формой совместной деятельности людей в связи с удовлетворением их элементарных потребностей. Институт рынкаПод рынком понимают прежде всего рыночную экономику, которая представляет собой саморегулирующуюся экономическую систему, основанную на производстве и обмене товаров в соответствии с соотношением спроса и предложения (на базе эквивалентного обмена стоимостями) в условиях конкуренции свободных товаропроизводителей. Основу рынка составляют частная собственность на условия и средства производства и стремление производителя реализовать в первую очередь свой частный интерес. Последнее обстоятельство особенно важно. Институт производстваИсследования производства как социального института осуществляются на двух уровнях. Первый, самый широкий, общий, означает выявление места производства в обществе, его связей с другими социальными институтами. Этот макросоциологический уровень подразумевает характеристику производства как одной из (если не самой) фундаментальных общественных систем, выступающих основой социальной жизни. Отсюда следует, что все социальные отношения, вся социальная иерархия в обществе должны рассматриваться как зависящие от организации производства и распределения в нем власти.Второй уровень можно назвать специальным, поскольку речь идет об изучении организации, структуры, социальных процессов, социальных ролей, норм и функций в самом производстве.
37. Отношения субординации имеют место как между органами управления, трудовыми коллективами, так и на индивидуальном, персонифицированном уровне – между руководителями и исполнителями. Субординация вызвана необходимостью осуществления общих интересов, общих целей, их взаимосвязи с особыми интересами посредством определенной соподчиненности. То есть вышестоящие субъекты управления задают цели нижестоящим, которые призваны реализовывать их с учетом своего индивидуального интереса. Отношениям субординации присущи соответствующие, обеспечивающие их реализацию организационные формы управления. Это линейные управленческие структуры, в которых подчиненность организационных звеньев устанавливается по цепочке снизу вверх, имеет характер однозначной связи, когда каждый нижестоящий субъект управления подчиняется только одному вышестоящему. Такая связь характерна, например, для государственный органов управления. Для субординации характерно использование прямых властных методов управленческого воздействия. Например, административное управление, суть которого состоит в том, что на основе приказов и распоряжений задаются конкретные рабочие цели и задачи деятельности подчиненных. Однако чрезмерная субординация ведет к жесткой регламентации деятельности исполнителей в ущерб их самостоятельности, недоиспользованию их творческого потенциала [5, 91]. Координация — это такой вид социального управления, при котором осуществляется горизонтальная упорядоченность, как на внутригрупповом, так и на межгрупповом уровне, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности или взаимодействие нескольких общностей характеризуются тождественностью, равновеликостью. Отношения координации характеризуют взаимосвязь непосредственно несоподчиненных субъектов управленческой деятельности, процесс согласования, сочетания их действий в ходе осуществления индивидуальных и общих целей. Отношения координации – это и есть проявление самостоятельности субъектов управления. Отношения координации устанавливаются между отдельными звеньями социального управления, выполняющими относительно самостоятельные специфические функции и входящими в различные линии субординации. Например, органы управления предприятий, цехов – в экономической сфере; общественных организаций – в политической сфере [5, 89]. Координация предоставляет участникам управленческого процесса необходимую самостоятельность, широкую возможность для выражения и отстаивания собственного интереса при осуществлении общей работы. В блоке с координацией и субординацией рассматривается реординация (переподчинение). Реординация – упорядочение снизу вверх. Если для субординации характерно наличие властных полномочий у высшего уровня в системе управления относительно более низшего, то это не значит, что у низшего уровня нет полномочий относительно более высшего. Отношения, которые могут возникать в процессе реализации таких полномочий, являются отношениями реординации. Наиболее распространенный случай - когда управляемый объект сообщает о своих намерениях или подает ходатайство, а руководящий субъект обязан на них определенным способом отреагировать. К тому же реординационные связи необязательно являются реакцией на то или иное управленческое влияние, а могут возникнуть независимо от них и имеют не просто информационный, а управленческий характер. аким образом, реординация – это одна из организационно-технических форм человеческих взаимодействий, наряду с субординацией и координацией, проявляющаяся в вертикальном упорядочении снизу вверх (управляемый предпринимает организационные действия, на которые обязан реагировать управляющий, например, вносит предложение, подает жалобу, отказывается выполнять распоряжение ввиду его незаконности и т. д.)
39. Местное управление - важнейший элемент государственного управления, который является самым близким к населению уровнем государственного устройства. На органах местного самоуправления лежит ответственность за содержание объектов социально-культурной сферы, функционирование коммунального хозяйства, транспорта, земельной политики и т.п. По работе органов местного самоуправления граждане судят о власти в целом. В литературе различают местное управление, когда местные органы власти назначаются государственной властью и местное самоуправление - избираемость должностных лиц самими жителями данной территории, их независимость от государственной власти в решении местных вопросов. В чистом виде данные формы управления почти не встречаются, так как зависимость местных управленцев от вышестоящих государственных чиновников бюрократизирует местное управление, а их полная независимость ставит государство на грань анархии. Поэтому в местном самоуправлении сочетаются обе формы, когда местная независимость имеет строго ограниченные рамки, а избираемость должностных лиц снизу сочетается с контролем сверху. Конституция 1993 года, провозгласив Российскую Федерацию федеративным демократическим государством с республиканской формой правления, определила права входящих в нее субъектов федерации, зафиксировала разграничение предметов ведения и полномочий между ними и центром (ст. 71) и определила круг вопросов, находящихся в совместном ведении (ст. 72). Кодексом муниципального управления является Федеральный закон №131 от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором четко прописаны многие процедурные и управленческие аспекты местного уровня. Данный закон расширил возможности инновационных форм управления территориями. Так, он позволил деполитизировать местное самоуправление путем замещения должности главы муниципального образования сити-менеджером на конкурной основе. Это позволяет усилить вертикаль власти и наладить взаимодействие органов местного самоуправления с губернаторами, мнение которых учитывается при замещении данной должности.
41. В науке существует много определений культуры, которые выражают различные, а иногда и несовместимые друг с другом подходы для объяснения этого понятия. Культура - это научное понятие, охватывающее собой весь сложный, трудный и многообразный способ человеческой деятельности, социальных отношений, всего многомерного существования людей. В понятии «культура» сходятся разновеликие области человеческого бытия, несхожие между собой факторы сознания, которые наше познание может до некоторой степени глубины и адекватности воспроизвести, изменить и усвоить. Одновременно с этим культура - это сложное и напряженное историческое сосуществование людских поколений, живущих б Управленческая деятельность - это, прежде всего, осмысленная деятельность, цель которой поднять эффективность организации производства.Отсюда и высокая требовательность к руководящему составу любого ранга: министр, менеджер фирмы или директор. В их руках находится успех дела, благополучие людей, от их профессиональной подготовки, творческой инициативы, от умения строить взаимоотношения с людьми в решающей степени зависит успех любого дела или провалы в работе.Новые условия хозяйствования, повышение образовательного уровня и зрелости менеджеров дали мощный толчок развитию управленческой культуры.Управленческие службы не только коренным образом изменили отношение к управленческой культуре, но и заняли активную позицию в формировании, изменении и использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией.Сам термин "культура" (от лат. cultura) буквально означает воспитание, образование и развитие. В широком смысле, термин "управленческая культура" употребляется для характеристики организационно- технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития менеджера. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика менеджера.Любая культура создается лидером организации. Если же организационная культура уже существует, она определяет критерии лидерства и соответственно выявляет возможных лидеров. Если вновь назначенный менеджер не будет знать организационной культуры, то не он будет управлять культурой, а она будет управлять им. Понимание организационной культуры желательно для всех, и, прежде всего менеджерам, если они действительно хотят быть таковыми. Бойдаченко, П. Г. Служба управления персоналом./ П.Г. Бойдаченко. Новосибирск: ЭКО, 2003. С. 68.ок о бок народов и наций.
43. Авторитет - это положительная оценка достоинств руководителя и убежденность подчиненных в правильности и точности принимаемых им решений.Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. Исполнитель верит, что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят ему удовлетворить потребность.Авторитет основан на двух источниках:а) на вере в личностные особенности человека, его престиж;б) на вере в способности человека, его деловые качества.Реальный авторитет складывается как единство специалиста, должности и личности. Его завоевывает сам руководитель, который предстает перед коллективом как человек, наделенный умом, волей, принципиальностью, как человек требовательный, но справедливый, нравственно чистоплотный.Без авторитета нет достойного руководителя. Отсутствие или недостаток авторитета вызывает массу сложностей во взаимоотношениях руководителя с подчиненными.
Среди положительных черт руководителя в первую очередь можно отметить следующие:а) функциональные обязанности руководителя вызывают понимание;б) компетентность руководителя вызывает удовлетворение;в) методы деятельности вызывают одобрение;г) личные качества вызывают уважение.Для приобретения авторитета требуется время. На первом этапе нужен внешний авторитет, который основан на следующих признаках:- церемония вступления в должность;- награды, знаки отличия, звания, должности;- большой рабочий кабинет;- ограничения в допуске посетителей;- служебная машина;- размер оклада и побочных доходов и т.д.Эти внешние признаки на первых порах, пока нет своего мнения, облегчают подчиненным признавать власть руководителя. Быстро приобретает и укрепляет свой авторитет тот руководитель, стиль работы которого вызывает доброжелательную реакцию подчиненных и коллег.Руководитель не может выполнять работы лучше всех. Главное, что он относится к подчиненным искренне и доброжелательно, принимает решения лишь тогда, когда знает вопрос лучше, чем подчиненные.Авторитет руководителя основан на доверии подчиненных:- на убеждении доброжелательного отношения к подчиненным;- на убеждении, что руководитель обладает широким кругозором;- на уверенности в том, что руководитель принимает решения в некоторых случаях потому, что он лучше знает вопрос, чем подчиненные, а в других случаях привлекает для этого подчиненных.Авторитет личности - это власть, основанная на бессознательной, харизматической вере. Это влияние примера. Специалисты по менеджменту выделяют две группы лидеров:- игроки;- открытые.Привлекательность первых основывается только на производимом ими внешнем впечатлении, за которым ничего не стоит. У них нет своих взглядов и убеждений, и они легко их изменяют в соответствии со сложившейся обстановкой.«Игроки» используют свою способность разбираться и управлять окружающими людьми исключительно в собственных целях. За их внешним благородством кроется холодный расчет в личных интересах. Это актеры, которые постоянно меняют свои маски и роли, и более точно им подходит определение «двуликий Янус». «Игроки» - это карьеристы, которые ни перед чем не остановятся, чтобы добиться более высокого положения.«Открытые» лидеры живут интересами коллектива, некой всеобщей идеей. В своей работе такие лидеры руководствуются обстоятельствами, в остальном они являются полной противоположностью «игрокам».Эти люди и есть настоящие лидеры, взаимоотношения которых с людьми, в том числе и их последователями, складываются на основе искренних отношений.«Открытые» лидеры обладают непререкаемым авторитетом у окружающих, который основывается на опыте, порядочности и справедливости. Такие лидеры встречаются реже, чем «игроки», так как в большинстве случаев людьми движут амбиции и тщеславие.Концепции лидерства. Изучением лидерских качеств в мире занимаются довольно давно, в результате этого выделились три подхода к изучению лидерства:- традиционные концепции лидерства;- ситуационные концепции лидерства;- новые теории лидерства.
45. определение государственного
и муниципального управления В настоящее
время в учебной и научной литературе
(в том числе и в данной работе) понятия
«муниципальное управление» и «местное
самоуправление» используются как тождественные.
Термин «муниципалитет» (нем. Munizipalitat)
имеет троякое значение: 1) система местного
самоуправления, совокупность различных
структур местного самоуправления; 2) выборный
орган в системе местного самоуправления;
3) здание или система зданий, где расположен
выборный орган местного самоуправления.Муниципальное
управление — это научная дисциплина
в системе экономических знаний, изучающая
управление региональными социально-экономическими
системами. Система муниципального управления
формируется на основе принципа самоуправления,
который состоит из субъекта управления
(органы местного самоуправления) и объекта
управления (муниципального образования
и муниципального хозяйства). Принцип
самоуправления — это правило, которым
необходимо руководствоваться при разработке
форм народовластия. Этот принцип обеспечивает
организацию деятельности населения для
самостоятельного и под собственную ответственность
решения вопросов местного значения. Местное
самоуправление в субъектах Российской
Федерации и в их звеньях (городах, сельских
поселениях, административных районах)
должно осуществляться с учетом исторических,
природных, экономических, демографических
условий и особенностей, а также местных
традиций. Муниципальное управление –
это практическое, организующее и регулирующее
воздействие местных органов власти на
общественную жизнедеятельность населения
муниципального образования в целях ее
упорядочения, сохранения или преобразования,
опирающееся на их властную силу. «Муниципальное
управление» как комплексная дисциплина,
изучающая муниципальное управление и
закономерности его функционирования,
с одной стороны, выступает как самостоятельная,
а с другой стороны, она тесно связана
с другими науками и опирается на полученные
ими результаты. Использование экономических
наук дает возможность проводить экономические
оценки деятельности органов муниципального
управления, анализировать состояние
экономической базы муниципального управления.
Исторические науки дают возможность
охарактеризовать эволюцию муниципального
управления, его условий и прогнозировать
социальные процессы, происходящие в муниципальном
образовании. Социология вносит вклад
в теорию и практику муниципального управления
через изучение функционирования общественных
институтов, без которых невозможно эффективное
управление на муниципальном уровне. Политология
обеспечивает знаниями о политическом
поведении населения, а также о взаимодействии
местных органов власти с политическими
партиями и движениями.Муниципальное
управление требует использования системного
подхода. Муниципальное управление как
особая дисциплина имеет свои понятия,
категории, свою терминологию. Так, термины
«муниципальный», «местный» применяются
в отношении органов местного самоуправления
на всех уровнях. Понятие «муниципальная
собственность» характеризует собственность
муниципального образования. Муниципальная
служба - это профессиональная деятельность
работников управления на постоянной
основе в органах местного самоуправления.
Содержанием муниципального управления
являются все процессы управления социально-экономическими
системами и объектами муниципального
образования. Субъект муниципального
управления – это население муниципального
образования и образованные им органы
местного самоуправления. Объект муниципального
управления – это муниципальное образование
со всеми его структурами, связями, отношениями,
ресурсами. Специфика муниципального
управления определяется, прежде всего,
особенностями муниципального образования
как объекта управления, включающего все
стороны жизни людей. К примеру, говоря
об эффективности муниципального управления,
невозможно ограничиться лишь экономической
эффективностью, оставляя вне рассмотрения
социальную, «нравственную» эффективность
тех или иных управленческих решений.
При этом жители муниципального образования
одновременно являются как объектом, так
и субъектом управления по отношению к
системе органов муниципального управления,
так как население управляет своими делами
или непосредственно (через выборы, референдум),
или опосредованно (осуществляя контроль
за деятельностью органов муниципального
управления). В настоящее время местное
самоуправление в России находится, по
существу, в состоянии перехода от системы
«местных Советов» к системе местного
самоуправления. В ходе формирования системы
муниципального управления необходимо
решение следующих основных проблем:рационального
разграничения полномочий между федеральным,
региональным и муниципальным управлением,
и прежде всего в сфере бюджетных отношений
и отношений собственности;