Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:55, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть концепции современной теории социального конфликта.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть историю возникновения социальных конфликтов.
Разобрать сущность конфликта и его виды
Рассмотреть стратегии разрешения конфликта и управление конфликтом
Рассмотреть управление конфликтом как формой регулирования социальных отношений.
Введение 4
1 Теоретико – методологические основы изучения современной теории конфликта. 7
1.1 Сущность конфликта и его виды. 7
1.2 Управление социальными конфликтами в социальном обществе. 16
2 Теории социального конфликта. 27
2.1 Марксиские теории конфликта. 27
2.2 Функциональные теории конфликта 32
Заключение 42
Список литературы 44
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра социологии и социальной работы
Допускаю к защите
Руководитель
___________Н.М. Струк
Тема: Современная теория конфликта
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К курсовой работе по дисциплине «История социологии»
Выполнил студент группы СЦБ-11-1 И.Ю. Иванова
Проверил, к. философ. н., доцент Н.М. Струк
Нормоконтроль Н.М. Струк
Курсовая работа защищена с оценкой _______________________
Иркутск, 2012 г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЗАДАНИЕ
НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
По курсу «История социологии»
Студенту группы СЦБ-11-1 Ивановой И.Ю.
Тема проекта «Современная теория конфликта»
Исходные данные: материалы монографий, периодических изданий справочной и учебной литературы, научные статьи, касающиеся современной теории конфликта.
Рекомендуемая литература:
Дата выдачи задания «14» сентября 2012 г.
Дата представления проекта руководителю «14» декабря 2012 г.
Руководитель курсовой работы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1 Теоретико – методологические основы изучения современной теории конфликта. 7
1.1 Сущность конфликта и его виды. 7
1.2 Управление социальными конфликтами в социальном обществе. 16
2 Теории социального конфликта. 27
2.1 Марксиские теории конфликта. 27
2.2 Функциональные теории конфликта 32
Заключение 42
Список литературы 44
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.
Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей. Большую часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к разногласиям. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт.
Под конфликтом принято понимать активные взаимонаправленные действия каждой из конфликтующих сторон для реализации своих целей (достижение власти, приобретение материальных ресурсов и т. д.), окрашенные сильными эмоциональными переживаниями. Конфликты возникают по причине материальной неудовлетворенности некоторых сотрудников, хотя внешне это может проявляться как несовпадение характеров или личных взглядов. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, конфликт – явление всегда нежелательное, и его необходимо, по возможности избегать, также следует немедленно его разрешать, как только он возникнет.
В зарубежной социологии и психологии конфликтам и способам их регулирования всегда уделялось много внимания. Еще задолго до официального рождения социологии существовали теории, рассматривающие общество в качестве организованного конфликта или борьбы между индивидами и социальными группами, между различными социальными слоями общества, между разными странами, религиями, поколениями, полами и т. д. Так известный английский философ Томас Гоббс в своих воззрениях допускает большой элемент конфликта во всех социальных отношениях, он не сомневается в том, что «человек человеку волк», а в обществе естественным состоянием является «война всех против всех». В конце XIX в. Герберт Спенсер сделал вывод о том, что общество отбирает в процессе естественного отбора лучших из лучших. Современник Спенсера Карл Маркс сформулировал иной взгляд на данную проблему. Он предположил, что социальное поведение может быть лучшим образом объяснено как процесс конфликта. Маркс сосредоточил внимание на борьбе различных классов в обществе.
Большой вклад в развитие теории конфликта внесли немецкие социологи Георг Зиммель, Макс Вебер и Ральф Дарендорф, французский ученый Эмиль Дюркгейм, американские социологи Талкотт Парсонс, Карл Маркс, Льюис Коузер, и др. В теории и практике управления разработаны социальные технологии и практические рекомендации регулирования конфликтных ситуаций в различных сферах общественной жизни.
В отечественном обществознании теорию конфликтов активно разрабатывают И.В. Гришина, А.В. Дмитриев, А.К. Зайцев, А.Г. Здравомыслов. В настоящее время политологи наибольшее внимание уделяют изучению политических и межнациональных конфликтов в российском обществе, которые приобрели ныне небывалую остроту. Все чаще объектом исследования становятся социальная напряженность и конфликты на производстве.
Объектом курсовой работы является – теории современных конфликтов.
Предметом курсовой работы является – анализ современных теорий социального конфликта.
Цель работы – рассмотреть концепции современной теории социального конфликта.
Задачи курсовой работы:
Теоретико-методологическую основу исследования
составили концепции отечествен
Эмпирическая база исследования. В процессе написания работы использовался значительный эмпирический материал, имеющийся в научных статьях, материалах периодических изданий, справочной и научной литературы, учебных пособиях, информации о современной теории конфликта, содержащие данные о сущности конфликта, стратегии его разрешения и управления.
Методы исследования. В работе используются конкретно - исторические методы исследования: анализ; синтез; сравнение.
Структура работы включает введение, две главы (четыре параграфа), заключение, список используемой литературы, приложение.
1 Теоретико – методологические основы изучения современной теории конфликта.
1.1 Сущность конфликта и его виды
Конфликт – это весьма сложное явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок, используемых методов.
Конфликт вырастает из конфликтной ситуации, которая составляет базу конфликта. Конфликтной ситуацией называют такую ситуацию, в которой проявилась и осознана сторонами несовместимость действий одной стороны с нормами и ожиданиями другой. Конфликтная ситуация включает прежде всего объект конфликта. Объект конфликта – то, из-за чего возник конфликт между оппонентами, на что претендует каждый из его участников. Объект конфликта может быть материальным (например, какая-нибудь престижная вещь), так и идеальными (например, правила поведения, статус в коллективе и т.п.).
Так же в конфликтную ситуацию входят и участники конфликта (оппоненты). Участники конфликта обладают разной «силой», имеют разный ранг в зависимости от того, кого они представляют (например, человек говорит только от своего имени или выражает мнение большинства людей).
В структуре конфликта выделяют внутреннюю и внешнюю позицию участников. Во внутренней позиции участников можно выделить цели, интересы и мотивы участников; она непосредственно влияет на течение конфликтной ситуации, находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе конфликтного взаимодействия. Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях.
Таким образом, оппоненты и объект конфликта, со всеми их отношениями и характеристиками, составляют конфликтную ситуацию, которая всегда предшествует конфликту и может существовать задолго до его возникновения, никак не проявляясь.
Чтобы из конфликтной ситуации вырос конфликт, должен возникнуть инцидент, то есть действия участников конфликта, притязающих на объект. При этом люди могут начать инцидент, когда реального противоречия нет (конфликт иллюзорен). Либо, напротив, конфликтная ситуация может существовать задолго до начала инцидента (конфликт «тлеющий»).
Структура конфликта по мере своего развития может измениться в нем может происходить (преднамеренно или стихийно) подмена объекта конфликта, могут изменяться и участники (некто может дирижировать конфликтом). Подмена участников может быть вымышлена (один представляет участников так, как ему хочется). Все эти реальные и воображаемые изменения сути конфликта надо учитывать.
Понятия «субъект» и «участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект — это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Участник конфликта может сознательно принять участие в конфликте, а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт. В ходе развития конфликта статусы участников и субъектов могут меняться местами.
Также необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта. Последние представляют собой определенные силы, преследующие в чужом конфликте свои интересы.
Косвенные участники могут:
Так же косвенные участники конфликта составляют определенную часть окружающей среды, в которой протекают конфликты. Поэтому социальная среда может выступать либо катализатором, либо сдерживающим или нейтральным фактором развития конфликта.
В социологии конфликта часто используется понятие «сторона конфликта», предполагающее включение как прямых, так и косвенных участников конфликта. Иногда косвенных участников называют третьей стороной или третьим участником. Субъекты и участники социального конфликта могут иметь различные ранги, статусы и обладать определенной силой.
Под рангом понимается звание, чин, разряд, категория. В социальной конфликтологии он определяется по принципу высший - низший и предполагает позицию, занимаемую одним из субъектов конфликта по отношению к другому субъекту, противоположной стороны. Можно предложить следующий способ определения рангов оппонентов (субъектов конфликта):
В реальном конфликте каждая из сторон стремится понизить ранг противника и повысить свой собственный.
Социальный статус, который имеют субъекты и участники конфликта, это общее положение личности или социальной группы в обществе, связанной с определенной совокупностью прав и обязанностей. Статус может оказать значительное влияние на положение (позицию) того или иного субъекта и участника в реальном конфликте.