Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:29, курсовая работа
Целью данной работы является анализ возникновения проблем, возникающих в процессе миграции и связанных непосредственно с ним.
В связи с этим в работе поставлены следующие задачи:
Выделить специфику возникновения миграций в постсоветском пространстве
Изучить проблемы, с которыми сталкиваются мигранты постсоветского пространства
3. Определить последствия миграционных процессов
4. Экспликация проблемы легализации статуса и приживаемости мигранта в разрезе функционального анализа общества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. Миграционные процессы в Современной России: причины и последствия………………………………………………………………………7
1.1 Определение миграции………………………………………………….7
1.2 Разрушение СССР как важнейший фактор обусловивший увеличение размеров миграций…………………………………………………..10
1.3 Социально-экономические последствия, вызванные миграциями…12
2.Взаимоотношение государства, общества и мигрантов в нашей стране……………………………………………………. …….16
2.1 Законодательная политика в сфере миграций………………………..16
2.2.Действия государственного аппарата управления в отношении
легализации статуса мигранта…………………………………………….19
3. Миграционные процессы и общество……………….26
3.1. Взгляды на общество Р. Мертона и Т. Парсонса в проекции
на миграционные процессы………………………………...……………26
3.2 Приживаемость мигранта на новом месте жительства…………….29
3.2.1 Помощь со стороны общества. Негосударственные организации..32
Заключение…………………………………………………………………...….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..39
Положительным
аспектом проводимой политики, является
привлечение мигрантов по образовательным
программам и приглашение
В свою очередь наше государство также отпускает граждан на стажировку в страны Запада и Востока и содействует их трудоустройству за рубежом. Но все чаще наблюдается в России процветающая нелегальная миграция. Это, конечно же, не приветствуется законодательством, но, тем не менее, является следствием его противоречивой сущности. Как уже упоминалось выше, рост нелегальной миграции способствует увеличению развития и процветания теневой экономики.
Нелегальные мигранты в стране появляются в связи с появлением на пути к легализации мигрантом своего статуса различного рода барьеров. Это при том условии, что миграционный приток не уменьшается, а даже возрастает. «Согласно оценкам, основанным на исследованиях, в России находится три-четыре миллиона мигрантов из СНГ, значительная часть которых проживает в стране по несколько лет, не имея вида на жительство» 13[3. C. 315].
Особо крупный приток мигрантов в Россию приходится на Казахстан. Это и не удивительно. Ведь наше государство активно сотрудничает с Республикой Казахстан, что проявляется в целом ряде аспектов. Это подтверждает и Одиннадцатый–двенадцатый ежегодный демографический доклад: «Главный миграционный донор России – Казахстан, отдавший ей за 1989-2004 гг. 1,8 млн. человек или 10,7 % своего населения, обеспечив треть миграционного прироста России в обмене со странами СНГ лидерство Казахстана проявляется с 1992 года и сохраняется до сих пор. На втором месте Узбекистан, давший Росси 812 тысяч человек».
Эти нескончаемые притоки мигрантов из стран СНГ, чаще всего в виде рабочей силы, не регистрируется в большем количестве случаев, чем узаконивается. С чем же связаны подобного рода проблемы? Во-первых, это есть следствие не эффективной политики, о которой велась речь выше. Но и, во-вторых, это возникает в связи с проблемой, выраженной в форме коррупции. В последнее время все чаще встречаются сведения о подобного рода фактах в выпусках телевизионных новостей и газет.
Миграционные
процессы играли и по-прежнему играют
значимую роль в международных отношениях.
Правительство нашего государства
понимает важность миграции и старается
извлечь из нее наибольшую экономическую
выгоду. Но на деле получается, что своими
усилиями оно лишь препятствует усовершенствованию
легализации данного процесса. А. В. Дмитриев
в своей работе «Миграция: конфликтное
измерение» высказал это следующим образом:
«…миграции – это неотъемлемая часть
глобализации. Если правительства стран
охотно принимают мобильность капитала,
товаров и идей, но пытаются не допускать
свободной миграции населения, то такие
попытки в принципе вряд ли увенчаются
успехом. Трезвая государственная политика
в сфере миграций может помогать легализации
миграции в интересах всего общества.
Запреты, напротив, не остановят миграционные
потоки, но будут способствовать расцвету
нелегальной формы миграции»14 .
2.2. Действия государственного аппарата управления в отношении
легализации
статуса мигранта
Страны убытия и прибытия мигрантов находятся в тесном взаимодействии. Ведь, несмотря на то, что процесс миграции со стороны кажется довольно простым, на самом деле он очень сложен и противоречив в изучении.
Как одни, так и другие государства, вовлеченные в миграционные процессы, стараются строго контролировать их. Особенно важно для стран контролировать приток мигрантов. Ведь в случае, если его количество превысит привычную норму, неминуемы станут последствия, которые были изложены в предыдущей главе. Самое строгое внимание со стороны государств уделяется именно нелегальным миграциям, который потенциально могут принести вред принимающим их странам.
Пытаясь контролировать ситуацию притока переселенцев, правительства большинства стран устанавливают ограничение на вход и выход населения. Так, в статье М. Винера под названием «Международные миграции и международные отношения», изложены такие правила.
Правила входа: 1. Неограниченные, т.е. государства фактически не накладывают ограничения на поступление в страну миграционных потоков. Такие государства встречаются крайне редко.
2.
Рекламные (продвигающие). Суть таких
правил заключается в том, что
страны привлекают из-за
3.
Выборочные. По этому правилу
разрешение на въезд в пределы
определенного государства
4.
Нежелательные. Правительства
5.
Запрещенная миграция. В то время,
пока одни страны ограничивают
вход мигрантов, другие
Следующее, о чем говорит автор данной статьи, это правила выхода.
1.
Запрещенные. Полное
2. Выборочные, при которых государство выпускает граждан с определенными характеристиками.
3.
Нестрогие. Пределы страны
4.
Рекламные (продвигающие). Подобные
правила способствуют
5.
И, наконец, последнее.
По данным ФМС РФ, с 2007 года на территории РФ действует новые законы о вопросах трудоустройства и пребывания иностранных граждан. Таким образом, вновь прибывшие мигранты, находящиеся в пределах РФ, должны по истечении трех рабочих дней встать на миграционный учет, проинформировав территориальный орган миграционной службы о своем прибытии.
По новому законодательству, срок временного пребывания нового члена российского общества, должен составлять не более девяноста дней со дня прибытия. В случае нарушения данного положения, положен штраф в размере от 20 до 50 МРОТ. По истечении срока в девяносто дней, мигрант либо покидает страну, либо должен получить временную регистрацию. Возможен и другой вариант. Мигрант может предоставить разрешение на работу, в случае чего может прибывать на территории России в течение одного года. Вот некоторые положения действующего законодательства 16.
Обратимся теперь непосредственно к легализации статуса мигранта. Степени легализации статуса принято различать. Так, например, существует легализация с получением вида на жительство, легализация статуса через получение гражданства или, например, лишь через получение разрешения на трудовую деятельность. У каждой из степени существует отдельный список документов и сведений, необходимых для получения желаемого статуса. Рассмотрим перечень необходимый для миграционного учета. Напомню, что в данной работе он принят основным рассматриваемым документом, относящимся к легализации статуса мигрантов. Федеральным законом от 18.07.2006 №109-ФЗ (ст.9 п.1) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» установлен следующий перечень сведений, который мигрант обязан предоставить соответствующим органам 17:
«1) вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (наименование, серия, номер, дата и место выдачи, срок действия, а при наличии – биометрические данные, содержащиеся в указанном документе);
2)
вид и реквизиты документа,
подтверждающего право на
3) фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии);
4) дата и место рождения;
5) пол;
6) гражданство (подданство);
7)
цель въезда в Российскую
8) профессия;
9) заявленные сроки пребывания (проживания) в Российской Федерации;
10)
дата регистрации по
11) дата постановки на учет по последнему месту пребывания и его адрес, даты постановки на учет и снятия с учета по предыдущим местам пребывания и их адреса;
12)
сведения о законных
13) сведения о депортации или об административном выдворении за пределы Российской Федерации (применялись или нет, если применялись, то когда и кем);
14)
сведения о принятии решения
о нежелательности пребывания (проживания)
в Российской Федерации (
15)
сведения о привлечении в
16)
дата и место смерти в
17)
основания постановки на
Казалось бы, список сведений не так уж и велик. Но если представить себе те очереди, которые мигранту придется отстоять за получением некоторых из них, то можно понять, что это довольно трудноразрешимая проблема. Бесконечные очереди, длительные сроки оформления документов, возникновение бюрократических барьеров… И это только часть препятствий, возникающих у мигранта на пути к узакониванию своего положения.
Особо сложное узаконить свое пребывание на территории РФ гражданами Кавказских стран. Ведь в связи с последними событиями террористического содержания, к ним проявляют особое опасение и недоверие.
На
словах, правительства государств,
принимающих и отпускающих
Правительство
предусмотрительно принимает
Органы власти не стремятся увеличить доступ к трудоустройству беженцев и временных переселенцев, потому что действующее законодательство накладывает запрет о том, что на работу нельзя принимать без наличия прописки или регистрации. Это, естественно, приводит к тому, что людям, имеющим статус беженца или временного переселенца, приходится устраиваться на работу нелегальным способом. Государственные органы власти ведут обособленную от общества политику и словно не слышат и не видят его. Еще в 2005 г. Президент РФ в своем послании Федеральному Собранию поставил «задачу формирования осмысленной миграционной политики».
Из выступления директора ФМС К.О. Романовского «Актуальные вопросы регулирования миграционных процессов в РФ» можно выделить следующее, «результаты правоприменительной политики ФМС России в 2007 году подтверждают, что принятые законодательные меры в сфере миграции принесли ощутимый позитивный эффект. На учет в органы ФМС поставлены почти 6 млн. 300 тыс. человек 20.
Но только автор данного доклада не повествовал нам о таких случаях, когда люди в течение длительного времени (иногда это затягивается на годы) не могут легализовать свое положение, при этом не могут ни вернуться на Родину, ни обеспечит свое пребывание на территории России. Так, например, гость нашей страны, решивший посмотреть ее достопримечательности, попал в неразрешимую ситуацию. Житель Эстонии, гражданин России, в связи с утерей паспорта, не может выехать за ее пределы. В нашем государстве процесс восстановления документов может продолжаться до четырех месяцев. Таким образом, человек остался без средств к существованию, потому что не может получить денежный перевод в отсутствие паспорта. По этой же причине он не может устроиться не работу 21.