Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 06:11, контрольная работа
Необходимые знания и навыки по управлению конфликтами и их прогнозированию.
Управление конфликтами включает их предотвращение и конструктивное завершение.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конфликт и понятие управления конфликтами……………………….5
1.1. Природа конфликта…………………………………….………………...…..5 1.2. Сущность «управления конфликтом»……………………………………....8
Глава 2. Предупреждение конфликтов………………………………………....13
2.1. Методы разрешения конфликтов…………………………………………..13
2.2. Предупреждение конфликтов: менеджерский подход…………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...30
Управлять не означает только руководить, регулировать и контролировать. Управление людьми и социальными институтами, как подчеркивает В.Г. Афанасьев, подразумевает рациональную организацию труда, экономической, социально-политической и духовной жизни, воспитание в духе соблюдения норм нравственности. Управлять человеком, констатирует ученый, — значит определить его место в общественной системе, его функции, права и обязанности, его социальную роль.
Постиндустриальная парадигма науки управления ставит в центр исследований человека, изучающего и использующего законы окружающего мира для достижения сознательно поставленных целей в соответствии с определенными интересами, ценностями и идеологическими установками.
Управление обществом подразумевает и управление конфликто-генными социальными процессами и явлениями.
Сущность управления конфликтом как вида социального управления проявляется:
- в системном характере участников противостояния и субъекта управления им, что позволяет дифференцировать систему внутренних и внешних, прямых и обратных связей элементов управляющей и управляемой систем в ситуации конфликтного противоборства, а также определять их иерархию;
- социально направленном целеполагании, преследующем реализацию позитивных функций социального конфликта в интересах большинства общества;
- необходимости нормирования, институционализации конфликтного взаимодействия. Так, правовое обеспечение управления социальным конфликтом включает правотворчество (формирование юридических норм, касающихся предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций), правовое регулирование (использование комплекса специальных мер, средств
и способов, обладающих юридическим содержанием и нацеленных на предотвращение и преодоление социальных конфликтов) и правовые средства (юридические нормы, индивидуальные предписания, определяющие правоотношения и регламентирующие организационные коммуникации). Важнейшее значение в процессе предупреждения и разрешения социального конфликта приобретают правовая деятельность (правотворчество, применение и использование правовых средств, реализация субъектами и объектами управления субъективных прав и обязанностей и др.) и правовое сознание (представления субъектов и объектов управления о правовых явлениях), в том числе процесс формирования профессионального право сознания (юридическое образование, приобретение правового опыта, правовое мышление и т.д.). Основополагающую роль при этом играет принцип верховенства закона. Понятие «управление конфликтом» используется в широком и узком смыслах.
Управление конфликтом в узком смысле подразумевает учет субъективных моментов, нередко определяющих возможности и способы противодействия конфликту. Как правило, оно сводится к принятию мер по обеспечению диалога, организации переговоров противоборствующих сторон в целях смягчения напряженности, вызванной возникающими непримиримыми противоречиями, стабилизации ситуации, недопущения конфронтации и насилия для достижения взаимовыгодных соглашений, достижения компромисса и согласия и др.
Управление конфликтом в широком смысле – это процесс целенаправленного воздействия субъектов социального управления на причины конфликта в целях осознанного изменения характера противостояния в целом или в частных проявлениях. Оно включает три основных элемента управленческого воздействия, распределенных по пространству динамики социального конфликта:
- предупреждение возникновения конфликтогенных проблем на предконфликтной стадии;
- разрешение противоречий на этапе открытого противоборства;
- урегулирование послеконфронтационных коммуникаций в постконфликтный период.
Управление конфликтом как элемент социального управления организованными системами рассматривается как деятельность, функция и процесс.
Управление конфликтом как деятельность подразумевает управленческое воздействие аппарата управления по реализации функций управления, направленных на совершенствование управляемой системы или ее перевод в желаемое состояние (поддержание необходимого уровня темпов роста тех или иных социальных процессов и явлений, в том числе управление экономическим ростом, инфляцией, миграционными потоками, рождаемостью и др.), что особенно важно в контексте профилактики социальных противоборств.
Управление конфликтом как функция призвано сохранять структурную определенность объекта управления, поддерживать стабильный режим его деятельности для достижения социальных целей. Функции управления, обозначенные А. Файолем (1861—1925), остаются актуальными в контексте управления конфликтом. Так, познавательно-программирующие функции (прогнозирование, планирование) в ситуации конфликтных взаимодействий позволяют субъекту управления диагностировать состояние объекта управления, среду его функционирования, разрабатывать прогноз и программу (план) цивилизованного выхода из противоборства. Организационно-регулирующие функции (организация, контроль, регулирование и др.) способствуют адекватной организации деятельности, содействуют разрешению имеющихся противоречий цивилизованными методами[1].
Управление конфликтом как процесс представляет собой комплекс взаимосвязанных и осуществляемых в определенном порядке алгоритмов управленческих действий и отношений в контексте динамики развертывания противоборства, направленных на реализацию задач, которые связаны с профилактикой, разрешением и урегулированием последнего, и включает его технологические характеристики (формы, методы, технологии антиконфликтного воздействия), реализуемые на различных этапах развертывания конфликта.
Таким образом, процесс управления конфликтом в широком смысле можно представить следующим образом: противоречие -> конфликтная ситуация -> конфликт -> анализ конфликта -> разработка решений по его разрешению -> реализация решений -> исход конфликта -> анализ его итогов -> превентивная работа, направленная на предупреждение возникновения острых противоречий[1].
2.1. Методы разрешения конфликтов
Любая управленческая деятельность является целенаправленным влиянием на объект и субъект управления с последовательным преодолением рассогласований в ходе реализации производственных задач. Это преодоление, в частности, может быть связано как с дисфункциональными конфликтами, которые нередко являются следствием допущенных управленческих ошибок, так и с конфликтами, спровоцированными с целью стимулирования творческой активности и инноваций, ускорения процесса изменений. В последнем случае может возникнуть необходимость усиления напряженности, но при этом не следует допускать выхода конфликта за пределы оптимального уровня. Иначе есть опасность дезорганизовать работу организации. Следует, однако, помнить, что отсутствие функционально позитивных конфликтов может породить в организации самодовольство, самоуспокоенность.
Важно сосредоточить внимание на управлении теми конфликтами, в которые руководство организации втягивается в силу складывающихся обстоятельств, ошибок управленцев или сбоев в работе. Такого рода конфликты должны разрешаться с минимальными потерями для организации.
Управление конфликтами — это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений.
Существует множество методов управления конфликтами. Укрупненно их можно разделить на несколько групп, каждая из которых имеет свою область применения:
- внутриличностные;
- структурные;
- межличностные;
- ответные агрессивные действия;
- переговоры.
Внутриличностные методы воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной организации своего собственного поведения, в умении высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны оппонента. Часто используется метод передачи другому лицу того или иного отношения к определенному предмету без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение (так называемый способ «Я- высказывание»). Этот метод позволяет человеку отстоять свою позицию, не превращая оппонента в противника. «Я-высказывание» особенно эффективно, когда человек рассержен, недоволен. Оно позволяет высказать свое мнение о создавшейся ситуации, сформулировать принципиальные положения. Такой метод особенно полезен, когда человек желает передать что-то другому, но не хочет, чтобы тот воспринял это негативно и перешел в атаку.
Структурные методы воздействуют преимущественно на участников организационных конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохой организации труда, несправедливой системы мотивации и стимулирования работников и т.п. К таким методам, как уже отмечалось, относят: разъяснение требований к работе, использование координационных механизмов, разработку или уточнение общеорганизационных целей, создание обоснованных систем вознаграждения.
Разъяснение требований к работе является одним из эффективных методов предотвращения и урегулирования конфликтов. Каждый работник должен четко представлять, в чем состоят его обязанности, ответственность, права. Метод реализуется посредством составления соответствующих должностных инструкций (описание должности) и разработки документов, регламентирующих распределение функций, прав и ответственности по уровням управления.
Использование координационных механизмов заключается в привлечении структурных подразделений организации или должностных лиц, которые в случае необходимости могут вмешаться в конфликт и помочь разрешить спорные вопросы между конфликтующими сторонами. Один из самых распространенных механизмов — это иерархия полномочий, которая упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если сотрудники имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к общему руководителю с предложением принять необходимое решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненные обязаны выполнять решения своего руководителя.
Разработка или уточнение общеорганизационных целей позволяет объединить усилия всех сотрудников организации, направить их на достижение выдвинутых целей.
Создание обоснованных систем вознаграждения также может быть использовано для управления конфликтной ситуацией, поскольку справедливое вознаграждение позитивно влияет на поведение людей и позволяет избежать деструктивных конфликтов. Важно, чтобы система вознаграждения не поощряла негативное поведение отдельных лиц или групп.
Межличностные методы предполагают, что при создании конфликтной ситуации или начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения, чтобы свести к минимуму ущерб своим интересам. Наряду с рассмотренными выше стилями конфликтного поведения, к которым относятся приспособление (уступчивость), уклонение, противоборство, сотрудничество и компромисс, следует обратить внимание на принуждение и решение проблемы.
Принуждение означает попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, использующее такой подход, обычно ведет себя агрессивно и для влияния на других использует власть путем принуждения.
Стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток этого стиля заключается в том, что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что не будут учтены какие-то важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Подобный стиль может вызвать возмущение, особенно у более молодой и более образованной части персонала. Решение проблемы означает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти путь действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем, не стремится добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант преодоления конфликтной ситуации. В сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенными для принятия здравого решения, появление противоречивых мнений надо поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблемы.
Управление конфликтом через решение проблемы осуществляется в следующем порядке:
1. Определите проблему в категориях целей, а не решений.
2. После того как проблема определена, выявите решения, которые приемлемы для обеих конфликтующих сторон.
3. Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личностных качествах другой конфликтующей стороны.
4. Создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией.
5. Во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны, а также сводя к минимуму проявление гнева и угроз.
Переговоры, как указывалось, выполняют определенные функции, охватывая многие аспекты деятельности работников. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых для конфликтующих сторон решений.
Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимы определенные условия: существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте; отсутствие значительного различия в возможностях (полномочиях) участников конфликта; соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров; участие в переговорах сторон, которые могут принимать решения в сложившейся ситуации. Каждый конфликт в своем развитии проходит несколько этапов. На некоторых из них переговоры могут быть не приняты, так как еще рано, а на других начинать их будет уже поздно.