Специфика миграционных процессов на постсоветском пространстве:проблемы и способы решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ возникновения проблем, возникающих в процессе миграции и связанных непосредственно с ним.
В связи с этим в работе поставлены следующие задачи:
Выделить специфику возникновения миграций в постсоветском пространстве
Изучить проблемы, с которыми сталкиваются мигранты постсоветского пространства
3. Определить последствия миграционных процессов
4. Экспликация проблемы легализации статуса и приживаемости мигранта в разрезе функционального анализа общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. Миграционные процессы в Современной России: причины и последствия………………………………………………………………………7
1.1 Определение миграции………………………………………………….7
1.2 Разрушение СССР как важнейший фактор обусловивший увеличение размеров миграций…………………………………………………..10
1.3 Социально-экономические последствия, вызванные миграциями…12
2.Взаимоотношение государства, общества и мигрантов в нашей стране……………………………………………………. …….16
2.1 Законодательная политика в сфере миграций………………………..16
2.2.Действия государственного аппарата управления в отношении
легализации статуса мигранта…………………………………………….19
3. Миграционные процессы и общество……………….26
3.1. Взгляды на общество Р. Мертона и Т. Парсонса в проекции
на миграционные процессы………………………………...……………26
3.2 Приживаемость мигранта на новом месте жительства…………….29
3.2.1 Помощь со стороны общества. Негосударственные организации..32
Заключение…………………………………………………………………...….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..39

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2011.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

       Подобные  организации берут на себя ответственность  за помощь в поиске рабочего места  для мигранта, в жилищном обеспечении, проводят психологические тренинги. Помогают продуктами питания, и собирает гуманитарную помощь и многое другое.

       В данной исследовательской работе рассмотрим некоторые из них .25

       На  территории Российской Федерации одной  из первых был создан комитет «Гражданское содействие» в 1990 году еще до появления Федеральной миграционной службы. Данная организация была создана с целью стать посредником между самими мигрантами и государственными органами власти. А также осуществлять материальную и гуманитарную помощь самым незащищенным мигрантам, временным переселенцам, беженцам.

       Например, в столице нашей Родины – Москве, было создано три года назад некоммерческое партнерство «Центразия». Главной целью созданного партнерства является помощь в развитии социальных, культурных  и деловых программ взаимодействий России и стран Центральной Азии (Афганистан, Пакистан и т.п.).

       Неправительственные организации переселенцев стали появляться с середины 90-х годов. К ее созданию подверг неугасающий миграционный приток из стран бывшего Советского Союза. Данные организации находятся в прямом контакте с населением. Таким образом, вырастает уровень информированности заинтересованных лиц о том, что в настоящий момент происходит по отношению к ним со стороны государственных органов власти. Невнимание со стороны различных уполномоченных органов проявляется сразу. Тут же, то в одном, то в другом регионе страны возникают различные по причинам рода конфликты.

       Самая крупная и эффективная, значимая и влиятельная организация по миграционным вопросам в России является «Форум переселенческих организаций». Ее создание приходиться на середину 90-х годов. Она объединяет в себе более трехсот организаций, расположенных по всей стране. Совокупность этих региональных миграционных организаций отстаивает интересы тех мигрантов и вынужденных переселенцев, что обращаются к ним за помощью.

       Следующая организация, которую мы рассмотрим – организация международного уровня. Международная организация по миграциям (МОМ) создана для защиты интересов миграции в целом. Создание ее произошло еще в 1951 году. Российская Федерация является наблюдателем в данной организации с 1992 года. МОМ это межправительственная организация, бюджет которой составляется из тех взносов, что вкладывают в него государства-участницы. Организация ставит перед собой целью усовершенствовать процесс миграционного обмена между государствами, устранить нелегальные миграции, процветающие не только на территории нашего государства, и во многих других развивающихся и развитых странах.

       Примером  работы МОМ может служить ее помощь России во время конфликта на Кавказе. В это время, ее действиями была оказана помощь в оказании медицинской помощи, предоставления крова, а также  многим невинно страдающим людям.

       Эти и еще продолжительный ряд  организаций созданы в помощь самим мигрантам и государствам, не справляющимися с миграционными потоками. Из всех перечисленных организаций, их целей и задач, можно сказать, что такой вид помощи мигрантам очень важен и необходим. Посредством помощи, поступающей с их стороны, мигранты получают уверенность в завтрашнем дне, в том, что они не одни, что они кому-то нужны. А ведь в упомянутых выше современных условиях социализации и законодательных барьеров это играет  особо важную роль. Не получая внимания со стороны государств  мигрант обретает надежду в светлое будущее. Очень важен этот аспект для временных переселенцев и беженцев, которые фактически несут принимающему их государству лишние проблемы беспокойства жилищными и  вопросами трудоустройства. Поэтому правительства стран стараются лишний раз не принимать беженцев или временных переселенцев. Это связанно с тем, что сроки предоставления данных статусов достаточно велики для государственного бюджета. Таким образом, срок, на который позволяется состоять в положении беженца, на территории Российской Федерации составляет три года, а статус вынужденного переселенца выдается уполномоченными органами на срок  до пяти лет. Так как в связи с этим появляется  ряд проблем экономического плана, правительство заинтересованно в том, чтобы подобных примеров было как можно меньше 26.

       Именно  в то время, когда от переселенцев отворачивается правительство, тогда  к ним на помощь приходят подобные организации. Но если взглянуть с  другой стороны, и увидеть, что прежними темпами развивается нелегальная миграция и тысячи мигрантов и беженцев не могут узаконить свое положение на территории России, то можно сделать вывод о том, что, как и государственным органам власти, так и подобным организациям помощи мигрантов,  необходимо  совершенствовать методы работы.

       В представленной главе мы рассмотрели  процесс миграций как составляющую общественной системы. Первым, что было рассмотрено, явилось законодательство в сфере миграций. Из чего стали  ясны причины неугасающего роста  нелегальных мигрантов. Было выяснено, что политика российских властей в большей степени направлена не на совершенствование правового регулирования миграционных процессов, а на приобретение более устойчивого положения страны на международном уровне. Это, в свою очередь, порождает массу проблем в процессе приобретения легального статуса мигрантом. На этом этапе совершенствования мигрантом своего положения появляются препятствия, выраженные в большом количестве необходимых для него документов, и появлением бюрократических барьеров.

       Помимо  этого, миграции были рассмотрены с точки зрения представителей функционального анализа Р. Мертона и Т. Парсонса, что помогло понять важность миграционных процессов в общественной структуре и ее функционировании. А также подробно разобрать взаимодействие между сторонами-участницами миграционных процессов: государства, мигрантов и организаций, решающие вопросы по миграционным проблемам.

       В то время как государственные  органы усложняют путь мигрантов  к совершенствованию правового  статуса, общество не остается равнодушным к подобному рода примерам. В частности создаются негосударственные организации, все силы и средства которых направлены на помощь переселенцам.

       Также, во второй главе была рассмотрена способность мигранта к адаптации на новом месте жительства. В данном параграфе было установлено, что этот процесс достаточно сложен как для самого переселенца, так и для общества его принимающего. В процессе приспособления к новым жизненным условиям мигрант меняет свои обычные привычки, а соответственно меняется его поведение, мировоззрение. В процессе социализации в новом обществе, мигрант отказывается от своих традиций и обычаев, все более приближаясь к принятым в новом обществе. Но это еще не значит, что в связи этим обстоятельством мигрант примет устойчивое положение в социуме. Было отмечено, что приживаемость это сложный процесс, в котором главную роль играют личностные характеристики мигранта.

       Таким образом, рассмотрев миграционные процессы как сложную составляющую российского  общества, отметим, что несмотря на их большую роль в формировании общества, они получают мало внимания со стороны органов власти, в связи с чем появляется целый ряд неразрешенных проблем.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Миграционные процессы являются важной составляющей частью современного российского общества. Как было выяснено, они оказывают немалое влияние на развитие многих его сфер. При этом сами являются результатом деятельности некоторых из них. Это, в частности, рассмотренное в работе социально-экономическое влияние, а также политическое, духовное и т.п.

       В работе было отмечено деление миграционных процессов по принципам различного рода. Это еще раз доказывает, что миграция не малозначимый процесс, который необходимо внимательно контролировать и отслеживать. Она вызывает немало проблем как для самого мигранта и принимающего его общества, так и для двух государств, принимающих и отпускающих его. Именно поэтому миграционные потоки требуют повышенного внимания, но, как показано выше, они мало контролируются. А связано это с тем, что законодательство в данной области носит противоречивый характер. В связи с этим же аспектом миграционных процессов обращалось внимание на рассмотрение перемещения населения с помощью взглядов функционалистов выше, было показано, что миграции являются важной составляющей общественной системы и играют немалую роль в ее функционировании.

       Рассмотрение  влияния перемещения населения  на некоторые сферы общественной жизни показало, насколько оно носит разносторонний характер. В то время как влияние миграций может быть положительным (обмен опытом в работе или возрастание мобильности населения), она может нести собой отрицательный характер (повышение уровня безработицы, болезни).

       Несмотря  на бездействие со стороны государственного аппарата, общество не остается равнодушным  к проблемам мигрантов, поэтому в постсоветском пространстве возникают общественные негосударственные организации, работа которых направлена на содействие мигрантам в проблемных ситуациях. Как показано в работе эти организации имеют не малозначимую роль в жизни мигрантов.

       Помимо подобного решения проблемы миграционных процессов, необходимо отметить, что не маловажным является и понимание, оказываемое со стороны общества старожил, которые принимают мигранта-соотечественника. Успешное разрешение проблемы правового совершенствования положения переселенца может быть достигнуто посредством более серьезного подхода к ней со стороны властей. А именно более продуктивно проблема будет решаться, в случае, если миграционная политика не будет носить противоречивый характер, вызывающий так много негативных последствий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Андриченко  Л.В. Законодательство в сфере миграций: проблемы и перспективы / Л.В. Андриченко, Л.Н. Васильева // Журнал российского  права. – М.: Норма, 2006. – №1. –  С. 6-18.
  2. Бутов В.И. Демография: учебн. пособие. – М.: МарТ, 2005. – 574 с.
  3. Вишневский А.Г. Население России 2003-2004. Одиннадцатый-двенадцатый ежегодный демографический доклад / под ред. А.Г. Вишневского – М.: Наука, 2006. – 356 с.
  4. Викторовская Г. Миграция и безопасность в России / Под ред. Г. Витковской и С. Панарина.-М.: Интердеалект, 2000.-341 с.
  5. Голунов С.В. Региональное измерение трансграничной миграции в Россию / С.В. Голунов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 351 с.
  6. Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение / А.В. Дмитриев. – М.: Альфа-М, 2006. – 432 с.
  7. Зайончковская Ж.А.Постсоветские трансформации: отражение в миграциях / Ж.А. Зайончковская. – М.: АдаманЪ, 2009.-412 с.
  8. Зверева Н.В. Основы демографии / Н.В. Зверева. – М.: Высшая школа, 2004. – 373 с.
  9. Мертон Р.К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 496 с.
  10. Молодикова И. Миграция в зеркале стран СНГ / И. Молодикова. – М.: 2006 .- 275 с.
  11. О внесении изменения в Указ Президента РФ от 9 августа 1994 г. № 1668 "О Федеральной миграционной программе" (с изменениями от 13 июня 1996 г): Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. № 881 // Гарант [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/1548017.htm, свободный.
  12. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ: закон Рос. Федерации от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ (в ред. от 11 дек. 2007 г.) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справ. Правовая система. – М., 2008. – Вып. 10.
  13. О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ: постановление Правительства РФ от 15 января 2007 г. №9 (в ред. от 28 марта 2008 г.) // УФМС России по Московской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fmsmo.ru/main.php?p=2-3-9, свободный.
  14. Парсонс Т. Система современных обществ /Т. Парсонс; под ред. Л.Н. Шиповой. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 270 с.
  15. Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В. И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 496 с.
  16. Ромодановский К.О. Актуальные вопросы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации: доклад на «Круглом столе» в ГД РФ // КонсультантПлюс. – М. – 2007. – Вып. 10.
  17. Рыбаковский Л.Л. Демографический понятийный словарь / под ред. Л.Л. Рыбаковского. – М.: Центр социального прогнозирования, 2003 – 324 с.
  18. Эстонский турист уже 13 дней живет в машине // Комсомольская правда [Электронный ресурс]. – 20 ноября 2008 г. – Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/24201.4/406091/, свободный.
  19. Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов / Т.Н. Юдина. – М.: Изд-во РГСУ; Академический Проект, 2007. – 472 с.
  20. Юдина Т.Н. Социология миграции / Т.Н. Юдина. – М.: Академический проект, 2006. – 207 с.
  21. Weiner M. On international migration and international relation // Population and development review [Электронный ресурс]. – 1985. – Vol. 11. – № 3. – P. 441-445. – Режим доступа: http://www.jstor.org, свободный.

Информация о работе Специфика миграционных процессов на постсоветском пространстве:проблемы и способы решения