Современная теория конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:55, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть концепции современной теории социального конфликта.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть историю возникновения социальных конфликтов.
Разобрать сущность конфликта и его виды
Рассмотреть стратегии разрешения конфликта и управление конфликтом
Рассмотреть управление конфликтом как формой регулирования социальных отношений.

Содержание

Введение 4
1 Теоретико – методологические основы изучения современной теории конфликта. 7
1.1 Сущность конфликта и его виды. 7
1.2 Управление социальными конфликтами в социальном обществе. 16
2 Теории социального конфликта. 27
2.1 Марксиские теории конфликта. 27
2.2 Функциональные теории конфликта 32
Заключение 42
Список литературы 44

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

Силу в социальном конфликте  определяет возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию оппонента (противника). Она включает всю совокупность средств и ресурсов, как непосредственно задействованных в противоборстве, так и потенциальных. Пока конфликт находится в стадии зарождения, его потенциальные субъекты имеют лишь примерное представление о реальной силе противоположной стороны и о возможной реакции окружающей среды на социальный конфликт. Только с началом конфликта и в ходе его развития информация о силе сторон становится более полной.

Один из значительных элементов в структуре социального конфликта является окружающая среда. Она состоит из физической сферы (географических, климатических, экологических и других факторов) и социальной среды (определенных социальных условий, в которых развивается конфликт).

Еще одним из непременных элементов конфликта является объект, т.е. конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Все объекты подразделяются на три вида:

  1. Объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-либо невозможно.
  2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта.
  3. Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно. Это ситуация «мнимого конфликта».

Определить объект в  конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к противоборству.

Таким образом, манипуляция объектом способна принести значительные выгоды одной из сторон и существенно усложнить положение другой. Трудности в нахождении действительного объекта конфликта возникают в сложных конфликтах, когда одни противоречия накладываются на другие, или одни причины конфликта подменяются другими. Иногда и сам субъект конфликта не в полной мере осознает реальные мотивы противоборства.

Выявление основного  объекта — непременное условие  успешного решения любого конфликта. В противном случае он или не будет  решен в принципе (тупиковая ситуация), или будет решен не в полной мере, то во взаимодействии субъектов останутся «тлеющие угли» для новых столкновений. Чем больше разброс критериев при принятии решений и возможных вариантов этих решений, тем глубже может быть конфликт.

Главная задача оптимизации социально-психологического климата коллективов диктует настоятельную необходимость выявления причин возникновения конфликтов между их членами. Один из первых шагов на пути решения этой задачи – разработка социально-психологической типологии конфликтов. Такая типология предлагается на основе исследования на различных предприятиях. В основе этой типологии лежат взаимосвязи людей в рамках их отношений в первичном производственном коллективе.

Во-первых, это взаимосвязи  функционального характера, определенные совместной трудовой деятельностью. Данные взаимосвязи носят как непосредственный, так и опосредованный характер.

Во-вторых, это взаимосвязи, вытекающие из принадлежности работников к одному первичному производственному  коллективу, взаимосвязи психологического характера, вызванные потребностями  людей в общении.

Исходя из указанных  взаимосвязей, которые в норме  должны иметь согласованный характер, выделены следующие основные типы конфликтов, нарушающих успешное осуществление  соответствующей связи:

  1. Конфликты, представляющие собой реакцию на препятствия достижению основных целей трудовой деятельности (например, трудности выполнения данного делового задания, неправильное решение какой-либо производственной проблемы и т.п.);
  2. Конфликты, возникающие как реакция на препятствия достижению личных целей работников в рамках их совместной трудовой деятельности (например, конфликт из-за распределения деловых заданий, считающихся «выгодными» или «невыгодными», недовольство предложенным графиком отпусков и т.п.);
  3. Конфликты, вытекающие из восприятия поведения членов коллектива как несоответствующего принятым социальным нормам совместной трудовой деятельности (например, конфликт по поводу нарушения трудовой дисциплины кем-либо из членов передовой бригады с общим высоким уровнем отношения к труду);
  4. Сугубо личные конфликты между работникам, обусловленные несовместимостью индивидуальных психологических характеристик – резкими различиями потребностей,  интересов,  ценностных ориентаций,  уровня культуры в целом.

Кроме перечисленных  типов, конфликты делятся на «горизонтальные», «вертикальные» и «смешанные». К «горизонтальным» относятся такие конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг другу. К «вертикальным» конфликтам относятся те из них, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и «вертикальные» и «горизонтальные» составляющие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они наиболее нежелательны для руководителя, так как в них он как бы «связан по рукам и ногам». Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.

Так же конфликты делятся  по характеру причин, объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые – субъективными.

Известна также классификация по характеру вызвавших конфликт причин, которые можно объединить в три группы:

  1. Обусловленные трудовым процессом;
  2. Обусловленные психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологической коммуникацией и т.д.;
  3. Обусловленные личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.

По значению для организации  конфликты делятся на конструктивные и деструктивные. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации ее членов, разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации. Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его.

Еще выделяют такие конфликты, как мотивационные. Наиболее ярко выражены такие мотивы, как безопасность, принадлежность к определенному сообществу, престиж, чувство собственного достоинства и самореализация.

Постоянная «недогрузка» на производстве и соответственно низкий социальный статус могут явиться серьезными «нарушителями спокойствия». Все, что ущемляет чувство собственного достоинства, пробуждает огромную энергию, нацеленную на конфликт.

Существует еще один вид конфликта - конфликты коммуникации. Коммуникационный конфликт налицо, когда никто не решается на установление «обратных связей» с руководителем, т.е. никто не обращает внимания шефа на его промахи. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда сотруднику не сигнализируют о том, что его признают и уважают. Кто никогда не слышит слов признания, тот становится неуверенным. В разряд «коммуникационных конфликтов» попадают и банальное непонимание, неверная интерпретация той или иной информации.

Такой конфликт, как власти и безвластия определяется тем, что постоянное стремление к новизне и невозможность реализовать свои цели постепенно ломают человека. Руководителям знакомо чувство бессилия, когда им противостоит имеющая большинство оппозиция.

В социальной психологии обычно выделяют несколько основных типов конфликтов в организации в зависимости от различных критериев их оценки. Так, возможен межличностный конфликт (трения между сотрудниками, противостояние руководителя и подчиненного и т.д.), а также личностный конфликт, конфликты между личностью и организацией, между группами внутри организации и конфликт с внешней средой (рис.1).

  1. Личностный конфликт. Этот тип включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Это исключительно психологический конфликт. Выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Такой конфликт может оказаться губительным для окружающих, если индивид будет искать причину своей внутренней неполноценности в окружающих.
  2. Межличностный конфликт. Этот тип является самым распространенным. Конфликт между отдельными личностями возникает там, где сталкиваются разные манеры поведения, школы. Межличностный конфликт может базироваться и на получении чего-то, неподкрепленного соответствующими возможностями. В нем могут быть задействованы люди с разными характерами, взглядами, ценностями.
  3. Межгрупповой конфликт. Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместные скоординированные действия), вступают в конфликт с другой группой, не включающих в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта.
  4. Конфликт принадлежности. Такой конфликт происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они организуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит в две конкурентные группы, преследующие одну цель.
  5. Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде всего со стороны культурных, административных и экономических норм предписаний).

На самом деле, в  разных областях человеческого взаимодействия существуют самые разные составляющие элементы конфликта. К примеру, каждый слышал о международных конфликтах, трудовых конфликтах. Все это всевозможные формы разных типов классифицированных конфликтов.

Таким образом, понятие "конфликт" характеризуется исключительной широтой  содержания и употребляется в разнообразных значениях. Существует множество определений и толкований конфликта. В происхождении конфликтов выступает сочетание как субъективных, так и объективных факторов. Наиболее значимыми факторами, определяющими характер межличностных взаимоотношений в коллективе, являются совокупность общественных отношений данного общества, его социально-экономическая структура, и содержание общественного сознания.

 

 

 

1.2 Управление социальными конфликтами в социальном обществе

 

 

В мире существуют несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. Отметим, однако, что управлять конфликтной ситуацией теоретически может любой его участник, но практически такой возможностью обладают не все, в большинстве случаев это начальник, руководитель или просто авторитетный человек. Более того, управлять конфликтом может и посторонний человек. Но далее будем иметь в виду, что в роли «капитана» выступает именно человек, наделённый управленческими полномочиями.

Руководителям не следует  считать причиной конфликтных ситуаций простое различие в характерах. Конечно, это различие может явиться причиной конфликта в каком-то конкретном случае, но оно — лишь одни из факторов, которые могут вызвать конфликт. Руководитель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику. Уменьшить возможность конфликта можно, применяя методики разрешения конфликта.

Выделяют четыре структурных метода разрешения конфликта:

  1. разъяснение требований к работе,
  2. использование координационных и интеграционных механизмов,
  3. установление общеорганизационных комплексных целей,
  4. использование системы вознаграждений.

Разъяснение требований к работе, один из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональный конфликт, — разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них в каждой данной ситуации.

Еще один метод управления конфликтной ситуацией — это  применение координационного механизма. Один из самых распространенных механизмов — цепь команд. Как еще давно отмечал Вебер и представители административной школы, установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться.

Информация о работе Современная теория конфликта