Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:04, курс лекций
Современная социология как наука образовалась не на пустом месте, ей предшествовали многие столетия поисков истины, о том, что такое человеческое общество, и какое место занимает в нем человек. Действенность социологии опирается на широкий резонанс результатов, понятное объяснение актуальных проблем повседневной жизни.Эта наука возникает в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. В середине первого тысячелетия до н.э. осознание неизбежности социального неравенства вылилось в концептуальное обоснование его необходимости.
9. Объект, предмет, структура
и функции социологии управления Проблемы
управления в социологии рассматриваются
с различных позиций, так как социология
управления по сравнению с другими науками
об обществе является относительно молодой
наукой. Это обуславливает наличие порой
диаметрально противоположных теоретико-методологических
подходов и научных положений. В общенаучном
плане под объектом исследования понимается
часть органической или неорганической
природы, рассматриваемая в качестве самостоятельной
системы, в качестве объекта исследования
допустимо рассматривать всю вселенную
и любой ее элемент. Объектом социологии
управления являются управляемые процессы
и объекты всех уровней: общество в целом,
регион, муниципальное образование, социальная
сфера, предприятие, фирма, группа, личность.
Таким образом, объект социологии управления
- это вся социальная сфера, в том числе
человек как социальное существо, и процессы,
протекающие в данной сфере. Анализируя
объект исследования социологии управления,
следует добавить, что данная наука исследует
также и спонтанные процессы самоорганизации
в обществе, которые даже без включения
в управленческую деятельность играют
важную роль в социальном управлении.
В число спонтанных процессов входят репродуктивное
поведение, формирование общественного
мнения, проявление потребительских интересов,
миграция населения, теневая экономика
и т.п. Спонтанные процессы самоорганизации
общества, возникающие в процессе социальных
взаимодействий, присущи многим формам
жизнедеятельности. Предмет исследования
выражает те характеристики, процессы,
параметры, свойства, которые являются
значимыми для цели и задач данного исследования,
он более конкретен и избирателен по сравнению
с объектом исследования. Предмет социологии
управления - взаимосвязи, закономерности
функционирования социальных объектов
и механизмы управления ими на основе
социологического анализа. Важным аспектом
предметной области является исследование
закономерностей, регулирующих управление
как социальную деятельность в согласовании
интересов различных субъектов общественной
жизни. При этом необходим анализ того,
как и каким образом реализуются объективные
социальные закономерности в управлении,
и на этой основе конструировать стратегию
и тактику целенаправленной управленческой
деятельности. Предметной областью социологии
управления является также исторический
взгляд на управление: рассмотрение различных
его форм в историческом контексте от
общинного самоуправления, через государственное
управление к сочетанию государственного
управления с различными формами общественного
самоуправления. Специалисты Центра
социологии управления и социальных технологий
Института социологии Российской Академии
наук выделяют четыре блока проблем управленческой
практики, требующих специальных знаний
для их решения: - проблемы управления
людьми, когда предметом управления становятся
личные, а не профессионально-
- социально-инженерная функция
направлена на изменение
11. Общее понятие управления. Управление как социальное явлениеВ самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального назначения. Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов: 1. Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима деятельности. 2. Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами. 3. Управление - внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления). 4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления. 5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это - целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления. 6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие - прерогатива субъекта управления. 7. В процессе управления находят свое непосредственное выражение его функции, определяемые природой и назначением управленческой деятельности. Это означает, что управление имеет функциональную структуру. Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия. К их числу, как правило, относят: прогнозирование (планирование); организацию (формирование системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности); координацию (обеспечение согласованных действий различных участников отношений в управляемой сфере); регулирование (установление режима взаимодействия субъекта и объекта управления); распорядительство (властное решение конкретных вопросов, возникающих в управляемой сфере); контроль (наблюдение за функционированием управляемой сферы).Таковы основные черты, характеризующие общее понятие управления. Они полностью приемлемы и для понимания управления в социальной сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения.
13. Структура управления - институциональное
образование, в рамках которого предопределяется
цельность трансакции. Трансакции опосредуются
управленческими структурами (рынками,
иерархиями и их смешанными формами).5.
Институциональная среда управления -
один из наиболее важных компонентов системы
управления. Под средой управления понимается
конструируемая из существующих или специально
создаваемых элементов, факторов и условий
область действий, создающая реальную
возможность управления и реализации
желаемых состояний. Институциональная
среда управления представляет собой
комплекс институциональных образований,
опосредующих управленческие взаимодействия,
влияющие на решения субъекта управления,
на поведение объекта управления, взаимные
оценки и т.д. Институциональная среда
в масштабе социума формируется достаточно
продолжительное время и не может кардинально
измениться за короткое время даже в результате
серьезных трансформаций. Институциональная
среда может пониматься как правила игры,
определяющие контекст, в котором осуществляется
экономическая деятельность. Базовые
политические, социальные и правовые нормы
образуют основу производства, обмена
и распределения.6. Институциональное
устройство - контрактные отношения или
структура управления, объединяющая хозяйственные
единицы и определяющая способ их кооперации
и / или конкуренции.Общий субъектно-объектный
состав институционального управления,
рассмотренный выше, обобщен в таблице
5.Таблица 5. Субъектно-объектный состав
институционального управленияСубъекты
управления Объекты управления Управленческие
воздействия Государственные органы Правила,
законы Директивные, меры прямого и косвенного
регулирования Хозяйственные организации Права
собственности, ресурсы, обязательства Бизнес-
Обычаи, традиции Формирование доверия, составление оценок и рейтингов
Общественные организации
15. 2 Внешняя среда управленияПод внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений. Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны, причем, не, только у авторов научных публикаций по вопросам менеджмента, но и у каждой фирмы. Обычно фирма в процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты её деятельности в настоящий период и на будущую перспективу, вывода проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причем, прежде всего выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренне среды фирмы.Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. И так для того, чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углублённое представление как о внутренней среде организации, её потенциале и тенденции развития, так и о внешней среде, тенденциях её развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрывать те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при их достижении. И поскольку каждая фирма, действующая в условиях рыночных отношений, постоянно подвержена воздействию внешней среды, наблюдение и анализ за состоянием среды требуют постоянного внимания и ведутся на систематической основе с применением методов системного анализа и компьютерной техники.1.3 Внутренняя среда управленияВнутренняя среда организации - та часть общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны -- это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них. Возникновение слабых сторон в деятельности организации, прежде всего, возникает при постоянном наличии внутренних переменных.
Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их.Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений.К основным переменным в самой организации, которые требуют внимания руководства, относятся: цели, задачи, структура, технология и люди.Цели.Организация, по определению, это, по крайней мере, 2 человека с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально.Цель - есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения.В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться.Основной целью работы большинства организаций является получение прибыли. Эта их задача отражена в таких целях, как рентабельность (прибыльность) и производительность. Прибыль это ключевой показатель организации. Цели разрабатываются руководством фирмы и доводятся до сведения управляющих всех уровней, которые в процессе координации совместной деятельности используют разнообразные средства и методы для их достижения.
17. Экономическая система Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. В современных курсах по экономической теории обычно выделяют рыночную, командную, смешанную и традиционную экономики. Лучше всего изучена рыночная экономика, которая характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. Командная экономика описывается как система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. Под смешанной экономикой подразумевается тип общества, включающий элементы первых двух систем. Он характерен для большинства современных государств. Под традиционной экономикой подразумевается архаичное общество, основанное на общей (общинной) собственности, на натуральном хозяйстве, в котором решения принимаются согласно традициям и обычаям. Одним из важнейших признаков классификации экономических систем является форма собственности (частная, общественная) и способ координации экономической деятельности (рыночный, плановой). В качестве классического примера частного капитализма приводят Англию XIX века и современный Гонконг; капиталистической «плановой» экономики — гитлеровскую Германию; социалистической «рыночной» экономики — Югославию; социалистической плановой экономики — СССР. Историческая классификация должна включать, помимо современных, системы прошлого и будущего. В этой связи заслуживает внимания классификация, которая выделяет доиндустриальные и постиндустриальные экономические системы. Типы экономических системТипы экономических систем: - традиционная;
- административно-командная;
- рыночная; - смешанная. Наибольшее
распространение в мировой
- по форме собственности
на средства производства; - по
способу координации и
19. Социальное управление является одним из видов управленческой деятельности, объектом которой выступают управленческие процессы, протекающие в социальной сфере общества и в его отдельных подсистемах.Социальное управление можно представить как управление социальными процессами, в отличие от управления политического, экономического или управления в биологических и технических системах. Это особая сфера научного и практического знания, взаимодействующая с другими видами управления.В масштабах всего общества можно выделить три основных уровня социального управления: государственное, муниципальное и социальный менеджмент.Государственное управление охватывает всю социальную структуру общества сверху донизу. Основным средством государственного управления является создание системы норм и правил для решения социальных проблем. Кроме того, государственное управление осуществляет социальное планирование в масштабах всей страны, разрабатывает и реализует конкретные социальные программы, обеспечивает социальную защиту и безопасность своим гражданам, организует охрану правопорядка.Основной задачей современного социального государства является социальное управление (социальная политика). Ведь все иные сферы деятельности государства (политическая, экономическая, военная, международная и др.), в конце концов, являются лишь средством для развития социальной сферы. В современном мире об эффективности государственного управления судят по уровню благосостояния основных социальных слоев общества. Обязательства социального государства перед обществом базируется на положениях Всеобщей декларации прав человека и других документах ООН, признающих человека основным субъектом развития.Муниципальное (местное) самоуправление в наибольшей степени подходит к определению социальное управление. Если государственное управление осуществляет управленческие функции, прежде всего, посредством создания существующей нормативно‑правовой базы (т. е. опосредованно), то муниципальное самоуправление решает возникающие социальные проблемы непосредственно «здесь и сейчас».