Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:29, курсовая работа
Целью данной работы является анализ возникновения проблем, возникающих в процессе миграции и связанных непосредственно с ним.
В связи с этим в работе поставлены следующие задачи:
Выделить специфику возникновения миграций в постсоветском пространстве
Изучить проблемы, с которыми сталкиваются мигранты постсоветского пространства
3. Определить последствия миграционных процессов
4. Экспликация проблемы легализации статуса и приживаемости мигранта в разрезе функционального анализа общества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. Миграционные процессы в Современной России: причины и последствия………………………………………………………………………7
1.1 Определение миграции………………………………………………….7
1.2 Разрушение СССР как важнейший фактор обусловивший увеличение размеров миграций…………………………………………………..10
1.3 Социально-экономические последствия, вызванные миграциями…12
2.Взаимоотношение государства, общества и мигрантов в нашей стране……………………………………………………. …….16
2.1 Законодательная политика в сфере миграций………………………..16
2.2.Действия государственного аппарата управления в отношении
легализации статуса мигранта…………………………………………….19
3. Миграционные процессы и общество……………….26
3.1. Взгляды на общество Р. Мертона и Т. Парсонса в проекции
на миграционные процессы………………………………...……………26
3.2 Приживаемость мигранта на новом месте жительства…………….29
3.2.1 Помощь со стороны общества. Негосударственные организации..32
Заключение…………………………………………………………………...….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..39
Из
вышесказанного можем заключить, что
в связи с фиктивными усилиями государственных
властных структур по отношению к мигрантам,
страдают люди. Добившись легализации
своего положения через длительный промежуток,
времени самые стойкие переселенцы
сталкиваются с новыми проблемами, связанные
с адаптацией и социализацией на новом
месте жительства.
3. Миграционные процессы и общество
3.1.
Взгляды на общество
Р. Мертона и Т. Парсонса
в проекции
на миграционные процессы
Общество, будучи сложной структурой, включает в себя отдельные группы людей, процессы, социальные институты и некоторые другие единицы. Являясь важной составляющей общественной системы, процессы миграции привлекают особое внимание со стороны исследователей. Выражаясь в терминах функционалистов, взгляды которых в последние десятилетия являются основными при рассмотрении социума, общество является системой социальных отношений, их узлов и связей, которые контролируются нормами и ценностями, приветствующимися в данной системе отношений. При этом общественные отношения, тем более деятельность, носят функциональный характер.
Рассматриваемые нами миграционные процессы также, несомненно, являются частью отношений общественной системы. Также как и институты, их контролирующие. Это и ФМС, и негосударственные организации, и правительственный аппарат, разрабатывающий основное законодательство по данному вопросу. В связи с этим, считаю необходимым рассмотреть миграционные процессы под углом зрения американского структурного функционализма, представителями которого являются Роберт Мертон и Толкотт Парсонс.
В своем труде под названием «Явные и латентные функции» Р. Мертон отмечает постулаты функционального анализа. Один из них, например, заключается в том, что общество в своих действиях едино. Или, словами автора это есть «функциональное единство общества». То есть социальное действие или их совокупность несет собой вклад в жизнь социума в целом.
Таким образом, применительно к действиям государственного аппарата, из вышесказанного следует, что его действия или бездействия (чаще всего наблюдаемым по отношению к миграционным процессам) влекут за собой общественный резонанс. Это влияет не только на самих мигрантов, но и на то население, которое его принимает.
Мертон создал также и понятия явных и латентных функций. Введем краткое пояснение данных терминов. Явные функции предполагают выполнение тех действий и их последствий, которые ожидаемы в данном обществе. Латентные же функции, в свою очередь, подразумевают такую деятельность и ее последствия, что не принимаются в обществе, а точнее сказать, не ожидаются и не предполагаются.
Так, в процессе миграций мы можем выделить как одни, так и другие функции. Примером явных последствий можем обозначить сами миграции, т.е. перемещение людей на новое место жительства, в нашем случае на территорию Российской Федерации. Латентными последствиями следует назвать те, что появляются в процессе легализации мигрантом своего положения, о чем речь поведется ниже. Это важно отметить, поэтому поясним. Подобного рода последствия появляются в связи с возникновением бюрократических барьеров, возрастанием количества документов для правового решения вопроса и некоторых других. Рассмотрим еще один пример. Явные последствия, возникающие в результате работы уполномоченных по вопросам миграции органов, можно назвать запрещение въезда на территорию России людей, несоответствующих требованиям. Но посредством этого появляются и латентные последствия – проникновение на территорию государства нелегальных мигрантов 22.
Если же подойти к рассмотрению общества, включая ее политическую систему, с точки зрения другого социолога Т. Парсонса, исходя из его статьи «Функциональная теория изменения», то можем выделить следующее.
По утверждению автора, любую систему (т.е. в нашем случае общество в целом) можно представить как структуру, как ряд единиц и компонентов во взаимодействии, а также процессы, происходящие в этом взаимодействии. При этом и сама система и взаимодействия в ней находятся в равновесии. Проецируя данное положение в работе Парсонса на российское общество, получим, что действия (т.е. процессы) органов власти, игнорирующие их ошибки и противоречия, возникающие в законодательстве по вопросам миграции, напрямую воздействуют на структуру общества.
Посредством этих нарушений с одной стороны (власти) по отношению к другой стороне взаимодействия (как мигранту, так и всему обществу), терпящей это угнетение, российское общество находиться в равновесии, но отнюдь не в положительном смысле этого слова 23.
Теперь обратимся к рассмотрению Федеральной Миграционной Службы, пользуясь идеальной моделью общества Парсонса AGIL. Для начала охарактеризуем ее значения.
Adaptation. Это способность членов общественной системы приспосабливаться к изменениям окружающей среды.Goal Attainment. Способность индивидов любой системы реализовывать свою целесообразность, целеполагание. Integration. Это свойство системы общества, заключающееся в наличие в нем правовых, моральных норм, традиций и обычаев, которые способствуют общему сплочению в системе. Latency. Характеристика данной способности системы являет собой ее возможность интегрировать новые свойства, выработанные в культурной среде, а также поддержание привычного для данного общества образца поведения 24
Более подробно остановимся на последней характеристике. Представляя ФМС как систему, можем выделить следующее. Latency в данном случае будут выступать устойчивые формы поведения и способы работы, что приняты в каждом отдельном подразделении ФМС. Так, если где-то принято непродуктивно работать, то вновь пришедший сотрудник, не принимающий подобного рода поведения, будет либо не принят в коллективе, либо будет изжит из него.
Итак,
мы еще раз убеждаемся в том, что,
несмотря на активную позицию государств
в области содействия по трудоустройству
и повышению квалификации граждан
за пределами государства, Российское
государство фактически не контролирует
миграционные потоки в той мере, в которой
это надлежит правовому демократическому
государству.
3.2.
Приживаемость мигранта
на новом месте жительства
Узаконив свое положение, мигрант сталкивается со следующей немаловажной проблемой. Под ней понимается такая сторона рассматриваемого нами процесса, как приживаемость мигранта в новой для него среде. Встречающая переселенца страна редко бывает настолько гостеприимной, насколько ожидает мигрант. По прибытии его на новое место жительства, зачастую оказывается немалое психологическое давление по отношению к мигрирующему, как со стороны общества, так и со стороны принимающего государства. Восприимчивость к данному аспекту миграционного процесса в большей и главной степени обусловлена личностными характеристиками переселенца. Важно также наличие у мигрирующего родственных или дружественных связей на новой территории.
Приживаемость включает в себя не только психологическую адаптацию, но и биологическое привыкание к условиям окружающей среды. Особенно сложно проходит первый вид адаптации, о котором поведем речь ниже.
Переселение в новый для мигранта район проживания связан с целым рядом изменений таких, например, как социальных или экономических. Но самое главное изменение, которое приходится пережить мигранту – это процесс его идентификации с народонаселением того места, куда он переселяется. Этот процесс сложен для обеих сторон, как для самого мигранта, так и для принимающей стороны. Приезжающий человек переносит из своей родной страны традиции, обычаи, у него своя культура, религия, устоявшиеся моральные и этические нормы. Подобный набор качеств нового человека для так называемых старожил, принимающих его, зачастую бывает не приемлем. Связано это с тем, что они имеют свое, складывающееся годами, мировоззрение. Поэтому мигрант долгое время вынужден терпеть неприязнь по отношению к нему в принимающей стране. Приезжающий человек должен понимать, что ему необходимо принять и смириться с тем устоявшимся набором правил, норм, что приняты в стране, в которую он приехал. Таким образом, можно отметить следующее. Мигрант, переезжая на новое место жительства, должен рефлексивно оценивать то, что ему придется подстраиваться под те условия, которые будут перед ним поставлены новым обществом, забывая и отдаляясь от своих традиций и обычаев. Помимо присущего процессу социализации приспособлению, здесь происходит и привнесение некоторых изменений в общество старожил мигрантом. Примером подобного рода могут служить различные привычки, выражения, способы поведения, манеры, жесты и т.п.
Скорость
и продуктивность адаптационного процесса
обуславливает успешность мигранта
в трудовой деятельности. Его трудолюбие
и прогрессивность в
Но, к сожалению, чаще происходит обратное. Отсутствие толерантности по отношению к «другому», отличному от нас по конфессиональному или ряду других признаков, ведет к противостоянию двух различных культурных групп. На территории России особо конфликтное отношение проявляется чаще в том случае, если мигрант является представителем азиатской или закавказской культурной группы. Подобного рода примеры наиболее часто наблюдаемы в нашей стране. И даже на обыденном уровне это абсолютно понятно любому коренному россиянину. В этом случае процесс адаптации происходит намного сложнее. Именно в связи с неприемлемостью и неприязнью к иной культуре происходит разжигание межнациональных и межэтнических конфликтов.
В процессе работы над курсовой работой, было проведено исследование на тему «Социальная адаптация приезжих студентов ТУСУР
». Объектом исследования выступают иностранные студенты общежития №6. Предмет: Мнение иностранных студентов о процессе социальной адаптации в новой среде. Цель:
Выявить основные факторы социальной адаптации иностранных студентов (на чём она основывается, как проходит).
Задачи
Результаты данного исследования показали, что большинство(71,1%) студентов по национальности русские, но, тем не менее, приехавшие из Казахстана. Плохо говорят на руссом всего лишь 3,3%, но тем не менее такие студенты есть и их уровень владения языком, вызывает проблемы связанные с учебой и коммуникацией. 4,4% испытывают недоброжелательное отношение со стороны русских студентов. Со словесными оскорблениями сталкиваются 44%. В России намерены остаться после окончания учебы 66,7 %, а это уже говорит о том, что у данной категории лиц могут возникнуть различные проблемы, например, при получении гражданства или иного характера. После проведения данного исследования, можно сделать вывод, что количество опрошенных 100 человек не достаточно и исследование следует продолжить.
Процесс
приживаемости сложен и противоречив.
Его изучение необходимо и должно
позволить решить огромное количество
проблем, возникающих на почве подобного
рода. Государство мало обращает на
этот аспект внимания. Поэтому на территории
нашей страны создаются организации, помогающие
социализации переселенца и возникающим
на его пути проблемам.
3.3.
Помощь со стороны общества.
Негосударственные
организации
В помощь мигрантам, которые не могут устроить свою жизнь, вскоре после прибытия на новое место, создаются некоммерческие организации, не только на территории нашего государства, но и в том числе и на международном уровне. Зачастую они создаются теми, кто некогда уже покидал свое привычное место жительства, побывал на месте переселенца и знает, что государство не в состоянии помочь тому притоку населения, что непрерывно поступает на его территорию.